Блока «Познаем грамоту, развиваем речь» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Блока «Познаем грамоту, развиваем речь»

2017-12-12 282
Блока «Познаем грамоту, развиваем речь» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуальное исследование уровня развития детей (на начало года: сентябрь; на конец года: апрель-май), согласно критериям оценки, используются словесные игры, работа с кассой букв.

Перспективно-тематический план

блока «Познаем грамоту, развиваем речь»

Месяц Тема занятия Кол-во зан.
Сентябрь, 2-я неделя 1.Слово. Слова длинные и короткие. 2.Звуки вокруг нас.  
Сентябрь, 3-я неделя 1.Звуки речи. Звук «А». Буква «А». Образование множественного числа имени существительного. Понятие «гласный звук». 2.Звук «У». Буква «У». Образование множественного числа имен существительных. Закрепление понятия «гласный звук».    
Сентябрь, 4-я неделя 1.Звуки «А», «У». Буквы «А», «У». Дифференциация этих звуков. Звуковой анализ и синтез. Чтение букв, слогов. 2.Звук «И». Буква «И». Выделение ударного гласного звука. Анализ и синтез слогов. Печатание букв «А», «У», «И».  
Октябрь, 1-я неделя 1.Звуки «П, П ». Буква «П». Повторение определения «гласные звуки». Введение понятия «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук». Работа над предложением. 2.Звуки «А», «У», «И», «П», «П ».Буквы «А», «У», «И», «П». Формирование навыков анализа и синтеза слогов. Согласование притяжательных местоимений с именами существительными.    
Октябрь, 2-я неделя 1. Звук «Э». Буква «Э». Образование формы родительного падежа единственного числа имен существительных. Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение слогов. Выкладывание слогов в разрезных кассах. 2.Звук «Т». Буква «Т». Работа над предложением (количество слов в предложении). Пересказ короткого рассказа.  
Октябрь, 3-я неделя 1.Звуки «Т», «Т ». Образование формы родительного падежа имен существительных. Работа над предложением (составление схемы предложения). Пересказ рассказа по цепочке. 2.Звуки «П, П », «Т», «Т ». Дифференциация этих звуков. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом <ин>. Работа над предложением. Правила написания предложения. Составление схем предложений. Составление предложений по опорным словам.    
Октябрь, 4-я неделя 1.Звуки «К», «К ». Буква «К». Продолжать формировать навыки работы над предложением. Количество слов в предложении. Количество предложений в рассказе. Пересказ рассказа. 2.Звуки «П, П », «Т», «Т », «К», «К ». Буквы «П», «Т», «К». Дифференциация этих звуков. Выделение первого и последнего звуков в словах. Грамматический строй и словообразование: образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Анализ открытых и закрытых слогов. Работа с кассой букв.    
Ноябрь, 1-я неделя 1.Звуки «М», «М ». Буква «М». Дать определение «звонкий согласный звук». Подбор антонимов. Учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения. Работа над предложением. Составление схемы слога и слова (модели). Чтение слогов, коротких слов. 2.Звук «О». Буква «О». Выделение звука в начале, середине, конце слова (позиция звука в слове). Познакомить с понятием «предлог». Составление схемы предложения. Печатание слогов.  
Ноябрь, 2-я неделя 1.Звук «Х». Буква «Х». Учить выделять звук «Х» в начале и в конце слова из ряда слогов. Замена первого звука в слове на звук <х>, образование нового слова (салат – халат, голод – холод и т.д.). Составление предложений по опорным картинкам. Работа со схемой предложения. 2.Звуки «К»-«Х». Дифференциация звуков. Закрепление понятия «глухие согласные звуки». Определение последнего звука в словах. Употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными. Составление предложений по опорным картинкам. Закрепление терминов «звук, слог, слово, предложение».    
Ноябрь, 3-я неделя 1.Звук «Ы». Буква «Ы». Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. Выделение последнего гласного звука в словах. Закрепление понятия «предлог». Составление схемы предложения с предлогом. 2.Звуки «Ы»-«И». Выделение гласного звука в середине и конце слова. Работа над предложением. Пересказ небольшого текста.  
Ноябрь, 4-я неделя 1.Звук «С». Образование сложных слов (листопад, самолет и т.д.). Слова-антонимы. Речевые логические задачи. Выделение звука в начале, середине, конце слова. Согласование притяжательных местоимений <мой, моя, моё, мои> с существительными со звуком <с>. 2.Звук «С». Согласование прилагательных с существительным в роде. Образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей. Работа со схемой предложения. Знакомство со звукослоговой схемой (моделью) слов <гуси, сито>. Объяснить, что сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.    
Декабрь, 1-я неделя 1.Звуки «С», «С ». Буква «С». Определение позиции звуков <с, с > в словах. Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными. Составление предложений с предлогами. Составление рассказа по вопросам. Звуковой анализ слов: <сук, сом, сок, Сима>. 2.Звуки «З», «З ». Буква «З». Образование форм множественного числа родительного падежа существительных. Согласование прилагательных с существительными. Употребление предлогов: <за>, <из-за>. Знакомство с понятием «родственные слова». Продолжение работы по слоговому анализу слов <козы>, <зима>.    
Декабрь, 2-я неделя 1.Звуки «С», «С », «З», «З ». Закрепление правильного употребления предлогов. Работа над предложениями. Звукослоговой анализ слов <коса>, <Зина>. Печатание слов под диктовку. 2.Звуки «Н», «Н ». Буква «Н». Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять понятия «твердые-мягкие» согласные звуки. Звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Печатание слогов и слов. Познакомить с правилами употребления прописной буквы в именах. Работа с дифференцированными предложениями. Выкладывание и преобразование слогов и слов. Чтение их.    
Декабрь, 3-я неделя 1.Буква «Я». Образование относительных прилагательных. Составление предложений по опорным словам. Составление схем предложений. Преобразование слов. Закрепление правила написания прописной буквы. Чтение и печатание слов под диктовку. 2.Звуки «Б», «Б ». Буква «Б». Выделение первого и второго слога в словах. Работа над предложением. Закрепление навыка преобразования слов. Чтение предложений.  
Январь, 3-я неделя 1. Звуки «П, П », «Б», «Б ». Дифференциация звуков (твердый – мягкий, звонкий – глухой согласный звук). Выделение первого звука в словах. Выделение второго слога в словах. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Дать определение «ударение». 2.Закрепление пройденного материала. Уточнение понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Совершенствование навыков звукослогового анализа слов. Упражнение в составлении предложений с предлогами. Чтение и печатание слов и предложений. Работа с кассами букв.    
Январь, 4-я неделя 1. Звуки «В, В ». Буква «В». Дифференциация «твердых» и «мягких» согласных звуков. Слова-антонимы. Работа с деформированным предложением. Звукослоговой анализ слов: <ива, вата>. Печатание слов. Чтение предложений. 2. Звуки «Д, Д ». Выделение ударного гласного звука. Учить называть первый и третий слог в словах. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Подбор слов, обозначающих действия. Подбор «родственных» слов.    
Февраль, 1-я неделя 1. Знакомство с буквой «Д». Совершенствование звукослогового анализа слов. Печатание слогов. Печатание и чтение слов и предложений. 2. Звуки «Д, Д , Т, Т ». Буквы «Д, Т». Закрепление навыков различения звуков в слогах, словах, фразах. Знакомство с правилами правописания сомнительных согласных в конце слов, с образованием приставных глаголов. Закрепление навыков чтения и печатания предложений.  
Февраль, 2-я неделя 1. Дифференциация звуков «Д, Д , Т, Т ». Продолжать учить делить слова на слоги. Подбор слов к схемам. Работа над сложноподчиненными предложениями. Составление слов из «перепутанных» слогов. 2. Звуки «Г, Г ». Буква «Г». Закрепление умения детей давать звуку характеристику: «согласный, звонкий, может быть твердым и мягким», различать их в потоке речи. Согласование прилагательных с существительными. Образование слов – антонимов. Звукослоговой анализ слов: <ноги, вагон>. Печатание и чтение предложений.    
Февраль, 3-я неделя 1. Звуки «К, Г». Буквы «К, Г». Дифференциация этих звуков слогах, словах, фразах. Продолжать знакомить с правописанием сомнительных согласных в конце слова. Преобразование слов путем замены одного звука другим. Звукослоговой анализ слов: <гуси, книга, гудок>. 2. Звук «»Ш. Учить выделять звук в ряду других согласных звуков, слогах, словах, фразах. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Изменение глаголов по лицам. Звукослоговой анализ слов: <мышка, мишка>. Работа над деформированным предложением.  
Февраль, 4-я неделя 1. Звук «Ш». Закрепление материала предыдущего занятия. Образование формы родительного падежа, множественного числа имен существительных. Согласование прилагательных с существительными. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствовать навыки звукослогового анализа слов: <уши, шишка>. Заучивание чистоговорок. Выделение гласных звуков в словах. Составление предложений с заданными словами. 2. Буква «Ш». Знакомство с буквой. Продолжать учить преобразовывать слова, подбирать слова к схемам. Познакомить с правилами правописания «ши». Звукослоговой анализ слов: <кошка, душ>. Печатание слов под диктовку. Чтение предложений.  
Март, 1-я неделя 1. Дифференциация звуков <С-Ш>. Учить различать эти звуки в слогах, словах, фразах. Закреплять навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям (играет в шахматы - шахматист). Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Пересказ небольшого текста после прочтения. 2. Звук «Л». Определение позиции звука в словах. Деление слов на слоги. Образование формы множественного числа родительного падежа имен существительных. Образование формы прошедшего времени глаголов. Образование притяжательных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Звукослоговой анализ слов: <волк, галка>.    
Март, 2-я неделя 1. Звуки «Л, Л ». Буква «Л». Подбор родственных слов и слов-признаков к предмету. Работа над предлогами. Звукослоговой анализ слов. Преобразование слов (полка – палка – галка – балка - булка). Чтение слов и предложений. 2. Звук и буква «Е». Чтение слоговой таблицы с буквой «Е». Объяснить детям, что эта буква пишется после мягкой согласной. Выкладывание слов на наборном полотне. Чтение и печатание предложений. Закрепление правил написания предложения.    
Март, 3-я неделя 1. Звук «Ж». Упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе. Формировать представления о спряжении глаголов в настоящем времени. Употребление приставочных глаголов. Пересказ текста «Рыжик» (по цепочке). 2. Звук «Ж». Буква «Ж». Образование форм единственного и множественного числа существительных. Подбор «родственных» слов. Знакомство со словами, обозначающими предметы, действия. Признаки. Учить подбирать слова к схемам. Образование действительных причастий в настоящем времени. Знакомство с правилами правописания «жи-ши».  
Март, 4-я неделя 1. Дифференциация звуков <З-Ш>. Продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки. Составление предложений по опорным схемам. Работа над ударением. Составление сюжетного рассказа по опорным картинкам, предложений по опорным схемам (). 2. Дифференциация звуков <Ж-Ш>. Определение позиции звуков в словах. Образование притяжательных прилагательных. Продолжать знакомство с правописанием сомнительных согласных. Учит подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки, с опорой на схему. Работа над интонацией. Закрепление представлений о написании «жи-ши». Преобразование слов. Печатание предложений.  
Апрель, 1-я неделя 1. Звук «Р». Учить определять слог по счету. Согласование числительных с существительными. Звукослоговой анализ слов: <рыба, рыбак, прутик>. Работа по схемам. 2.Дифференциация звуков <Р - Р >. Различение звуков в слогах, словах, фразах. Образование относительных прилагательных, включение их в структуру предложения. Подбор «родственных» слов к слову <спорт>. Подбор слов со звуками <Р – Р > к схемам.  
Апрель, 2-я неделя 1. Буква «Р». Знакомство с буквой. Продолжение работы по преобразованию слов. Определение ударного звука в словах. Отгадывание ребусов, кроссвордов. Составление слова по первому звуку. Печатание слов, предложений. 2.Дифференциация звуков «Р, Р - Л, Л ». Закрепление умения различать и называть твердые и мягкие согласные звуки в словах. Образование сложных слов. Работа с разноприставочными глаголами. Подбор «родственных» слов к слову «плыл из рассказа «На реке». Работа над предложением. Скороговорки.    
Апрель, 3-я неделя 1. Буква «Ё». Знакомство с буквой. Закрепление навыка преобразования слов, обозначающих действия. Составление слов из «рассыпавшихся» букв. Работа над предложением. Чтение и печатание слов и предложений. 2. Звук «Й». Буква «Й». Определение позиции звука в слове. Задания на изменение слов. Занимательные вопросы. Преобразование слов. Печатание слов с буквой «Й».    
Апрель, 4-я неделя 1. Звук «Й». Буква «Й». Определение слога со звуком «Й» в словах. Образование формы родительного падежа существительных. Выполнение игрового упражнения «Вставь пропущенную букву». Составление предложений с глаголами в повелительном наклонении <налей, вылей, спой, сделай, нарисуй>. 2. Звук «Ч». Буква «Ч». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Формирование навыка словообразования (отчества лиц мужского пола: Иванович, Петрович и т.д.). Составление сюжетного рассказа по серии сюжетных картинок. Знакомство с правописанием «ча-чу». Печатание.    
Май, 1-я неделя 1. Буква мягкий знак «Ь». Звукослоговой анализ слов <ел – ель, мел-мель, угол - уголь >. Преобразование слов: <мел – мель, день – лень – пень - тень>. Чтение таблиц. Печатание слов и предложений. 2. Разделительный мягкий знак. Знакомство с разделительным мягким знаком в словах: <Коля – колья, лист – листья, брат - братья>. Чтение таблиц. Печатание слов и предложений. Работа с дефомрированным предложением.    
Май, 2-я неделя 1. Звук «Ц». Буква «Ц». Образование формы родительного падежа множественного числа существительных. Подбор «родственных» слов к слову <цветы>. Звукослоговой анализ слов: <цвет – цветы – цвести – цветик – цветник – цветок - цветут>. Печатание слов и предложений. 2. Звук «Щ». Буква «Щ». Образование существительных, обозначающих профессии. Работа над предложением. Знакомство с правилом написания слогов <ща - щу>. Совершенствование работы по звукослоговому анализу слов.  
Май, 3-я неделя 1.Звуки «Ф, Ф ». Буква «Ф». Подбор «родственных» слов, слов к схемам. Работа над предложением. Образование новых слов. Игры на развитие фонематического слуха. Составление слов из букв слова <фотография>. 2. Буква «Ю». Знакомство с буквой. Закрепление навыка определения мягкого согласного звука в словах. Пересказ рассказа «В саду». Слоговой аттракцион «Кто больше назовет слов, заканчивающихся на слог «ют»». Составление схем предложений. Печатание слов под диктовку.    
Май, 4-я неделя 1. Разделительный твердый знак «Ъ». Образование приставочных глаголов. Правило правописания разделительного твердого знака. Задания типа: «Вставь пропущенную букву». 2. «В сказочной стране». Составление творческих рассказов по набору картинок. Упражнение в составлении предложений по опорным схемам. Закрепление употребления предлогов. Понимание и правильное объяснение буквального и переносного значения крылатых выражений. Развитие памяти, логического мышления, фонематического слуха.  

 

Рекомендуемый список литературы

1. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей к частям 3 и 4. Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. // Серия «Свободный ум». – М.: «Баллас», 1999.

2. Курцев З. И. Ты словечко, я словечко… Методические рекомендации для воспитателей, родителей и учителей. – М.: Баллас, 2001.

3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н, Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школьная пресса, 2004 -144с.

4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов ((пособие для логопедов) – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. –М., 1999.

5. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. – М.: Мозаика – Синтез, 2001.

Примерная форма перспективного плана

(блок «Познаем числа и знаки»)

Месяц, неделя № занятия, тема, программное содержание занятия Дидактические и развивающие игры, компьютерная программа Литература
Сентябрь 1 неделя Занятие №1: «Знакомство. Математические игры». Задачи: Вызвать желание идти на контакт с другими детьми и взрослыми, налаживать дружеские взаимоотношения, интерес к занятиям. Выявить математические представления детей: сравнение предметов по количеству на основе составления пар, количественный счет в пределах 5, пространственные отношения. Выявить умения детей выделять свойства предметов, сравнивать предметы по их свойствам, устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет. Выявить уровень представления детей о компьютере как электронной игрушке, познакомить с принципом действия манипулятора «мышь». Познакомить детей с техникой безопасности при работе за компьютером.   Занятие №2: «Повторение: числа и цифры 0 - 10» Задачи: Учить называть числа в прямом и обратном порядке. Совершенствовать навыки счета в пределах 10 (порядковый и количественный счет). Учить называть последующее и предыдущее число к обозначенному цифрой и определять пропущенное число. Упражнять в сравнении 2-3 групп предметов, закрепить понимание отношений между числами натурального ряда (7 >6 на 1, 6<7 на 1), умение увеличивать и уменьшать на 1 в пределах 10. Закреплять представление об известных геометрических фигурах и некоторых их свойствах. Выявить уровень развития у детей наблюдательности, внимания, умения самостоятельно выполнять действия по образцу. Д/и «Сравни количество игрушек»; Д/и «Найди лишний предмет»; Д/и «Разложи по порядку»; Компьютерная программа «Посчитай».   Д/и «Туда и обратно»; Д/и «Соседи»; Д/и «Счет в возрастающем порядке», «Счет в обратном порядке»; Д/и «Числовые прятки»; Д/и «Геометрическое лото». Игралочка (практический курс математики для дошкольников), стр. 74-76 Л.Машин «Развивающие игры», стр.250     Л.Машин «Развивающие игры», стр. 261, 249, 254, 253, 251 Игралочка (практический курс математики для дошкольников), стр. 76, 114  
Сентябрь 2 неделя Занятие №1: «Сравнение по длине. Карта путешествий» Задачи: Формировать умение сравнивать полоски по длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивания их по признаку длины. Закрепить пространственные представления, прямой и обратный счет в пределах 10, умение соотносить цифры 1 - 10 с количеством. Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям. Занятие №2: «Знакомство с основными частями компьютера. Знакомство с составом чисел второго пятка из единиц» Задачи: Познакомить детей с основными частями компьютера, учить различать и называть их. Создать у детей представление о том, что компьютер работает при условии согласованных действий всех его систем, о назначении каждой из частей компьютера. Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц. Повторить последовательность дней недели, названия месяцев года. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.   Д/и «Цветные ленты»; Д/и «Куклин дом», «Карта путешествий»; Д/и «Счет в возрастающем порядке», «Счет в обратном порядке».     Д/и «Наш компьютер»; Д/и «Живые деньки»; Д/и «Ступеньки вверх и ступеньки вниз»; Компьютерная программа «Состав числа» Игралочка (практический курс математики для дошкольников), стр. 79-80, 100-103; Л.Машин «Развивающие игры», стр. 261, 249, 254, 253, 251    

Приложение

Обеспеченность предшкольного образования


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.