Урок 5. Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Урок 5. Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения

2017-12-12 390
Урок 5. Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель урока: повторить изученный материал о постановке знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения, обращениях, вводных словах.

 

Ход урока

 

1. В каких предложениях встречаются трудности в постановке знаков препинания? (Запись на доске с пропуском запятых.)

 

1) Небо без облаков что море без волны. (Ф. Абрамов.)

2) Один в поле не воин. (Пословица.)

3) Ветер, ты; вольный, раздуй паруса! (И. Бунин.)

4) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака. (И. Бунин.)

 

В третьем предложении распространённое обращение разорвало другими членами предложения, каждая часть обращения выделяется по общему правилу. В четвёртом предложении деепричастия обособлены, так как обозначают действие, сопутствующее главному. Деепричастия легко можно заменить глаголами: Благоухают, сохнут травы, дымились, курились облака.)

 

2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

 

А журавли плыли, купаясь в голубизне неба, плыли не спеша, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо.

(Ч. Айтматов.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастие не спеша утратило связь с глаголом, не обозначает добавочного действия, приобрело функцию наречия, поэтому не выделяется запятыми: плыли (как?) не спеша. Утратив связь с глаголами, деепричастия могут приобретать и функцию служебных слов: Мы встретились спустя год.

 

3. Выборочная проверка домашнего задания — упражнение 285 (402).

— Укажите предложения с необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями. (Предложения 1, 7.)

— Какие предложения вызвали у вас затруднения в постановке знаков препинания?

Учащиеся обычно с трудом различают в предложениях сравнение (примеры 11, 12, 13) и приравнивание, когда союз как можно заменить словом в качестве:. ..Николай Ростов был принят как лучший сын... — «в качестве лучшего сына» (пример 14).

 

Объяснительный диктант.

 

На востоке появляется звезда. Незаметная сначала, она разгорается всё ярче и ярче, небо под нею начинает сереть. В нарастающем свете звезда пригасает, становится слабее, пока не исчезнет совсем. Из моря выглядывает красная краюшка, быстро растёт, поднимается, превращается в огненный шар.

(Н. Дубов.)

 

— Найдите слова с проверяемыми и чередующимися гласными в корне.

— Есть ли необходимость в использовании алгоритма при обособлении распространённого определения во втором предложении?

(Нет, распространенные и одиночные определения, относящиеся к личному местоимению, выделяются всегда.)

Учащиеся графически обозначают личное местоимение и распространенное определение: Незаметная, сначала она...

При каких условиях обособление определений не зависит от места по отношению к определяемому слову — существительному?

Всегда обособляются согласованные определения и приложения, которые имеют добавочное обстоятельственное значение (времени, причины, условия, уступки). Они связаны не только с определяемым существительным, но и со сказуемым, что придает дополнительный обстоятельственный оттенок, например: Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся. (А. Пушкин.) (Будучи отступником...)

 

5. Определите причину обособления (необособления) определений.

 

1) Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрёл я в сарай и заснул глубоко. (Н. Некрасов.)

2) В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости. (Л. Толстой.)

3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (А Пушкин.) (Будучи прозрачными...)

4) Спокойствием объятый, вновь дремлет юный лес. (А. К. Толстой.)

5) Широкая, свободная, аллея вдаль влечет. (В. Брюсов.)

 

6. Закрепление — упражнение 284(401) (выборочно).

 

Подведение итогов урока.

— Сделайте обобщение «Простое осложненное предложение».

 

Домашнее задание: Упражнение 287 (I, II) (404).

 

Урок 6. Развитие речи. Устное высказывание о роли знаний в жизни человека (упражнения 5, 6).(Портрет А. П. Струйской.Упражнение 46)

 

Уроки 7—8. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения

 

Цель уроков: совершенствование умений определять количество грамматических основ в предложении, различать однородные члены и сложные предложения с сочинительной связью.

 

Ход уроков

 

1. Орфографическая работа — упражяение222(П)(323).

Дополнительное задание.

Укажите словосочетания, строение которых соответствует схемам:

— Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.