Виды коррекционных программ. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Виды коррекционных программ.

2017-12-13 1124
Виды коррекционных программ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Виды коррекционных программ.

Для осуществления коррекционных воздействий необходимо создание и ре­ализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции -это система условий оптимального возрастного развития личности в целом.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем особенностей функционирования отдельных сфер в целом; определение развития уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1) диагностический;

2) установочный;

3) коррекционный.

4) блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель:измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

3.2. Основные требования к составлению психокоррекционной программы.

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

- четко формулировать цели коррекционной работы;

- определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

- выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

- четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

- отобрать методики и техники коррекционной работы;

- определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

- определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

- определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

- разработать коррекционные программы и определить содержание коррекционных занятий;

- планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

- реализовывать коррекционные программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

- подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем отличие психокоррекции от психотерапии?

2. Каковы показания и противопоказания для применения индивидуальной психологической коррекции?

3. Составьте психокоррекционную программу для развития внимания младшего школьника.

 

Задача

Вася Л., 6 лет. К психологу обратилась мать Васи с просьбой о коррекционно-консультативной помощи. Вася родился, рос и развивался нормально, ходить и говорить начал своевременно. Две недели назад Вася был свидетелем сцены - пьяный отец ломал мебель, бил мать, громко ругался. Отец не страдает алкоголизмом, ситуация была единичной. Однако у ребенка появился страх темноты, одиночества, "страшного дядьки". В присутствии отца ребенок молчит, скован. При психологическом обследовании мальчик вступает в контакт постепенно, но затем охотно играет, справляется со всеми заданиями. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект - в границах возрастной нормы. Самооценка адекватная. Ребенок не уверен в положительном к нему отношении со стороны отца. При выполнении проективных методик отмечается высокая тревожность, фрустрированность.

 

1. Нуждается ли ребенок в психологической коррекции?

2. Какие формы можно предложить?

3. Что можно посоветовать родителям мальчика?

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997.

2. Дефектологический словарь-справочник. - М., 1996.

3.Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции.-Ростов н/Дону, 2005.

4.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.

6.Настольная книга педагога-дефектолога.-Ростов н/ Дону, 2006

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000.

 

Темы для самостоятельных и курсовых работ

 

1. Особенности межличностного общения детей с нарушениями анализаторных систем.

2. Источник трудностей подростка: соотношение возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей.

3. Психология развития в норме и патологии.

4. Нейропсихологическая диагностика аномалий в развитии.

5. Диагностика и коррекция нарушений познавательной деятельности у детей с ЗПР.

6. Специфика трудностей детей, воспитывающихся вне семьи.

7. Особенности работы школьного психолога с подростками-делинквен­тами.

8. Гиперсексуальность и отклоняющееся поведение подростков.

9. Неформальные подростковые группы.

10. Семья аномального ребенка: трудности и способы воспитания.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.