Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-12-20 | 376 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одновременно со своим развитием, человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Существовало некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Так, мальчики вместе с взрослыми мужчинами участвовали в охоте и рыбной ловле, занимались изготовлением оружия и орудий труда; девочки же под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По существу это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умения, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения и определенных черт характера человека.
Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7-8- лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, а в более старшем возрасте – раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины (племена ацтеков, майя, маори).
|
Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. В 10-15 летнем возрасте процесс подготовки заканчивался своеобразной процедурой посвящения во взрослые, представлявшей собой религиозный обряд - инициацию. Процедура инициации состояла из публичных испытаний, в ходе которых проверялись умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость, и сопровождался традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Характерно, что в ходе подготовки к инициации, запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, укола, щипка, нанесенных наставником.
Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, — все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание стало выделяться как особая форма общественной деятельности.
В 9-8 тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Историки называют этот период разложением первобытного общества. В результате этого основной ячейкой общества становится семья, что очень сильно повлияло на содержание воспитания. И если раньше воспитание контролировалось общиной и было всеобщим, то с появлением семьи оно превращается в сословно-семейное. Имущественное и социальное расслоение общества обусловило появление дифференцированного воспитания у представителей различных страт (жрецов, воинов, вождей, остальных членов общины).
|
Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения — школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.
Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.
Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите об особенностях воспитания в первобытную эпоху;
2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
3. Что представляли собой дома молодежи, появившиеся на исходе первобытно-общинного периода?
4. Какие факторы обусловили появление дифференцированных форм воспитания в первобытном обществе?
Темы для самостоятельной разработки:
Тема 1. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества.
Тема 2. Обряд инициаций как зачаточная форма организованного воспитания.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!