Программа «Здоровье для всех в XXI столетии» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Программа «Здоровье для всех в XXI столетии»

2018-01-03 391
Программа «Здоровье для всех в XXI столетии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

21 задача программы (системные группы):

А. Принципы и подходы:

1. Солидарность государств-членов ЕРБ в интересах здравоохранения.

2. Равноправие различных групп внутри стран в охране здоровья.

Б. Направленность на все население и основные опасности:

3. Здоровое начало жизни.

4. Здоровье молодежи.

5. Сохранение здоровья в пожилом возрасте.

6. Улучшение психического здоровья

7. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний

8. Сокращение распространенности неинфекционных заболеваний

9. Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев.

В. Профилактика и здоровый образ жизни:

10. Здоровая и безопасная физическая среда

11. Более здоровый образ жизни

12.Уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком

13. Условия здоровой среды

14. Многосекторальные обязательства в отношении здоровья

Г. Изменение ориентации - направленность на конечный результат:

15. Интеграция (интегрированный сектор) здравоохранения

16. Вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи

Д. Ресурсы:

17. Финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов

18. Развитие кадровых ресурсов здравоохранения

19. Научные исследования и информация по вопросам здравоохранения

20. Мобилизация партнеров в интересах здравоохранения

21. Политика и стратегии по достижения здоровья для всех

 

Приложение 3

Джакартская декларация [437].

Всемирная организация здравоохранения сформулировала в рамках программы «Здоровье для всех в ХХI столетии» 10 главных целей (глобальных задач):

1) Усиление справедливости в отношении здоровья;

2) Улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни;

3) Обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия, алкоголизма и наркоманий, табакокурения);

4) Полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.);

5) Улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью;

6) Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни;

7) Улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи;

8) Поддержка научных исследований в области здравоохранения;

9) Внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора;

10) Разработка, осуществление и мониторинг политики достижения «Здоровья для всех» в странах.

 


[1] Включая концепции об общих закономерностях их формирования, преодоления болезней и охраны, укрепления, воспроизводства здоровья.

[2] Лисицын Ю.П. Теория медицины - на стыке веков - XX и XXI - М.: ВУНМЦ, 1998. – С.3.

[3] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С.130-132.

[4] Лисицын Ю.П., Петленко. Детерминационная теория медицины. – СПб: «Гиппократ», 1992. -390 с.

[5] Здоровья и болезни, общих закономерностях их формирования, преодоления болезней и охраны, укрепления, воспроизводства здоровья.

[6] Лисицын Ю.П. Теория медицины - на стыке веков - XX и XXI - М.: ВУНМЦ, 1998. – С.11.

[7] Уровни научного познания и формирование научной теории и системы знания.

I. Практика: 1. Разработка способов реализации теоретических знаний. 2. Предсказание теоретических положений. 3. Объяснение теоретических знаний. 4. Систематизация теоретических знаний. 5. Формулирование исходных понятий.

II. Научная теория: совокупность логически взаимосвязанных понятий, категорий, принципов, законов, достоверно отражающих объективную реальность: 1. Обоснование гипотезы. 2. Развернутая гипотеза. 3. Рабочая гипотеза. 4. Первичное предположение.

III. Научная гипотеза: предположительное обоснование и решение проблемы: 1. Обобщение фактов. 2. Объяснение фактов. 3. Описание фактов. 4. Обнаружение фактов.

IV. Научные факты: знание о реальных событиях, включение в теоретическую систем: 1.Обоснование проблемы. 2. Развитая проблема. 3. Проблемный замысел. 4. Проблемная ситуация.

V. Научная проблема: теоретическая или практическая задача, решение которой требует новых знаний, получаемых в результате экспериментальных исследований.

VI. Практика.

[8] Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. Симбирск: Изд-во «Симбирская книга», 2003. - С.54.

[9] Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М., 1988. – 220 с.

[10] Учение А. Маслоу, по мнению авторов, могло бы стать также основой теории здоровья, так как в условиях глобального экологического кризиса, опять же с позиций авторов, «здоровье человека» выдвинулось на одно из первых мест в ряду общечеловеческих ценностей (потребностей).

[11] Последняя должна учитывать в равной степени все виды базовых потребностей каждого отдельного человека при приоритетном значении здоровья всей человеческой популяции нынешнего и грядущих поколений.

[12] 1) средство удовлетворения, 2) процесс удовлетворения и 3) результат удовлетворения в равной степени физиологических, психических и социальных потребностей каждого человека.

[13] «Если равновесие в необходимости и достаточности удовлетворения базовых потребностей человека не нарушается, то его удовлетворённость жизнью и состоянием здоровья постоянна».

[14] Лисеев И.К. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / В кн. Философия здоровья, 2001 // http://www.i-u.ru/biblio/archive/liseev%5Ffilosofi.

[15] Излагается лишь функционирование человеческого организма.

[16] Так что в лучшем случае валеология является бессистемным смешением различных наук о человеке и различных методик его исследования. Однако, как правило, основной корпус валеологических текстов состоит из физиологических и медицинских описаний, соответственно построенных на медицинской системе понятий.

[17] Как правило, они ничего не знают (и не хотят знать) о возникающих здесь теоретических трудностях, а просто декларируют, что валеология - интегральная наука на стыке всех наук о здоровье человека, не входя в подробности этой декларации и используя на деле лишь медицинский понятийный аппарат. Здесь они идут в русле общей направленности современной научной мысли, тяготеющей к натурализму, который не усматривает принципиального различия между миром природы и миром культуры, не считается с тем, что мир духа имеет свои законы и не учитывает, что их нарушение ведет к болезни.

[18] Ирецкий А.Н. Потребность в самореализации. Инновации и образование. Сб. матер. конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.80-89.

[19] Это и рассуждения теоретиков «альтернативной медицины», поклонников «экстрасенсорики» о «биоинформационном поле» и неких специфических «энергиях», так и рассуждения «истинных павловцев», врачей - неврологов о «балансе процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга», которыми можно беспрепятственно «объяснять все».

[20] "Оказавшись в стороне от «перекрестного опыления» наук, выйдя из университета, построив свою академию, фактически оторвавшись от естествознания, уйдя в изучение конкретных болезней и в их лечение, предупреждение, медицина совершенствует главным образом технику исследования, дабы лучше обеспечить технику лечения". - Давыдовский И.В. Философские основы патологии / Избранные лекции по патологии, - М., 1975. - С.16-25.

[21] Зорин Н. Врач как ученый (размышления о медицинском образовании). Памяти одного из моих учителей, профессора Анатолия Кузьмича Ануфриева // Высшее образование в России. - № 2. - 1998 г. - С.68-75.

[22] Причина болезней.

[23] Механизм развития болезней.

[24] Последнее слово стоит в кавычках, так как факты обретают смысл только в контексте теорий, которым, как уже говорилось, в медицинском.вузе почти не учат.

[25] Опыт свидетельствует, что попытки объединения различных научных и паранаучных взглядов обычно сводятся к включению отдельных концепций (или методик) нетрадиционной медицины в научные представления о здоровье. Или, наоборот, в оккультную систему взглядов включают элементы научных медицинских концепций (что с успехом делает оккультизм, выдавая свои теории целительства за “научно доказанные”). В этом случае основная концепция остается оккультной, сохраняя все ее мировоззренческие характеристики (идею кармы, переселения душ, Космического Разума и т.д.), а не становится синтезом оккультных и научных представлений о здоровье.

[26] Тульчинский Т.Г., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. Иерусалим: Amutah for edication and Htalth, 1999. – 1049с.

[27] Подчеркивается, что НОЗ является, таким образом, развивающейся концепцией, вобравшей множество идей и использующей опыт мирового здравоохранения, накопленный человечеством.

[28] Новое общественное здравоохранение основано на сочетании санитарных мер, охраны окружающей среды, укрепления здоровья населения, индивидуальных и общинных профилактических программ, его деятельность координируется с работой широкого ряда индивидуальных профилактических, лечебных, реаби плит а пленных служб и подразделений долгосрочного ухода.

[29] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С.130-131.

[30] Эта теория популярна среди специалистов и политических деятелей. Видный деятель общественного здравоохранения и ВОЗ К. Уинслоу, используя положения теории «факторов» и обосновывая теорию «порочного круга нищеты и болезней» (1951), писал о «круговой причинной зависимости между всеми факторами общественной системы». Она исходит из объяснения состояния здоровья и развития здравоохранения на основании признания роли множества различных социальных, экономических, биологических, медицинских и других факторов и условий, и их взаимосвязи и взаимодействия. Обобщенной характеристикой негативного влияния на здоровье населения социально-экономических, психологических, политических и других факторов выступает понятие бедности, нищеты. По мнению приверженцев этой теории, болезни, нездоровье, в свою очередь, вызывают нищету. Складывается порочный круг, который нужно разорвать с помощью улучшения здоровья или устранения нищеты.

[31] Термин «этология» введен в 1859 г. французским биологом Ж. Сент-Илером для обозначения поведения животных в естественных, природных условиях. Сегодня под ним понимают инстинктивное поведение. Следовательно, этологическая теория связана с закономерностями инстинктивного поведения животных и попытками использовать их при объяснении поведения и здоровья человека. В 1973 г. Нобелевской премии по медицине и физиологии были удостоены зоологи К. Лоренц, Н. Тинберген и К. Фриш, известные своими трудами по этологии. В решении Нобелевского комитета Королевского Каролинского института о присуждении этой премии сказано, что награжденные на основе изучения поведения пчел, птиц, животных разработали «возможные способы адаптации биологических свойств человека с целью профилактики дезадаптации и заболеваний». Отмечалось, что этология заметно повлияла на социальную медицину, психиатрию и психосоматическую медицину. Однако этологическая концепция, как и другие натуралистические теории, идет дальше скромной возможности исследования инстинктов. Она переносит закономерности инстинктивного поведения животных на сферу поведения и здоровье человека, что и отмечал Нобелевский комитет: на основании исследований инстинктивного поведения животных возможно раскрытие некоторых сторон этиологии и патогенеза заболеваний человека.

[32] У. Кеннон подчеркнул значение симпатического отдела нервной системы в этих реакциях, а Л. А. Орбели в 1935 г. сформулировал положение об адаптационно-трофической роли симпатической нервной системы. Было показано, что при повреждающих воздействиях именно через симпатическую нервную систему активируются высшие отделы центральной нервной системы, идет мобилизация энергетических ресурсов, стимулируется деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливается работоспособность мышц, активируются иммунологические механизмы и другие процессы.

[33] Например, болевое раздражение, холод, возбудители инфекционных заболеваний, яды, психические травмы и др.).

[34] Широкий диапазон функциональных приспособительных (адаптационных) реакций свидетельствует о здоровье, ограничение – всегда признак болезни. Различают 4 варианта функционального состояния человека: а) удовлетворительная адаптация к условиям среды; б) напряжение механизмов адаптации; в) недостаточная, неудовлетворительная адаптация; г) срыв адаптации.

[35] В этой стадии обычно повышается устойчивость организма к действию ряда чрезвычайных раздражителей, хотя бывают случаи и повышения чувствительности. Если действие стрессора прекращается или оно незначительно по своей силе, изменения, вызванные им, постепенно нормализуются. Однако если влияние патогенного фактора оказывается чрезмерно сильным или длительным, развивается истощение функции коры надпочечников и наступает гибель организма.

[36] Увеличивается количество циркулирующей крови, повышается артериальное давление, оказывается антигистаминный эффект, усиливается глюкогенез. Эти эффекты связаны как с непосредственным действием кортикостероидов, так и в значительной степени со способностью их активировать эффекты симпатической нервной системы, ее адаптационно-трофическое влияние. В этой стадии обычно повышается устойчивость организма к действию.

[37] Она может оказаться более сильной, чем нужно, ослабленной или извращенной, и тогда эта реакция может стать причиной последующих патологических изменений в организме.

[38] Г.Ф. Ланг (1950) "болезни регуляции" связывал с действием внешних повреждающих факторов - "задержанных отрицательных эмоций".

[39] К ним относят заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, печени, почек, целый ряд гормональных расстройств (особенно поджелудочной и половых желез), некоторые формы психических нарушений, онкологические заболевания, нарушения иммунореактивности и аллергические болезни, многие формы импотенции у мужчин, алкоголизм, наркомании, токсикомании и другие. Так, в периоды эпидемий гриппа или острых респираторных вирусных инфекций меньше болеют те, кто не испытывают в это время дополнительных жизненных потрясений. Это происходит потому, что в организме таких людей все обменные процессы сбалансированы, защитные системы обеспечены пластическими, энергетическими и биоинформационными ресурсами.

[40] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С.132-133.

[41] Агаджанян Н.А. Экология человека: современное состояние и перспективы развития // Вест. Академии мед. наук СССР. - М.:Медицина, 1989. - С. 4-13.

[42] Любые места поселения людей – от хутора до мегаполиса.

[43] Новая техническая Среда обитания людей с высокой концентрацией медико-экологических факторов (Составлен по материалам Н.А. Агаджаняна и др., 1994) - I. 1.1 Медико-экологические факторы (ФР): Задачи, требующие больших психологических усилий (Психическая усталость и эмоциональные стрессы) - Вынужденное удлинение рабочего времени, сокращение отдыха, постоянное ощущение нехватки времени, чрезмерный поток разнообразной информации. 1.2 Медицинские следствия урбоэкологофакторов (МСУ): «Болезни цивилизации» - невроз неотреагированных эмоций может лежать в патокинезе: некрозов сердечной мышцы, гипертонической, язвенной болезни, а также психического здоровья. II. 2.1 ФР: Множественность социальных датчиков времени - десинхронозы (утрата естественной взаимосвязи циркадианных ритмов и их взаимная синхронизация) - Поездки на работу и с работы, прием пищи, просмотр телевидения, городской гул, огни реклам, сменная работа. 2.2 МСУ: Нарушение биоритмов - препятствует восстановлению израсходованных психосоматических запасов, вызывает усталость, - глубокие нарушения физиологии - переутомление (болезни цивилизации; депрессии). III. 3.1 Медико-экологические факторы: Транспортный, бытовой, современная музыка и др.; громкие шумы - повышенная возбудимость 3.2 МСУ: Неврозы и агрессия (болезни цивилизации; депрессии). IV. 4.1 ФР: Скученность и изоляция (психический дискомфорт; огромные (нечеловеческие) масштабы городских построек, размеров, пространств) - скученное общество пренебрегает потребностью в дистанции и обособлении, свойственной всем животным, изоляция и чувство одиночества. 4.2 МСУ: Неврозы и агрессия (болезни цивилизации; депрессии). V. 5.1 ФР: Гиподинамия - снижение доли физического труда и физических затрат в быту. 5.2 МСУ: Нарушения сердечной деятельности, костные деформации. VI. 6.1 ФР: Химизация городской среды - загрязнение воздуха, воды, почвы, пищи и пр. 6.2 МСУ: Вторичные иммунодефициты - болезни аутоиммунной природы болезни органов дыхания злокачественны и др. VII. 7.1 ФР: Электромагнитные поля (ЭМП) - телецентры, радиолокаторы, передатчики, бытовая техника, линии электропередач и пр.7.2 МСУ: Вторичные иммунодефициты, гормональные сдвиги, депрессии, неврозы - (болезни цивилизации; депрессии).

[44] Говоря об особенностях городского образа жизни, следует еще отметить то обстоятельство, что питание человека сильно изменилось за очень короткий промежуток времени по сравнению с длительным и постепенным процессом биологической эволюции.

[45] Шош Й, Гати Т., Чалаи Л., Деши И. Патогенез болезней цивилизации. - Будапешт, 1976. - С. 154.

[46] Множество причин.

[47] Дильман В.М. Четыре модели медицины. - Л.: Медицина, 1987. - С. 6 - 12.

[48] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С 133.

[49] В результате создается основа общих механизмов заболеваний вследствие дезадаптации или, как ее называли авторы концепции, социальной инадаптации.

[50] Теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации исходит из того, что современная цивилизация вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспособился, - возникает дисгармония ритмов природной жизни человека и ритмов, создаваемых новым образом жизни цивилизованного общества.

[51] Сватков В.И. Интегрирующая роль вероятностного принципа в установлении максимально допустимых нагрузок на человека факторов окружающей среды // Гиг. и сан. - 1982. - № 4. - С. 86 - 87.

[52] Разных, если они поступают в организм одним путем, или одинаковых, если они поступают в организм разными путями. Он полагал, что агенты разной природы действительно могут действовать на разные элементы какой-то системы организма, но биологическая значимость любого воздействия определяется не уровнем изменения ее элемента, а динамическим состоянием системы в целом.

[53] Курение, высокое артериальное давление, гиперхолестеринемия, злоупотребление алкоголем и др.

[54] В последнее 20-летие во многих странах мира были получены наиболее впечатляющие результаты при выполнении профилактических программ (США, Финляндия, Канада, Великобритания и др.). Было установлено, что контроль за отдельными ФР ишемической болезни сердца, такими, как курение, артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия и другие, приводят не только к снижению смертности от ишемической болезни сердца и других сердечно-сосудистых заболеваний, но также и общей смертности от злокачественных новообразований и других хронических неспецифических заболеваний. После 1987 г. 20 стран Европы приняли законы или программы по борьбе с курением.

[55] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С.41-423.

[56] «В отличие от непосредственных факторов (причин) возникновения и развития заболеваний, которые вызывают патологические изменения в организме, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания».

[57] Ученый связывает создание учения о ФР (теория факторов риска здоровью) с изменением структуры смертности, т.е. преобладанием в ней удельного веса хронически протекающих, обычно неэпидемических заболеваний, конкретные причины которых неизвестны, но установлены способствующие факторы (ФР). К числу главных или больших ФР, например, по сердечно-сосудистым заболеваниям, он относит: «курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь» и утверждает, что «больших факторов немного, но они имеются при многих неэпидемических хронических заболеваниях».

[58] Так, принято считать наиболее значимыми факторами риска развития бронхиальной астмы: отягощенный семейный аллергологический анамнез; экзему; сенсибилизацию к ингаляционным аллергенам домашней пыли (домашний клещ), домашних теплокровных животных, плесневых дрожжевых грибков (Аlternariа, Аsреrgillus, Саndidа, Реniсillinum); пищевые добавки; лекарственные средства; профессиональные аллергены, перенесенные вирусные респираторные инфекции (синцитиальная, риновирусная, бронхиолит в раннем детстве, др.); курение; индустриальный смог; снижение иммунологической реактивности: неблагоприятные климатические условия, др.

[59] Дубровина Е.В. Общий генезис российской травматической и кардиологической смертности в молодых возрастах. http://www.nationhealth.ru/MainView/Main/Member/Genezis.html.

[60] Дети, старики, беременные, мигранты, одинокие, лица без определенных занятий, без определенного места жительства, безработные, люди с девиантным поведением (проститутки, пьяницы, наркоманы, психопатические личности и др.), работающие во вредных производственных условиях и пр.

[61] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С.43-44.

[62] 1. Группы по демографических признакам: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, мигранты, беженцы, перемещенные лица. 2. Группы производственного, профессионального риска: работающие на вредных для здоровья производствах (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышлен­ность, транспорт и др.). 3. Группа риска по признакам функционального, патологического состояния: беременные, недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела, лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами, инвалиды с детства. 4. Группы риска по признаку низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, лица без определенных занятий, без определенного места жительства. 5. Группа риска лиц с девиантным поведением: злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, токсикоманы, проститутки, с сексуальными отклонениями (гомосексуалисты, бисексуалы и др.), с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и пр.).

[63] С позиций установления природы заболеваемости.

[64] Это болезнетворные условия и причины заболеваемости (патогенетические факторы развития болезни), которые регулируют вероятность частоты (интенсивности) эпидемиологического процесса (богатство, природно-климатические).

[65] Любой фактор риска, способный вызывать напряжение физиологических систем организма человека.

[66] Вельтищев Ю.Е., Фокеева В.В. Экология и здоровье детей (экотоксикологическое направление). К концепции Республиканской научно-практич. программы // Материнство и детство. – 1992. - №12. - С.30 -35.

[67] 1. По природе действия: физические, радиационные, химические, биологические.

2. По происхождению: климатические, географические, геохимические, техногенные, генетические, медико-социальные, социальные и пр.

3. По уровню воздействия: популяционный, семейный, индивидуальный.

4. По проявлению действия: тератогенный, мутагенный (наследуемые мутации; хромосомные и ненотомные мутации, мутации генов соматических клеток, онкогенные мутации); общепатогенный (хронические формы нервнопсихических и соматических болезней), синдром гиперчувствительности к химическим, физическим, радиационным агентам.

5.По интенсивности (атрибутивный риск): очень высокий; высокий; умеренный; низкий.

6. По продолжительности воздействия (кумулятивный риск): постоянное; периодическое; ограниченное временем.

7. По возрастным периодам детства: опасные для всех возрастов; возрастающее влияние в критические периоды роста и развития, импринтинг и аддитивное действие, усиливающееся в более старшие возрастные периоды.

8. По возможности устранения: устранимые; неустранимые.

[68] Медицинские последствия нездоровья в детстве: I. Угроза репродукции человека (спонтанные аборты, мертворождения, врожденные пороки, бесплодие, перинатальная, младенческая и детская смертность, инвалидизация); II. Угроза снижения интеллектуального потенциала населения в связи с поражением развивающегося головного мозга; III. Угроза угнетения иммунобиологической реактивности, развитие вторичных форм иммунной недостаточности; IV. Угроза роста частоты возникновения аллергических заболеваний, пара-, псевдоаллергии (синдром тотальной аллергии), аутоиммунной патологии и хронических воспалительных процессов; V. Угроза повышения онкологического риска и роста частоты развития злокачественных заболеваний; VI. Угроза появления новых, не известных ранее заболеваний в связи с генными мутациями микробов, вирусов, паразитов; VII. Угроза сокращения продолжительности жизни, угроза выживанию человечества.

[69] Утверждена Всемирной ассамблеей здравоохранения резолюция 57.17 от 22 мая 2004 года.

[70] В самых бедных странах мира, даже если в нынешнем бремени болезни пока преобладают инфекционные болезни и недостаточное либо неполноценное питание, наблюдается распространенность основных ФР хронических заболеваний.

[71] Они включают повышенное потребление энергетически богатых, но бедных питательными элементами продуктов с высоким содержанием жира, сахара и соли; пониженный уровень физической активности на дому, на рабочем месте, во время отдыха, на транспорте, а также употребление табака. Комплексный подход к причинам несбалансированного питания и снижению уровня физической активности может способствовать облегчению будущего бремени хронических неинфекционных болезней.

[72] Это виды и формы деятельности людей, связанные с индивидуальным и общественным здоровьем, зависящие от культуры, образования, психологической установки, условий жизни, конкретной социально-экономической и политической обстановки и др.

[73] С ритмами живой и неживой природы.

[74] Болезней, обусловленных ломкой природных биоритмов организма).

[75] Суженное понимание социальной категории «образ жизни» и «здоровый образ жизни».

[76] Щепин О. П., Царегородцев Г.П., Ерохин В. Г. Медицина и общество. - М.: Медицина, 1983. -С. 98-109.

[77] «Исходя из этого логического назначения данной категории, доказать, что без использования широкого круга человековедческих дисциплин медицине не справиться с предметом своего изучения. Без знания сущности человека, социально-экономических и социально-психологических аспектов его бытия, научные изыскания медицины в области проблемы «образ жизни и здоровье» неизбежно будут сводиться к описанным выше полезным рекомендациям, с которыми фактически никто и не спорит (хотя бы потому, что они были известны еще древним), но которых, к сожалению, не все и не всегда придерживаются».

[78] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С.41-46.

[79] «Образ жизни - определенный вид, тип жизнедеятельности людей, обусловленный, в конечном счете, объективными процессами развития общества, отражает наиболее существенные черты социально-экономических и политических систем».

[80] Термин появился в самом конце 60-х XX в., активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 80-х: использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей).

[81] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. З83.

[82] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С.44.

[83] Сюда относятся производственная, общественно-политическая или социальная активность, деятельность в быту, социально-культурная, физическая, медицинская активность и др..

[84] Это дает основание полагать, что О.Ж. отвечает на вопрос, как, каким образом человек думает, ведет себя, действует, а условия жизни отвечают на вопрос, что или кто человека окружает, в каких условиях (демографических, материальных, природных, социально-экономических, политических, здравоохраненческих и др.) он живет, работает, действует, т.е. формирует образ жизни.

[85] Все те материальные и нематериальные факторы, которые воздействуют на О.Ж. (влияют опосредованно через О.Ж.).

[86] Уровень благосостояния – количественный показатель условия жизни.

[87] Показатель обеспеченности товарами и услугами.

[88] Степень использования фактического уровня жизни.

[89] Порядок или регламент жизнедеятельности людей, объединенных общими условиями проживания (семейный уклад, община).

[90] Конкретная жизнедеятельность конкретного человека с его особенностями и привычками (индивидуальный образ жизни).

[91] Б.Б. Прохоров, И.В. Горшкова, Е.В. Тарасова. Условия жизни населения и общественное здоровье // Проблемы прогнозирования", 2003. - №5. - С. 127-139.

[92] В конце XIX - начале XX века на зависимость общественного здоровья от социально-экономических условий указывали выдающиеся врачи и гигиенисты - А.П. Доброславин, Е.А. Осипов, В.О. Португалов, Ф.Ф. Эрисман.

[93] Высокое качество жизни подразумевает, что все стороны существования людей - от условий труда, быта, отдыха, организации сферы обслуживания, здравоохранения, образования и состояния окружающей среды до наличия политических свобод и возможности пользоваться всеми достижениями культуры – отвечают потребностям современного человека.

[94] Связь между социально-экономическим развитием общества и здоровьем населения установлена очень давно. Исследования подобного рода проводились еще в XVIII в. Известна, например, работа врача из Падуи Рамаццини (1663–1714) «О болезнях ремесленников». Наибольшее развитие эти исследования получили в XIX в. в Англии и России.

[95] Эрисман Ф. Ф. Введение к общедоступному руководству к предупреждению болезней и сохранению здоровья. СПб., 1902.

[96] Оганов Р. Г., Шальнова С. А., Масленникова Г. Я., Деев А. Д. Роль здорового образа жизни в стратегии охраны здоровья населения // Российские Медицинские Вести, 2001. - №6(3). – С. 7-34.

[97] В зарубежной литературе делается основной упор на таких причинах болезней сердечно-сосудистой системы, как погрешности диеты, гиподинамия и наследственность, и совсем мало внимания уделяется таким социальным феноменам, как плохие условия труда, неудовлетворенность работой, страх поте­рять место, неуверенность в себе.

[98] Поведенческая медицинская концепция профилактики.

[99] Navarro V. The crisis of the western system of medicine in contemporary capitalism. – Intern. j. Hlth. serv.,1978, vol. 8, p.178-211.

[100] Возраста, курения, кровяного давления, повышенного содержания холестерина и избыточного веса.

[101] Aakster C.W. Psycho-social stress and health disturbances/ -soc.sci. med., 1974, vol. 8, p. 77-90.

[102] Сводящих ее содержание к отдельным «вредным привычкам и нездоровому образу жизни больного человека в узком смысле».

[103] на Международной конференции по укреплению здоровья, состоявшейся в Оттаве (Канада), где были рассмотрены вопросы благоприятного для здоровья образа жизни и приняты укрепления здоровья.

[104] «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (Р.Г. Оганов, Р.А. Халатов, Г.С. Жуковский и др., 1994).

[105] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С 53.

[106] «…деятельность наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей».

[107] Деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность.

[108] Оганов Р. Г., Шальнова С. А., Масленникова Г. Я., Деев А. Д. Роль здорового образа жизни в стратегии охраны здоровья населения // Российские Медицинские Вести, 2001. - №6(3). – С.7-34.

[109] Метод лечебно-профилактической деятельности (профилактика), состоящей в обязательном учете определенных контингентов населения, активном наблюдении за больными в ранний период развития заболевания, своевременном проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и оздоровление окружающей среды.

[110] Деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения индивидуального, группового или общественного здоровья.

[111] Все дело в том, что демография во все времена была продолжением государственной политики, а сознательное управление социально-демографическими процессами возникло одновременно с образованием централизованных государств (Египет, Междуречье и в особенности древнекитайские царства).

[112] Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.: Журнал “Россия молодая”, 1994.- 367с.

[113] Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под редакцией А.Г.Гранберга, В.И.Данилова-Данильяна, М.М.Циканова, Е.С.Шопхоева – М.: "Экономика", 2002, - 414 с.

[114] Термин “устойчивое развитие” впервые употреблен в докладе председателя Комиссии ООН по окружающей среде и развитию Х. Брундтланд (1987 г.).

[115] Хотелось бы узнать у «сценаристов» - каким образом? Табу на чадозачатие? Насильственные меры? Полная утопия!

[116] Главное положение (которое почему-то упускается или смазывается и сторонниками, и критиками мальтузианства): Его проявлениями выступают широко известные прогрессии: размножение, воспроизводство (увеличение численности населения) происходит в геометрической прогрессии (удвоение каждые 20-25 лет), а накопление, производство средств существования - в арифметической прогрессии. Эти постулаты Т. Мальтус вывел из наблюдений за увеличением численности населения в Северной Америке (куда была интенсивная иммиграция населения, на что обратил внимание и свое время Н.Г. Чернышевский, подвергая критике закон Мальтуса) и, используя "труды своих предшественников, в частности, М.Геля, впервые выдвинувшей положение о размножении населения в геометрической прогрессии. Т.Мальтус, говоря об арифметической профессии накопления средств существования, опирался также на получивший известность к тому времени, так называемый, закон убывающего плодородия почвы.

[117] Причина бедности мало или совсем не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества, а исключительно от несдерживаемой, бесконтрольной высокой рождаемости бедных.

[118] Капица С.П. Модель роста населения Земли (Опыт системного исследования). - Инст. физ. проблем РАН, 1994.- С. 25-26.

[119] Модель предлагает феноменологическое, макроскопическое описание явлений и не претендует на объяснения всех механизмов.

[120] В настоящее время происходит завершение целой эпохи роста и смена парадигмы развития человечества. Оказывается, что существенное свойство модели - это отсутствие прямого влияния внешних факторов (окружающей Среды и ресурсов), которые бы глобально определяли пределы роста. Ученый считает, что развитый в модели системный подход также опровергает неомальтузианские концепции Медоуза и замечает, что в настоящее время Римский Клуб отошел от тех предельных позиций, которые были характерны для его первого доклада.

[12


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.