Профилактика и ликвидация земельных правонарушений — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Профилактика и ликвидация земельных правонарушений

2017-12-13 280
Профилактика и ликвидация земельных правонарушений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Применение юридической ответственности за нарушения земельного законодательства – особая сфера правового регулирования, которая в ряде отраслей права выделилась в самостоятельную отрасль (гражданский процесс, уголовный процесс, административный процесс).

С учетом специфики юридической ответственности в сфере земельно-правового регулирования можно говорить о наличии земельно-процессуального института, содержание которого составляют нормы по применению мер ответственности и нормы по профилактике земельных правонарушений.

Применение норм юридической ответственности за нарушения земельного законодательства происходит в следующем порядке:

1) выявление нарушения, что является поводом для возбуждения дела;

2) документальное закрепление выявленных нарушений. В сельскохозяйственных предприятиях дисциплинарные проступки (ненадлежащая обработка земли, захламление земельных угодий, уклонение от борьбы с сорняками и т.п.) оформляются докладной запиской (индивидуальный документ) или актом (коллективный документ); административный проступок (бесхозяйственное использование земель, порча плодородного слоя почвы и т.п.) отражается в протоколе установленной формы и составленном специально уполномоченным на то лицом; составляется протокол по совершенному уголовному преступлению (порча земли, ст. 254 УК РФ);

3) возбуждение дела по зафиксированным фактам. В зависимости от вида правонарушения эта стадия осуществляется в различных формах при совершении дисциплинарных проступков на сельхозпредприятии – руководитель (секретарь-делопроизводитель) регистрирует документы о нарушениях (акт, докладную); при совершении административного проступка протокол о нем направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об этом административном проступке; при совершении уголовного преступления поводом для возбуждения уголовного дела служит заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ).

Стадия возбуждения дела имеет юридико-процессуальное значение. Например, в делах об уголовных преступлениях запрещается проведение следственных действий до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 140 УПК РФ), за исключением осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, и с немедленным возбуждением дела после этого осмотра (ст. 182 УГ1К РФ);

4) расследование возбужденного дела. Порядок выявления и изучения дисциплинарных проступков определяется лицом, имеющим право налагать дисциплинарные наказания (руководителем), и закон не сковывает руководителя никакими процессуальными нормами. Единственное требование – не нарушать закон при расследовании. Например, запрещается производить обыск в помещениях, в других сооружениях, расположенных на приусадебном участке, в саду, огороде или другом земельном участке, без разрешения граждан, изучать и приобщать к делу их частную переписку, унижать достоинство личности при проверках и т.п.

Неполнота изучения и расследования, недостаточная обоснованность и нарушения процессуальной формы собранных доказательств – наиболее типичные недостатки при проверках и расследовании дел. По таким делам вынесенные решения отменяются либо пересматриваются;

5) вынесение решения по делу. В зависимости от вида ответственности законом предусмотрены различные формы решений:

– по дисциплинарным нарушениям и по привлечению к материальной ответственности руководитель издает приказ;

– привлечение к административной ответственности оформляется постановлением уполномоченного на то органа;

– привлечение к гражданско-правовой ответственности оформляется решением суда (ст. 22 ГПК РФ);

– привлечение к уголовной ответственности – вынесением вердикта (ст. 343 УПК РФ), а изъятие земельного участка за нарушения – решением соответствующего органа местного самоуправления или местной администрации;

6) исполнение вынесенного решения о наказании, взыскании ущерба осуществляется тоже в процедурном порядке,

определенном законом. Так, реализация приказа об ограниченной материальной ответственности работника за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей, может осуществляться только через семь дней после ознакомления с ним работника; удержания из зарплаты работника производятся ежемесячно не свыше установленного законом предела; исполнение судебных решений имущественного характера – ст. 428–446 ГПК РФ;

7) завершение исполнения наказания может осуществляться разными путями:

– специальным решением уполномоченного на то лица. Так, руководитель вправе досрочно снять наложенное им дисциплинарное взыскание с наказанного, если тот не допустил нового нарушения трудовой дисциплины, проявил себя добросовестным работником;

– без специальных решений, если это предусмотрено законом. Например, если работник в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся этому взысканию; аналогичное положение установлено в отношении лица, подвергнутого административному взысканию; специальные правила ставят в зависимость от несовершения повторных преступлений и лиц, приговоренных к уголовному наказанию;

– фактическим исполнением наложенного наказания. Скажем, постановление о наложении штрафа, по которому взыскание произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление.

Перечисленные правила содержатся в законодательных актах по дисциплинарной, материальной, административной, гражданской, уголовной ответственности. Земельное законодательство не содержит этих норм, поскольку нормы перечисленных отраслей права "обслуживают" режим использования земель в такой же мере, как и правовой режим иных сфер.

Содержание земельно-процессуального института, кроме норм юридической ответственности, составляют также нормы по профилактике (предотвращению) земельных правонарушений.

Если предметом применения юридической ответственности являются земельные правонарушения, то предмет профилактики шире, поскольку дополнительно к этим нарушениям он включает в себя еще причины и условия, порождающие нарушения.

Профилактика земельных правонарушений достигается проведением следующих мероприятий:

1) обеспечением информацией; наличие ее позволяет разработать эффективные мероприятия по предотвращению и устранению земельных правонарушений. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель дают информацию, необходимую для разработки республиканских и региональных программ по охране земель, позволяют определять границы, запрещающие изъятие земель сельхозназначения для несельскохозяйственных нужд, предотвращают нарушения приоритета сельскохозяйственных угодий; информация о состоянии деградированных земель позволяет принять меры их консервации в порядке, предусмотренном Правительством РФ, сохранить и восстановить эти угодья;

2) применением правовых норм и реализацией мероприятий, носящих упреждающий нарушения характер. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия органом местного самоуправления (местной администрации) решения о предварительном согласовании места размещения объекта позволяет устранить причины и условия неправильного размещения строительства и гарантировать соблюдение законности в земельных отношениях; установление повышенных цен на экологически чистую продукцию упреждает выращивание овощей и корнеплодов с повышенным содержанием нитратов; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии освоения, упреждает оставление этих участков без использования по причине недостаточности средств у землепользователя;

3) стимулирование мероприятий, устраняющих нарушения. Например, выделением из республиканского или местного бюджета средств для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эту землю, пользователи стимулируются к выполнению трудоемких и невыгодных работ;

4) применением принципа гласности при рассмотрении дел о предоставлении и изъятии земельных участков. Так, обязанность местной администрации информировать население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выяснять мнение граждан через формы непосредственной демократии предотвращает возможные злоупотребления в земельных отношениях;

5) проведением единообразной системы профилактической работы. Например, структура и содержание мониторинга земель и государственного земельного кадастра, а также порядок их осуществления и ведения определяются Правительством РФ, что обеспечивает единообразные методы получения информации; ведение кадастра за счет средств республиканского бюджета и силами специально уполномоченного на то органа Госкомзема; гарантирует получение точной информации о землях, а значит, и разработку правильных мероприятий по профилактике земельных правонарушений;

6) выявлением причин и условий земельных правонарушений как обязательного элемента при рассмотрении дела о наказаниях. Так, при рассмотрении дела об административном проступке орган (должностное лицо) при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие органы и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий; суд, обнаружив в деле о привлечении виновных к материальной ответственности существенные недостатки в деятельности организаций или должностных лиц, выносит и направляет им частное определение; аналогичные частные определения могут выноситься и в ходе рассмотрения уголовных дел, а также следователем в ходе предварительного следствия;

7) своевременным и добровольным устранением земельных нарушений, допущенных лицами, использующими землю. Например, виновному в порче земель выгоднее самому возместить сумму причиненного правонарушением ущерба, поскольку при обращении в суд ему придется платить значительную сумму пошлины дополнительно к возмещаемому ущербу и возмещать судебные издержки.

Эффективная реализация процессуального института земельно-правовой ответственности, таким образом, заключается в одновременном совершении двух действий: применении ответственности и проведении профилактической работы по предотвращению земельных правонарушений. Оба эти вида работ взаимосвязаны. Невозможно только наказаниями обеспечить законность в земельных отношениях, а одни лишь профилактические меры не смогут ее укрепить.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.