Механизм исчисления упрощенной системы налогообложения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механизм исчисления упрощенной системы налогообложения

2017-12-13 217
Механизм исчисления упрощенной системы налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УСН является разновидностью специальных налоговых режимов. При этом применение упрощенной системы налогообложения разрешается только в том случае, если субъект не обязан применять какой-либо иной специальный налоговый режим.

Упрощенная система налогообложения — это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех ос­новных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бух­галтерские, статистические) выполняются в общем порядке.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организация­ми и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Налогоплательщиками1 признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысил] 15 млн. руб.

Согласно ст. 346.12 НК РФ ряд организации не может перейти на УСН:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и peaлизацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, занимающиеся игорным бизнесом, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

9) нотариусы, занимающиеся частной практикой, и т.д.
Существуют также ограничения по численности: организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работ­ников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в по­рядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной вла­сти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; ограничения по стоимости основных средств: организации, у ко­торых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие-) желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации необходимо сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года!

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налого­плательщика превысит 20 млн руб. или остаточная стоимость ос­новных средств и нематериальных активов, определяемая в соот­ветствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на об­щий режим налогообложения с начала календарного года, уведо­мив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налого­обложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.

Объектом налогообложения признаются:

1) доходы;

2) доходы, уменьшенные на величину расходов

Порядок определения доходов, согласно ст. 346.15 НК РФ, регла­ментируется гл. 25 НК РФ (в частности, ст. 249 и 250 НК РФ). Следует отметить, что при определении объекта налогообложения организа­циями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Порядок определения расходов регламентируется ст. 346.16 НКРф.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Существуют следующие налоговые ставки1;

1) в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%;

2) в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Причем сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу пpoизводится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя),

Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уров-1 ней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответвии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетными периодом.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного периода представляют налоговые декларации в налогов органы по месту своего нахождения.

Налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода предоставляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующе отчетного периода.

Налогоплательщики (индивидуальные предприниматели) по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода предоставляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Преимущества упрощенной системы налогообложения мо гут быть обобщены следующим образом:

1) упрощенные учет и отчетность, возможность оформлять хозяйственные операции без жестких требований бухгалтерской учета, действующего (и меняющегося) Плана счетов, метод; двойной записи, что весьма актуально в условиях малых пред­приятий с характерными кадровыми проблемами, а также отсутствие необходимости в ведении книги покупок и книги продаж, что существенно снижает трудоемкость учетных про­цедур;

2) возможность применения этой системы налогообложениями юри­дическими лицами, и предпринимателями, зарегистрированны­ми без образования юридического лица; при переводе предпринимателей на упрощенную систему отпадают обязательства по! уплате налога на добавленную стоимость, налога на рекламу! а также налога на доходы физических лиц;

3) индифферентность к дорогостоящим рекламным кампаниям, т.к.в данном случае не возникает налог на рекламу и отсутствует понятие «прибыль», соответственно, не возникает необходимостью корректировать налогооблагаемую прибыль на суммы превышения нормативов на рекламу и другие нормируемые расходы. Перечисленные преимущества упрощенной системы делают ее особенно предпочтительной для предприятий с высоким уровнем налич­ных продаж и широко применяющих в своей деятельности рекламу.

К недостаткам упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности можно отнести:

1) авансовые налоговые платежи в виде оплаты стоимости патента до осуществления хозяйственных операций и получения прибыли;

2) установленные законодательством ограничения при переводе на данную систему налогообложения: перейти на эту систему могут организации с предельной численностью работающих до 15 человек при условии, что за отчетный год совокупный размер валовой выручки не превысил у них стотысячекратного минимального размера оплаты труда, существуют также ограничения по видам деятельности. Действие упрощенной системы налогообложения не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и некоторые другие, для которых Ми­нистерством финансов РФ У9тановлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности;возможность перевода на систему налогообложения вмененно­го дохода в том случае, если в регионе вводится этот налоговый режим и он распространяется на данный вид деятельности.

 

 

7.3. Налоговое планирование двух специальных налоговых режимов для налогообложения субъектов малого предпринимательства

Введение этих двух форм налогообложения — упрощенной си­стемы налогообложения, учета и отчетности и уплаты единого на­лога на вмененный доход для определенных видов деятельности является одной из форм поддержки малого предпринимательства. Делая какое-либо утверждение, необходимо его обосновать, что и попытаемся сделать далее.

Для этого необходимо рассмотреть механизм оценки налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Первоначально проведем сравнение упрощенной системы с об­щим режимом налогообложения.

Для сравнения УСН с общим режимом налогообложения необ­ходимо сравнить налоговую нагрузку, которую будут нести орга­низация или индивидуальный предприниматель при выборе того или иного варианта. Так как упрощенная система подразумевает замену только пяти налогов, а не всех, то для анализа необходимо принять во внимание налоговую нагрузку только от этих налогов.

Организации, применяющие упрощенную систему, освобожда­ются от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стои­мость, налога на имущество и единого социального налога. Следо­вательно, для расчетов необходимо оценить предполагаемые суммы вышеуказанных налогов в том году, в котором планируется перей­ти на упрощенную систему.

Если это сделать затруднительно, тогда можно поднять налого­вые декларации по всем вышеуказанным налогам за три предыду­щих года. Если ожидается существенное изменение масштабов де­ятельности в году применения УСН (сезонный характер работ, начало нового вида деятельности и т.п.), тогда необходимо попы­таться учесть эти данные исходя из норм налогового законодатель­ства. При определении величины конкретного налога необходимо учитывать, что суммы, уплаченные хозяйствующим субъектом в ка­честве налогового агента, не должны приниматься в расчет, т.е. под­лежат вычету из общей величины налога. Ожидаемые налоговые расходы можно определить по формуле:

HP - НП + НДС + НИМ + ЕСН,

где HP — ожидаемые налоговые расходы; НП — сумма подлежащего уплате за год налога на прибыль; НДС — сумма подлежащего уплате за год налога на добавлен­ную стоимость;

НИМ — сумма подлежащего уплате за год налога на имущество;

ECH — сумма подлежащего уплате за год единого социального налога.

Для расчета ожидаемой налоговой нагрузки необходимо определить показатель дохода в предстоящем году. При этом может возникнуть следующий вопрос: включать или нет налог на добавленную стоимость в сумму дохода, исчисленную при применении общей системы налогообложения. Для правильного анализа суммы доходов необходимо учи­тывать с НДС. Если для покупателей получение счетов-фактур с суммами входящего НДС имеет существенное значение (например, если организация занимается оптовой торговлей и не имеет льготы по налогу), то при переходе на упрощенную систему налогообложения, вероятнее всего, отпускные цены придется снизить на ставку НДС. В этом случае вся сумма недополученного дохода будет являться для органи­зации упущенной выгодой и должна увеличить сумму налоговых расходов при применении упрощенной системы налогообложения.

Налоговая нагрузка определяется по формуле:

НН =НР/Д X 100%,

где НН — налоговая нагрузка при применении общего режима ] налогообложения;

HP — ожидаемые налоговые расходы;

Д — сумма ожидаемого дохода за год.

Величина налоговой нагрузки при применении упрощенной си­стемы налогообложения будет складываться из суммы налоговых расходов и упущенной выгоды, о которой говорилось чуть выше. К показателю упущенной выгоды следует отнестись с особым вниманием, потому что его величина может достигать 18%. Очень важно определить, произойдет ли снижение цен на всю ставку НДС или только на часть. Необходимо проанализировать, всем ли покупателям придется снизить цену или же некоторым удастся ее оставить на прежнем уровне.

Не следует также забывать о клиентах, которые «уйдут», если цены не будут снижены (например, если только для трех покупателей из ста важно получать входящие счета-фактуры, то, скорее всего, организация предпочтет оставить цены на старом уровне, но тогда «потеряет» этих клиентов).

Показатель налоговой нагрузки при применении упрощенной системы налогообложения будет выглядеть следующим образом: 1

ННуен = (HP + УВ) / Д х 100%, 114

где НН — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;

HP — ожидаемые налоговые расходы;

УВ — ожидаемый показатель упущенной выгоды (величина не­дополученной выручки от снижения цен);

Д — сумма ожидаемого годового дохода.

Следовательно, для определения более выгодного режима нало­гообложения необходимо сравнить показатели налоговой нагрузки при применении общего режима налогообложения и УСН (ННо и НН). Если налоговая нагрузка при применении общего режима налогообложения больше налоговой нагрузки при применении УСН (ННо н > НН са), тогда хозяйствующему субъекту выгодно перехо­дить на упрощенную систему налогообложения.

При сравнении общей системы налогообложения с упрощенной необходимо учитывать не только налоговую нагрузку, но и иные факторы. В частности, следует иметь в виду, что при применении УСН:

1) не надо вести бухгалтерский учет (кроме бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов);

2) сразу же уменьшается налогооблагаемая база на расходы по приобретению основных средств и нематериальных активов. Сле­довательно, налогоплательщик получает инвестиционный нало­говый кредит и страхует себя от обесценения денежных средств (налог, уплаченный в последующие годы, дешевле налога, упла­ченного в текущем году). Эффект инвестиционного налогового кредита тем выше, чем дольше срок полезного использования основного средства или нематериального актива;

3) проще организовать налоговый учет, чем при применении об­щего режима налогообложения.

Преимущества и недостатки упрощенной системы налого­обложения. Рассмотрим сначала положительные стороны при­менения УСН:

1) организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывается, действительно достаточно выгодно переходить на УСН, если у их клиентов нет необходимости в получении товаров (ра­бот, услуг) с НДС, особенно при выборе в качестве объекта на­логообложения доходов;

2) организации, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет (кроме бухгалтерского учета основных средств и немате­риальных активов);

3) 3) не надо вести налоговый учет расходов, если в качестве объекта
налогообложения выбраны доходы;

4) вместо четырех самых распространенных налогов необходимо уплачивать только один, что ведет к существенному упрощению процесса заполнения налоговых деклараций, сокращению количества налоговых платежей;

5) УСН оказывается очень выгодной схемой получения дивиден­дов (при очень высокой рентабельности налог с дивидендов ока­зывается равен 33% (24%-ный налог на прибыль плюс 9%-ный налог на доходы с физических лиц);

6) УСН оказывается очень выгодной схемой экономии по налогам на оплату труда сотрудников.

Однако УСН имеет и существенные недостатки:

1) не предоставляет возможности быть плательщиком ДДС. Поэтому налогоплателыцики, которые работают с покупателями и заказ­чиками, нуждающимися в продукции, облагаемой НДС, несут очень высокую налоговую нагрузку, либо вынуждены снижать цены или же отказаться от применения УСН;

2) доходы и расходы определяются только кассовым методом. При этом авансы включаются в доходы, что делает очень невыгодным применение УСН организациями, получающими большие суммы авансов на длительный срок;

3) список расходов ограничен, и в него не попали многие из тех, которые могут составлять значительные суммы: коммуналь­ные платежи, бухгалтерские, юридические, консалтинговые услуги и др.;

4) слабая проработка гл. 26.2 НК РФ, нормы которой не содержат ответов на некоторые вопросы, отдельные положения иногда противоречивы, неточны и неясны;

5) необходимость при переходе на УСН восстановить и уплатить в бюджет НДС, который был принят к вычету в 2003 г. по сырью, материалам, товарам, отпущенным в производство (реализованным) в 2004 г.;

6) невозможность принять в расходы убыток, полученный при применении общей системы налогообложения.

Несмотря на указанные недостатки УСН, которые иногда могут привести к отказу от ее применения, она тем не менее выгодна большому кругу хозяйствующих субъектов, и авторы рекомендовали, бы переходить на нее даже тогда, когда выигрыш от экономии на налогах не является достаточно очевидным..

Теперь рассмотрим оценку налоговой нагрузки при выборе разделы объектов налогообложения при применении УСН.

Многие налогоплательщики, решившие перейти на УСН, сразу F сталкиваются с проблемой: какой объект налогообложения им более выгоден. В отдельных случаях выбор объекта налогообложе­ния становится достаточно сложной задачей. Для ее решения необ­ходимо сравнить налоговые расходы, которые будет нести налогоплательщик при применении разных объектов налогообло­жения.

При выборе в качестве объекта налогообложения доходов вели­чина единого налога зависит:

1) от величины доходов;

2) от суммы начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР);

3) от суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособ­ности (далее — ПВНТ).

Таким образом, налоговые расходы, которые будет нести орга­низация, применяющая УСН, зависят от 4 переменных: налогообла­гаемых доходов, расходов, принимаемых для целей налогообло­жения, сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суммы выплаченных пособий по времен­ной нетрудоспособности.

Так как при выборе в качестве объекта налогообложения дохо­дов в зачет части единого налога идет сумма начисленных страхо­вых взносов на обязательное пенсионное страхование, то целесо­образно в этом случае сравнивать не величину только единого налога, рассчитанного исходя из разных объектов налогообложе­ния, а сумму единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При выборе в качестве объекта налогообложения доходов, если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхова­ние не превышает 50% суммы начисленного единого налога, исчис­ленного как Д х 6%, налоговые расходы будут определяться по формуле:

НР = Д X 6%-ПВНТ,

где HP — налоговые расходы;

Д — доходы, учитываемые в целях налогообложения;

ПВНТ — пособия по временной нетрудоспособности.

При выборе в качестве объекта налогообложения доходов, месячная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превышает 50% суммы начисленного единого налога, исчисленного как Д X 6%, налоговые расходы будут определяться по формуле:

НР = ДхЗ% + ПФ-ПВНТ,

где HP — налоговые расходы;

Д — доходы, учитываемые в целях налогообложения;

ПФ — страховые взносы на обязательное пенсионное страхо­вание;

ПВНТ — пособия по временной нетрудоспособности.

При выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговые расходы будут определяться по формуле:

НР = (Д-Р)х 15%,

где HP — налоговые расходы;

Д — доходы, учитываемые в целях налогообложения; Р — расходы, учитываемые в целях налогообложения, При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1) доходы определяются в соответствии с требованиями гл. 25 НКРФ;

2) в расходы для целей налогообложения включаются только те, которые перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ;

3) при выборе в качестве объекта налогообложения доходов посо­бия по временной нетрудоспособности уменьшают сумму налога только в части, превышающей один минимальный размер оплаты труда за 1 календарный месяц.

Если уровень расходов, принимаемых для целей налогообложения, составляет менее 60% от величины доходов, организации выгоднее выбрать в качестве объекта налогообложения расходы.

Если уровень расходов, принимаемых для целей налогообложения, составляет более 80% от величины доходов, организации выгоднее выбрать в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Если уровень расходов, принимаемых для целей налогообложения, составляет от 60 до 80% величины доходов, то необходимо обратить внимание на уровень расходов на оплату труда. Если расходы на оплату труда превышает 21,43% от общей величины доходов, тогда налогоплательщику в качестве объекта налогообложения выгоднее выбрать доходы. Если же уровень расходов на оплату труда ниже 21,43%, тогда не­обходимо сравнить его с уровнем расходов, принимаемых для це­лей налогообложения. При этом если:

ФОТ/Д X 100% > Р/Д X 100% - 60%,

где ФОТ — фонд оплаты труда, на который начисляются стра­ховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

Д — доходы, учитываемые для целей налогообложения;

Р — расходы, учитываемые для целей налогообложения,

тогда в качестве объекта налогообложения выгоднее выбрать доходы, уменьшенные на расходы.

А если:

ФОТ/Д X 100% < Р/Д X 100% - 60%,

тогда в качестве объекта налогообложения выгоднее выбрать доходы.

При анализе налоговой нагрузки важно учитывать не только ко­личественные, но и качественные факторы. В частности, следует иметь в виду, что:

1) использование доходов в качестве объекта налогообложения яв­ляется значительно менее трудоемким процессом определения налоговых обязательств;

2) использование в качестве объекта налогообложения дохо­дов, уменьшенных на расходы, не освобождает налогопла­тельщика от уплаты минимальной суммы налога в размере 1% дохода.

Например, если разница в налоговых нагрузках от использо­вания разных объектов налогообложения невелика, по нашему Мнению, предпочтительнее будет избрать в качестве объекта Налогообложения доходы и не забивать себе голову ненужны­ми проблемами в течение двух лет. Тем более что к 2005 г. уже "Идет наработана практика применения гл. 26.2 НК РФ, разрешится большое количество имеющихся противоречий и недо­работок в законодательстве. Надеемся, это позволит упростить процесс исчисления единого налога и внести в него больше ясности.

Планирование ЕНВД. В отличие от упрощенной систему налогообложения, которую организация или индивидуальный предприниматель имеют право добровольно при соответствии условиям, установленным в ст. 346. 12 НК РФ, применять, специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход возникает при условии его введения на территории субъекта РФ.

Переход на уплату единого налога на вмененный доход не освобождает организации от уплаты следующих налогов:

1) государственной пошлины;

2) таможенной пошлины;

3) платежей за пользование природными ресурсами;

4) налога на операции с ценными бумагами;

5) сбора за использование наименований «Россия», «РФ» и образо­ванных на их основе слов и словосочетаний;

6) платы за пользование водными объектами.

Не освобождаются также организации от уплаты транспортно­го налога и следующих местных налогов; земельного налога, налогана рекламу и иных налогов и сборов, установленных местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.

Поэтому, занимаясь деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, организации могут оптимизировать свое налоговое бремя по перечисленным налогам с учетом положений, приведенных выше.

При оптимизации налогового бремени необходимо четко опре­делить методы ведения раздельного учета доходов, расходов и иму­щества в случае осуществления организациями и индивидуальны­ми предпринимателями деятельности наряду с деятельностью, j переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, т.к в последнем случае получается экономия по налогам, не уплачиваемым при зтом в специальном налоговом режиме. Целесообразно порядок ведения раздельного учета закрепить в учетной политике организации.

Снижение налога можно также произвести, используя схему с символической площадью торгового зала.

Контрольные вопросы к теме 7

1.Каков механизм начисления и уплаты единого налога на вме­ненный доход?

2.Перечислите основные направления налогового планирова­ния единого налога на вмененный доход.

3.Каков механизм начисления и уплаты налогов при упрощенной системе налогообложения?

4. Перечислите основные направления налогового планирования при упрощенной системе налогообложения.

 

 

Тема 8 НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ' ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.