Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-12-21 | 205 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В Ананиевке братья собирались по домам один раз в воскресенье утром. Это определяли и большие расстояния, и страдная пора. Люди знали о собраниях, и некоторые приходили, хотя это время совпадало с временем проведения церковных служб. На первых порах никто не знал о том, что это собираются крещенные по-новому люди, что здесь нарушение законов, определяющих это как навязанную кем-то измену православной церкви, что грозило привлечением к суду и отправкой на каторгу. Собирались просто люди по своей доброй воле, переставшие ходить в церковь, поклоняться иконам. Люди, назвавшие себя евангелистами по названию Евангелия, которое читалось и в православии. И такой подход не мог преследоваться по закону. Только недоброжелательство ревностных поклонников православия, слежка урядника: не таится ли за этим что-либо противозаконное - могло привести к недоразумению с властью.
Из губернского города исправник постоянно требовал донесения о деятельности евангелистов и особенно Онищенко. И пристав чаще всего отвечал, что евангелисты собираются по домам, читают Евангелие, молятся своими словами и поют псалмы по мотивам немцев и православного пения. Что ничего против власти не замышляют, но и в православную церковь не ходят. Запрашивало пристава и духовное ведомство. Но ответы были не в пользу местной церкви. Не находя чем осудить евангелистов, пристав почти постоянно жаловался на местного священника: пьянство, корысть, сквернословие, недостойные денежные операции в церкви, неуважение к ним мирян, зависть и склоки между священниками соседних приходов.
В течение последнего года наибольшую общину уездного села Ананиевка стали посещать до ста человек. Видным посетителем в ней стал Герасим Балабан из села Игнатовка. Он не ставил вопрос о крещении и говорил это открыто: по его мнению, человек должен быть научен, потом утвердиться жизнью
|
и только тогда креститься, подобно Христу.
— Когда я стану исполнять заповеди Христа, тогда только, выходит, я исполняю правду, и тогда я смогу принять крещение, - говорил Герасим. И это имело большое влияние на поведение всех новоприходящих.
Многие приходили, слушали, но православия не оставляли, не считая себя истинно православными. Только чаще стали задавать священникам вопросы и требовали ответа. Здесь были вопросы и об иконах, о мощах и о водке. Священники часто ставились в неловкое положение. Они знали, что это влияние
евангелистов, и неприязнь к ним со стороны духовенства росла. Они почти гласно называли их отступниками, еретиками и хулителями святой церкви.
Назревала необходимость создавать общины по селениям, тогда и ходить было бы ближе, и чаще можно собираться, и большее число людей смогут приходить и слушать.
Стали собираться и в селе Основе, и в Любомировке, и в Карловке. Основное же собрание так и оставалось в Ананиевке.
Глава 19. Гонение
Что такое гонение? Это запрет, недопустимость. Есть свобода и независимость, а есть состояние, когда нет запрета, но ограничивается свобода.
В таком положении был евангелизм в те далекие годы его возникновения. Это происходило всюду на местах в далеких уголках Российской империи, где закон действовал очень слабо, а все творили людские страсти.
Церковная служба в церкви Спаса в Ананиевке кончалась. Так как приближалась пасха, люди говели и в церкви было много народа. Одетые по-праздничному, люди с благоговейными лицами подходили к молодому черноволосому священнику, целовали ему руку, принимали из ложечки причастие, проходили мимо икон, целуя их, у входа бросали в ящик пожертвования и облегченно выходили на паперть.
|
Была весна, пригревало солнце, все благоухало. По дороге, которая проходила около церкви, шел моложавый крепкий мужчина лет пятидесяти. Через плечо была переброшена дорожная котомка, одет он был в потертый, но чистый и аккуратно сидящий сермяг, на сапоги осела дорожная пыль. Подойдя к воротам церкви, откуда степенно выходил народ, путник остановился и снял картуз. Постояв в нерешительности, он прошел в ограду и не спеша стал подниматься по ступенькам церкви.
— Штунда проклятая, - вполголоса сказал благообразный мужик, останавливаясь и смотря вслед прошедшему, - даже не перекрестился!
— А кто это? - неприязненно спросила одна из нищенок у другой.
— А это Игнатовский Герасим. Балабанами их зовут. Чи евангелист он, чи хто, - ответила другая и от себя добавила, - а человек он гарний, не пье, не лается. И дома гарно живуть.
Некоторые выходящие останавливались и смотрели на вошедшего в церковь Герасима Балабана. Проходя из собрания мимо церкви, он решил зайти туда. Он ведь тоже верит в того же Бога, чтит того же Христа и тоже называет себя христианином. Войдя в церковь, он прошел в сторонку и встал около стены. Народу оставалось немного. Уже последние проходили мимо священника, целовали руку, потом икону по заведенному ритуалу и выходили в просторную дверь. Священник заметил Герасима и продолжал подавать ложечкой причастие прихожанам. Герасим уже три года как перестал ходить в церковь и молиться
иконам. Он был немного грамотен, и когда немцы подарили ему, как и Онищенко, Евангелие, он стал читать его сначала в часовнях, а потом и по домам православных. Он не делал различия между верующими, не относил себя к какому-нибудь известному течению; он любил Бога, Отца всех людей, и чтил Его.
Церковная обстановка, полумрак, запах ладана, лики святых на стенах и внутренняя любовь к Богу вернули вдруг его в далекое детство, в воспоминания. Вот он с мамой стоит в церкви и молится, слезы текут у него по щекам. Ему жалко всех: и маму, и папу, и соседского мальчика, которому лошадь переломила ногу. И пятидесятилетний человек вдруг заплакал и опустился на колени у темной стены. Свое, Божье, далекое и близкое вдруг нахлынуло на него. И вдруг
к нему быстро, чуть не бегом, путаясь ногами в длинной рясе, подбежал батюшка и, сняв с груди нагрудный крест, поднял его над евангелистом:
|
— Именем Господа нашего Иисуса Христа нечистый дух выйди! - повторил он три раза.
Глаза его горели ненавистью и, казалось, сама нечистая сила повисла над коленопреклоненным. Герасим долго не поднимался.
— Господи, прости им, ибо не ведают, что творят, - шептали его побледневшие губы.
С трудом поднявшись и не глянув на батюшку, он пошел к выходу. Когда он был уже у двери, батюшка подбежал к Герасиму и угрожающе прокричал:
— Се, изгоняется нечистая сила, изгоняется еретик Герасим!
Когда он вышел на паперть и хотел спуститься по высоким ступеням, сзади к нему подбежал новоиспеченный церковный староста и сильно толкнул еретика. Не ожидая толчка, Герасим тяжело упал. Затем, придя в себя, медленно сполз по ступенькам на землю. Левая рука была сильно ушиблена и онемела, картуз отлетел далеко в сторону. Старуха нищенка принесла картуз, одела его на Герасима, поправила котомку и горестно покачала головой. Герасим поднялся, с трудом засунул ушибленную руку за ремешок котомки и, смотря на храм, прошептал: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят».
Идя дорогой он думал: «Они изгнали меня из храма, из Вавилона, а себя приговорили оставаться в Вавилоне. Я не могу радоваться этому». И подняв глаза к небу, Герасим вслух сказал:
— Боже, выведи их из Вавилона! Благослови меня положить свою жизнь за это!
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!