Спрос как экономическая категория. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Спрос как экономическая категория.

2018-01-03 485
Спрос как экономическая категория. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спрос – D (от англ. demand) - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющихся на рынке товаров.

В современной экономической теории различают такие виды спроса как:

- действительный спрос – реально предъявляемый спрос на товары и услуги;

- реализованный спрос – часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;

- неудовлетворенный спрос – нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей.

Зависимость между ценой и спросом на товар изображается с помощью кривой спроса (D). Обычно она является убывающей.

 

Рис. 2. Кривая спроса.

Уравнение кривой спроса представлено в следующем виде:

Qd=a- b*P,

где: Qd – величина спроса при заданном уровне дохода;

a – параметр, показывающий минимальный объем спроса, независящий от уровня цены;

b – параметр, показывающий реакцию величины спроса на изменение цены;

P – цена.

 

Неценовые факторы спроса

К основным неценовым факторам спроса относятся:

1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами. На товары низшей категории спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается.

2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся взаимозаменяемые товары (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой (говядина – свинина, медь – алюминий и т.д.). Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой (автомобиль – бензин, кофе в зернах – кофемолка и т.д.).

3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д.

4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомобили в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце.

5. Численность потребителей на рынке.

 

Аномальные случаи формирования и спроса

 

В экономической теории существуют исключения при формировании спроса на товары.

Таблица 1.

Аномальные случаи формирования спроса

 

Эффект “Герффена” Спрос на товары, потребление которых составляет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависимость от цены данных товаров. Повышение общего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структур своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ.
Эффект присоединения к большинству Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отстать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается.
Эффект сноба Наблюдается уменьшение спроса индивидуума на товар вследствие того, что его покупают другие.
Эффект Веблена Речь идет о феномене демонстративного потребления. В определенных условиях цена становится показателем его престижности. Отсюда возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров.

Эластичность спроса

Эластичность спроса – это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов. Эластичность определяется с помощью коэффициента эластичности. Эластичность спроса может быть определена по цене и по доходу.

Эластичность спроса по цене

Q2 - Q1 P2 - P1

:

Q1 P1


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.