Общая характеристика философии Нового времени. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общая характеристика философии Нового времени.

2017-12-13 181
Общая характеристика философии Нового времени. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 17-18 вв. начался следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового Времени. В это время происходит интенсивный рост промышленности, мореплавание, торговли и больших географических событий. Благодаря открытиям Галилея и Кеплера возникает новое естествознание.

Феодальный способ производства не справляется с растущими потребностями, ростом населения. В производство вошли машины, использующие природную силу, преобразующие бессознательную силу в сознательную. Это новый способ решения социально-экономических проблем. Но чтобы люди могли изобретать машины, требуется развитие естествознания, что не поддерживалось в средние века. Функцию разработки новых методов познания берет на себя философия. Главным предметом исследования стало: на что же способен человеческий разум?

Быстро развиваются новые отрасли естествознания: механика, физика, химия, экспериментальная биология. Познание в этот период становится центральной проблемой философии. Этот период получил название гносеологического. Одно из таких направлений - рационализм (рацио - разум)–выдвигает на первый план логическое обоснование науки. Главным источником знания считаются идеи, то есть мысли и понятия, которые якобы присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить, каким образом эти идеи могут дать правильное, истинное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее видные представители - Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Другое философское направление - эмпиризм (опыт) - утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя непосредственно получить из опыта и наблюдений. Представители - Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм. Эмпиризм основан на номинализме. Эмпиристы в Новое время имели преимущество над рационализмом, т.к. схоластика изжила себя.

Рационализм тяготеет к сущности, а эмпиризм – к явлению.

Также сюда входит немецкая классическая философия.

Внутри каждого из этих направлений шла борьба материализма и идеализма. И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания. Идеалисты подчеркивают активную роль мышления и не уделяют достаточного внимания процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты, в свою очередь, недооценивают активный творческий характер человеческого мышления.

Развитие науки и общественной жизни обнаруживает ограниченность всех прежних философских систем, их мировоззренческих и методологических установок.

В этот период идет активная борьба против религии как господствующей идеологии. Был выдвинут ряд материалистических теорий, развившихся в борьбе против теологии и схоластики. (Англия XVIII век - Бэкон, Гоббс, Локк; Франция - Декарт; Голландия - Спиноза). Философы того времени пытались объяснить все в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфический, механистический характер философии материализма того времени.

Главным приобретением естествознания того XVII-XVIII вв. явились экспериментальный метод и метод анализа. Исследование явлений природы либо аналитически без применения синтеза породило у ученых стремление рассматривать природные процессы в отрыве друг от друга, то есть метафизически, а не диалектически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии стал господствовать метафизический метод мышления.

 

11.Френсис Бэкон - основатель английского эмпиризма. Обоснование им экспериментальной науки. "Новый Органон".

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бекон (лорд –канцлер Англии). Был одержим идеей господства науки и техники в обществе, вдохновитель технократической культуры. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на значимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. «Знание - сила».

Высшей целью науки считал господство человека над природой, а это возможно только подчиняясь ее законам. В работе «Новый органон» дал обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал принцип индуктивного метода исследования. По мнению Бэкона, необходимо перестроить науку, проделав критическую (направленную на выявление причин человеческих заблуждений) и позитивную (выработка рекомендаций по их преодолению) работу. Здесь выделяют два направления: учение об идолах (засоренность сознания людей идолами) и критика схоластики. Схоластическая философия, по мнению Бэкона, бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров.

Схоластике он противопоставил индуктивный метод. Чтобы дать оторвать философию от богословских споров, Бэкон выдвинул теорию двойственности истины. Там он провел строгое разграничение предмета, функции и способов познания в теологии и философии. Теология изучает бога (богопознание), ее функция - обоснование и защита религиозного вероучения. Философия изучает природу, ее цель - изучение законов природы, разработка методов познания природы.

Бэкон - родоначальник эмпиризма. Его метод основан на признании ведущей роли опыта в познании. «Познание - изображение внешнего мира в сознании человека». Оно начинается с чувственного познания, которое нуждается в экспериментальной проверке, подтверждении и дополнении. «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он получается из эксперимента.» Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма; он разграничивает опыты на «плодоносные» - практические исследования и «светоносные» - помогающие в дальнейшем открывать причины и аксиомы.

Метод познания – индукция, которая необходима для наук, опирающихся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Порядок движения мысли - от частного к общему. Различает 3 типа индукции: полная, неполная, истинная.

Полная – нахождение общего признака в классе предметов, который указывает на сущность предмета, его закон. В реальности полная индукция, как правило, недостижима.

Неполная – из совокупности предметов нужно исследовать не всю, а часть (репрезентативная выборка). Результат дает только гипотезу. Для ее подтверждения нужно обратиться к эмпирическим фактам, верифицировать. Недостаток – неполная индукция может пойти по заведомо ложному пути. Поэтому нужно использовать истинную.

Истинная индукция – ищем факты, опровергающие гипотезу. Если их нет, гипотеза верна. Государство будущего Бэкон видел с наукой в качестве важнейшего института.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.