Практика и активные методы обучения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Практика и активные методы обучения

2017-12-21 267
Практика и активные методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Взаимосвязь практики и активных методов обучения позволяет повысить качество подготовки выпускников и эффективность практики. Само по себе достижение студентами определенного результата является важным элементом активного творчества, а использование результатов практики в учебном процессе отражает его активизацию и обеспечивает связь практики с проблемным обучением.

Практика может рассматриваться как самостоятельный модуль учебных планов, интегрированный в учебный процесс; в то же время может рассматриваться как практическая составляющая отдельных модулей учебных курсов по направлениям и специальностям. Практическая составляющая естественным образом придает учебному процессу индивидуальный, авторский и инициативный характер. Объективный характер придает участие третьей стороны: руководителей и специалистов предприятий (учреждений, организаций) – мест практики.

Участие студентов в реальной практической деятельности предприятий, организаций и фирм позволяет повысить эффективность использования активных методов обучения.

Рабочие материалы и результаты производственной и преддипломной практики могут и должны использоваться как непосредственно студентами, так и руководителями, и другими преподавателями в учебном процессе. Студенты используют их как результаты собственной активной самостоятельной деятельности в качестве примеров для иллюстрации и интерпретации основных положений изучаемых теоретических курсов.

Преподаватели используют их как апробированные материалы, актуализирующие, иллюстрирующие, интерпретирующие, дополняющие и развивающие основные теоретические положения учебных курсов соответствующих дисциплин учебных планов.

Наиболее удачными формами активного обучения, в которых легко могут быть использованы результаты практики, являются: конференции, семинары, «круглые столы» по итогам практики; метод конкретных ситуаций (метод проблемных ситуаций, кейс-метод); деловые (ролевые) игры.

Итоговые конференции, семинары и «круглые столы» по результатам практики как формы активных методов обучения показывают степень развития исследовательских навыков студентов, их умение работать с информационными ресурсами, степень формирования профессиональных навыков и умений на основе усвоенных теоретических знаний. Дискуссия на «круглом столе» способствуют приобретению студентами навыков профессионального мышления,позволяет выявить ключевые проблемы профессиональной деятельности, определить позицию студентов по анализируемой проблеме, выработать алгоритм ее решения, учитывая собственный опыт, полученный во время практики.

Такие формы дают возможность обменятся опытом и знаниями, полученными студентами во время практики на предприятиях различных форм собственности, с различной корпоративной культурой, в разных структурных подразделениях.

По результатам конференции, семинара преподаватели кафедры могут использовать в учебных целях наиболее значимые и интересные результаты практики студентов, применяя различные формы активных методов обучения: разбор конкретной ситуации; деловую игру; подготовленный комплекс задач или практических заданий с тестированием на выходе; имитационные модели (сценарии) вывода предприятий и организаций из кризиса (с описанием процедур и действий); разработанные кейсы (наборы) текстовых аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов для самостоятельного изучения.

Метод конкретных ситуаций (метод анализа, метод проблемных ситуаций, кейс-метод). Данный метод состоит в изучении, постановке и принятии решений в ситуации, которая возникла в конкретной организации в определенное время. Практика дает уникальную возможность ознакомится с реальными ситуациями, решение которых формирует навыки, востребованные впрофессиональной деятельности.

Собранная студентом информация для описания конкретной проблемы, может впоследствии использоваться для обсуждения в группе во время практических занятий.

Так как работа в конкретной ситуации предполагает поиск и оценку альтернативных решений, то преподаватели всегда должны иметь собственную схему решения и в то же время уметь различить зарождение более эффективного решения, предложенного студентами.

Наиболее интересные возможности практика дает для поведения деловых игр. Деловая игра предполагает условное воспроизведение, имитацию, моделирование реальной деятельности, при этом каждый участник решает свою отдельную задачу, в соответствии со своей ролью и функцией. Таким образом, появляется возможность так распределить эти роли, чтобы студенты могли использовать знания и навыки, полученные ими в ходе реальной деятельности, в соответствии с местом прохождения практики.

Использовать деловую игру целесообразно после изучения учебного курса. Деловая игра дает опыт комплексной постановки проблем, согласования индивидуальных приоритетов, при групповом выборе и реализации действий; она имитирует взаимодействие в различных сферах практической деятельности человека.

В целом выбор форм и методов активного обучения с использованием результатов практики зависит от профессиональной готовности и опыта преподавателей работать в режиме того или иного метода.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.