Фонд оценочных средств государственного экзамена — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Фонд оценочных средств государственного экзамена

2017-12-12 351
Фонд оценочных средств государственного экзамена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.2.1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы высшего образования (далее – ОП ВО) (приводится перечень компетенций дисциплин, выносимых на государственный экзамен).

 

Коды компетенций Содержание компетенций
   
ОК-6 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-7 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-2 Способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа
ОПК-3 Способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций
ОПК-4 Способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности
ОПК-5 Способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности
ОПК-6 Способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ
ОПК-7 Способность руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ
ОПК-8 Способность следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике
ОПК-9 Способность базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним
ОПК-10 Способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте
ОПК-11 Способность учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента
ОПК-12 Способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы
ОПК-13 Способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними
ОПК-14 Способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
ОПК-15 Способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле--, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика)
ОПК-16 Быть способным использовать современные методы редакторской работы
ОПК-17 Способность эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности
ОПК-19 Способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация)
ОПК-20 Способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ
ОПК-21 Способность применять знание основ паблик рилейшнз и рекламы в профессиональной деятельности
ПК-1 Способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 Способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 Способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
ПК-4 Способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ
ПК-5 Способность участвовать в реализации медиапроекта, планировать работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами
ПК-6 Способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций
ПК-7 Способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями

2.2.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания.

По окончании Государственного экзамена объявляется совещание, в котором принимают участие только члены комиссии. На совещании обсуждаются ответы каждого студента; по итогам обсуждения выставляется оценка: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.

Критерии оценок.

Оценка «отлично» выставляется, если студент показывает глубокие и разносторонние знания всего программного материала, дает последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета, содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях выпускника и его умении успешно решать профессиональные задачи, соответствующие присваиваемой ему квалификации; строит ответ логично в соответствии с планом; развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики работы журналистов; обнаруживает аналитический подход в освещении разных концепций, обосновывает свою точку зрения; демонстрирует умение анализировать и теоретически оценивать эмпирические факты; устанавливает междисциплинарные связи, а также отвечает на дополнительные вопросы экзаменаторов.

Оценка «хорошо» ставится студенту, если содержание ответов свидетельствует о достаточных знаниях выпускника и его умении успешно решать профессиональные задачи, соответствующие присваиваемой ему квалификации; выпускник строит ответ логично в соответствии с планом; допускает непоследовательность анализа в сопоставлении концепций и обоснования своей точки зрения; демонстрирует умение анализировать и теоретически оценивать эмпирические факты; не всегда может привести примеры из практики СМИ и не дает полных ответов на дополнительные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если содержание ответов свидетельствует об удовлетворительных знаниях выпускника и о его ограниченном умении решать профессиональные задачи, соответствующие присваиваемой ему квалификации; выпускник не может достаточно логически выстроить свой ответ, не имеет плана ответа или план ответа соблюдается непоследовательно; обнаруживает слабость в развернутом раскрытии сущности категорий, владея знаниями только отдельных базовых понятий; декларирует выдвигаемые положения без достаточной аргументации; не может связать теорию с практикой, а также недостаточно ориентируется в освещаемом материале при ответе как на основные, так и на дополнительные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях выпускника и о его неумении решать профессиональные задачи, соответствующие присваиваемой ему квалификации; выпускник не может логически выстроить свой ответ, не имеет плана ответа; не владеет знаниями базовых понятий; обнаруживает незнание терминологии; не может связать теорию с практикой, допускает грубые ошибки, проявляет непонимание сути излагаемых вопросов.

Особое значение для оценки имеет конкретность ответа, способность студента приводить в качестве примеров достоверные факты (даты, имена, названия средств массовой информации и журналистских произведений и так далее).

Студент, в связи с получением оценки «неудовлетворительно», отчисляется из РГГУ с выдачей справки об обучении. Повторно сдать государственный экзамен можно не ранее чем через год и не позднее чем через пять лет после срока сдачи экзамена.

 

2.2.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.

Вопросы государственного экзамена

по направлению 42.02.03 «Журналистика», профиль «Телевизионная журналистика»

  1. Литературный язык как часть национального языка. Характер языковой нормы. Проблема соблюдения языковых норм в современных средствах массовой информации. (Приведите примеры).
  2. Функционально-стилистическая дифференциация современного русского языка. Использование стилистически маркированных языковых средств в текстах СМИ. (Приведите примеры).
  3. Лексические и грамматические выразительные средства. Использование тропов и стилистических фигур в текстах СМИ. (Приведите примеры).
  4. Формирование, современное состояние и тенденции развития публицистического стиля русского литературного языка.
  5. Языковые особенности рекламного текста. (Приведите примеры).
  6. Основные задачи, принципы и методы редакторской работы в печатных и электронных СМИ. Виды правки.
  7. Логические основы редактирования.
  8. Работа редактора над фактическим материалом. Классификации источников информации. Правила цитирования.
  9. Публицистичность древнерусской литературы. Переписка Ивана IV и А.М. Курбского – памятник отечественной публицистики.
  10. Русская журналистика во второй половине XVIII в. Сатирические журналы конца 1760-х - 1770-х гг. и полемика о роли сатиры в жизни общества. Н.И Новиков – журналист и издатель.
  11. Литературные альманахи первой трети XIX в. («Полярная звезда», «Северные цветы») и их роль в истории русской журналистики. Альманахи и проблема коммерциализации отечественной журналистики.
  12. А.С. Пушкин в русской журналистике. Пушкин в журнале «Телескоп». «Литературная газета». Пушкин – издатель и автор журнала «Современник».
  13. «Вольная русская печать» за границей. А. И. Герцен – журналист, писатель, публицист.
  14. Н.А. Некрасов – журналист, редактор.
  15. Ф.М. Достоевский и журналистика.
  16. Становление советских литературных журналов («Красная новь», «Октябрь»). А. К. Воронский – редактор, журналист, литературный критик.
  17. Великая Отечественная война и журналистика («Правда», «Известия», «Красная звезда»). Реорганизация работы редакций периодических изданий. Военная публицистика (И.Г.Эренбург, К.М. Симонов, А.Н.Толстой).
  18. Журналистика периода «оттепели». ХХ съезд КПСС и советская периодика (газета «Известия», журналы «Новый мир», «Юность»). А.Т. Твардовский – журналист, редактор.
  19. Журналистика второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. Партийная пропаганда и журналистика. Полемика «националистических» и «либерально-демократических» изданий. Журналы «Наш современник», «Юность», «Новый мир». А.Т. Твардовский – журналист, редактор. Публицистика А.И. Солженицына.
  20. Журналистика периода «перестройки». Новая издательская модель и «тиражный бум». Газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек».
  21. СМИ и драма. Методики анализа драматического текста.
  22. Журналистика Великой французской революции
  23. Американская журналистика второй половины XX в. и «Уотергейтское дело».
  24. Печать и радиовещание III Рейха.

25. Журналистика в системе средств массовой коммуникации. Значение стереотипов для процессов массовой коммуникации.

  1. Основные тенденции развития современных медиасистем (глобализация, дигитализация, диверсификация, конвергенция, мобильная журналистика).
  2. Конвергенция СМИ и мультимедиатизация контента (приведите примеры)
  3. Периодическая печать в системе современных отечественных СМИ.(Типологические изменения печати в условиях рынка; аудитория и основные типы газетной и журнальной периодики).
  4. Интерактивность современных СМИ. (Приведите примеры).
  5. Жанровая структура современной телевизионной журналистики. Соотношение жанра и формата.
  6. Репортаж в печати, на телевидении и радио. Классификация репортажа.
  7. Социальные и асоциальные эффекты рекламы.
  8. Реклама и PR: общее и различия.
  9. Основные функции в сфере рекламы и связей с общественностью
  10. Структура и принципы организации современной пресс-службы
  11. Публицистика в современных СМИ. (Колумнисты и обозреватели качественных и массовых изданий).
  12. Особенности государственной, коммерческой и общественной моделей телевидения и радиовещания.
  13. Новые направления и формы радиовещания (Приведите примеры).
  14. Развлекательная функция телевидения. Телезрелища. Инфотеймент.
  15. Информационные агентства: статус и современная практика. (Приведите примеры)
  16. Основные виды Интернет-СМИ и «новых медиа». Сходства и различия интернет СМИ и «новых медиа» (приведите примеры).
  17. Политическая журналистика: СМИ и выборы. (Приведите примеры)
  18. Социальная проблематика в СМИ. (Приведите примеры)
  19. Образовательная и просветительская функции телевидения. Эдьютеймент.
45. Закон РФ «О средствах массовой информации». Значение правовых норм общего характера в регулировании журналистской деятельности.

46. Порядок работы журналиста с информацией: принципы и ограничения. Открытая информация и информация ограниченного доступа.

  1. Деятельность сетевых СМИ и проблемы правового регулирования информационного обмена в Интернете.

48. Злоупотребление свободой массовой информации: виды нарушений и ответственность за их совершение.

49. Основные принципы и нормы международного гуманитарного права о защите журналистов, находящихся в зоне вооруженного конфликта.

  1. Этические нормы журналистской деятельности
  2. Достоверность и способы получения информации как проблема профессиональной этики журналиста.
  3. Социальная ответственность как основа профессиональной деятельности журналиста. (Приведите примеры).
  4. Современное ТВ в системе СМИ: основные функции и принципы деятельности.
  5. Специфические свойства телевидения: симультанность, экранность, вездесущность, персонификация информации.
  6. Телевидение как коллективный процесс творческого производства: взаимодействие профессий.
  7. Изобразительно-выразительные средства экрана: виды и особенности применения.
  8. Телевизионный репортаж. Виды, структура и основные элементы телевизионного репортажа.
  9. Сценарий. Виды сценариев. Формы и правила сценарной записи.
  10. Монтаж как основное изобразительно-выразительное средство экрана. Виды монтажа.
  11. Организационная структура и принципы деятельности редакции информационного вещания.
  12. Интервью как жанр журналистики, его виды.
  13. Функции редактора в ходе подготовки телевизионного продукта (приведите примеры).
  14. Работа телевизионного редактора над интервью (приведите примеры).
  15. Работа телевизионного редактора над информационным и аналитическим репортажем (приведите примеры).
  16. Технологические этапы подготовки телепрограммы.
  17. Технологические аспекты телевизионной режиссуры.
  18. Современное состояние и главные тенденции развития современной мировой медиаэкономики. Двойственный характер медиарынка.
  19. Бизнес-модели российских СМИ (приведите примеры).
  20. Материальный и нематериальный капитал медиапредприятий. Бизнес – планирование деятельности медиапредприятия
  21. Объект и предмет социологии СМИ. Причины фрагментации аудитории и сегментации СМИ. Основные показатели поведения аудитории и её отношения к СМИ.
  22. Качественные и количественные методы исследования аудитории СМИ.
  23. Социологические методы в профессиональной деятельности журналиста.

 

2.2.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы

Междисциплинарный государственный экзамен принимает Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). К началу экзамена должны быть подготовлены:

- копия приказа о составе государственной экзаменационной комиссии;

- копия приказа о допуске к государственному экзамену;

- программа государственной итоговой аттестации;

- экзаменационные билеты;

- зачетные книжки;

- список студентов, сдающих экзамен в соответствующий день;

- бланки протоколов сдачи экзамена;

- чистая бумага со штампом РГГУ

- нормативные документы (Конституция РФ, Закон о СМИ и др.).

Экзаменационный билет содержит два вопроса из разных разделов программы.

Максимальное время на подготовку к ответу – 40 минут.

В ходе экзамена студенты имеют право пользоваться данной программой, законодательными и правовыми актами Российской Федерации и местных органов власти. Не допускается использование конспектов, справочной, профессиональной и учебной литературы; электронных средств (мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и т.п.).В случае нарушения указанных правил студент удаляется с экзамена и получает оценку «неудовлетворительно».

Члены Государственной экзаменационной комиссии имеют право задавать студентам дополнительные вопросы в рамках вопросов билета.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение государственного экзамена

 

Литература к вопросам раздела «Стилистика и литературное редактирование»

Основная:

1. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030600 "Журналистика"и специальности 030601 "Журналистика". М.: Аспект Пресс, 2012.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: практическая стилистика. 2-е изд. – М.: Оникс, Мир и образование, Астрель, 2011.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Розенталь Дитмар Эльяшевич, Джанджакова Евгения Васильевна, Кабанова Наталия Петровна; Д. Э.Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. - 9-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 491 с. - (Серия "От А до Я"). - Библиогр.: с. 476-479. - ISBN 978-5-8112-4829-2: 197.12.

Дополнительная:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 7-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком: О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ. – М.: Трэвойс, 2000.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1981.

4. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М.: АСТ, Астрель, 2006.

5. Иванова Т. Ф. Русская речь в эфире: комплекс. справ. / Т. Ф. Иванова, Т. А. Черкасова. - 5-е изд., стер. - М.: Рус. яз. Медиа, 2005.

6. Ивин А.А. Логика для журналистов: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2002.

7. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 030600 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика". М.: Аспект Пресс, 2013.

8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 2009.

9. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор: [учебное пособие] М.: Аспект Пресс, 2009.

10. Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений: [учеб. пособие]. М.: Аспект Пресс, 2004.

11. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М.: Логос-М, 2005.

12. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. М.: АспектПресс, 1994.

13. Накорякова К.М. Литературное редактирование. 3-е изд. М.: ИКАР, 2004.

14. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М.: Высшая школа, 1980.

15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. 2-е изд. М.: Оникс, Мир и образование, 2008.

16. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2008.

17. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект, Альма Матер, 2008.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.