Коммуникативные способности (Веракса Н.Е.) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Коммуникативные способности (Веракса Н.Е.)

2017-12-21 8024
Коммуникативные способности (Веракса Н.Е.) 4.91 из 5.00 11 оценок
Заказать работу

Коммуникативные способности (Веракса Н.Е.)

Цель: см. в конкретных методиках.

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции партнёра).

Возраст:

Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.

Описание задания:

Методика 1

Цель: Методика направлена на определение уровня развития коммуникативных способностей (пониманием ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Материал

Картинки (для каждого ребенка) с изображением различных ситуаций общения и взаимодействия взрослого с детьми: занятие (рис. 24), игра (рис. 25), чтение книги (рис.26). На каждой картинке представлены два варианта поведения детей – нормативное и ненормативное (кто-то из детей нарушает правило). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Вам нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить и выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ. Рядом с картинками есть пустые кружочки (показывает). Выбрав нужную картинку, в кружочке рядом с ней поставьте крестик. Каждый из вас должен работать самостоятельно. Вслух ничего не говорить не нужно.

Задание 1. (Рис. 24.) Рассмотрите картинки (пауза). На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

В ходе выполнения первого задания педагог проверяет, правильно ли дети поняли инструкцию: отмечают ли они выбранные картинки крестиком. Детям, испытывающим затруднения, педагог повторяет инструкцию.

Задание 2. (Рис. 25.) Рассмотрите картинки (пауза). Отметьте, на какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

Задание 3. (Рис. 26.) Рассмотрите картинки (пауза). На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку? Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

Каждый раз педагог ждет, пока все дети выполняют задание, и только потом переходят к следующему.

Оценка

3 балла – ребенок правильно выбрал все три картинки.

2 балла – ребенок правильно выбрал две картинки.

1 балл – ребенок правильно выбрал одну картинку.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.

Оценку 2 балла получают дети, которые распознают все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослым. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.

Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослым в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Методика 2

Цель: методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).

Материал

Картинка (для каждого ребенка), передающие различное эмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки (рис. 27, 28), игра детей (рис. 29, 30), ссора (драка) детей (рис. 31, 32). Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционального состояния детей - веселое и грустное. Карандаши.

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаково для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на картинку и подумайте, что здесь происходит; вслух ничего не говорите (пауза). Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа) (пауза)» Затем дошкольникам дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:

Задание 1. (Рис. 27.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 2. (Рис. 28.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 3. (Рис. 29.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 4. (Рис.30.) Как выдумаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 5.( Рис. 31.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 6. (рис. 32.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Оценка

3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинок.

2 балла – ребенок правильно выбрал 2-3 картинки.

1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.

Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.

Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении со сверстниками.

Методика 3

Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому).

Материал

Картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому в различных житейских ситуациях (бабушка с тяжелыми сумками (рис. 33), бабушка в транспорте (рис. 34), мама, забивающая гвоздь (рис.35), болеющая мама (рис.36)).

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на левую верхнюю картинку (пауза). Как вы думаете, что происходит на картинке? Теперь рассмотрите остальные картинки (пауза).» Далее детям дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:

Задание 1. (Рис. 33.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.

Задание 2. (Рис. 34.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.

Задание 3. (Рис. 35.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.

Задание 4. (Рис. 36.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

Оценка

3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому (несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды).

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения взрослого, но не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому (предлагает взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т.д.).

1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

 

 


Методика 4

Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).

Материал

Картинки (для каждого ребенка) с изображением поступков детей по отношению к сверстниками в различных житейских ситуациях (девочка, поскользнувшаяся на льду (рис. 37); малыш, на которого замахивается мальчик-подросток (рис.38); девочка, плачущая у сломанной постройки (рис. 39); мальчики, ссорящиеся из-за игрушки (рис. 40)). Карандаши.

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаково для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите, что происходит на верхней картинке (пауза). Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза).» Далее детям задается вопрос в соответствии с изображенной ситуацией.

Задание 1. (Рис. 37) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.

Задание 2. (Рис. 38.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.

Задание 3. (Рис. 39.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.

Задание 4. (Рис. 40.) Отметьте картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.

Оценка

3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).

1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

 

Интерпретация результатов

Пользуясь приведённой таблицей 3, можно подвести итог по всей батарее из четырёх методик и сделать вывод об уровне коммуникативных способностей ребёнка.

Таблица 3

Анкета для родителей

Цель: оценка коммуникативной сферы учащихся.

Оцениваемые УУД: Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника - выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции партнёра.

Метод оценивания: групповое анкетирование родителей.

Описание задания:

Инструкция: «Подчеркните пункты присущие вашему ребёнку».

1. Не играет с другими детьми / достаточно хорошо играет с другими детьми.

2. Обижает более слабых / защищает более слабых / не участвует в конфликтах, лучше постоит в сторонке.

3. Выставляет себя напоказ, паясничает / ведет себя скромно / что-то среднее.

4. Не отходит от меня, не остаётся дома один / вполне самостоятелен.

5. Не будет работать в группе / хорошо работает в группе сверстников.

6. Его исключают из занятий в детской группе / всегда привлекают в общественные дела.

7. Конфликтует, часто ссорится, дерётся с другими детьми.

8. Робок, застенчив.

9. Его постоянно обижают другие, подсмеиваются над ним.

10. Замкнут, изолирован от других, предпочитает находиться один.

11. При общении с учителем теряется, смущается, плачет без всяких на то причин / в общении с учителем раскрепощен, может спокойно подойти и задать интересующий вопрос, рассказать что-то из своей жизни.

12. Избегает конфликта со взрослыми.

13. Негативизм по отношению ко взрослым, отвечает дерзко.

Обработка результатов

За каждый «+» на утверждения № 1-4 и на каждое «-» утверждение № 5-6 начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов 6.

Уровни сформированности коммуникативных речевых действий:

Высокий – 5-6 баллов,

Средний – 3-4 балла,

Низкий – 1-2 балла,

Критический – 0 баллов.


Приложение 5

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 8-10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задание: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцами.

Источник: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]. / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010


Приложение 6

«Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина)

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника.

Возраст: 2-4 класс.

Метод оценивания: групповое анкетирование и оценка учителя.

Описание задания:

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.

1. Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да; б) иногда; в) никогда.

2. Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.

3. Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да; б) иногда; в) никогда.

4. Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.

5. Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да, б) не всегда, в) нет.

6. Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

б) иногда сочувствую, иногда нет;

в) никогда не сочувствую.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу 6 условным знаком (+):

 

№ п/п Ф.И. Учащегося Наличие устой- чивых качеств Уровень развития качеств личности
                Высокий Средний Низкий
                     
                     

 

Источник: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Сборник диагностических материалов. / Сост. Петухова Л.А., Серых Е.А., Макарова Е. В., Рогачева Г.Г. – Братск: МАУ «Центр развития образования», 2012. – 54 с.

Режим доступа: http://www.obrbratsk.ru/download/docs/sbornik.pdf

 


 

Приложение 7

Методика “Ковёр”

(Овчарова Р.)

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Возраст: 3 – 4 класс.

Метод оценивания: проводится коллективно на уроке художественного труда или на других уроках. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.

Описание задания:

Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики и конструирования.)

Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Результаты проведения диагностики «Ковёр» могут быть отражены в таблице:

 

Группа Наличие центрального рисунка Одинаковое оформление углов Симметричное расположение деталей

1 группа + - -

2 группа + + -

3 группа + + +

4 группа + - -

5 группа + + +

6 группа + + -

Источник: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Сборник диагностических материалов. / Сост. Петухова Л.А., Серых Е.А., Макарова Е. В., Рогачева Г.Г. – Братск: МАУ «Центр развития образования», 2012. – 54 с.

Режим доступа: http://www.obrbratsk.ru/download/docs/sbornik.pdf


 

Приложение 8

Методика дополнения

(И.А.Гальперин, Я.А.Микк и др.)

Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Задача учащегося – встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.

Дополнительнаязадача– озаглавить текст.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Возраст: 3 – 4 класс.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Описание задания:

Примерные тексты для проведения методики дополнения:

Приметы

Собрались и полетели

Утки в (дальнюю) дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь (берлогу).

Заяц в мех оделся (белый),

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас (грибы) в дупло.

Е.Головин

***

Вот уж (осень) улетела,

И примчалася зима.

Как на (крыльях) прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы (затрещали)

И (сковали) все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

С.Есенин

В результате правильного понимания текста учащиеся могут заполнить пропуск не только тем словом, которое употребил автор, но и его контекстуальным синонимом.

Критерии оценивания: каждое правильно вставленное слово оценивается в 2 балла; слово-синоним (в том числе контекстуальный), не разрушающий авторский образ – 1 балл. Дополнительно даются 2 балла в том случае, если нет нарушения ритма стихотворения, и 2 балла, если соблюдается рифма.

71-100% баллов от общего числа возможных – высокий уровень.

36-70% - средний уровень.

0-35% - низкий уровень.

Источник: Электронный ресурс // Сайт Управления образования администрации Озерского городского округа Челябинской области // Режим доступа http://gorono-ozersk.ru/node/187

 

Коммуникативные способности (Веракса Н.Е.)

Цель: см. в конкретных методиках.

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции партнёра).

Возраст:

Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.

Описание задания:

Методика 1

Цель: Методика направлена на определение уровня развития коммуникативных способностей (пониманием ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Материал

Картинки (для каждого ребенка) с изображением различных ситуаций общения и взаимодействия взрослого с детьми: занятие (рис. 24), игра (рис. 25), чтение книги (рис.26). На каждой картинке представлены два варианта поведения детей – нормативное и ненормативное (кто-то из детей нарушает правило). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Вам нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить и выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ. Рядом с картинками есть пустые кружочки (показывает). Выбрав нужную картинку, в кружочке рядом с ней поставьте крестик. Каждый из вас должен работать самостоятельно. Вслух ничего не говорить не нужно.

Задание 1. (Рис. 24.) Рассмотрите картинки (пауза). На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

В ходе выполнения первого задания педагог проверяет, правильно ли дети поняли инструкцию: отмечают ли они выбранные картинки крестиком. Детям, испытывающим затруднения, педагог повторяет инструкцию.

Задание 2. (Рис. 25.) Рассмотрите картинки (пауза). Отметьте, на какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

Задание 3. (Рис. 26.) Рассмотрите картинки (пауза). На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку? Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

Каждый раз педагог ждет, пока все дети выполняют задание, и только потом переходят к следующему.

Оценка

3 балла – ребенок правильно выбрал все три картинки.

2 балла – ребенок правильно выбрал две картинки.

1 балл – ребенок правильно выбрал одну картинку.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.

Оценку 2 балла получают дети, которые распознают все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослым. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.

Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослым в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Методика 2

Цель: методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).

Материал

Картинка (для каждого ребенка), передающие различное эмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки (рис. 27, 28), игра детей (рис. 29, 30), ссора (драка) детей (рис. 31, 32). Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционального состояния детей - веселое и грустное. Карандаши.

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаково для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на картинку и подумайте, что здесь происходит; вслух ничего не говорите (пауза). Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа) (пауза)» Затем дошкольникам дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:

Задание 1. (Рис. 27.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 2. (Рис. 28.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 3. (Рис. 29.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 4. (Рис.30.) Как выдумаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 5.( Рис. 31.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 6. (рис. 32.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Оценка

3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинок.

2 балла – ребенок правильно выбрал 2-3 картинки.

1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.

Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.

Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении со сверстниками.

Методика 3

Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому).

Материал

Картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому в различных житейских ситуациях (бабушка с тяжелыми сумками (рис. 33), бабушка в транспорте (рис. 34), мама, забивающая гвоздь (рис.35), болеющая мама (рис.36)).

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на левую верхнюю картинку (пауза). Как вы думаете, что происходит на картинке? Теперь рассмотрите остальные картинки (пауза).» Далее детям дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:

Задание 1. (Рис. 33.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.

Задание 2. (Рис. 34.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.

Задание 3. (Рис. 35.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.

Задание 4. (Рис. 36.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

Оценка

3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому (несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды).

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения взрослого, но не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому (предлагает взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т.д.).

1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

 

 


Методика 4

Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).

Материал

Картинки (для каждого ребенка) с изображением поступков детей по отношению к сверстниками в различных житейских ситуациях (девочка, поскользнувшаяся на льду (рис. 37); малыш, на которого замахивается мальчик-подросток (рис.38); девочка, плачущая у сломанной постройки (рис. 39); мальчики, ссорящиеся из-за игрушки (рис. 40)). Карандаши.

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаково для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите, что происходит на верхней картинке (пауза). Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза).» Далее детям задается вопрос в соответствии с изображенной ситуацией.

Задание 1. (Рис. 37) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.

Задание 2. (Рис. 38.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.

Задание 3. (Рис. 39.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.

Задание 4. (Рис. 40.) Отметьте картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.

Оценка

3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).

1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстник


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.