Тема 10. Антропосоциогенез как фаза универсальной эволюции. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 10. Антропосоциогенез как фаза универсальной эволюции.

2017-12-21 303
Тема 10. Антропосоциогенез как фаза универсальной эволюции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Биологические и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Теории антропосоциогенеза. Истоки антропосоциогенеза. Действие механизмов конкуренции и кооперации на стадии антропосоциоге­неза. Причины прогресса антропоидов. Эволюция форм отражения как важный фактор антропологической эволюции. Формирование небиологических форм регуляции поведения. Появление первых про­томоральных запретов. Процесс формирования языка и роль вер­бальной коммуникации в процессе становления человечества. Верхне­палеолитический кризис и неолитическая революция. Переход чело­вечества от становления к развитию: от антропосоциогенеза к истории.

 

Тема 11. История человечества в контексте универсальной эволюции и перспективы развития Интеллекта.

Основные подходы к определению социального прогресса. Крите­рии социального прогресса. Развитие механизмов регуляции общес­тва. Усложнение социальной организации человечества. Эволюция морали.

Современный кризис и возможности его преодоления. Условия выживания земной цивилизации. Необходимость баланса между тех­нологическим развитием человечества и его степенью ответствен­ности, его моральными качествами.

Понятие Интеллекта. Человек как носитель Интеллекта. Понятие искусственного интеллекта. Перспективы развития Интеллекта во Вселенной и роль человека в этом процессе.

 

Тема 12. Человек как биосоциальный и космический феномен.

Специфика биологической природы человека. Биологическая детерминация человеческой жизни, наследственные и социальные факторы детерминации. Проблема старения. Природа болезни и способы ее преодоления. Валеология как наука о здоровье.

Специфика научного исследования сознания человека. Сознание и мозг. Искусственный интеллект. Современные модели сознания. Сознание и бессознательное.

Включенность человека в бытие Вселенной. Влияние космоса на человека. Ноосфера, возможные способы трансформации биосферы в ноосферу.

 

 


Тематика семинарских занятий

Занятие № 1

 

Вопрос 1 Параметры образования в контексте кризиса цивилизации. Проблемы и причины кризиса цивилизации (“общества потребления”). Варианты будущего и ответственность человека. Уникальность современного кризиса и практические шаги по “гуманистическому сценарию”. Проблема узкой специализации и потери целостного взгляда на мир. Анализ параметров новой парадигмы образования: фундаментальность и формирование нравственности, ориентация на личность и самообучение. Причины перехода к трёхуровневой системе высшего образования: универсальность, бакалавриат, магистратура.

Вопрос 2 Роль курса Концепции современного естествознания в новой парадигме образования. “Краткая история”, “происхождение” дидактических единиц и проблемы курса. Причина и суть проблемы двух культур. Специфика естественнонаучного метода, предмета гуманитарных наук и “проблема сознания”. Этапы эволюции нашей минивселенной и логика изложения содержания курса. Примеры абсурдности разделения науки. Цель и задачи курса.

Вопрос 3 Критерии, структура и проблемы научного знания. Роль, особенности и определения современной науки. Характеристика общих критериев научного знания: принципы объективности и общезначимости, “направления” научного метода и ненаучные формы знания, фальсификация или опровержение. Этапы, уровни, формы и методы научного познания. Анализ “проблем науки”: иррационального, демаркации наука-ненаука, научно-технического прогресса и непонимания природы человека, локальности описания мироздания, “отношения с философией”, потери статуса объективности.

Вопрос 4 Наука античности: характеристика, дисциплины и представления Аристотеля. Точки зрения по вопросу возникновения науки. Примеры существования преднауки в древних цивилизациях. Причины возникновения науки в Древней Греции, догадки и проблемы древнегреческой натурфилософии. Характеристика античной науки в контексте науки современной: отсутствие эксперимента, критерий истины и антиисторичность. Основные научные дисциплины и представления Аристотеля. Литература

Федорович И.В., Шеболкина Е.П. Естествознание с позиций Универсальной Истории. Сыктывкар, 2001.

Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций Универсальной истории//Философские науки, №5, 2005, с. 83-91.

Федорович И.В. Программа курса “ Универсальная История ” (на базе дисциплины “ Концепции современного естествознания ”)//Философские науки, № 11, 2005, с. 111-123.

Федорович И.В. 24. Концепции современного естествознания. Методические указания и планы практических занятий (для студентов гуманитарных факультетов). Издательство Сыктывкарского госуниверситета, 2005, 31 с. (в соавторстве с Дёминым Ф.И.)

Учебные пособия по курсу Концепции современного естествознания Садохина А.П., Дубнищевой Т.Я., Карпенкова С.Х., Горелова А.А. и др.

 

Занятие № 2

Вопрос 1 Принципы классического естествознания. Общая характеристика “первой” научной революции. Философское значение “коперниканской революции”. “Первые” эксперимент, научный прибор и открытия Г. Галилея. Значение математики и принцип относительности. Принципы познания Р. Декарта. Философские принципы И. Ньютона и тезисы его картины мира. Суть принципов корпускулярности и механистического редукционизма, “устранения субъекта” и адекватного познания, детерминизма и обратимости законов. Развитие наук о жизни и первое научное сообщество.

 

Вопрос 2 Развитие представлений об эволюции. Первые эволюционные гипотезы. Законы эволюции Ж.Б. Ламарка. Суть “дарвиновской революции” в науке и теории естественного отбора, рациональный смысл телеологии. Значение и причины критики теории Ч. Дарвина о происхождении человека. Биогенетический закон и закон периодизации химических элементов. Законы взаимопревращения и сохранения энергии, роста энтропии и теории тепловой смерти Вселенной. Формула Л. Больцмана и смысл энтропии. Суть и варианты решения эволюционного парадокса. Философские концепции эволюции. Идеи развития в науках об обществе.

 

Вопрос 3 Открытия в естествознании ХIХ-ого и начала ХХ века. Значение открытия геометрии Лобачевского. Теория электромагнитного поля и значение открытия волн. Причины краха гипотез эфира и сложения скоростей. Постулаты и следствия специальной теории относительности. “Распад физики на четыре раздела”. Ключевые открытия конца ХIХ века. Возникновение первых гуманитарных дисциплин.

 

Вопрос 4 История квантовой теории. Понятие непрерывности и проблема излучения абсолютно чёрного тела. Следствия из формулы М. Планка. Проблемы корпускулярно-волнового дуализма света и планетарной модели атома. Квантовая теория атома и гипотеза о волнах материи. Суть спора Н. Бора и Э. Шрёдингера. Принцип неопределённости и вероятностная модель микромира. Мысленный эксперимент В. Гейзенберга: “проблема наблюдателя” в описании атомных событий. Отправной пункт копенгагенской интерпретации и принцип дополнительности. “Играет ли Бог А. Эйнштейна в кости?” Параметры квантовой теории, изменившие представления о реальности.

 

Занятие № 3

Вопрос 1 Мир субатомных и виртуальных частиц.

“Первые элементарные частицы”. Способы открытия и проблема многообразия микрочастиц. Суть гипотез кварков и бутстрепа. Принцип классификации всех микрочастиц: барионы, лептоны и виртуальные. Природа античастиц и принцип запрета В. Паули. Общая схема действия четырёх сил. Природа гравитации и постулаты общей теории относительности. Природа электромагнитного взаимодействия и теория слабого взаимодействия. Природа и свойства сильных взаимодействий.

 

Вопрос № 2 Теории, проблемы и перспективы современной физики.

Суть теорий суперсилы, струнной, квантового поля, S-матрицы и бутстрэпной гипотезы. Теория имплицитного порядка. Проблемы современной физики: сознание-материя, объединения частных теорий, бесконечностей, многомерности пространства-времени. Проблема единого языка и три варианта возможности создания единой теории. Возможные перспективы развития физики.

 

Вопрос 3 Примеры, теория и категории синергетики.

Общая характеристика постнеклассической науки. Условия эволюции к равновесию со средой. Примеры явлений самоорганизации систем различной природы и их сходства. Основной вопрос синергетики (Г. Хакен). Теория самоорганизации И. Пригожина: свойства диссипативных систем, суть явления бифуркации, понятий аттрактор, странный аттрактор и фрактал. Значение и проблемы синергетики.

 

Вопрос 4 Законы и векторы Универсальной эволюции (истории).

Два варианта объяснения причины эволюции. Примеры законов сохранения. Законы активности и сохранения как причина конкуренции и отбора. Неравновесный аспект сохранения и “смысл” эволюции. Созидание и разрушение как условие эволюции и причина кризисов. Три вектора Универсальной эволюции (истории). Организационные законы У.Р. Эшби и Е.А. Седова. Смысл понятия “демон Максвелла”. Проблема существования “сознания” в неживых объектах. Неживые и живые формы “сознания”. Определение Интеллекта и высшая форма отражения.

 

Занятие № 4

 

Вопрос 1 История космологии и нашей-вселенной Выводы современной космологии и периоды её развития. “История стационарной вселенной”. Проблемы модели А.А. Фридмана и открытие Э. Хаббла. Открытие реликтового излучения и проблемы теории Большого взрыва. Суть и проблемы инфляционных моделей. Структуры материи на квантовой лестнице. Характеристика ранних этапов эволюции нашей-вселенной и современной эпохи вещества.

 

Вопрос 2 Антропный принцип и проблемы современной космологии. Проблема “больших чисел”. Примеры и проблема самосогласованности физических параметров нашей-вселенной. Сильный вариант антропного принципа. Проблемы и суть “пространственного” варианта антропного принципа. Научное решение проблемы возникновения нашей-вселенной. Проблемы будущего Интеллекта в космологических прогнозах и невидимых форм материи.

 

Вопрос 3 Химическая эволюция: от атомов к биомолекулам. Краткая история, предмет и периоды развития химии. Эволюционные идеи в периодической системе Д.И. Менделеева. Геохимическая стадия эволюции: условия, характеристика и системы. Эмпирические основания эволюции неорганических молекул. Теория эволюционного катализа. Атомы и характеристика типов биомолекул. Уникальность главного органогена. Суть биохимической гипотезы. Абиогенный синтез биомолекул: эксперименты и выводы.

 

Вопрос 4 Эволюция биомолекул: от РНК к гиперциклам. Проблема начала биогенеза и свойства РНК. Опыты С. Спигельмана и модель этапов доклеточной эволюции. Эмпирические основания модели гиперциклов. Характеристика гиперцикла. Теоретические основания модели гиперцикла. Модель и этапы биомолекулярной эволюции. Основания “перехода” от гиперциклов к клетке.

 

Занятие № 5

Вопрос 1 Определения, происхождение и этапы эволюции жизни. “Место” и “образы” биологии в естествознании. Определения жизни. Открытие диссиметрии биомолекул. Жизнь как этап космической эволюции. Принцип устойчивого неравновесия. Рост сложности организации и “сознания” как критерии прогресса биосферы. Концепции происхождения жизни. Этапы эволюции прокариотов. Значение и гипотеза появления эукариот. Древо жизни: от проточервей к динозаврам, от млекопитающих к приматам.

 

Вопрос 2 Уровни организации жизни и методы изучения биологической эволюции. Характеристика молекулярно-генетического уровня биосферы, онтогенеза, популяционно-видового уровня, биогеоценотического (экосистемного), биосферного и ноосферного уровней организации живого. Методы микроэволюции. Критерии, структура вида, типы видообразования. Методы палеонтологии и реконструкция макроэволюции. Методы сравнительной биохимии, морфологические, эмбриологические и этологические методы. Роль методов компьютерного моделирования.

 

Вопрос 3 Факторы эволюции биосферы. Рациональный смысл телеологии по Дарвину. Причины критики и “уточнения” дарвинизма. Характеристика типов отбора в синтетической теории эволюции. Причины роста биологического разнообразия. Природа и пути преодоления “внутренних” кризисов. Формы биологического прогресса. “Главный” критерий прогресса в мире живого.

 

Вопрос 4 Природа психики и предпосылки антропосоциогенеза. Формы отражения и “вершина” эволюции биосферы. Эмпирические свидетельства автономности модели мира. Доказательства появления надбиологических потребностей. Смысл орудийной деятельности. Возможности и ограничения психического отражения. Причина дальнейшей эволюции приматов. Биологические и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Причины критики “саванной” гипотезы.

 

 

Занятие № 6

Вопрос 1 Антропосоциогенез: история представлений, проблемы и причины прогресса. Первые научные представления о происхождении человека. Человек в системе животного мира. Характеристика ископаемых переходных форм приматы-человек. Подвиды человека разумного. Два вопроса при анализе переходных форм. Антропосоциогенез в контексте общесистемных законов. Суть первого кризиса в антропосоциогенезе. Открытие К. Лоренца и “выход” из кризиса. Определяющие характеристика первобытной психики и тип отношений между стадами. Главные причина прогресса в орудийной деятельности и критерии отбора.

 

Вопрос 2 Предпосылки и следствия возникновения языка. Когнитивный источник возникновения языка. Модель процесса возникновения языка: совместное действие и доказательства когнитивной репрезентации объективного мира, преодоление “кризиса атомарности”. Характеристика революции в моделировании мира. “Речевая” гипотеза гибели неандертальцев.

 

Вопрос 3 Историческая эволюция: переход к неолиту и векторы. Определяющая характеристика первобытного сознания. Суть верхнепалеолитического кризиса. Природа неолитической революции. Причина вытеснения нормативного геноцида. Проблемы исторической науки. Векторы прогресса и роль войн в истории. История как прогресс нравственных задач. Суть и загадка “прорастания в осевое время истории”.

 

 

Занятие № 7

Вопрос 1 Социальный прогресс: гипотеза техно-гуманитарного баланса. Основания корреляции роста могущества и механизмов саморегулирования. Типы (“двоечники, отличники и троечники”), общая схема развития цивилизаций, дилемма гибель–перестройка. Суть и формула гипотезы техно-гуманитарного баланса: зависимость сила-мудрость-выживание. Схема антропогенных кризисов. “Путь” и примеры выходов из кризисов: “первый” кризис, неолитическая революция, революции осевого времени и промышленная. Социальный прогресс как средство выживания.

 

Вопрос 2 Современный кризис и условия выживания. Главная угроза современной цивилизации. Анализ эколого-энергетического и медико-генетического аспектов кризиса. Проблема социального нездоровья. Причина и философская ошибка негативного прогноза. Гипотеза о вселенском естественном отборе. Теоретические и эмпирические доказательства существования других цивилизаций. Шансы землян с позиций закона Эшби. Анализ условий выживания (этика ненасилия, экологический императив и критический гуманизм) Параметры экогеософской стратегии выживания (В.А. Зубаков). Практическое выполнение условий выживания.

 

Вопрос 3 Контуры будущей цивилизации. Варианты будущего цивилизации в космическом масштабе. Причина невозможности “устойчивого развития”. Судьба биологического вида Homo Sapiens. Варианты будущей эволюции человека на Земле (Г. Хакен и Э. Тоффлер). “Движение инженерной мысли” и проблема “человек-компьютер”. Инфосфера как альтернатива модели “они-мы”.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.