Экономическая роль государства. Государственная собственность и государственные рынки. Модели государственного сектора экономики. Закон Вагнера. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Экономическая роль государства. Государственная собственность и государственные рынки. Модели государственного сектора экономики. Закон Вагнера.

2018-01-03 927
Экономическая роль государства. Государственная собственность и государственные рынки. Модели государственного сектора экономики. Закон Вагнера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экономическая роль государства конкретизируется в его функциях.

Основные функции государства: аллокационная, дистрибутивная и стабилизационная.

Аллокационная функция осуществляется посредством распределения финансовых ресурсов для производства общественных благ и покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций. Такие сферы деятельности государства, как обороноспособность, развитие образования и здравоохранения, не могут в достаточной степени обеспечивать рынком. Государство должно финансировать эти и другие отрасли, создавать возможность пользоваться общественными благами всему населению. Для выполнения данных обязательств необходима соответствующая аллокация финансовых ресурсов.

Дистрибутивная функция заключается в осуществлении перераспределения доходов населения в целях уменьшения социально-экономического неравенства. Основными формами являются прогрессивное налогообложение и система социальных трансферных платежей. Дистрибутивная функция призвана сократить растущий разрыв в уровне жизни высоко- и низкодоходных групп населения.

Стабилизационная функция определяется необходимостью установления мкроэкономического равновесия. Стабилизация экономики означает вывод экономики из состояния кризиса, прекращения экономического спада производства и достижение устойчивых темпов экономического роста. Выделяют:

· макроэкономическую стабилизацию (достижение позитивного и стабильного протекания макроэкономических процессов и устойчивых темпов роста);

· микроэкономическую стабилизацию (обеспечение устойчивого функционирования и развития предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств);

· финансовую стабилизацию (создание устойчив функционирующей системы финансовых рынков и инструментов).

Схематически, в общем виде экономическую роль государства можно представить с помощью модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом — государством.

Собственность и рынки.

Стуктура общественного сектора может быть определена с позиции плюрализма форм собственности. Собственность представляет собой многогранное общественное явление, сочетающее в себе экономические и правовые (юридические) стороны. Экономическая сторона собственности отражает базисные отношения присвоения условий и результатов производства, что определяет место и роль людей в системе отношений распределения и потребления благ. Правовая сторона собственности проявляется в наборе собственнических правомочий, закрепленных за разными субъектами в выделении объектов и субъектов прав собственности, в спецификации прав собственности, четком разграничении прав собственности и их законодательной защите.

Полная характеристика структуры форм собственности возможна на основе сочетания экономической и правовой трактовок собственности. При классификации форм собственности неободимо учитывать конкретные исторические условия развития национальных экономик. В России в 1990 гг. произошла смена социально-экономической системы и в результате широкомасштабной приватизации государственной собственности уствердилась многоукладная экономика с преобладанием частного сектора.

Действующая Конституция РФ признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности.

В Гражданском Кодексе РФ (часть первая, раздел II "Права собственности и другие вещные права", главы 13-20) дана детальная регламентация форм собственности. Развернутая структура форм собственности приведена в Общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС).

Современная структура собственности в России характеризуется доминирующим положением частной собственности. Более 3/4 всех российских предприятий находится в частной собственности, 1/10 - в государственной и муниципальной собственности, а 1/7 - в иных формах собственности. Частная собственность существует в двух видах: собственность граждан (физ.лиц) и собственность юридических лиц.

Государственная собственность включает два вида собственности: федеральную собственность (Российской Федерации) и собственность субъектов Российской Федерации.

Наряду с государственным сектором существует муниципальный сектор, экономической основой которого является муниципальная собственность, а управление ею осуществляют органы местного самоуправления. Конституция РФ признает и гарантирует наравне с государственной муниципальной собственностью и наравне с государственными органами власти органы местного самоуправления. Деятельность в области местного самоуправления принято называть управлением муниципальным образованием (т.е. управлением на уровне муниципальных образований и их территориальных структур).

Главный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночном экономике - это механизм рынка, где центральное место занимают конкуренция и цены. Вместе с тем, во всемх старнах с рыночной экономикой значительную роль играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях.

Государство в лице своих агентов выступает на рынке в качестве предпринимателя крупнейшего потребителя продукции ряда отраслей, превращая государственный спрос в значимый фактор формирования и развития рыночной экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру. Механизмом размещения и удовлетворения потребностей государства в товарах, работах, услугах выступает “государственный рынок”. На таком рынке устанавливаются и реализуются экономические связи государства-заказчика с хозяйственными субъектами различных форм собственности. При этом государственные рынки являются составной частью общенациональных рынков, а государственный спрос выступает частью совокупного спроса. Используя систему размещения заказов как мощный экономический инструмент, государство решает поставленные социально-экономические задачи, в том числе стимулирует различные отрасли народного хозяйства, обеспечивает проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий и т.д.

Отличительной особенностью государственного рынка является то, что на таком рынке реализуются экономические связи заказчика (государства) с хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Таким образом, наряду с общенациональными рынками, обслуживающими общенациональные потребности, функционируют государственные рынки, удовлетворяющие государственные нужды в товарах, работах, услугах.

Объектами товарного рынка выступают продукция в вещной форме, результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также различные работы и услуги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В зависимости от доминирующих субъектов рынок может быть разделен на рынок частного предпринимательства и государственный рынок, отличительной особенностью которого является то, что государство выступает монопольным субъектом рынка единственным потребителем и покупателем товаров, работ, услуг на рынке.

Таким образом, на государственном рынке происходит “государственная закупка” для нужд общественного потребления и в целях выполне& ния функций, возложенных на государство

Государственные заказчики являются специфическими субъектами рынка, обладающими особенными чертами рыночного агента, регулярно и на профессиональной основе осуществляющего государственные закупки. Отдельный государственный заказчик может рассматриваться как отдельный субъект государственного рынка, который стремится максими& зировать полезность закупаемой им продукции при наличии финансовых и административных ограничений.

Максимизация полезности закупаемой продукции рассматривается сквозь призму общегосударственных интересов, т.е. является ключевым аспектом при осуществлении общественного выбора.

Ряд характерных особенностей, присущих государственному рынку как институциональному механизму размещения заказов для государственных нужд:

1. Функционирование государственного рынка имеет важнейшее значение для создания финансово-экономических условий хозяйствования. С одной стороны, данный рынок является тем каналом, по которому значительная часть бюджетных средств поступает для пополнения находящегося в кругообороте денежного капитала, с другой его можно характеризовать как инструмент перераспределения материальных ресурсов между секторами экономики.

2. Государство является единственным потребителем и в качестве такого обладает всеми характерными признаками монопсониста единственного покупателя на рынке. Монопсония - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует со множеством продавцов, диктуя им цену и объем продаж.

3. Определение характеристик продукции ее будущим покупателем (государственным органом) сокращает для организации поставщика возможности проектирования коммерческих программ. Практически это означает, что государственные органы берут на себя часть функций по принятию технологических решений (часть функций менеджмента фирмы).

4. Объем финансовых расходов, связанных с крупными или технологически сложными государственными заказами, как правило, достаточно велик для частного финансирования, поэтому государство выполняет на рынке функции как покупателя, так и инвестора, что нехарактерно для конкурентного рынка.

5. В лице государства фирма-поставщик получает стабильного платежеспособного партнера, в большей степени, чем частные компании, застрахованного от рыночных рисков.

Государственный рынок организуется целенаправленно. Основной целью организации такого рынка является удовлетворение общественных потребностей.

В России базовым законом, регламентирующим порядок взаимодействия участников государственного рынка, является федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

 

Закон Вагнера.

Закон Вагнераэто тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП.

Существуют разные объяснения действия этого закона. Одно из них объясняет более быстрый рост государственных расходов значительным и постоянным увеличением социальных расходов, социальных трансфертов.

Другое объяснение закона Вагнера опирается на действие так называемой фискальной иллюзии.

«Фискальная иллюзия» состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных рас- ходов для налогообложения и поэтому, как правило, голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.

Правительства, пользуясь сложностью налоговых систем, скрывают истинные издержки, связанные с увеличением государственных расходов.

Теория групповых интересов объясняет увеличение государственных расходов ростом влияния и внутренними интересами таких влиятельных социальных групп, как производители вооружений, профсоюзы, объединения учителей, врачей и т.д.

Некоторые исследователи в качестве важнейших причин роста государственных расходов указывают на развитие урбанизации и экономический рост. И урбанизация, и экономическое развитие вызывают рост спроса на общественные блага, загрязнение окружающей среды, что сопровождается ростом государственных расходов.

 

5. Провалы рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Типология изъянов (провалов) рынка. Теорема Коуза.

 

К основным недостаткам (сбоям) рыночного экономического механизма относятся:

· возникновение и развитие монополий,

· ограничение конкуренции;

· проблема производства общественных благ;

· наличие внешних, или побочных, эффектов;

· проблема асимметричной информации;

· неполные рынки;

· макроэкономическая нестабильность — колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса; неравенство в распределении ресурсов и доходов.

В микроэкономической теории к сбоям рынка относятся экономические ситуации, когда рациональное поведение людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов, т.е. не обеспечивает эффективности по Парето. К такого рода сбоям относятся проблема монополии, проблема общественных благ, внешние эффекты, асимметричная информация, так называемые неполные рынки.

1. Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции.

Появление и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счет повышения эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

Государство в целях поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемую крупной фирмой. Кроме того, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в сфере производственной инфраструктуры (компании по водоснабжению, предприятия в области энергетики, газоснабжения, железнодорожные компании и др.).

Отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе, называется естественной монополией.

2. Проблема производства общественных благ.

Общественные блага — блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его и не производит. Это так называемая проблема «бесплатного проезда» («фрирайдера»). Люди могут получать выгоду от пользования общественными благами, не оплачивая их. Их нельзя исключить из потребления данных благ, и поэтому они, как правило, не заинтересованы в том, чтобы за них платить.

Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему государственных закупок. Для этого оно должно получить средства от общества через систему общих и местных налогов.

3. Наличие внешних, или побочных, эффектов.

Внешние эффекты — это издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара.

Например, отрицательные внешние эффекты (издержки третьих лиц) возникают в результате загрязнения окружающей среды. В данном случае регулирование внешних эффектов включает налоги на загрязнение, установление санитарно-гигиенических норм, контроль за технологией производства.

4. Проблема асимметричной информации.

Неполнота информации, ее неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведет к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно использовать ресурсы. При совершении сделки один из участников находится в более выгодном положении. Реально действующий рынок характеризуется асимметричной информацией.

Асимметричная информация — это неполная информация, неравномерно распределенная информация, просто некачественная информация.

В условиях асимметричной информации, существующей на рынке, возникает диктат производителя. Это приводит к тому, что поставку услуг берет на себя государство. Предполагается, что государственный сектор в условиях политической демократии подвержен контролю со стороны общества. Кроме законов о защите прав потребителей асимметричная информация корректируется законами о рекламе, об охране труда, о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, о мошенничестве, о страховании банковских депозитов и др

5. Проблема неполных рынков.

Неполные рынки как изъян (несовершенство) рынка представляют собой ситуацию, когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то частное благо, даже если издержки при этом меньше, чем цена на это благо.

К неполным рынкам относятся некоторые сегменты страхового рынка, рынка капиталов и так называемые дополняющие рынки. В частности, на страховом рынке эта неспособность рынка обеспечит страхование потерь вкладчиков при банкротстве банков.

Общие причины существования проблемы неполноты рынков могут быть следующие:

1. большие трансакционные издержки, прежде всего связанные с инновациями, с производством новых благ;

2. асимметричная информация также формирует неполноту рынков. Отсутствие информации в случае со страхованием может потребовать высоких цен на услуги страхования, что, в свою очередь, делает эти услуги недоступными для потребителей, и рынок услуг не формируется.

Неполнота рынков тесно связана с проблемой дополняющих рынков. Простейший пример дополняющих рынков — это рынки таких взаимодополняющих товаров, как кофе и сахар. Без рынка сахара рынок кофе не формируется, потребности общества не удовлетворяются. В более сложных случаях требуется вмешатель- ство государства, общественная координация в распределении ресурсов в форме государственного планирования. Например, развитие депрессивных городов и регионов.

6. Макроэкономическая нестабильность.

Макроэкономическая нестабильность характерна для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность экономики. Например, безработица означает недополученный объем продукции, а увеличение безработицы на 1% означает сокращение темпов роста экономики на 2—3%.

Макроэкономическая нестабильность — это колебания экономической активности (экономические циклы), проявляющиеся в изменениях уровня безработицы, недогрузке производственных мощностей, инфляции, дефиците государственного бюджета, дефиците внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики.

Стихийность экономического развития предопре- деляет возможность несовпадения спроса и предложения, воз- можность недоиспользования ресурсов общества (рабочей силы, оборудования).

Экономическое развитие происходит в форме экономических циклов, или циклов деловой активности. Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику.

7. Неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Рыночная система обеспечивает тех, кто может заплатить, кто владеет факторами производства. Ресурсы распределены неравномерно среди людей не только в силу различий в трудовом вкладе, но и в силу неравномерности рыночной конъюнктуры, в силу различий физических и умственных способностей. Несправедливость и неравенство в распределении благ и ресурсов могут снижать стимулы к эффективной работе.

Общество корректирует решения свободного рынка о распределении доходов. Государство делает это с помощью системы прогрессивного налогообложения, пенсионной системы, пособий по безработице, социальной помощи инвалидам, многодетным семьям. Перераспределение ресурсов и благ в социальных целях является одним из важнейших направлений государственного регулирования в рыночной системе.

Недостатки рыночной системы вызывают объективную необходимость вмешательства государства в экономические процессы.

Основанием для государственного вмешательства в экономическую жизнь являются некоторые особенности системы свободного рынка.

1. Рынок требует формального определения и юридической защиты правил ведения хозяйственных операций, адекватных отношениям частной собственности.

2. Эволюция рыночной системы объективно приводит к возникновению монополий, разрушающих ее способность к саморегуляции. Политика государства в отношении предприятий-монополистов должна быть дифференцированной. В одном случае может оказаться целесообразным принудительное разделение, разукрупнение корпораций, в другом - административный контроль за их деятельностью, создание противодействующей экономической силы в лице объединения потребителей. Поддержание конкурентной среды деятельности бизнеса - одна из важнейших экономических функций государства.

3. Практика функционирования рыночного хозяйства показала, что существовать без периодически повторяющихся кризисов, рецессионных явлений оно не может. Циклические изменения экономической конъюнктуры, вызывающие обострение социальных противоречий, представляют серьезную опасность для существования самой рыночной системы, что накладывает на государство функцию компенсации, противодействия рыночным колебаниям. Это касается вопросов регулирования уровня занятости, снижения инфляции, обеспечения устойчивости национальной валюты.

4. Будучи эффективным регулятором в краткосрочном плане, рынок хуже решает вопросы распределения ресурсов, исходя из потребностей стратегического развития национальной экономики. Это определяет необходимость государственного участия в удовлетворении перспективных потребностей и стимулирования производства общественных товаров, осуществлении активной структурной политики.

5. Еще одна черта рыночной системы, обуславливающая необходимость государственного участия в экономической жизни, связана с социальной и имущественной дифференциацией людей. Ее полное уничтожение означало бы создание системы распределения, основанной на внеэкономическом принуждении к труду и отрицающей механизм материального стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности. Вместе с тем крайности имущественного расслоения несправедливы в моральном отношении и крайне опасны в социальном плане. Поэтому в число функций государства входит решение задачи смягчения социальных контрастов и создание условий формирования среднего класса.

Теорема Коуза.

Формулировка теоремы Коуза: если трансакционные издержки равны нулю, а права собственности специфицированы, то окончательное размещение ресурсов эффективно вне зависимости от первоначального распределения прав собственности.

По теореме Коуза, в условиях четкого определения прав с незначительными трансационными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблемы не решает.

Таким образом, провалы рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественных благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полностью полагаться и на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет ими главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. Частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится нерациональный набор товаров. Невидимая рука рынка здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» также подчеркивается повышение роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы.

Тема 2


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.