ТЕМА 3: Индивидуальные типологические особенности ВНД — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

ТЕМА 3: Индивидуальные типологические особенности ВНД

2017-12-21 247
ТЕМА 3: Индивидуальные типологические особенности ВНД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 3: Индивидуальные типологические особенности ВНД

Теоретический минимум

Мозг человека реагирует на две системы сигналов:

1-ая сигнальная система – это система раздражителей, в качестве которых выступают конкретные свойства предметов и явлений, воспринимаемые человеком и животными посредством разнообразных сенсорных систем;

2-ая сигнальная система – это система словесных раздражителей, с помощью которых человек может обозначить любое конкретное свойство и явление, а также абстрактные понятия. Животные реагируют на слово как на конкретный раздражитель, знакомый набор звуков.

В восприятии явлений действительности значение 1 и 2 сигнальных систем у человека может быть неравнозначным: одна из систем может преобладать. В связи с этим И.П.Павлов выделил два типа ВНД, характерные только для человека, и назвал их «художественный» и «мыслительный». Для людей художественного типа характерна ведущая роль 1-ой сигнальной системы и связанное с ней конкретно-образное мышление. Для людей мыслительного типа характерна ведущая роль 2-ой сигнальной системы и связанное с ней абстрактно-логическое мышление. Людей, у которых трудно выделить преобладание одной из сигнальных систем, И.П.Павлов отнес к «смешанному» типу ВНД.

Представления о мыслительном и художественном типе ВНД во многом совпадают с представлениями о функциональной асимметрии больших полушарий мозга человека. Поэтому тестирование доминантного полушария и типа ВНД обычно дает сходные результаты.

Более точно определить степень доминирования полушария и преобладание одной из сигнальных систем возможно, многократно поставив человека в ситуацию с возможностью принятия альтернативного решения. Желательно, чтобы количество таких ситуаций было как можно большим: не менее 100.

 

Лабораторная работа №5

Тестирование доминантного полушария и типа ВНД

Цель: научиться тестировать доминантное полушарие и тип ВНД, связанный с преобладанием одной из сигнальных систем в оценке явлений действительности.

Оборудование: тесты, цветные карандаши или ручки, бумага, набор карточек с изображением различных предметов (10 шт.).

Ход работы:

1. Определить тип ВНД по тесту 1.

2. Определить доминантное полушарие по тесту 2.

3. Сравните результаты тестов 1 и 2_____________________________

4. Сделайте вывод о соотношении типа доминирования и преобладания одной из сигнальных систем_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Тест 1. «Художник или мыслитель»

Тестируемого просят прослушать 10 утверждений и, пользуясь 11-балльной шкалой, оценить их на соответствие своим собственным представлениям о себе. Категорическому отрицанию соответствует 0 - баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но, если у испытуемого возникают сомнения, поскольку он не относит себя ни к мрачным личностям, ни к счастливым оптимистам, то в его распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9.

Содержание теста:

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю: эмоции в разговоре мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Для подведения итогов предлагается подсчитать отдельно сумму баллов 1,2, 5,8, 9 ответов (ЛП - левополушарные ответы) и 3. 4, 6, 7, 10 ответов (ПП - правополушарные ответы).

1. ЛП > ПП на 5 баллов и более - мыслительный тип.

2. ПП > ЛП на 5 баллов и более - художественный тип.

3. ПП = ЛП - смешанный тип.

Таблица 3.1

Анализ результатов тестирования

Правополушарные ответы Левополушарные ответы
1а, 3а, 4а, 5б, 6а, 7б, 8а, 9а, 10б, 11б, 12а, 14а, 15б, 16б, 17б, 18а, 19а, 21б, 22а, 23а, 24б, 25б, 26а, 27а, 28а, 29а, 30а, 31а, 32а, 33а, 34б, 35а, 36б, 39б, 42а, 43б, 44б, 45б, 46б, 47б, 48а, 50а, 51а, 52б, 53б,г, 54б, 55а, 56а, 57а, 58а, 59а, 60б, 61б, 62б, 63б, 64а, 65б, 66а,в,г, 67б, 68б, 69а, 70б, 71б, 72а, 73а, 74б, 75а, 76б, 77а, 78б, 79б, 81а, 82а, 83а, 84б, 85б, 86б, 87б, 88б, 89а, 90б, 91б, 92б, 94б, 95б, 96а, 98а, 99а, 100б. Оставшиеся буквы в вопросах, перечисленных в графе «Правополушарные ответы»

 

Лабораторная работа №6

Ассоциативный эксперимент

Цель: убедиться в том, что образование систем временных связей между словами, т. е. ассоциаций, и их изучение позволяет выявить некоторые индивидуальные особенности ВНД человека: богатство или бедность временных связей, тип ВНД, способность к торможению, характер тормозных раздражителей, работоспособность.

Оборудование: карточки, секундомер.

Ход работы:

1. Используя заранее составленные списки из 10-20 слов, главным образом имен существительных (испытуемый не должен быть с ними ознакомлен), исследователь называет слова. Испытуемый должен быстро ответить на каждый раздражитель первым пришедшим в голову словом, которое возникает у него по ассоциации с названным словом. При этом регистрируется латентный период ответа (время, необходимое для возникновения ассоциаций). В ходе эксперимента заполняется таблица 3.2.

Таблица 3.2

ТЕМА 3: Индивидуальные типологические особенности ВНД

Теоретический минимум

Мозг человека реагирует на две системы сигналов:

1-ая сигнальная система – это система раздражителей, в качестве которых выступают конкретные свойства предметов и явлений, воспринимаемые человеком и животными посредством разнообразных сенсорных систем;

2-ая сигнальная система – это система словесных раздражителей, с помощью которых человек может обозначить любое конкретное свойство и явление, а также абстрактные понятия. Животные реагируют на слово как на конкретный раздражитель, знакомый набор звуков.

В восприятии явлений действительности значение 1 и 2 сигнальных систем у человека может быть неравнозначным: одна из систем может преобладать. В связи с этим И.П.Павлов выделил два типа ВНД, характерные только для человека, и назвал их «художественный» и «мыслительный». Для людей художественного типа характерна ведущая роль 1-ой сигнальной системы и связанное с ней конкретно-образное мышление. Для людей мыслительного типа характерна ведущая роль 2-ой сигнальной системы и связанное с ней абстрактно-логическое мышление. Людей, у которых трудно выделить преобладание одной из сигнальных систем, И.П.Павлов отнес к «смешанному» типу ВНД.

Представления о мыслительном и художественном типе ВНД во многом совпадают с представлениями о функциональной асимметрии больших полушарий мозга человека. Поэтому тестирование доминантного полушария и типа ВНД обычно дает сходные результаты.

Более точно определить степень доминирования полушария и преобладание одной из сигнальных систем возможно, многократно поставив человека в ситуацию с возможностью принятия альтернативного решения. Желательно, чтобы количество таких ситуаций было как можно большим: не менее 100.

 

Лабораторная работа №5


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.