Вопрос 4. Тактика судебной реформы и ее этапы (подготовительный, переходный, завершающий). — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос 4. Тактика судебной реформы и ее этапы (подготовительный, переходный, завершающий).

2017-12-13 435
Вопрос 4. Тактика судебной реформы и ее этапы (подготовительный, переходный, завершающий). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В теперешних условиях возможны три подхода к проведению судебной реформы. Наиболее типичный выражается формулой "до основанья - а затем...". Он может дать плоды лишь при комплексной и, по возможности, одномоментной правовой реформе, которая долго готовится и неотвратимо проводится сильной рукой авторитетного правительства. Так состоялась, например, судебная реформа 1864 года в Российской Империи. Недостатки этого пути очевидны: живая жизнь будет перестраиваться по кабинетным схемам, неизбежен период метания и неразберихи, когда старые опоры рассыпаны, а новые не готовы принять на себя всю тяжесть ответственности. Трудно найти и пользующуюся достаточной властью и доверием силу, способную реализовать без потерь и искажений идеи теоретиков-юристов.

Второй путь, связанный с вытеснением прежних структур, был опробован еще Петром Великим, который создавал Сенат и коллегии, не упраздняя до поры до времени малоэффективные приказы (Ямской, Разбойный и др.). Конечно, при этом рос "аппарат" и увеличивались расходы на его содержание.

Наконец, представляется наиболее разумным и экономичным перестраивать существующую систему правоохранительных органов без разрушения прежних отношений до их трансформации, перерастания в качественно новые. Потрясения должны быть сведены до минимума. Реформа будет продолжать опираться на прежние организационные структуры, наполняя их новым содержанием. Это именно тот случай, когда можно попробовать влить новое вино в старые мехи.

Структурные изменения в судебной системе произойдут поэтапно, на базе развития и видоизменения функций существующих судов с постепенным обособлением ряда их подразделений в самостоятельные звенья судебной системы со специальной подсудностью или в дополнительные судебные инстанции.

Особо нужно подчеркнуть, что не будет избиения опытных кадров милиции, прокуратуры, суда, каждый работник которых сможет найти место в новых условиях. Бережное отношение к этим людям является не только моральным долгом реформаторов, но и необходимым условием плавного перехода к юстиции, достойной правового государства.

В концепцию судебной реформы сознательно закладываются идеи постепенности и социального экспериментирования с тем, чтобы избежать губительных последствий воспроизведенных в гигантских масштабах ошибок, допущенных при проектировании преобразований. Будут обеспечены также механизмы обратной связи, позволяющие оперативно оценивать состояние системы юстиции после каждого нововведения и быстро исправлять положение дел.

Судебную реформу предлагается проводить в три этапа, чтобы не впасть в ошибку кабинетного предвосхищения хода и результатов практически проводимой реформы, оставить свободу маневра в перспективе.

ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Публикация и обсуждение концепции судебной реформы.

Одобрение концепции судебной реформы соответствующими комиссиями палат и комитетами Верховного Совета РСФСР.

Утверждение концепции судебной реформы Верховным Советом РСФСР и изложение ее основных положений на Съезде народных депутатов РСФСР.

Формирование рабочих групп для подготовки важнейших законопроектов, привлечение соответствующих министерств и ведомств.

Разработка пакета нормативных актов о судебной реформе, включая УПК РСФСР, Законы РСФСР "О судоустройстве РСФСР", "О статусе судей в РСФСР", "О прокуратуре РСФСР", "Об адвокатуре в РСФСР", затем – ГПК РСФСР, Закон РСФСР "Об арбитражных судах РСФСР", Арбитражный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, нормативные акты о специальных судах и следственных органах, Закон РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с судебной реформой".

Принятие упомянутых законов. При этом УПК РСФСР, ГПК РСФСР и УК РСФСР вводятся в действие сложным образом: некоторые нормы (наиболее принципиальные, затрагивающие сущность судебной реформы и основные права человека) на всей территории РСФСР, некоторые - на федеральных территориях, а в республиках в составе РСФСР - в зависимости от их усмотрения, некоторые - на отдельных территориях в порядке эксперимента. Судоустройственные акты реализуются в той их части, какая не влечет реорганизации судебных структур.

Обеспечение функционирования альтернативной негосударственной юстиции в области хозяйственных отношений (третейские суды, коммерческие арбитражи и т. п.), расширение пределов усмотрения сторон при заключении договоров, включая определение порядка разрешения могущих возникнуть конфликтов.

Проведение исследований оптимальных норм нагрузки кадров юстиции, потребного количества техники и материалов, разработка проектов зданий и сооружений юстиции. Принимаются решения о материально-техническом снабжении юстиции и кадровом укомплектовании ее органов.

Формирование обратных связей. Постоянный контроль за процессами, происходящими в регионах, где действует новое законодательство и активно проводится судебная реформа.

Критериями перехода ко второму этапу являются:

- размежевание сфер ведения в области правосудия и правоохранительной деятельности между СССР, РСФСР и республиками в составе РСФСР;

- получение достаточной информации, чтобы оценить основные ошибки и просчеты принятых ранее решений;

- готовность материально-технической базы юстиции для начала второго этапа судебной реформы.

ЭТАП ПЕРЕХОДНЫЙ.

Корректировка разработанного законодательства в соответствии с результатами поставленных экспериментов и полученными откликами.

Полное введение в действие обновленного законодательства, но не прежней судоустройственной базе и с сохранением границ судебных округов, совпадающих с административно-территориальным делением РСФСР.

Создание специализированных судебных составов без учреждения специальных судов (кроме арбитражных).

Определение подсудности дел судам присяжных путем исчерпывающего указания в законе случаев, когда дело может быть передано на их рассмотрение.

Обобщение практики правоохранительной деятельности.

Завершение формирования материально-технической базы юстиции.

Критериями перехода к третьему этапу являются

- достижение устойчивости судебной практики;

- готовность материально-технической базы для третьего этапа судебной реформы.

ЭТАП ЗАВЕРШАЮЩИЙ.

Действие законодательства о судебной реформе на новой судоустройственной базе. Разворачивание системы специальных судов.

Преобразование судебных округов и расположение их в границах, не совпадающих с пределами административно-территориальных единиц.

Критериями окончания третьего этапа являются:

- устойчивое функционирование судебной системы;

- оформление сообщества судей в корпорацию, связанную особой профессиональной моралью;

- повторение случаев отторжения судебной системой неправовых, неконституционных законов;

- достаточность материально-технического и кадрового обеспечения юстиции.

На протяжении всей судебной реформы в законодательной области выдерживаются приоритеты:

преобразований процессуального характера перед судоустройственными и материально-правовыми; при этом изменению статуса правоприменителей должно быть отдано предпочтение перед исправлением судебных структур; преобразований, затрагивающих основные права человека (в особенности - его право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести, достоинства и имущества) перед прочими.

Последнее соображение в пояснениях не нуждается. Новизна состоит в признании примата процессуального права перед материальным. Обычно считалось, что процесс плетется в хвосте у развития уголовного и гражданского права и даже предопределяется ими. Напротив, если процесс не остается беспредметным без существования писаных норм уголовных и гражданских законов (а это доказано как историческим опытом развития человечества, так и деятельностью народных судов и революционны трибуналов после отмены "законов свергнутых правительств" в первые годы Советской власти), то право без процесса бессильно.

Процесс может играть сдерживающую и стимулирующую роль в реализации материально-правовых норм. Правоприменительная практика исправляет плохие законы и открывает широкий простор хорошим, верно выражающим общественную потребность, актам. Неудачный процесс -большее зло, нежели злонамеренное материальное право.

Поэтому-то к числу первоочередных и относятся кардинальные изменения процесса, в особенности уголовного. Характерно, что судебная реформа 1864 г., подарившая мировой культуре Устав уголовного судопроизводства, не уделила пристального внимания еще Николаевскому Уложению о наказаниях уголовных и исправительных. Но наиболее недемократичные положения последнего были парализованы судами присяжных.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.