Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития

2017-12-12 471
Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Основная литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.
/ Под ред. К. С. Лебединского. - М., 1982.

2. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.- М: УРАО,1999.-148 с.

3. Венгер А.Л. Методы изучения умственного развития и организации действий // Дефектология. 2001. - № 4 с. 87.

4. Венгер А.Л., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка //Дефектология № 1. 2004. С. 8-17

5. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного
детства // Собр. Соч.: В 6 т. - М., 1989. - Т.5.

6. Всероссийская конференция «Ранняя психолого – медицинская помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям». //Дефектология. 2003.- № 3. с. 87.

7. Диагностика и коррекция ЗПР у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 70.

8. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.// Дефектология..1996.- № 3 с. 72..

9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М.: Педагогика 1990.

10. Забрамная С. Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М., 1993.

11. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дифицита внимания как причина школьной дезадаптации //Школа здоровья. - 1994 - №1.

12. Заваденко Н.Н. и др Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. // Дефектология. 2003. –№ 6.с. 13.

13. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с
задержкой психического развития. - Екатеринбург, 1995.

14. Компенсирующее обучение в России: Сб. нормативно - правовых
документов. - М., 1997.

15. Кукушкина О.И. компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии//Дефектология. 2003. - № 6. с.67.

16. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального
развития детей. - М., 1989.

17. Лубовский В.И. К вопросу об инструментарии психологических обследований в связи с широкой публикацией методической литературы//Дефектология. 1997. - №1 с.11.

18. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями //Дефектология,. 2001.- № 6. с. 3.

19. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. - 204

20. Певзнер М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы //Дефектология 2003. -.№ 6 с. 3

21. Психология детей с отклонениями в развитии. Хрестоматия по психологии. / Под ред. В.М. Астапова - СПб.: 2002. с.292.

22. Психология детей с ЗПР. Хрестоматия/ Под ред. О.В. Защиринской.- СПб.: Речь, 2003. – с. 295

23. Психолого – медико – педагогическая консультация./ Под ред. Л.М. Шипициной. СПб.: 2002. – с. 352.

24. Переслени Л.И. К проблеме отбора детей в КР классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников. //Дефектология 1998. -.№ 2 с. 10

25. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-400 с.

26. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: 2004.

27. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь». 2003. – 216 с. С.43 - 63

28. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.Новгород, 1994.

29. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.,1990.

30. У.В.Ульенкова, О.В. Лебедева. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия. 2002. – 176 с.

31. У.В.Ульенкова, Н.П. Кондратьева особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях. //Дефектология. 2004. - № 1. с. 29.

32. Усанова О.Н., Шаховская С.Н. К проблеме психолого – педагогического изучения детей//Дефектология 1995. -.№ 3 с. 23

33. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. — М., 1997.

2.2. Дополнительная литература.

1. Акимова М.К. Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников / Акимова М.К., Козлова В.Т.: Учебное пособие для студ.пед.учебных заведений.- М, 2000.- 160 с.

2. Актуальные проблемы диагностики психического развития детей/ под ред. К.С. Лебединской.- М., 1982.

3. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Б. Брезе.- М., 1981.

4. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Тивак М.Е. Общая психопатология / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Тивак.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

5. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагополучных вариантов развития личности детей и подростков / Л.А. Венгер - М.-Рига, 2000.- 92 с.

6. Виктор Самохвалов. Психиатрия: учебное пособие для студентов мед.вузов.

7. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. – М., 1973.

8. Детская практическая психология / под ред. Марцинковской Т.Д. Учебник-М.: 2000.- 255 с.

9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка/ под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981.

10. Карабанова О.А. Работа с родителями. Основы возрастно-психологического консультирования: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1991. с.-63-76.

11. Кондрашенко В.Т., Скугаревский А.Ф. Алкоголизм / В.Т. Кондрашенко, А.Ф. Скугаревский. – Минск: Беларусь, 1983.

12. Коркина М.В., Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 576 с.

13. Ляпидевский С.С., Шостак В.И. Клиника олигофрении / С.С. Ляпидевский, В.И. Шостак. – М., 1975.

14. Певзнер М. С, Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности / М.С.Певзнер, Л.И.Ростягайлова, Е.М.Мастюкова. - М., 1982.

15. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие для студентов высших пед. заведений. – М: «Академия», 2002.

16. Психология зависимости: Хрестоматия / сост. К.В.Сельченок.: Харвест, 2004.- 592 с.

17. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/ под ред. Н.Н. Поддъяковой, А.Ф. Говорковой.- Педагогика, 1985.

18. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. - М, 1986.

19. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.

20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и корреционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.- М.: АРКТИ, 2000. – 208с.

21. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте / А.В. Семенович. - М., 2002

22. Специальная педагогика/ под ред. Н.М. Назаровой.- М.: «Академия», 2000.

23. Ушаков Г.К. Детская психиатрия / Г.К. Ушаков.- М.: Медицина, 1973.

24. Цинзерлинг В.А. Мельникова В.Ф. Перинатальные инфекции: практическое руководство. – СПб.: Элби СПб, 2002 – 352 с.

25. Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрений, психозов, эпилепсии / В.П. Эфроимсон, М.Г. Блюмина. - М.: Медицина, 1978.

Вопросы к семинару 1.

1.История развития педагогической помощи детям с ЗПР за рубежом.

2. История развития педагогической помощи детям с ЗПР в РОССИИ.

3. Учёные занимавшиеся проблемой ЗПР.

4. Психологическая помощь детям с ЗПР.

5. Педагогическая помощь детям с ЗПР.

6.Медицинская помощь детям с ЗПР.

7. Логопедическая помощь детям с ЗПР.

8. Распространённость ЗПР.

9. Причины ЗПР.

10. Общие и частные задачи психологической помощи детям с ЗПР.

Вопросы к семинару № 2.

1. Классификация ЗПР по Г.Е, Сухоревой.

2. Классификация ЗПР по М.С. Певзнер.

3. Классификация ЗПР по В.В. Ковалёву.

4. ЗПР конституционной формы. Понятие «инфантилизм».

5. Гармонический (простой) инфантилизм.

6. Дисгармонический инфантилизм.

7. Психогенный инфантилизм.

8. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой ЗПР.

9. Психогенная форма ЗПР.

10. Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

11. Понятие ММД.

12. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных с ней состояний.

 

Вопросы к семинару №3.

1. Показатели развития детей с ЗПР на первом году жизни: лёгкая степень.

2. Показатели развития детей с ЗПР на первом году жизни: средняя степень.

3. Показатели развития детей с ЗПР на первом году жизни: тяжёлая степень.

4. Психологическая диагностика детей с ЗПР с 12-15 мес.

5. Психологическая диагностика детей с ЗПР с 15-18 мес.

6. Психологическая диагностика детей с ЗПР с 18-24 мес.

7. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 2- 2,5 лет.

8. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 2,5-3 лет.

9. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 3-4 лет.

10. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 4-5 лет.

11. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 5-6 лет.

12. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 6-7 лет.

Вопросы к семинару №4.

 

Для всех:

Подготовить коррекционное занятие для ребенка первого года жизни с ЗПР включающим:

  • Сенсорное развитие (зрительное и слуховое восприятие)
  • Речевое развитие
  • Развитие эмоционального общения
  • Зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

 

 

Вопрос.

Особые трудности представляет ранняя диагностика детей с ЗПР. Предположение о ЗПР возникает во второй половине первого года жизни. При тщательном психологическом обследовании ребёнка можно получить высокоинформативные данные о возможной ЗПР у ребёнка уже в первые три месяца.

 

Возраст Моторное развитие Речевое развитие Приспособительное поведение Индивидуально-социальное поведение
Ступень одного месяца Когда берут младенца на руки, поднимает время от времени голову. Обращает внимание на звуки. Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли, голода. Фиксирует взглядом окно и крупные предметы. Останавливает взгляд на движущихся предметах, если они достаточной величины. Видит красное (яркое) кольцо, но не задерживает на нём взгляд. Удерживает кольцо, положенное в руку. Поднимая ребёнка, психолог чувствует мышечную активность с его стороны. Ребёнок обнаруживает взглядом избирательное отношение к человеческому лицу.
Ступень двух месяцев Взятый на руки, держит голову в течении короткого времени. Если держать младенца на весу спиной вниз, поднимает голову. Положенный на живот, немного приподнимает грудь над поверхностью стола. Лёжа на спине, выбрасывает руки прямо вверх. Прислушивается к человеческому голосу. Когда взрослый близко наклоняется к младенцу, на его лице появляются определённые реакции. Располагает несколькими интонациями. Следит глазами за движущейся фигуркой. Задерживается взглядом на покачивающемся на верёвочке красном кольце.   Поворачивает голову и держит её в определённом положении. Услышав человеческий голос. При поднимании на руки наблюдается мышечное напряжение в плечевой области. Бьют ножками в ванне при купании или производит ножками движения отталкивания.
Ступень трёх месяцев Взятый на руки, хорошо фиксирует голову. Переворачивается со спины на бок. Положенный на живот, приподнимается. Опираясь на ручки. Отвечает улыбкой при заговаривании с ним. Выражает чувство удовольствия определённой интонацией.   Следит глазами за движущимся карандашом. При наблюдении свободно поворачивает голову. Лёжа на спине, изучает окружающую обстановку. Выражает изумление и осознаёт внезапный переход к новой ситуации. Успокаивается под влиянием музыки или голоса. Предвкушает кормление, открыв рот,или приходит в состояние возбуждения. Одной ручкой перебирает пальчики на другой.  
Ступень четырёх месяцев Хорошо держит голову, когда его носят на руках или укачивают. Лёжа на спине, приподнимает голову и плечи, как бы пытаясь сесть. Сидит обложенный подушками. Ручки не сжаты всё время в кулак, часто раскрываются. Громко смеётся. В ответ на появление взрослого подаёт голос. Спонтанное гуление.   Лёжа на спине, зажимает между ручками качающее кольцо. Смотрит на маленький кубик на столе. Поворачивает голову, прослеживая взором исчезающий предмет. Разглядывает собственные руки при игре. Примитивная игра с погремушкой. Шлёпает по воде рукой в ванне. Напрягает тело, когда видит, что его собираются поднять.
Ступень пяти месяцев Поворачивается со спинки на живот. Сидит при поддержке. Попадая ручкой на кубик, может поднять его со стола или руки взрослого Поворачивает голову на голос и на звон колокольчика. Выражает определённой интонацией нетерпение, когда у него забирают понравившуюся вещь.   Лёжа на спине, поднимает выпавшую погремушку. Тянется к листу бумаги. Зрительный контроль над схватыванием и манипулированием. Активно играет погремушкой. Повторно возвращается к ней взглядом. Играет во время купания.
Ступень шести месяцев Сидит некоторое время без поддержки. Удерживает некоторое время два кубика, по одному в каждой руке. Узнаёт близких людей. Визжит и гулит от удовольствия.   Проявляет активный интерес к предметам. Поднимает кубик со стола. Смотрит на новый предмет, лежащий на столе. Стучит ложкой и шлёпает ладонью по столу во время игры. Различает своих и чужих.
Ступень семи месяцев Тенденция пользоваться одной рукой. Без труда поднимает кубик со стола. Выражает удовлетворение при достижении предмета.   Поднимает перевёрнутую чашку. При падении ложки, ищет её взглядом. Использует для игры лист бумаги. Использует для игры верёвочку. Увидев своё отражение в зеркале, наклоняется к зеркалу, протягивает ручки.
Ступень восьми месяцев. Самостоятельно садиться. Берёт шарик, используя хватательные движения. Лепечет при виде знакомого лица.   Ищет взглядом упавший предмет. С интересом ощупывает игрушки. Активно отвечает на заигрывание. Улыбается своему отражению в зеркале и бьет по нему рукой. Получает удовольствие от полученного шума при бросании предмета.
Ступень девяти месяцев Самостоятельно сидит. Передвигается из положения лёжа на животе. Говорит двусложные слова(мама, баба). Прислушивается к речи взрослого   Вкладывает предметы в отверстие. Следит глазами, когда перед ним чертят штрихи на бумаге. Принимает участие в ритмической игре. Машет ручкой при прощании.
Ступень десяти месяцев. Сам становится на ножки. Хватает точными движениями игрушки. Начинает подражать услышанным звукам Реагирует на знакомые слова.     Удерживает два кубика. Подражает взрослому в игре. Начинает делать штрихи на бумаге. Ведёт игру со своим отражением в зеркале. Раскачивает кольцо на верёвочке.
Ступень двенадцати месяцев Ходит с посторонней помощью. Стоя на ножках, может опускаться в сидячее положение. Держит карандаш так, что им можно чертить на бумаге. Говорит 2-3 слова. Выполняет простые инструкции   Вкладывает палочку или форму в соответствующее отверстие. Высвобождает кубик, завёрнутый в бумагу. Держит чашку при питье. Повторяет номер вызвавший смех.

Вопрос. Возраст 4 лет.

 

Функции /задания Здоровые дети Дети с ЗПР
Общая моторика Работа рук и ног координирован. При ходьбе не шаркает ногами Умеют бросать мяч двумя руками. При прыжках в высоту опускается на полусогнутые ноги. При подскоках отрывает ноги от пола. В процессе ходьбы отмечаются скованные движения, что проявляется в шаркающей походке. Координация движений рук и ног нарушена. При подскоках затруднено отрывание ног от пола, ребёнок часто приседает, имитируя подскоки.
Мелкая моторика Любят играть со строительным материалом. Могут самостоятельно завести механическую игрушку. Умеют правильно держать карандаш и самостоятельно проводить вертикальные и горизонтальные линии Движения рук некоординированны. Удерживает карандаш и может проводить линии, но отмечается слабый нажим, нарушение плавности и ритма движений.
Сенсорно-перцептивная функция Дифференцирует цвета и оттенки, знает название 6 основных цветов. Различает и называет геометрические фигуры. Различает пространственные отношения: около, рядом, за, между, перед. Умеет соотносить предметы по длине, высоте, и ширине. Узнаёт бытовые предметы на ощупь. Дифференцирует цвета и оттенки по подобию, иногда затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия, не использует их в процессе рисования и конструирования. Затруднено соотнесение предметов по величине. При ощупывании предметов отмечается замедленный темп выполнения заданий.
Интеллектуальная деятельность Знает количественные понятия: много, один, мало. Считает до 5. Знает времена года, ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер). Часто задаёт вопросы: что?, зачем?, почему?. Активно рассматривает сюжетные картинки, при наводящих вопросах называет сюжет. Внимательно слушает сказки, смотрит телепередачи. Речь фразовая, улучшается произношение, уменьшается физиологическое косноязычие. Если с ребёнком занимались, то он правильно дифференцирует понятия(много, мало, один), может правильно называть времена года. Редко или никогда не задаёт вопросы. Медлительно сосредотачивается на занятии. Слушая сказки отвлекается. Затруднено называние сюжетных картинок. Речевое развитие отстаёт от возрастной нормы. Речь односложная, наблюдаются нарушения произношения звуков.
Игровая деятельность Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3 человека) с продолжительностью 10-30 минут. Устойчивый интерес к к играм. Может больше 10 минут заниматься конструированием., строить разнообразные постройки. Бедность и однообразие сюжета игры, предпочитают подвижные игры сюжетно-ролевым. Продолжительность игр небольшая., часто отвлекается на другие игры и задания. Конструктивная деятельность резко задержана. Отсутствует предварительный замысел постройки.
Навыки Самостоятельно одевается, умеет застёгивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки. Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку. Самостоятельно умывается.     Навыки самостоятельности могут быть сформированы. Выполнение отдельных действий (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков) остаётся недоступным в течении длительного времени.

В данном возрастном периоде ЗПР может проявляться в недоразвитии психомоторных и речевых функций. Это негативно отражается на развитии игровой, сенсорно-перцептивной, интеллектуальной деятельности дошкольника с ЗПР. В этом возрасте можно увидеть признаки той или иной формы ЗПР. Например, у детей с ЗПР церебрально-органического генеза мы наблюдаем следующие особенности:

· Недоразвитие психомоторной функций, наглядно проявляющиеся в недоразвитии мелкой моторики;

· Недоразвитие речевых функций (снижение словарного запаса, нарушения фонематической стороны речи);

· Недоразвитие свойств внимания (отвлекаемость, переключение и объём внимания снижены).

 

У детей с ЗПР психогенного и соматогенного генеза наблюдается:

· Снижение познавательной активности;

· Негативные эмоциональные реакции при выполнении заданий, в процессе общения со сверстниками;

· Выраженная избирательная активность (предпочтение любимым играм, в которые ребёнок может играть достаточно долго);

· Повышенная утомляемость, особенно у детей с ЗПР соматогенного характера.

Вопрос. Возраст 5 лет.

Моторика Движения рук и ног хорошо координированы. Здоровый ребёнок самостоятельно бегает по кругу, при ходьбе держит голову прямо. Может ходить по доске или скамейке (высота 30 см, ширина 20см). Прыгает с высоты без боязни. При ходьбе опускает голову, движения рук и ног недостаточно координированы. При ходьбе по скамейке наблюдается напряжение, ребёнок с ЗПР пытается ходить боком, приставляя ноги. Во время прыжков заметно напряжение, страх
Сенсорно-перцептивная деятельность Знает названия цветов и оттенков, использует их в процессе рисования и конструирования. Соотносит с местом геометрические фигуры, знает название основных фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке. При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные её части. Ориентируется в сторонах собственного тела. Правильно показывает и называет сторону тела собеседника.  
Интеллектуальная деятельность    
Поведение    
Навыки    
     
         

 

В возрасте пяти лет ещё более отчётливо проявляется форма ЗПР. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной формами ЗПР наблюдаются выраженные нарушения поведения, которые проявляются в повышенной аффектации, в снижении навыков самоконтроля, в наличии патохарактерологических реакций. Такие поведенческие особенности могут наблюдаться и у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В отличие от остальных форм ЗПР у детей этой формы на первый план выступает недоразвитие познавательных процессов и речи.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Основная литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.
/ Под ред. К. С. Лебединского. - М., 1982.

2. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.- М: УРАО,1999.-148 с.

3. Венгер А.Л. Методы изучения умственного развития и организации действий // Дефектология. 2001. - № 4 с. 87.

4. Венгер А.Л., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка //Дефектология № 1. 2004. С. 8-17

5. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного
детства // Собр. Соч.: В 6 т. - М., 1989. - Т.5.

6. Всероссийская конференция «Ранняя психолого – медицинская помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям». //Дефектология. 2003.- № 3. с. 87.

7. Диагностика и коррекция ЗПР у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 70.

8. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.// Дефектология..1996.- № 3 с. 72..

9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М.: Педагогика 1990.

10. Забрамная С. Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М., 1993.

11. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дифицита внимания как причина школьной дезадаптации //Школа здоровья. - 1994 - №1.

12. Заваденко Н.Н. и др Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. // Дефектология. 2003. –№ 6.с. 13.

13. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с
задержкой психического развития. - Екатеринбург, 1995.

14. Компенсирующее обучение в России: Сб. нормативно - правовых
документов. - М., 1997.

15. Кукушкина О.И. компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии//Дефектология. 2003. - № 6. с.67.

16. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального
развития детей. - М., 1989.

17. Лубовский В.И. К вопросу об инструментарии психологических обследований в связи с широкой публикацией методической литературы//Дефектология. 1997. - №1 с.11.

18. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями //Дефектология,. 2001.- № 6. с. 3.

19. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. - 204

20. Певзнер М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы //Дефектология 2003. -.№ 6 с. 3

21. Психология детей с отклонениями в развитии. Хрестоматия по психологии. / Под ред. В.М. Астапова - СПб.: 2002. с.292.

22. Психология детей с ЗПР. Хрестоматия/ Под ред. О.В. Защиринской.- СПб.: Речь, 2003. – с. 295

23. Психолого – медико – педагогическая консультация./ Под ред. Л.М. Шипициной. СПб.: 2002. – с. 352.

24. Переслени Л.И. К проблеме отбора детей в КР классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников. //Дефектология 1998. -.№ 2 с. 10

25. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-400 с.

26. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: 2004.

27. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь». 2003. – 216 с. С.43 - 63

28. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.Новгород, 1994.

29. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.,1990.

30. У.В.Ульенкова, О.В. Лебедева. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия. 2002. – 176 с.

31. У.В.Ульенкова, Н.П. Кондратьева особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях. //Дефектология. 2004. - № 1. с. 29.

32. Усанова О.Н., Шаховская С.Н. К проблеме психолого – педагогического изучения детей//Дефектология 1995. -.№ 3 с. 23

33. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. — М., 1997.

2.2. Дополнительная литература.

1. Акимова М.К. Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников / Акимова М.К., Козлова В.Т.: Учебное пособие для студ.пед.учебных заведений.- М, 2000.- 160 с.

2. Актуальные проблемы диагностики психического развития детей/ под ред. К.С. Лебединской.- М., 1982.

3. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Б. Брезе.- М., 1981.

4. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Тивак М.Е. Общая психопатология / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Тивак.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

5. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагополучных вариантов развития личности детей и подростков / Л.А. Венгер - М.-Рига, 2000.- 92 с.

6. Виктор Самохвалов. Психиатрия: учебное пособие для студентов мед.вузов.

7. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. – М., 1973.

8. Детская практическая психология / под ред. Марцинковской Т.Д. Учебник-М.: 2000.- 255 с.

9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка/ под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981.

10. Карабанова О.А. Работа с родителями. Основы возрастно-психологического консультирования: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1991. с.-63-76.

11. Кондрашенко В.Т., Скугаревский А.Ф. Алкоголизм / В.Т. Кондрашенко, А.Ф. Скугаревский. – Минск: Беларусь, 1983.

12. Коркина М.В., Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 576 с.

13. Ляпидевский С.С., Шостак В.И. Клиника олигофрении / С.С. Ляпидевский, В.И. Шостак. – М., 1975.

14. Певзнер М. С, Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности / М.С.Певзнер, Л.И.Ростягайлова, Е.М.Мастюкова. - М., 1982.

15. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие для студентов высших пед. заведений. – М: «Академия», 2002.

16. Психология зависимости: Хрестоматия / сост. К.В.Сельченок.: Харвест, 2004.- 592 с.

17. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/ под ред. Н.Н. Поддъяковой, А.Ф. Говорковой.- Педагогика, 1985.

18. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. - М, 1986.

19. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.

20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и корреционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.- М.: АРКТИ, 2000. – 208с.

21. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте / А.В. Семенович. - М., 2002

22. Специальная педагогика/ под ред. Н.М. Назаровой.- М.: «Академия», 2000.

23. Ушаков Г.К. Детская психиатрия / Г.К. Ушаков.- М.: Медицина, 1973.

24. Цинзерлинг В.А. Мельникова В.Ф. Перинатальные инфекции: практическое руководство. – СПб.: Элби СПб, 2002 – 352 с.

25. Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрений, психозов, эпилепсии / В.П. Эфроимсон, М.Г. Блюмина. - М.: Медицина, 1978.

Вопросы к семинару 1.

1.История развития педагогической помощи детям с ЗПР за рубежом.

2. История развития педагогической помощи детям с ЗПР в РОССИИ.

3. Учёные занимавшиеся проблемой ЗПР.

4. Психологическая помощь детям с ЗПР.

5. Педагогическая помощь детям с ЗПР.

6.Медицинская помощь детям с ЗПР.

7. Логопедическая помощь детям с ЗПР.

8. Распространённость ЗПР.

9. Причины ЗПР.

10. Общие и частные задачи психологической помощи детям с ЗПР.

Вопросы к семинару № 2.

1. Классификация ЗПР по Г.Е, Сухоревой.

2. Классификация ЗПР по М.С. Певзнер.

3. Классификация ЗПР по В.В. Ковалёву.

4. ЗПР конституционной формы. Понятие «инфантилизм».

5. Гармонический (простой) инфантилизм.

6. Дисгармонический инфантилизм.

7. Психогенный инфантилизм.

8. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой ЗПР.

9. Психогенная форма ЗПР.

10. Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

11. Понятие ММД.

12. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных с ней состояний.

 

Вопросы к семинару №3.

1. Показатели развития детей с ЗПР на первом году жизни: лёгкая степень.

2. Показатели развития детей с ЗПР на первом году жизни: средняя степень.

3. Показатели развития детей с ЗПР на первом году жизни: тяжёлая степень.

4. Психологическая диагностика детей с ЗПР с 12-15 мес.

5. Психологическая диагностика детей с ЗПР с 15-18 мес.

6. Психологическая диагностика детей с ЗПР с 18-24 мес.

7. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 2- 2,5 лет.

8. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 2,5-3 лет.

9. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 3-4 лет.

10. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 4-5 лет.

11. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 5-6 лет.

12. Психологическая диагностика детей с ЗПР от 6-7 лет.

Вопросы к семинару №4.

 

Для всех:

Подготовить коррекционное занятие для ребенка первого года жизни с ЗПР включающим:

  • Сенсорное развитие (зрительное и слуховое восприятие)
  • Речевое развитие
  • Развитие эмоционального общения
  • Зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.