Роль народного творчества в воспитательном процессе — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Роль народного творчества в воспитательном процессе

2017-12-20 528
Роль народного творчества в воспитательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В дохристианской Руси педагогические воззрения были тесно связаны с языческими анимистическими представлениями о природе. В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась младенцем в лес, где совершала обряд с такими словами: «Умываю я своего дитятко в чистое личико, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, щиты красные, освещаю свечою обручальною его осанку соболиную... его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего...»

Особую роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. Важной функцией обрядов была передача определенных умении, необходимых для жизни, труда. Участие в обрядах позволяло, например, усваивать навыки охоты. Так, зоофические пляски отражали повадки животного и приемы охоты (отголоски обряда — праздники с ряжеными, вождение медведя по деревням - сохранились до XX в.).

Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно посредством различных пословиц, поговорок. В них сформулированы важные истины, наставления, поучения, послания, касавшиеся жизненных принципов, занятия хлебопашеством, бортничеством. Приведем примеры таких пословиц и афоризмов; «Держись за соху: она кормилица»; «Не трогай пчелы - будешь плакать»; «Работа да руки - надежные в людях поруки»; «Добро творить - себя веселить» и др.

Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.

В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений». Именно такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности. И, наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.

Огромное влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», где, по сути, кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия.

Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: «Месяц красен – к дождю», «Во время дождя – подальше от дуба», «Кукушка закуковала – пора лен сеять», «Овес сей, когда береза распускается» и др.

Большую роль в моральном воспитании детей древних славян играли сказки, песни, былины; Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о сказках: «это, - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

 

Методы народной педагогики

Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ, упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли - полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы».

Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей - это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.

Личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей»

Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благословление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих», - скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

Итак, народные афоризмы, появившиеся в древнеславянском обществе рассматривали воспитание как «бесценное богатство» человека. Древние славяне имели определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей, при этом особое значение придавалось воспитанию в раннем детстве через игровую деятельность детей.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. На каких традициях было основано воспитание у древних славян?

2. Почему пословицы и поговорки можно считать народными педагогическими миниатюрами?

3. Перечислите методы народной педагогики. Какой из методов, является на Ваш взгляд, самым действенным? Ответ объясните.

 

Темы для самостоятельной разработки:

 

Тема 1. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян;

Тема 2. Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси;

 


МОДУЛЬ 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

ТЕМА 7. ОБРАЗОВАНИЕ В ВИЗАНТИИ И СТРАНАХ ВОСТОКА

 

Образование в Византии


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.