Анализ финансовой деятельности предприятия — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Анализ финансовой деятельности предприятия

2017-12-21 305
Анализ финансовой деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация финансовой работы на предприятии. В процессе ознакомления с организацией финансовой работы на предприятии студент должен изучить работу финансовой службы предприятия, получить практическое представление о финансовом механизме управления предприятием, его подсистемах и основных элементах, круге задач, решаемых финансовой службой предприятия.

После изучения работы финансовой службы студент должен дать описание в отчете:

- организации финансовой работы, структуры финансовой службы (отдела), положения о финансовой дирекции, должностных инструкций финансового менеджера;

- финансовых методов, рычагов, инструментов, систем финансовых показателей, используемых при анализе, планировании, управлении финансами предприятия;

- основных функций финансовой службы, важнейших направлений финансовой работы: финансового планирования, оперативной и контрольно-аналитической деятельности, организации финансового контроля на предприятии; взаимодействия финансового отдела с другими службами и подразделениями предприятия.

Финансовые ресурсы и капитал предприятия. Студенту следует ознакомиться с процессом формирования финансовых ресурсов предприятия, составом финансовых ресурсов и их структурой, особенностями формирования собственного капитала предприятия, возможностями привлечения внешних источников финансирования, составом и структурой активов и пассивов предприятия, спецификой денежных фондов предприятия. По результатам данного раздела работы в отчете о выполнении программы практики необходимо изложить:

- порядок формирования финансовых ресурсов предприятия;

- порядок формирования собственного капитала предприятия (уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов);

- анализ состава и структуры финансовых ресурсов, оценку финансовой структуры капитала с позиций достижения оптимальных значений, определение возможностей использования заемных средств, размера, структуры и условий их привлечения;

- анализ состава и структуры активов и пассивов предприятия;

- характеристику денежных фондов, создаваемых на предприятии, их состава и назначения.

Финансовый механизм управления инвестиционной деятельностью предприятия. Данный раздел содержит три основных блока вопросов, которые следует изучить студенту при прохождении практики:

· инвестиции во внеоборотные и оборотные активы;

· реальные инвестиции;

· финансовые инвестиции;

Необходимо проанализировать и отразить в отчете:

- состав внеоборотных активов, виды денежной оценки основных средств, движение основного капитала, динамику показателей эффективности использования основного капитала;

- состав и структуру источников финансирования инвестиций во внеоборотные активы, порядок финансирования капитальных вложений, нематериальных активов, порядок начисления амортизации в целях бухгалтерского учета (по ПБУ 6/01) и в целях налогообложения;

- формирование портфеля реальных инвестиционных проектов предприятия, разработку финансовых аспектов бизнес – плана, выбор форм финансирования проектов, эффективность инвестиционных проектов;

- виды финансовых инвестицийпредприятия, моделирование портфеля ценных бумаг предприятия, эффективность финансовых вложений;

- состав и структуру оборотных средств, определение потребности предприятия в собственных оборотных средствах, используемые способы планирования (нормирования) оборотных средств (аналитический, коэффициентный, прямого счета), оценка оптимальности запасов;

- состав и структуру источников формирования оборотных средств, динамику показателей эффективности использования оборотных средств предприятия, выявление возможностей ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия.

Расходы, доходы и прибыль предприятия. При изучении проблем данного раздела студенту следует рассмотреть действующий порядок формирования доходов и расходов, определить степень его соответствия требованиям бухгалтерского (ПБУ 9/99 и 10/99) и налогового учета, ознакомиться с планированием затрат на производство и реализацию продукции, составлением плановых смет на производство и реализацию продукции, калькуляций себестоимости продукции, формированием и использованием выручки от продаж. Необходимо изучить порядок формирования финансовых результатов; планирования, использования и распределения прибыли.

По материалам данного раздела в отчете должны найти отражение:

- формирование доходов и расходов по обычным видам деятельности, прочим видам деятельности; формирование финансового результата от обычных видов деятельности, прочих видов деятельности;

- анализ затрат на производство и реализацию продукции (по учетному признаку, по элементам затрат, по статьям калькуляции, по связи с ростом объема производства, по способу распределения между видами продукции, степени агрегирования и т.д.); планирование затрат при использовании метода, принятого в учетной политике предприятия (метода начисления или кассового метода);

- анализ динамики себестоимости основных видов продукции; выявление отклонений фактической себестоимости от плановой; определение возможностей снижения себестоимости продукции;

- формирование выручки от продаж; особенности определения выручки от продаж при использовании метода, принятого в учетной политике предприятия (метода начисления или кассового метода); направления использования выручки от продаж;

- планирование прибыли с характеристикой используемых на предприятии методов планирования; анализ динамики прибыли и выявление факторов, ее определяющих; определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности; порядок распределения и использования прибыли на предприятии.

Финансовое планирование на предприятии. При изучении практики финансового планирования на предприятии студенту необходимо ознакомиться с финансовой политикой предприятия, содержанием, целями и задачами финансового планирования, применяемыми методами, информационной базой финансового планирования, видами финансового планирования, процессом формирования финансовых планов. Следует проанализировать основные финансовые документы, разрабатываемые в процессе финансового планирования, принять участие в разработке плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Студент должен изучить состав финансовой отчетности (форма №1 «Баланс предприятия», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №3 «Отчет о движении капитала», форма №4 «Отчет о движении денежных средств», форма №5 «Пояснительная записка»). По результатам выполнения задач программы практики по данному разделу в отчете должны найти отражение:

- организация процесса финансового планирования на предприятии и его этапы, взаимодействие финансовой службы с маркетинговым, производственным и другими отделами в процессе финансового планирования;

- система финансовых планов (бюджетов) предприятия; использование сметного планирования, бизнес - планирования; оценка условий, имеющихся на предприятии для реализации бюджетирования как технологии финансового планирования; характеристика методов, применяемых в практике финансового планирования;

- формирование финансовой стратегии предприятия, оценка состояния прогнозирования финансовой деятельности; характеристика основных финансовых документов, разрабатываемых в процессе перспективного финансового планирования (при их наличии).

- составление документов текущего финансового плана; анализ планового баланса активов и пассивов, баланса доходов и расходов, плана движения денежных средств;

- характеристика системы оперативного планирования финансовой деятельности; разработка платежного баланса (календаря), кассового плана, кредитного плана (бюджета);

- порядок и техника составления форм периодической финансовой отчетности, представления и утверждения финансового отчета; анализ выполнения финансовых планов и оценка финансовых результатов деятельности фирмы; отчет о движении денежных средств и его связь с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках;

- организация контроля за выполнением финансовых планов; расчет показателей для анализа отклонений от плановых значений; порядок корректировок в процессе выполнения финансовых планов.

Оценка финансового состояния предприятия. Задачей студента в процессе выполнения программы данного раздела является получение навыков по анализу и оценке финансового состояния предприятия. Необходимо получить представление о конкретной информационной основе и методах оценки финансового состояния предприятия; изучить (на основе «Пояснительной записки» к годовому отчету и аудиторского заключения) факторы, повлиявшие на итоговые результаты деятельности предприятия, провести самостоятельные расчеты показателей финансового состояния предприятия с использованием всех отчетных форм, сделать комплексный анализ и заключение о финансовом состоянии предприятия. По результатам работы в отчете следует охарактеризовать:

- порядок организации финансового анализа на предприятии, используемые методики оценки финансового состояния;

- величину денежных потоков предприятия за год с распределением их по сферам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая) и оценкой их влияния на общую величину финансовых ресурсов предприятия;

- результаты оценки финансового состояния предприятия (степени деловой активности предприятия, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, эффективности и др.) предприятия), выявления признаков потенциального банкротства предприятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

 

Коммерческий банк

Общее знакомство с деятельностью коммерческого банка включает изучение истории организации банка и его развития, особенностей, места на рынке банковских услуг, организационной структуры, структуры управления, функций подразделений. Студент изучает устав банка, положения о его подразделениях (филиалах), должностные инструкции сотрудников, основные финансовые документы; получает общее представление о целях и задачах развития банка, применяемых методиках работы, результатах деятельности.

По итогам изучения студент готовит общую характеристику коммерческого банка, в которой должны быть отражены:

- организационно-правовая форма, характеристика уставных документов и лицензий, структура управления, функциональная структура;

- тип банка, его масштабы, направления специализации;

- перечень осуществляемых банком операций, состав клиентуры, анализ спроса на услуги банка;

- состав финансовой отчетности.

Изучение основных операций банка предполагает общий анализ динамики и структуры активов и пассивов (на основе баланса банка – формы публикуемой отчетности), исследование состава и структуры банковских операций, выявление операций, занимающих основную долю в общем объеме банковских операций, анализ организации банковских операций, анализ сведений о выполнении требований, установленных нормативными актами Банка России (форма публикуемой отчетности), инструкций и Положений Банка России (54-П, 39-П, 254-П, 283-П, 110-И, 1376-У). По результатам данного раздела работы в отчете о выполнении программы практики необходимо изложить следующие вопросы:

- состав и структура пассивов, в т.ч. собственных, привлеченных и заемных средств, динамика ресурсной базы банка;

- состав и структура собственных средств (капитала) банка, динамика капитала банка;

- динамика норматива достаточности собственных средств (капитала) банка;

- динамика и структура привлеченных средств; объем и структура средств населения и организаций; структура депозитов по срокам; процентные ставки по депозитам; депозитная политика;

- динамика и структура активов;

- динамика и структура операций по кредитованию (кредитного портфеля);

- организация ссудных операций (порядок приема заявки на кредит, способы изучения финансового положения заемщика и оценка его кредитоспособности, порядок принятия решения о выдаче кредита, порядок формирования кредитного договора и договоров залога, оформление выдачи кредита и контроль за его погашением, отражение этих операций в учете, порядок установления процентных ставок; расчет резервов на покрытие кредитного риска - величина расчетного резерва на возможные потери по ссудам, рассчитанного в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, величина фактически сформированных резервов на возможные потери по ссудам);

- организация выдачи и погашения межбанковских кредитов; структура и динамика межбанковского кредитования;

- организация операций с ценными бумагами (эмиссия ценных бумаг, банковские инвестиции в ценные бумаги, забалансовые операции с ценными бумагами, расчет резервов под обесценение ценных бумаг - расчетная величина резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери, рассчитанных в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, величина фактически сформированных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери);

- организация валютных операций (ведение текущих валютных счетов клиентов, валютный контроль операций, контроль величины открытой валютной позиции);

- организация расчетных операций (открытие счета клиентам, оформление приема документов по безналичным расчетам и их оплаты, ведение картотек документов, оформление расчетов по корреспондентским счетам, автоматизированные информационные системы, использование пластиковых карт);

- организация кассовых операций (функции учетно-операционных работников и кассиров операционных касс по осуществлению, учету, оформлению кассовых операций, взаимоотношения банков и клиентов по операциям с денежной наличностью, кассовое планирование в банках, отчетность о кассовых оборотах);

- организация операций по лизингу и факторингу;

- порядок выдачи банком гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме,

- оказание консультационных услуг.

Изучение финансовых результатов деятельности банка предполагает анализ доходов, расходов и прибыли банка (на основе отчета о прибылях и убытках – формы публикуемой отчетности). По результатам данного раздела работы в отчете о выполнении программы практики необходимо изложить следующие вопросы:

- состав и структура доходов, динамика доходов;

- состав и структура расходов, динамика расходов;

- анализ факторов, повлекших изменения структуры расходов и доходов банка;

- динамика прибыли.

Оценка финансового состояния коммерческого банка предполагает ознакомление с информационной базой и методами оценки финансового состояния банка, изучение факторов, определивших итоговые результаты его деятельности, комплексный расчет показателей финансового состояния банка с использованием отчетных форм. По результатам раздела в отчете следует описать:

- порядок организации финансового анализа в банке, используемые методики оценки финансового состояния;

- результаты оценки финансового состояния коммерческого банка: расчет показателей достаточности капитала, динамика норматива достаточности собственных средств (капитала) банка, показатели качества активов, показатели ликвидности, показатели рисков, рентабельности, рейтинговая оценка финансового состояния и др.;

- заключение по результатам анализа.

 

Страховая организация

Общее знакомство с деятельностью страховой организации включает изучение ее истории, специфики, места на рынке страховых услуг, организационной структуры, структуры управления, функций подразделений. Студент изучает устав страховой организации, лицензии, положения о подразделениях, должностные инструкции сотрудников, основные финансовые документы; получает общее представление о целях и задачах развития страховой организации, применяемых методах работы, результатах деятельности.

По итогам изучения студент представляет общую характеристику страховой организации, в которой должны быть отражены:

- организационно-правовая форма, характеристика уставных документов, лицензий, структура управления, организационная структура;

- тип страховой организации, ее масштабы, направления специализации, место на рынке страховых услуг;

- применяемые виды страхования, перечень осуществляемых операций банка, состав клиентуры, анализ спроса на услуги банка;

- состав финансовой отчетности.

Изучение основных операций страховых организаций включаетобщий анализ динамики и структуры активов и пассивов (по данным баланса, форма №1 – страховщик), страховых операций, динамику поступления страховых взносов и количество договоров в целом по отраслям страхования и по конкретному виду страхования, анализ средних показателей по массовым видам страхования.

По результатам раздела в отчете о выполнении программы практики необходимо изложить следующие вопросы:

- динамика и структура ресурсной базы страховой организации;

- динамика и структура собственного капитала страховой организации (на основе отчета об изменении капитала – форма №3 – страховщик);

- динамика, структура и порядок создания страховых резервов и фондов;

- анализ инвестиционной политики страховой организации;

- динамика и структура активов;

- динамика и структура страховых взносов и количество договоров, анализ средней страховой суммы и среднего взноса, приходящихся на 1 договор страхования; средних тарифных ставок по определенным видам и однородным объектам страхования; уровня страховых выплат в целом по отраслям и по конкретным видам страхования);

- анализ факторов, влияющих на стоимость страховой услуги;

- динамика и структура операций перестрахования.

Изучение финансовых результатов деятельности страховой организации охватывает анализ доходов, расходов и прибыли (на основе отчета о прибылях и убытках (форма №3 – страховщик). В отчете о выполнении программы практики должны найти отражение:

- динамика и структура доходов страховой организации по направлениям деятельности (поступления страховых премий по прямому страхованию, доходы от передачи рисков в перестрахование, доходы от принятых в перестрахование рисков, доходы от нестраховой деятельности и пр.), по источникам формирования и др.

- динамика и структура расходов страховой организации;

- анализ факторов, определивших изменения структуры доходов и расходов страховой организации;

- динамика прибыли.

Оценка финансового состояния страховой организации должна осуществляться на основе изучения информационной базы, методов оценки финансового состояния страховых организаций, ключевых факторов, определяющих финансовое состояние. Она предполагает самостоятельное проведение расчетов показателей финансового состояния страховой организации с использованием отчетных форм. По результатам раздела в отчете характеризуются:

- порядок организации финансового анализа в страховой организации, используемые методики оценки финансового состояния;

- результаты оценки финансового состояния страховой организации (расчет показателей чистых активов, анализ состава активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организации (форма № 14-страховщик), анализ маржи платежеспособности, сопоставление ее фактического размера с нормативными значениями, анализ показателей финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, рентабельности страховых услуг, рейтинговая оценка финансового состояния и пр.).

- заключение по результатам анализа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

2.3.1. Финансовые отделы (управления, департаменты) администрации края и муниципальных образований

Общее знакомство с деятельностью финансовых отделов администрации края (муниципальных образований) предполагает изучениеполномочий данного структурного подразделения в системе управления субъекта РФ или муниципального образования, нормативной базы деятельности, организационной структуры, работы внутренних служб, прав и обязанностей сотрудников, отношений подразделения с другими звеньями (уровнями) управления финансовой деятельностью.

По итогам изучения составляется общая характеристика подразделения, в которой отражаются:

- полномочия структурного подразделения в соответствии с законодательством РФ (правовыми актами местного самоуправления);

- права и обязанности в соответствии с Положением о соответствующей структуре;

- задачи и функции подразделения;

- организация деятельности подразделения;

- практика подготовки и принятия внутренних распорядительных документов по органу управления (постановлений, решений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций), степень и механизм участия работников аппарата в подготовке этих документов;

- отношения с другими звеньями (уровнями) управления финансовой деятельностью по вопросам общей компетенции.

Изучение направлений деятельности финансовых отделов администрации края (муниципального образования) включает анализ основных направлений деятельности, взаимоотношений с субъектами финансовой деятельности, финансового регулирования, планирования, анализа и контроля, форм отчетов. По результатам раздела в отчете о прохождении практики должны найти отражение:

- перечень и характеристика основных направленийдеятельности подразделений;

- анализ взаимоотношений с субъектами финансовой деятельности: вопросы, по которым они обращаются в данный орган управления, и документация, им выдаваемая;

- система финансового планирования и финансового контроля в государственных и муниципальных органах управления;

- практика подготовки и принятия (утверждения) перспективных и текущих планов работы государственного (муниципального) органа и его структурных подразделений; содержание этих планов и эффективность их исполнения;

- роль целевых программ в работе государственных и муниципальных органов управления;

- анализ проблем управления финансовой деятельностью.

Анализ результатов деятельности финансовых отделов администрации края (муниципального образования) предполагает изучение результативности и эффективности различных форм финансовой работы. В отчете о прохождении практики должны быть отражены:

- показатели эффективности работы подразделения;

- факторы, определяющие уровень эффективности работы подразделения;

- результативность работы по совершенствованию взаимоотношений с субъектами финансовой деятельности;

- роль подразделения в развитии финансовой деятельности в регионе (городе).

 

2.3.2. Налоговые органы (подразделения Министерства РФ по налогам и сборам в регионе и муниципальном образовании)

Общее знакомство с деятельностью налоговых органов предполагает изучение полномочий соответствующего налогового органа в соответствии нормативными актами и инструктивными материалами, состава и структуры управления, а также функций и задач отдельных внутренних подразделений, организации работы.

По результатам изучения составляется общая характеристика подразделения, где отражаются:

- полномочия налогового органа в соответствии с законодательством РФ;

- задачи и функции налогового органа;

- состав и структура управления, задачи и функции внутренних подразделений;

- организация деятельности налогового органа.

Анализ направлений деятельности налоговых органов предполагает изучение порядка заполнения соответствующих отчетных документов по налогам, форм и методов контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет налогов и других обязательных платежей, форм статистической налоговой отчетности (№1-НМ, 2-НМ, 4-НМ, 2-НК и др.), порядка проведения камеральных и выездных налоговых проверок, методов проверки правильности исчисления налогов. По результатам раздела в отчете о прохождении практики должны найти отражение:

- характеристика основных направленийдеятельности налогового органа;

- порядок составления налоговой отчетности инспекции о поступивших суммах налогов, опыт планирования налоговых поступлений, анализ фактических налоговых поступлений за отчетный период;

- организация учета плательщиков налогов, ведения оперативного статистического налогового учета по отдельным плательщикам и видам налогов (сборов); составления сведений о недоимке и фактически поступивших в бюджет сумм налогов (сборов); ведению сводного оперативного учета по налогам и сборам в бюджет; применению к налогоплательщикам налоговых санкций за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах; приемке налоговой отчетности, представляемой в инспекцию;

- методы проверки правильности исчисления налогов, порядка заполнения соответствующих отчетных документов по налогам;

- методологическое и организационное обеспечение контрольной работы налоговых органов;

- формы и методы контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет налогов и других обязательных платежей, методики выявления и пресечения форм и способов уклонения от уплаты налогов;

- действующая практика контрольной работы налоговых органов;

- анализ типичных проблем налогообложения плательщиков налогов и сборов;

- порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок, анализ комплексных стандартных процедур подготовки, проведения и реализации результатов камеральных и выездных налоговых проверок;

- порядок применения налоговых санкций и административных штрафов за нарушение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах.

Анализ результатов деятельности налоговых органов предполагает изучение результативности и эффективности форм налогового планирования и контроля. В отчете о прохождении практики должны быть отражены:

- показатели эффективности работы налогового органа;

- анализ предложений по совершенствованию контроля за налогообложением организаций и физических лиц;

- результаты контрольной работы налоговых органов.

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

 

Отчет о выполнении программ производственной и преддипломной практик составляется студентом по мере прохождения каждой темы. По окончанию практики студент оформляет отчет и после проверки руководителем от базы практики представляет его для проверки руководителю от факультета.

Требования, предъявляемые к содержанию отчета, исходят из того, что ее автор должен владеть определенными навыками сбора и обработки фактического материала, уметь сделать необходимые аналитические расчеты и сформулировать выводы и предложения по устранению недостатков и мобилизации резервов для повышения эффективности финансовой деятельности в организации, служащем объектом анализа.

При написании отчета по преддипломной практике отчет по своему содержанию должен быть приближен к теме выпускной квалификационной работы.

Отчет должен содержать следующие структурные подразделения:

по организациям (предприятиям) нефинансового сектора):

· технико-экономическая характеристика организации (предприятия);

· анализ финансовой деятельности на предприятии по следующим направлениям:

- организация финансовой работы на предприятии;

- финансовые ресурсы и капитал предприятия;

- финансовый механизм управления инвестиционной деятельностью предприятия;

- расходы, доходы и прибыль предприятия;

- финансовое планирование на предприятии;

- оценка финансового состояния предприятия;

· выводы, предложения и рекомендации.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.