Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.

2017-12-21 2517
Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. 4.67 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях.

Понимание эмоций в психологии началось с Декарта и Спинозы.
Декарт. Развивал рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.

По Спинозе:эмоции – это аффекты, аффекты – это состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают её, а вместе с тем и идеи этих состояний. Виды аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание.Познание механизма эмоционального обусловливания – основа панэмоционализма Спинозы: любой объект может вызывать эмоции, нет нейтральных объектов. Выделил множество эмоций, описал взаимопревращение некоторых из них.Он уделял внимание явлению генерализации. Говорил об амбивалентности аффектов, рассуждал о завистливой и честолюбивой природе людей и об их сострадательной природе, сформулировал принципы и способы совладания с аффектами.

Новое продвижение к пониманию эмоций пришло со стороны эволюционной биологии. Дарвин написал книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Заложил основы естественнонаучного понимания эмоций.
Таким образом, от Спинозы и от Дарвина идут две параллельные линии изучения психологии эмоций. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно. Дарвин рассматривал эмоции объективно, снаружи.
Дарвин констатировал, что большинство человеческих эмоций не имеет аналогов в животном мире, хотя подчиняются тем же биологическим законам функциональности. Подавляющее большинство исследований эмоций были посвящены изучению того, как соотносятся психологические составляющие эмоций с физиологическими реакциями.
Интроспективный подход Вундта. Вундт предложил анализировать всю сферу переживаний, включая внутренний и внешний опыт. Доступ к сфере опыта должен даваться самонаблюдением, включенным в эксперимент.

Когнитивисты. 1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.
Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями.

2. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние, которое возникает, если, по крайней мере, два представления ("знания") не могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

Развитие представлений об эмоциях в отечественной и зарубежной психологии (В.Вундт, Джеймс – Ланге, С. Шехтер, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, П.В. Симонов)
1. Эмоции как явление (структура). Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В каждом чувстве надо различать 2 стороны: объективную (внешнюю) и субъективную (связанную с внутренним опытом). Внешняя сторона – эмоция всегда имеет отношение к чему-то, она имеет предмет, предметное представление (связана с познавательной сферой). Внутренняя сторона – переживание, собственно чувства (подчеркивает приспособительный характер эмоций).
2 .Эмоции как переживание, феномен. Школа феноменологии. Феномен – то, что само себя объясняет. Ж.П.Сартр: человек взаимодействует с миром двумя способами – рациональным (логичным) и иррациональным (магическим). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция как феномен – редукция, переходная форма от рационального к магическому, в ней нет различия между объектом и отношением к нему, нет причинностей и логических противоречий.
3. Эмоции как психотелесные состояния. Эмоции обязательно проявляются телесно (объективно). Для описания внешних выражений эмоций их делят на 3 группы:
· Поведенческие выражения (описанные Дарвином в сравнении с животными). Мимика, пантомимика, невербальные проявления эмоций в речи (интонации, паузы).
· Физиологические и вегетативные показатели (сердцебиение, дыхание, покраснение кожи, сужение зрачка).
· Биохимические изменения (уровень адреналина при стрессе).
4. Эмоция как процесс.Теория Джемса – Ланге. Наблюдение за протеканием эмоций во времени. Джемс рассматривает только те эмоции, которые имеют телесное выражение (проявление эмоций). Житейское представление: некий факт – восприятие этого факта – вызываемое душевное волнение, эмоция - изменения в организме. Нам не повезло – мы огорчены и плачем, повстречался медведь – мы испугались – обращаемся в бегство. Джемс: периферические телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией. Если не будет телесного выражения эмоция редуцируется в умозаключение или в волевой акт. Критика физиологов: телесный источник эмоций не периферия, а центр, находится в лимбических отделах мозга. Ланге: эмоция и ее выражение одно и то же, снимите выражение и исчезнет эмоция.
Клапаред уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть чувства и эмоции. Чувства - первичные адаптивные и целесообразные оценки любой ситуации, которые следуют сразу же за наблюдением. Эмоция – вторичные образования, которые могут иметь неадаптивный характер. Между событием и периферическим телесным переживанием вставляется чувственная оценка. Эмоция может не возникать, если сдержать периферическое телесное переживание, но чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Например, чувство опасности в соответствующей ситуации переживается всегда, эмоция страха вслед за ней – может наступить или нет.
Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.
Эволюция эмоций. Роль приспособления животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.
Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций. Жизнь = формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор. Акцептор действия = удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Симонов. Информационная теория эмоций.Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эмоция - это функция 2-х факторов: значение мотивации или потребности и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности и информацией доступной S, речь идет об информации как об удовлетворении потребности. Когда этой информации недостаточно возникает отрицательная эмоция. Положительные эмоции наблюдаются в том случае, когда информации увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом.
Рубинштейн. Эмоция отражает отношение человека к миру в форме непосредственного переживания; эмоция отражает состояние субъекта и его отношение к объекту. Знак эмоции зависит от удовлетворения/неудовлетворения потребности, интереса. Положительные эмоции – цель совпадает с результатом деятельности. Отрицательные эмоции – цель не совпадает с результатом деятельности.
Эмоции возникают в процессе деятельности, например, в процессе удовлетворения потребности. Выделяет аффекты, страсти, чувства, настроения.
Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.