Религиозно-схоластический характер средневековой философии. Борьба номинализма и реализма. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Религиозно-схоластический характер средневековой философии. Борьба номинализма и реализма.

2017-12-13 189
Религиозно-схоластический характер средневековой философии. Борьба номинализма и реализма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Переход к феодальному строю был ознаменован упадком значения философии. Он сопровождался вытеснением политеизма монотеизмом. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом, оно наиболее полно соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. В борьбе с остатками язычества христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказательства. Философия почти на целое тысячелетие превратилось в служанку богословия. В центр новой картины мира поставили бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм.

Согласно христианству, бог сотворил мир из ничего, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. слова сreаtio, что значит "сотворение").

В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, выше ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и из человека и передается богу.

Средневековая философия вошла в историю человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы, от мира и поставленную на службу теологии. Средневековые схоласты в Западной Европе задачу философии видели в истолковании и формальном обосновании религиозных догматов. В ХIII веке теолог (богослов) Фома Аквинский систематизировал католическое вероучение. Выступая в качестве теоретика духовной диктатуры папства, Фома Аквинский в своей системе уподоблял власть папы на Земле власти бога на небе. Католическая религия и теологическое учение Ф. Аквинского служили главным идеологическим оружием духовных и светских феодалов. Заботились о внешнем выражении мысли во вред самой мысли.

Авторитаризм - самый характерный признак схоластического мышления. Схоластика не волнует происхождение положений, которыми он оперирует, важно, чтобы они были одобрены авторитетом церкви.

Среди средневековых философов имелись серьезные расхождения по определенным вопросам (борьба материалистической и идеалистической тенденций). Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия ("универсалии") и единичное в познании, о проблеме абстрагирования. «Универсальный» означает, что он остается тождественным и по времени, и по месту, универсально применяются к любому частному случаю. Универсалия может делиться на бесконечное множество частей и при этом оставаться одной и той же универсалией. Противоположная для универсалий категория – единичное (индивидуальное).

Так называемые реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в разуме бога. Против реалистов выступали номиналисты, которые учили, что общие понятия - это всего лишь имена вещей, и что они, таким образом, существуют "после вещей" и не обладают самостоятельным существованием (материалистическая тенденция).

Было бы неверно думать, что в средневековой философии царил полный застой. После ряда веков, в течение которых экономическая и социальная разруха, вызванная нашествием германских племен и разрушением Римской империи, действительно препятствовала развитию культуры, экономическим и творческим связям, общению народов, в ХI-ХII вв. начинается постепенный подъем экономики, культуры и философской мысли на европейские языки переводятся труды древнегреческих авторов, развивается математика, появляются сочинения, в которых выдвигается мысль о необходимости изучать не только сущность бога и человеческой души, но и сущность природы. В рамках средневековой философии начинают пробиваться первые, хотя и слабые ростки нового подхода к миру.

Итак, для средневековой философии характерно то, что она носила ярко выраженный религиозный, теоцентрический характер, а наряду с этим и то, что в ней господствовала схоластика.

Философская проблема, решаемая схоластами, но не решенная до сих пор: семантика нашего языка. Человек создает не только имена, но и понятия. Если применяются общие понятия, входящие в науку, на ней основано производство, то относиться к понятиям как к химерам нельзя. Следовательно, понятия реально существуют. Но доказать это или обратное невозможно, так же как и существование бога. Доказать это можно только через феномены.

Множество предметов одного и того же класса мы объединяем по общим признакам. А признак – это общая природа данного предмета. Это и есть то, что объединяет понятие. Главной целью научного познания является познание законов природы, желательно с помощью математического аппарата. Но законы природа – это необходимая связь, повторяемость, одинаковость в отношениях между предметами. Следовательно, наука указывает на существование общего. Это аргумент в пользу существования универсалия для реалиста.

Но как появляется единичное и индивидуальное? У Платона принцип индивидуализации закладывается в бесформенной материи, при переходе во время и пространство происходит индивидуализация. Индивидуальное свойство имитирует идею. Реальный предмет - имитация настоящей идеи. Аристотель – номеналист.

Рассел – теория пучков. Каждый предмет – универсалия. Комплекс универсалий может создать реальный предмет. Но каждый предмет – универсален.

Существует и компромиссная теория – в предмете имеется как универсальное, так и единичное (две субстанции в предмете). Трудность теории: каким образом взаимодействуют между собой в реальном предмете 2 части, связи и переходы между ними.

Номинализм оказался основой для появления эмпиризма, который утверждает, что путь к истине лежит только через чувственное познание. Номинализм средних веков дальше от христианства, т.к. религия склоняется к мистическому. Номиналисты подвергались гонениям. С точки зрения реализма, доказать существование универсалий значит доказать существование Бога. Но их спор не увенчался чьей-либо победой.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.