Речевое развитие как необходимый компонент, определяющий готовность ребенка к школе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Речевое развитие как необходимый компонент, определяющий готовность ребенка к школе

2017-12-12 513
Речевое развитие как необходимый компонент, определяющий готовность ребенка к школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели, задачи, методы и приемы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Развитие функций и форм речевого общения. Условия и средства речевого развития детей. Создание речевой среды в образовательном учреждении. Организация занятий по развитию звуковой культуры речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи. Развитие монологической и диалогической форм речи; пересказ по иллюстрации и составление рассказа по картине. Формирование культуры речевого общения у старших дошкольников. Роль воспитателя в речевом развитии ребенка.

Цели и задачи литературного образования и воспитания детей 5-6 лет. Создание предметно-развивающей среды, вводящей ребенка в мир книги. Организация литературных занятий с детьми в разных возрастных группах.

Организация работы с родителями по литературному образованию. Диагностика овладения детьми элементарными книговедческими знаниями.

Планирование воспитательно-образовательной работы по литературному образованию. Диагностика литературной подготовки детей к обучению в школе.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной и конструктивно-художественной деятельности

Цели, задачи, средства изобразительной деятельности. Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Основы цветоведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура). Роль декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольника. Орнамент. Виды орнаментов. Элементы кистевой росписи. Народные художественные промыслы. Создание образов на формах и силуэтах. Нетрадиционные художественно-графические техники (оттиск, обрывание бумаги, монотипия, граттаж, кляксография, набрызг).

Лепка, аппликация. Виды лепки, аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, коллективная.

Конструктивная деятельность - одно из условий формирования у детей общих познавательных способностей. Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения детей разным видам конструирования. Конструирование из строительного материала по чертежу, схеме, по условию. Наглядное моделирование.

Художественный труд. Конструирование из бумаги, природного материала, бросового материала. Флористика. Оригами. Обучение детей анализу выполненных работ.

6. Особенности организации и содержания предшкольной подготовки детей с отклонениями в развитии

6.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии разных категорий.

Представленность детей с отклонениями в развитии в детской популяции. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития. Основные типы психического дизонтогенеза. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта.

Диагностика психического развития и готовности к школьному обучению детей с отклонениями в развитии.

Цели и задачи диагностики уровня психического развития детей с отклонениями в развитии и готовности к обучению в школе. Скрининг-диагностика психического развития и определение детей группы риска. Комплексная программа диагностики школьной готовности детей с отклонениями в развитии.

6.3.Организационные формы и содержание предшкольной подготовки детей с отклонениями в развитии.

Медико-психолого-педагогические основы организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии, не посещающих дошкольные учреждения. Современные подходы к формам организации предшкольной подготовки детей с отклонениями в развитии. Эффективные модели предшкольной подготовки. Интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии на этапе предшкольного образования. Использование современных информационных и психолого-педагогических технологий в процессе предшкольного образования детей с отклонениями в развитии.

Итоговая государственная аттестация

Вопросы к зачету

1. Цели и задачи современного предшкольного образования.

2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность групп предшкольного образования.

3. Цели и задачи функционирования групп для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения.

4. Философские течения и их влияние на развитие современной российской философии образования и предшкольного образования.

5. Сущность аксиологического, антропологического и гуманистического подходов и их значимость для предшкольного образования.

6. Показатели сформированности графического навыка у детей старшего дошкольного возраста.

7. Инновационная деятельность педагога предшкольного образования.

8. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в предшкольном образовании

9. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий.

10. Общая характеристика школьно-значимых психических и психофизиологических функций.

11. Основные показатели готовности ребенка к обучению в школе.

12. Основные компетенции ребенка в предшкольном образовании: в познавательной, языковой, литературной, художественной, социально-коммуникативной, математической, психомоторной и физической сферах.

13. Преемственность дошкольного и начального общего образования.

14. Формы организации занятий по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников.

15. Основные этапы занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте.

16. Современные инновационные программы и технологии воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.

17. Принципы обучения первоначальному письму.

18. Основные принципы и условия построения предметно-развивающей среды в группах предшкольной подготовки.

19. Основные требования к планированию воспитательно-образовательной работы в группах кратковременного пребывания.

20. Методы и приемы формирования графического навыка.

21. Дифференцированный подход к обучению детей старшего дошкольного возраста.

22. Функции и структура игры детей 5-6 лет.

23. Условия формирования основ читательской деятельности у старших дошкольников.

24. Требования, предъявляемые к уровню развития познавательных психических процессов детей при поступлении в школу.

25.Нетрадиционные художественно-графические техники изобразительной деятельности.

26.Основные требования к планированию воспитательно-образовательного процесса в группах предшкольного образования.

27.Диагностика детей старшего дошкольного возраста, ее основное назначение.

28.Цели и задачи основных этапов обучения грамоте.

29.Принципы развивающего обучения.

30.Осуществление медико-педагогического контроля за физической нагрузкой детей.

31.Требования к проведению диагностических процедур.

32. Виды упражнений по выделению нового звука.

33.Условия социально-личностного развития ребенка в группах предшкольного образования.

34.Роль игры в формировании у детей 5-6 лет элементов учебной деятельности.

35.Современные подходы к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

36.Структура и содержание занятия по формирования графического навыка.

37. Методики определения готовности детей к обучению в школе.

38.Разделы математической действительности, изучающиеся в курсе «Развитие элементарных математических представлений».

39.Развитие монологической и диалогической форм речи детей старшего дошкольного возраста.

40. Организация литературных занятий с детьми в группах предшкольного образования.

41. Методы и приемы знакомства детей с произведениями изобразительного искусства.

42.Цели и задачи современного предшкольного образования детей с отклонениями в развитии.

43.Диагностика психического развития и готовности к школьному обучению детей с отклонениями в развитии.

44.Психолого-педагогическая характеристика детей предшкольного возраста с отклонениями в развитии разных категорий.

45.Формы организации занятий в процессе предшкольного образования детей с отклонениями в развитии.

46.Цель и задачи фронтальной и индивидуальной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

47.Современные психолого-педагогические и информационные технологии образования детей с отклонениями в развитии в предшкольной подготовке.

48.Причины травм у детей и меры их профилактики.

49.Современные здоровьесберегающие технологии в предшкольном образовании.

50.Закаливание как основное средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература

1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Москва, 2004.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999.

3. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. М, 2006.

4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. М., 2000.

5. Белая, К.Ю. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации для руководителей ДОУ. М., 2000.

6. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание, № 2, 2000.

7. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. М., 2004.

8. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.

9. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М., 1999.

10. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья / В.В. Ветрова. М., 2000.

11.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие /Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005.

12.Доронова Т.Н. Играем в театр. М., 2004.

13.Дорофеев Ю.Г. Уроки этики, или Поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. М., 2001.

14.Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург, 2000.

15.П.Дурова Н.В., Новикова В.П. 200 упражнений подготовки детей к школе. М., 2000.

16.Н.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001.

17.Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

18.Квач Е.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., 2001.

19.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений. М., 2001

20.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб, 2005.

21.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.

22.Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. М., 2001.

23.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2006.

24.Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. М, 2002.

25.Маханева М.Д., О.Л. Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2004.

26.Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск, 2003.

27.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. М., 2001.

28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2004.

29.Новикова В.П. Математика в детском саду. М., 2001.

30.Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька...: Методические рекомендации. М., 2001.

31.Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два — ступенька...: Учебное пособие для детей 5-6 лет. М., 2000.

32.Предшкольное образование – проблемы и перспективы развития: материалы Международной конференции. Ростов н/Д., 2007.

33.Приглашает детский сад. Методические рекомендации к организации работы групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. М., 2002

34.Программно-методическое обеспечение здоровьесбережения и развитие креативности детей дошкольного возраста в контексте педагогической антропологии /Под общ. ред. Р.Р. Магомедова. Ставрополь, 2006.

35.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986.

36.Ратнер Ф..Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.

37.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие. М., 1998.

38.Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России середины ХIХ – ХХ веков: методология и метатеория. М., 2003.

39.Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 2002.

40.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя школы. М., 2001.

41.Ушакова О.С. Диагностика речевого развития дошкольника. М., 1998.

 

 

Раздел II. Научно-методические рекомендации по организации предшкольного образования в группах кратковременного пребывания

2.1. Преемственность предшкольного и начального общего образования

Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального образования. В силу этого оно призвано обеспечить мягкий переход дошкольного детства в школьное ученичество. Право­выми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»). Для Концепции предшкольного образования важными являются следующие положения этих документов: конституцион­ное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Необходимость разработки Концепции предшкольного образования ак­туализируется в связи с недостатками, которые имеют место в подготовке детей к школе. Демократические преобразования государственных ступе­ней дошкольного и начального образования коснулись их организационной и содержательной сторон: гибкость и многофункциональность сети ДОУ, предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом, новые формы обслуживания дошкольников, вариатив­ность моделей ДОУ и пр. Однако система подготовки детей к школе в кон­тексте современных реалий имеет ряд недостатков, которые существенно препятствуют вхождению дошкольника в пространство начальной школы.

Основным недостатком в подготовке ребенка к школе является ошибочное представление о предшкольном периоде в жизни ребенка, который явля­ется периодом более раннего изучения программы первого класса началь­ной школы, сведение подготовки к формированию узкопредметных знании и умений. Вариативность образовательных программ привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность (обилие одночасовых предметов), что привело, по мнению авторов Содержания образования в двенадцатилетней школы (под ред. А.Ф. Кисилева, 2000), к перегрузке детей, к росту требова­ний к поступающим в начальную школу, когда готовность будущего школь­ника определяется не развитием качеств, необходимых для осуществления новой деятельности и сформированностью ее предпосылок, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.

Серьезной проблемой является игнорирование закономерностей пси­хического развития ребенка - сензитивности разных возрастных периодов, роли ведущей игровой деятельности. В дошкольных образовательных уч­реждениях применяются «школьные» технологии, фронтальные занятия, систематический контроль за усвоением знаний и умений, вербальные ме­тоды обучения, что приводит к «овзрослению» дошкольного образования и искусственной акселерации развития ребенка. В начальной школе интен­сивность процесса обучения (курсивное письмо, беглое чтение и пр.) не только не способствуют, но тормозят развитие, что усугубляется недоста­точным вниманием к физическому воспитанию и развитию детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, охране и укреплению их здоровья. Ведущей идеей предшкольного образования должна стать идея развития ребенка и, в первую очередь, его эмоционально-нравственное развитие, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (коммуника­тивному, интеллектуальному, эмоциональному, творчески-деятельному).

По данным Министерства образования и науки, сегодня в целом по Рос­сии чуть более 55% детей дошкольного возраста посещают детские сады или специально созданные дошкольные группы, и соответственно около 45% детей по разным причинам не получают дошкольного образования. Кроме того, сегодня резко обострились противоречия между основными ве­дущими пиниями образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вследствие этого в настоящее время дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к новой школьной форме жизни. Зачастую из-за того, что отсутс­твуют единые правила предшкольной подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70% первоклашек не сформиро­вано умение организовать свою деятельность. Тем временем дошкольное (предшкольное) образование занимает третье место (после высшего и на­чального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16-20 млрд. рублей ежегодно.

Цель предшкольного образования - создание благоприятных условий для развития у ребенка качеств, необходимых для будущей новой учебной деятельности (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности), развития фантазии, воображения, творческого самовыра­жения, интереса, а также положительной мотивации к встрече со школьным миром, умений самостоятельно добывать и применять знания, накопления опыта жить среди людей.

Содержание программы предшкольного образования должно учитывать опыт российского образования, образ жизни и ценности народов, населяю­щих регионы. В качестве признанных в современной педагогике основных ценностей предшкольного образования могут быть следующие:

· гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому ребенку; исключе­ние принуждения и насилия;

· открытость растущего человека окружающему миру;

· самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижение предыдущего этапа развития, отказ от инфантилизации в образовании и преждевременной акселерации;

· индивидуализация образования: учет способностей, интересов, тем­па продвижения ребенка, создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности;

· образ учителя, его личностный пример в воспитывающем обучении.
Знакомство со школой, учебным процессом осуществляется в игровой форме, в решении учебных задач используются проективные технологии. Учитель, организуя учебное пространство, создает различные ситуации для продвижения детей, предоставляя им возможность выбирать задания и накапливать опыт учебной деятельности в своем темпе. Применительно к предшкольному образованию целесообразно говорить не об образователь­ной области, а о введении в образовательную область.

Обоснование цели предшкольного образования является дискуссион­ным. По мнению В.Т. Кудрявцева, форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, к тому же возводя барьеры для гармоничного включе­ния детей в школьную жизнь. Это означает, что реализация указанной цели требует адекватных способов. Так, говоря словами самого В.Т. Кудрявцева, ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности, как ранняя и форсированная подготовка дошкольников к школе на специальных «тренировочных» занятиях, даже если они и проводятся в «игровой форме». Обоснование процессуальной составляющей предшколь­ного образования, реализующего указанные цели без ущерба физическому и психическому здоровью детей, - важная задача. С нашей точки зрения, развитие российского образования в компетентностной парадигме требует пересмотра и концептуальных идей предшкольного образования, которые влекут за собой определение его цели как набора компетенций, которыми необходимо овладеть дошкольнику, готовясь к школе.

Анализ существующих на сегодняшний день нормативно-правовых ак­тов по предшкольному образованию, опыта его построения в различных Регионах, а также точек зрения ученых-психологов и педагогов позволяет обозначить следующие возможные модели предшкольного образования:

образование детей старшего дошкольного возраста, подготавливаю­щее их к поступлению в школу в условиях дошкольных образовательных учреждений. По реализации данной модели на сегодняшний день накоплен богатый опыт, который носит как положительный, так и негативный характер Усилившийся в последний годы акцент на обучении детей в процессе их подготовки к школе, имеющий зачастую отрицательные последствия, позволяет говорить о необходимости модернизации данной модели в плане ориентировки ее на развивающее построение предшкольного образования в частности, развитие у детей предпосылок к овладению чтением, письмом и счетом;

образование детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательных учреждений-комплексов («детский сад-школа», «дошкольное гимназическое образование-прогимназия—гимназия»). Предшкольное обра­зование в комплексе «детский сад-школа» по сути не отличается от соот­ветствующего в ДОУ, однако обладает более благоприятными условиями для достижения преемственности в личностном развитии детей-дошкольников и младших школьников. Что касается модели «предгимназия», то она ста­вит целью сформировать у ребенка не предпосылки к овладению чтением, письмом, счетом, но умения читать, писать, считать на достаточно высоком уровне в условиях развивающего построения образовательного процесса;

образование детей старшего дошкольного возраста в условиях уч­реждений дополнительного образования, в полной мере реализующих идею амплификации детского развития в процессе их подготовки к школе;

образование детей старшего дошкольного возраста на базе средней общеобразовательной школы в условиях групп кратковременного пребыва­ния. В процессе построения и реализации данной модели важно не допус­тить «перекосов» в сторону школьного содержания и технологий.

Предшкольное образование реализуется в вариативных моделях: пред-школьные группы в ДОУ, в школе, в Центрах развития, в учреждениях до­полнительного образования. Однако независимо от этого необходимо иметь разработанный стандарт предшкольного образования, имеющий инвариан­тное ядро, а также вариативную часть, отражающую социально-культурные особенности региона и специфику модели предшкольного образования.

Модель 1. Стационарное ДОУ (ДОУ полного рабочего дня).

Модель 2. Группы кратковременного пребывания (функционируют в ут­реннее время вместо стационарного ДОУ).

Модель 3. Центры поддержки развития ребенка в вечернее время в дополнение к стационарному ДОУ.

Модель 4. Центры поддержки развития детей, не посещающих ДОУ (на базе начальной школы).

На современном этапе в экспериментальном режиме апробируются различные модели предшкольного образования. Под руководством ака­демика РАО, Д.И. Фельдштейна предлагается модель обеспечения рав­ных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев (грант № 293 Нижегородского государс­твенного архитектурно-строительного университета). Коллектив авторов - Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев, Ю.Р. Силкин, А.С. Большое, Ю.В. Филиппов, Е.В. Прима и др. - разработали методические материалы по внедрению мо­дели обеспечения равных стартовых возможностей получения общего об­разования в условиях полного пребывания ребенка дошкольного возраста в ДОУ, в Центре развития, с кратковременным пребыванием в образователь­ном учреждении, на базе начальной школы. Достоинством данной модели является детализация форм организации деятельности детей, включенных предшкольное образование, основных направлений линий развития ре­бенка (интеллектуально-математическое, интеллектуально-художествен­ное, физическое, социальное, эмоциональное и т.п.), педагогических техно­логий содействия развитию детей дошкольного возраста.

Авторы программы сформулировали следующие показатели, которыми должен обладать ребенок дошкольного возраста, идущий в школу.

Развитие познавательной активности включает овладение знаковой системой (чтение, письмо, счет, измерение, музыкальная грамота, иност­ранный язык), овладение механизмами декодирования и кодирования зна-ково-символической информации, овладение представлениями и спосо­бами анализа различных свойств объектах и явлениях окружающего мира и перевода их в знаковую форму - образно-символические, условно-схе­матические, абстрактно-отвлеченные, запрещающе-разрешающие, указа­тельные, универсальные (дорожного движения, учебные действия).

Развитие социальных способностей и навыков предполагает получение знаний о том, как необходимо договориться, сотрудничать друг с другом, достигать согласия в общем деле, принимать позицию другого, определять цель совместных действий, предвидеть конечный результат, развитие соци­ально-коммуникативных умений в общении со сверстниками, взрослыми, развитие эмоционально-эффектной сферы и чувства принадлежности к группе, сформировать представления о себе.

Интеллектуально-математическое развитие - закрепление элементар­ных математических представлений, практических умений и навыков (выде­лять, распознавать, анализировать, сравнивать, осуществлять сериацию, классификацию, обобщать сенсорные свойства, качества, признаки пред­метов и фигур по различным основаниям), развитие основных познаватель­ных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), а также конструктивные способности - визуально-простран­ственный образ цифр, конструкция цифр, конструктивные элементы цифр, развитие представлений о геометрических фигурах (характерные признаки, видовое многообразие), знаково-символических средствах (цифра как зна-ково-символическое средство обозначения количества), о математических отношениях (количественный и порядковый счет, количественно-числовое и математическое отношение между объектами - часть, целое, половина, четверть, больше, меньше, равенство), о симметрии и асимметрии, разви­тие умений пользоваться эталонами измерения (условными мерками - ве­личина, длина, высота, объем, масса, площадь, глубина), пространствен­ные представления и умение ориентироваться в пространстве (двух- и трехмерном), временные представления.

Развитие речи - формирование фонематического восприятия и подго­товка к обучению грамоте, навыков звукового анализа, сенсорных координаций (слухомоторных, ритмических), моторных компонентов речи, словар­ного запаса и культуры устной речи, внимания к собственным ощущениям ПРИ произнесении звуков, развитие красивой и разнообразной речи, регуля­рные функции речи.

Интеллектуально-художественное развитие представлено комплек­сом умений, специфичных для различных видов деятельности: рисование линейная графика - умение образно мыслить, ориентироваться на листе' пользоваться приемами письма кистью, использовать знания о цвете, работать самостоятельно, творчески, владение твердыми графическими ма­териалами, восприятие линий и умение ими пользоваться; лепка, апплика­ция - развитие уровня сенсомоторной координации, глазомера, зрительно-пространственной ориентации в микропространстве, чувства симметрии.

Развитие конструктивного мышления и творческих способностей представлено умениями сознательно регулировать силу нажима руки, осущест­влять латерализированные движения рук, сознательно подбирать факту­ру и цвет материала на основе ассоциаций для создания выразительного образа, сознательно находить способы изготовления поделки, работать по схемам и чертежам и зрительно-пространственными ориентациями.

Физическое развитие включает неврологическую зрелость нервно-мы­шечной системы, наличие онтогенетических, тонических шейных влияний на функцию движения, основные навыки правильной осанки, оптимальные двигательные стереотипы, основные локомоторные движения (движения, связанные с перемещением в пространстве), манипуляционные движения (владение действиями с предметами на уровне моторики), развитие двига­тельных координации и пластичности нервной системы.

Психомоторное развитие представлено умениями свободно владеть сво­им телом (ориентировка в пространстве), ориентироваться в окружающем пространстве, четко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инс­трукцией, поддерживать и произвольно регулировать двигательный образ, выполнять творческие движения (двигательные композиции), владеть мыш­цами руки (манипулятивные действия), осознавать выполняемые действия.

Музыкальное развитие связано с развитием слухового восприятия при прослушивании музыки, восприятием музыки с элементами музыкального анализа, выполнением артикуляционных и дыхательных упражнений, уп­ражнений для свободного интонирования, умений пения хором и индиви­дуально, вокальной и инструментальной импровизации, участием в музы­кально-дидактических, музыкально-двигательных и игре на музыкальных инструментах.

В данных разработках представлено содержание и технологии всех ви­дов деятельности, как для образовательных учреждений, так и для семьи и по взаимодействию воспитателей и учителей школы. Комплексная обра­зовательная программа содействия развитию детей 5-6 лет «12 месяцев» представляет расширенный спектр образовательных услуг, характеризует­ся личностно-ориентированным подходом, обладает дифференцирован­ным и адаптивным характером, учитывая особенности детей, имеющих разный темп продвижения и различный уровень интеллектуального разви­тия. Программа ориентирована на формирование адаптивных механизмов, обеспечивающих преемственность предыдущей и последующей ступеней образования. Основными задачами развития, обучения и воспитания детей 5-7 лет являются:

педагогическое обеспечение максимального соответствия особен­ностям и потребностям целостного развития всех воспитанников;

психолого-педагогическое обеспечение реализации ранней диагнос­тики, профилактики и преодоления ситуаций и состояний риска в детском развитии силами педагогов и родителей;

разработка психолого-педагогических основ образовательной про­граммы, обеспечивающей интеграцию общеразвивающих и адаптивных задач, которая может быть воплощена двумя способами:

а) адаптивные задачи включаются в образовательную программу и пронизывают ее уже на уровне исходных целей, а средства их реализации (виды деятельности) служат одновременно решению общих задач воспита­ния и развития детей, являясь движущей силой развития ребенка в данном периоде онтогенеза;

б) сложение целей общеразвивающей и адаптивной деятельности на уровне организации педагогического процесса: диагностика, профилактика и коррекция ситуаций и состояний риска в развитии в этом случае выступа­ ют как дополнительные составляющие образовательной деятельности.

Предложенная авторами модель предшкольного образования имеет следующие характеристики:

временная - 1 год перед поступлением в школу;

пространственная - ДОУ и расширенным спектром образовательных услуг (ДОУ полного дня, группы кратковременного пребывания, Центры поддержки и др.);

внешняя - максимальное осуществление принципов социального парт­нерства и сотрудничества (семья, школа, дополнительное образование);

внутренняя - педагогический процесс, в структуре которого целостно и во взаимосвязи реализуются цели образования, воспитания, развития де­тей предшкольного возраста в условиях педагогических систем;

структурно-содержательная - анализ, диагностика, прогноз, проекти­рование;

организация - единство функционального, операционного, мотивационного блоков развития личности; просвещение, организация деятельности и общения;

контроль и оценка - выявление и оценка результатов форм и спосо­бов организации педагогического взаимодействия, обеспечивающих инди­видуальный темп продвижения развития воспитанника;

результативная - вариативный образовательный комплекс как усло­вие обеспечения преемственности перехода к школьному обучению.

Разработанные методические основы реализации программы включают:

недельное планирование педагогической работы (14 занятий в неде­лю), включающее познание окружающего мира, приобщение к социальному миру, художественно-творческая деятельность (рисование, рисование-линейная графика, аппликация, лепка, конструирование), приобщение к культуре речи и подготовку к освоению грамоты, подготовку к физической культуре, психомоторные умения и способности, музыку; тематическое планирование работы, представленное сюжетно-тематическими занятиями недельных циклов, объединенных единым информационно-тематическим полем программы, которое постепенно раскрывается на каждом организованном занятии и в нерегламентированных видах де­ятельности (игровой, опытнической, художественно-творческой, театрали­зованной, оздоровительной, на прогулках, развлечениях, в беседах и др.). тематическое планирование позволяет максимально опираться на познавав тельный опыт ребенка, активизировать образы и представления, хранящи­еся в долговременной памяти, устанавливать ассоциативные связи, фор­мировать предпосылки целостного представления об окружающем мире;

цели и задачи работы детализированы на 12 месяцев. Они содержат показатели телесного, социально-эмоционального, когнитивного развития детей по всем видам занятий, рекомендации к проведению занятий и конс­пекты занятий, а также нерегламентированные вида деятельности.

Анализ данной модели предшкольного образования при полной ее де­тализации не позволяет обнаружить, на каких концептуально-теоретических положениях строится данная модель. Педагогическая технология содействия развитию детей 5-7 лет представляет собой комплекс форм организации детской деятельности и методов развития детей в учебных и внеучебных ви­дах деятельности: дидактические и сюжетно-ролевые игры, экспериментиро­вание, развлечения, проектирование, экскурсии, имитации, схемы и модели, ведение календаря, комплекс игровых имитационных упражнений и т.п. Уро­вень развития детей осуществляется специальной диагностикой.

В рамках внутривузовского гранта ЮФУ кафедрой дошкольной педа­гогики проводятся исследования по разработке концепции и программы развития предшкольного образования. Основными методологическими позициями в их разработке определились положения о компетентностном и ценностно-смысловом подходах. Анализ современных исследований по проблеме компетентностного подхода позволил определить его значимость в обеспечении качества образования и понятийном аппарате, обусловив­ших разработку критериальных характеристик - компетенций, которых не­обходимо достичь выпускнику ДОУ на ступени предшкольного образования. Разработка компетенций предшкольного образования стыкуется с предло­женными В.В. К


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.