Особенности федеративного устройства современной России — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности федеративного устройства современной России

2017-12-13 1169
Особенности федеративного устройства современной России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

12 декабря 1993 годавсенародным голосованием была принята Конститу­ция Российской Федерации, в которой закреплялось современное федеративное устройство России и основополагающие начала, принципы российского федера­лизма о которых я говорила ранее.

В современном мире существует более двух десятков стран с федератив­ным устройством. Федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями: по путям своего возникновения, по своей струк­туре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Российская Федерация также обладает рядом специфических особенностей.

Одна из важных особенностей Российской Федерации заключается в исто­рическом развитии федеративного устройства.

· Исторически Российское государство долгое время было унитарным.

· Большой период развития федерализма РСФСР находилась в составе дру­гой федерации СССР, в результате чего собственное развитие отодвига­лось на второй план.

· Развитие федеративного устройства в условиях тоталитарного политиче­ского режима, национального гнета.

Россия исторически была провозглашена федерацией, а не в результате объ­единения самостоятельных государств и развивалась долгие годы как конститу­ционная федерация. Заключение 31 марта 1992 года Федеративного договора дало основание относить Россию к договорной федерации. Но уже 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, в которой установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федера­тивным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Таким образом, в настоящее время, Российскую Федерацию следует относить к договорно-конституционной.

В современном мире есть федерации, которые образуются по территориаль­ному принципу. Как правило, применяется в больших по территории государст­вах. Есть государства, которые образуются по национальному принципу. В на­циональных федерациях субъекты создаются на основе компактно проживающих национальных групп. Россию следует отнести к смешенному типу федерации, где в основу формирования положен и национальный и территори­альный принцип.

Россия огромна по своей территории и включает большое количество субъ­ектов, которые различаются по размерам территории, по уровню социального, культурного, экономического развития, по составу населения. Российская Феде­рация включает в свой состав 85 субъектов Федерации:

· Республики (22)

· Края (9)

· Области (46)

· Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)

· Автономные округа (4)

· Еврейская автономная область.

Для современной России характерна некоторая неопределенность админи­стративных границ между субъектами. Как отмечет Н.С. Грудинин «В настоящее время из 4 автономных округов 3 входят в состав краев и областей, и только один из них входит в состав Российской Федерации на правах самостоятельного субъ­екта. Также примером неопределенности границ является Республика Адыгея, ко­торая как бы территориально окружена Краснодарским краем, однако является самостоятельным субъектом Федерации.»[29]

Россия традиционно является многонациональным государством, в котором проживает более 180 народов. Каждый из этих народов обладает своими специ­фическими чертами, особенностями деятельности и культуры. Как правило, гра­ницы расселения народов не совпадают с границами субъектов (краев, областей, республик, городов федерального значения, автономных округов, автономной об­ласти). В первую очередь это обусловлено большим количеством миграционных процессов. От того как будет происходить сосуществование наций, во многом за­висит стабильность государства. Именно федерализм является единственной мо­делью стабильного развития такого крупного и многонационального государства как Россия.

Как правило, федерации формировались посредством передачи полномочий снизу-вверх: субъекты федерации, объединяясь, создавали центр и передавали ему свои полномочия. Российская Федерация формировалась на основе совер­шенно другого принципа. Передача полномочий осуществляется сверху вниз: от центра к субъектам федерации.

Важной особенностью российского федерализмаявляется принцип верхо­венства Конституции Российской Федерации над остальным законодательством. Так, Конституционный Суд Российской Федерации вправе признать юридически недействительным любой нормативный акт субъекта Российской Федерации, противоречащий Конституции, иному Федеральному закону, и принятый в преде­лах исключительного ведения Российской Федерации или в пределах совместного ведения. [30]

В настоящее время по своей структуре все федеративные государства при­нято делить на симметричные и ассиметричные. Симметричными являются феде­рации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным цен­тром. Асимметричные федерации — это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правового положения различных субъектов. Фор­мально Россию можно отнести к симметричной федерации, так как в Конститу­ции Российской Федерации закрепляется равноправие субъектов. Но исследуя реалии равноправия субъектов, можно сделать вывод, что Россия асимметричная федерация. Асимметричность частей Российской Федерации может проявляться по-разному:

· Может быть различие в территории;

· Различие в экономическом развитии (неодинаковая природно-ресурсная база);

· В значительной дифференциации регионов, по условиям жизни, социаль­ному развитию.

Равноправие, формально, заключается в том, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами во взаимоотношениях с федераль­ными органами государственной власти. Противоположную позицию, отрицаю­щую равноправие субъектов в Российской Федерации можно подтвердить сле­дующими аргументами:

· Республики наделяются правом устанавливать свой язык, принимать кон­ституции, а остальные субъекты – уставы, и способы принятия этих актов различаются. Отличие в наименовании основных законов субъек­тов Российской Федерации влечет за собой и их отличие в юридической природе и сущности.

· Все автономные округа, за исключением Чукотского,по-прежнему счита­ются в составе соответствующих краев, областей. Факт вхождения имеет определенные последствия и неизбежно ограничивает объем прав этой категории субъектов федерации.[31]

· Конституция Российской Федерации не определила формы отношений ме­жду автономным округом и краем (областью), в который он входит. Четыре автономных округа, разные по величине, находятся в различных природных условиях и юридических ситуациях.

Таким образом, еще одной особенностью федеративного устройства России является асимметричность федерации, с законодательным закреплением равно­правия субъектов Российской Федерации.

На основе изложенного материала можно сделать вывод, что современное федеративное устройство России, закрепленное в Конституции Российской Феде­рации, имеет ряд своих особенностей, которые и определяют уникальность нашей страны как в истории, так и в современном мире.

 

2.3 Проблемы и перспективы развития федеративного устройства Рос­сии

Бесспорно, что федеративное устройство России, закрепленное в Конститу­ции Российской Федерации, уникально, но далеко не идеально. На практике, с момента закрепления российского федерализма, порождалось множество проблем в его реализации и применении. В современной России также имеется масса про­блем, которые препятствуют совершенствованию федеративного устройства го­сударства.

В качестве особенности Российской Федерации я выделяла её многонацио­нальность. Но эта особенность порождает и свои проблемы.

Нация – это историческая общность людей, обладающая своими особенно­стями языка, культуры, деятельности. Устойчивость и стабильность такого слож­ного, многонационального государства как Россия, во многом зависит от того, ка­ким образом будет происходить сосуществование этих наций. В Конституции Российской Федерации закреплен принцип равноправия народов, населяющих Россию. Историко-политическая реальность в современных условиях, свидетель­ствует о глубоком своеобразии национально-этнических типов, об их уникально­сти и, следовательно, о фактическом неравенстве их между собой, что порождает глубокие межнациональные проблемы.

В настоящее время Россия переживает своеобразные изменения во всех сферах жизни, в сложнейших экономических, политических условиях, и, прежде всего, в условиях обострения межнациональных конфликтов.[32]

Обстановка в современной России в отношении межнационального сосуще­ствования народов России является напряженной на протяжение долгих лет (две чеченские войны тому наглядное подтверждение), беспорядки на Манежной пло­щади (декабрь 2010 г.), конфликт в городе Пугачеве между 16-летним подростком (этническим чеченцем) и 20-летним местным жителем, который от полученной колото-резаной раны вскоре скончался в больнице (6 июля 2013 года), беспорядки в Бирюлево (13 октября 2013 года).[33]Этот год так же не стал исключением, «13 марта 2015 года в Санкт-Петербурге произошло столкновение группы скинхедов и молодых студентов из Дагестана, в результате которогоМикаил Сайгидалиев получил смертельное ранение в брюшную полость, а два друга были тяжело ра­нены.Очевидцы утверждают, что скинхеды хотели не просто подраться, а цели­лись в шею, в сердце, в живот.[34]

Межнациональные конфликты могут привести к нарушению целостности Российской Федерации, следовательно, проблема преодоления этих конфликтов является основополагающей в настоящее время.

Особенностью Российской Федерации является асимметрия ее субъектов, хотя законодательно закреплен принцип равноправия субъектов Российской Фе­дерации. Это и является следующей проблемой, которая связана с разными мо­ментами.Субъекты Российской Федерации различаются между собой по вели­чине территории, численности и плотности населения, его национальному со­ставу. На неравенство субъектов федерации указывают такие факторы, как терри­ториальная дезинтеграция Российской Федерации, экономическая неравномер­ность развития регионов.[35]

Можно выделить следующие проблемные положения асимметричности:

· Обозначение республики как государства;

· Республики обладают правом принимать конституции, а другие субъ­екты – уставы;

· Республики наделяются правом устанавливать свой язык;

· Наличие «сложносоставных» субъектов федерации (вхождение одних субъектов, в состав других).

Установившаяся в России диспропорция между республиками и другими субъектами федеративных отношений ведет к нарушению равновесия федерации, что, в свою очередь, ведет к нарастанию напряженности в рамках федеративного устройства государства, противостоянию между российскими регионами. Таким образом, асимметричность Российской Федерации является важной проблемой, в результате которой может быть создана угроза целостности и стабильности феде­ративного устройства.

Следующая проблема федеративного устройства Российской Федерации заключается в разграничении предметов ведения между Федерацией и её субъектами. В Конституции Российской Федерации различаютсяследующие вопросы:

· Исключительного ведения Российской Федерации;

· Совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

· Собственной компетенции субъектов Российской Федерации.

На практике имеет место чрезмерное вмешательство федерации в компетенцию субъектов Российской Федерации. Как отмечает А. Н. Кокотов, «федеральное законодательство стирает границу между принципиальным и детальным регулированием, поскольку в федеральных законах, принимаемых в сфере совместного ведения, присутствует и то, и другое».[36]Наиболее проблемной, является совме­стная компетенция Российской Федерации и ее субъектов, так как происходит столкновение различных интересов. Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, если субъект Российской Федерации не принял за­кон по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем в порядке осуществления полномочий, закрепленных ст. 72 (п. «н» ч. 1) и 76 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, то федеральный законодатель, в случае не­обходимости, сам может осуществить правовое регулирование в этой сфере.[37]

Вопросы разграничения предметов ведения между органами государствен­ной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации являются сложными, важными, порождающими множество особенностей. Этот принцип построения федеративного государства позволяет обеспечивать интересы всего субъектного состава Российской Федерации, способствует эффективному, устой­чивому развитию как общества, так и государства в целом.

Современное федеративное устройство в России было закреплено в Конститу­ции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, и прошло достаточно большой промежуток в своем развитии. Нельзя отрицать, что в Кон­ституции Российской Федерации были заложены основополагающие принципы построения федерации, но, несомненно, невозможно учесть все нюансы и решить все проблемы. Так и в настоящее время сохраняется ряд определенных проблем, о которых я упомянула выше. Перечень проблем современного российского феде­рализма может быть шире, я привела самые значимые проблемы современного федеративного устройства России.

Федеративное устройство дляРоссииважный фактор устойчивого развития демократического государства. Несомненно, федерализм будетсовершенство­ваться и дальше, с учетом всех проблем государства. В первую очередь перспек­тивы развития заключаются в решении поставленных проблем.

Так, например, необходимо проведение национальнойполитики, направлен­ной на разрешение межнациональных конфликтов, в результате которойследует добиваться соблюдения и защиты прав каждой национальности. Например, можно отметить следующие направления этой политики:

· Регулировать взаимоотношения с учетом национально-территориальных особенностей;

· Поиск согласия, оптимального решения для всех участников;

· Защита прав каждой этнической группы;

· Недопущение дискриминации по этническим, религиозным и другим при­знакам;

· Регулирование миграционных потоков.

Для России национальный вопрос – это «вечный» вопрос государственно­сти, который в основе федеративного устройства такого многонационального го­сударства как Российская Федерация играет ключевую роль, обеспечивающий це­лостность и устойчивость развития как общества, так и государства в целом.[38]

Что касается симметричности России, то необходимо стремиться к закреплен­ному в Конституции Российской Федерации принципу равноправия субъектов Российской Федерации. Данный принцип является важным состав­ляющим в устойчивом развитии демократического, федеративного государства.

Необходимо производить и более детальный подход к разграничению предме­тов ведения Российской Федерации и её субъектов. От того какие вопросы ведения относятся к компетенции самой Российской Федерации, совместного ве­дения или её субъектов, зависит удовлетворение интересов населения каждого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, на основе изложенного материала, можно сделать вывод, что особенности российского федерализма, в свою очередь, порождают и опреде­ленные проблемы. Да, не стоит идеализировать и отрицать массу накопившихся проблем, но самое главное в России заложен потенциал для развития федератив­ного устройства, перспективы которого, в первую очередь, состоят в решении этих проблем.

 

Заключение

Обобщая исследуемый материал, можно сделать вывод, что федеративное устройство России имеет глубокое историческое развитие. Начиная формироваться еще в дореволюционную эпоху, российский федерализм стал детально развиваться начиная лишь с советского периода, причем длительный промежуток времени в составе другой федерации – СССР, в условиях тоталитарного режима и национального гнёта.Совершенствование продолжается и по настоящее время.

Федеративное устройство – это способ территориальной организации государства, в котором административно-территориальные единицы являются субъектами федерации, которые обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Данное государственное устройство было закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в которой нашли отражение основополагающие начала функционирования федеративного государства, способствующие успешному развитию России.

Историческое развитие, закрепленные принципы во многом определяют особенности федеративного устройства России, которое является уникальным. Но эта уникальность, в свою очередь, и порождает массу проблем, к которым можно отнести асимметричность, межнациональные конфликты, проблемы разграничения предметов ведения и др. От решения этих проблем во многом зависит государственная целостность территории, экономическая, политическая, социальная стабильность, устойчивость развития как общества, так и государства в целом.

В настоящее время, в Российской Федерации одним из значимых является вопрос дальнейшего реформирования федеративного устройства, которое включает в себя, в первую очередь, решение множества накопившихся проблем, а именно:

· Создание благоприятных условий для развития различных регионов.

· Проведение национальной политики, направленной на защиту прав каждой этнической группы, языка, культуры, обеспечения безопасности проживания народов.

· Укрепление федеративных отношениймежду «центром» и другими регионами.

· Стремлению к реальному принципу равноправия субъектов Российской Федерации.

Необходимость именно федеративного устройства России не ставится под сомнение, ведь для такой территориально большой, многонациональной страны именно эта форма государственно-территориального устройства способна обеспечить целостность, устойчивость развития государства.

Федеративное устройство России перспективное явление. Да существуют проблемы, которые иногда становятся заметны лишь спустя какой-то промежуток времени, но в нашем государстве есть необходимый потенциал, а значит и будет решение проблем, достижение высоких результатов.

 

 

Библиографический список

Законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конститу­ции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398

2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // «Свод законов РСФСР», т. 1, с. 13, 1988 г.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1997 N 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 но­ября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Фе­дерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда» // «Российская газета», N 218, 12.11.1997

Монографии, диссертации, научные сборники, учебники:

4. Абдулатипов Р.Г. Судьбы народов России в XXI веке: Стратегия государст­венной национальной политики: / Р.Г. Абдулатипов, В.А. Михайлов.- Махачкала: издательский дом «Эпоха», 2013.- 192 с.

5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баг­лай.- М.: Норма, 2013.- 783 с.

6. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран / М.В. Баглай.- М.: Норма, 2004.- 832 с.

7. Безруков А.В. Конституционное право России / А.В. Безруков.- М.: Юстицин­форм, 2015.- 304 с.

8. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова.- М.: Проспект, 2009.- 630 с.

9. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян.- М.: НОРМА, 2001.- 352 с.

10. Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации / С.И. Носов.- М.: Статут, 2014.- 391 с.

Научные статьи и другие публикации периодических изданий:

11. Бураева К.Т. Истоки современного федерализма в России / К.Т. Бураева // Вестник Владикавказского научного центра.- Владикавказ, 2015.- С. 21-25

12. Бакунин М.А.Государственность и анархия / М.А. Бакунин.- переработана под издательством «Книговек», М.: 2014.- 640 с.

13. Вологина Э.А. Конституционные принципы российского федерализма / Э.А. Вологина, С.М. Бахшалиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова.- Волгоград, 2011.- С. 131-135

14. Гайдукова И.Б. Регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации: Проблемы и перспективы / И.Б. Гайдукова, Ю.Ю. Годунова // Духов­ная ситуация времен. Россия XXI век.- Курск, 2014.- С. 48-52

15. Григорян В.В. Федерализм в конституционном праве / В.В. Григорян // Теоре­тические и практические аспекты развития современной науки.- М., 2015.- С. 152-157

16. Григорьев Н.А. Современный этап эволюции системы отношений «центр - регионы» / Н.А. Григорьев // Вестник Северо-Восточного федерального универ­ситета им. М.К, Аммосова.- Якутск, 2014.- № 1.- С. 157-165

17. Дмитриев Ю.А. О форме государственного устройства / Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов // Актуальные вопросы образования и науки.- Архангельск, 2015.- № 3.- С. 23-27

18. Казаков А.Г. Межнациональные конфликты в Российской Федерации в на­чале XXI в. Как фактор нестабильности федеративного государства / А.Г. Казаков // Актуальная теология.- Омск, 2014.- С. 71-77

19. Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федера­ции, субъектов Федерации и их органов государственной власти / А.Н. Ко­котов // Журнал российского права.- М, 2002.- № 8.- С. 27-33

20. Коломейцева Т. А. К вопросу о проблемах федерализма в России / Т.А. Коло­мейцева, И.А. Куцури // Теоретические и прикладные аспекты современной науки.- СПб, 2015.- № 8.- С. 59-69

21. Романов Ю.А. Проблема этнополитической составляющей Российского Феде­рализма / Ю.А. Романов // Наука и мир.- Волгоград, 2015.- № 1.- С. 155-158

22. Сюткина Н.С. Об особенностях Российского федерализма / Н.С. Сюткина // Наука, техника и образование.- Иваново, 2015.- С. 70-72

23. Тимченко Д.В. Асимметрия Российского федерализма: конституционно-правовой аспект / Д.В. Тимченко // Вопросы политической науки.- М., 2015.- С. 24-29

24. Уханкин В.В. Формирование федеративной государственности в России в советский период / В.В. Уханкин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.- Калининград, 2015.- С. 60-63

25. Федореноко С.П. Современный российский федерализм как фактор устойчи­вого развития политической и правовой систем / С.П. Федоренко, Курил­кина О.А. // Философия права.- Ростов, 2015.- С. 43-48

26. Федорец М.Н. О модернизации государственно-территориального устрой­ства Российской Федерации / М.Н. Федорец // Государство и право.- Тюмень, 2015.- № 4.- С. 98-101

27. Филиппов О.А. Становление и развитие федеративных отношений в России / О.А. Филиппов // Правовое государство: теория и практика.- Уфа, 2015.- С. 132-137

28. Хабирова А.В. Категориальный статус и проблемно-теоретическое поле поня­тия «федерализм» / А.В Хабирова // ученые записки Казанского государст­венного университета. Гуманитарные науки.- Казань, 2007.- № 3.- С. 68-84

29. Хаматханова М.М. Федерализм и проблемы оптимизации отношений «центр – регионы» в современной России / М.М. Хаматханова / Вестник поволж­ского института управления.- Москва, 2015.- С. 54-60

30. Хусаинов С.М. Истоки идей федерализма в России и башкирская народная публицистика XVIII века / С.М. Хусаинов // Филологические науки. Вопросы тео­рии и практики. – Тамбов, 2015.- С. 191-196

31. Шайхеев Т. И. Российский федерализм: особенности конституционной мо­дели и проблемы ее практической реализации / Т.И. Шахеев // Государственная власть и местное самоуправление.- М., 2015. № 6. С. 3-8.

Электронные ресурсы

32. Грудинин Н.С. К вопросу о сущности современного российского федерализма // Naukarastudent.ru. – 2015. – № 09 (21) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://naukarastudent.ru/21/2877/

33. Комсомольская правда // Эксперт об убийстве дагестанца у «Галереи».-СПб., 2015. [Электрон­ный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http://m.spb.kp.ru/daily/26354.5/3236043/

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет  
Специальность/направление подготовки  
Специализация/профиль/программа бакалавриат
Кафедра  

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студента … курса очной формы обучения гр…

……

по дисциплине:

на тему:
Особенности федеративного устройства современной России

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.