Часть 1 – Что такое значимость цели и зачем над ней работать? — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Часть 1 – Что такое значимость цели и зачем над ней работать?

2017-12-12 208
Часть 1 – Что такое значимость цели и зачем над ней работать? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действительно сильно хотеть можно только нечто важное. Глобальное. Можно даже сказать, фундаментальное. Нечто, напрямую связанное со смыслом жизни, или этим самым смыслом и являющееся.

Отсюда мы получаем первую критически важную задачу в построении эффективной поддерживающей среды: сформулировать действительно значимую, Большую Цель.

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс сложный и трудоемкий. И главная сложность здесь в вопросах, на которые придется отвечать. «Чего я хочу добиться в жизни?» «Что мне нужно достичь в жизни, чтобы про неё можно было сказать: прожита на 10/10?» и так далее. Штука в том, что ответы должны быть ваши, настоящие, а не навязанные стереотипы об успехе и счастье.

Давайте посмотрим на примере, что такое значимость и как именно она работает.

Допустим, наша цель будет такой: Получить высшее образование.

Сама по себе она не имеет никакой значимости. Нужно понимание – зачем. Именно в момент ответа на вопрос – зачем? – появляется значимость. Для удобства будем измерять уровень значимости по 10-ти бальной шкале, где 1 – вообще плевать, а 10 – значимо, как сама жизнь.

Зачем человеку высшее образование? Например, для бумажки, которую можно будет показать работодателю при устройстве на среднюю работу. Какая значимость будет у цели в таком случае? 1-3, не больше.

Для чего еще? Например, чтобы получить очень крутую работу в очень крутой фирме. Или же получить необходимые знания, чтобы, наконец, открыть своё дело и стать "хозяином своей судьбы". Что будет со значимостью в этом случае? 5-8 в зависимости от системы ценностей человека. (Не 10, потому что, после установления полного "хозяйствования" над судьбой, нужно еще понять - а что дальше)

Наконец, представим ситуацию, что бандиты похитили вашу семью и угрожают её убить, а следом и вас, если вы не получите высшего образования. Какая при таком раскладе значимость? 10. Без вариантов.

Мы помним, что наше внимание устроено таким образом, что не может фокусироваться на всём сразу, и ориентируемся мы как раз на значимость. Чем выше значимость чего-то для нас, тем проще на этом концентрироваться и тем дольше эта концентрация сохраняется. Соответственно, чем меньше значимость, тем легче нам будет отвлечься, и тем быстрее мы будем утомляться от «насильственной» концентрации на незначительном.

Давайте подумаем теперь, как человек будет реагировать на отвлекающие стимулы окружающего мира, в зависимости от уровня значимости для него выбранной нами цели – получить высшее образование.

1-4. Крайне низкая значимость. То есть человек понимает, что не достигни он цели, ничего критического не произойдет. Да, могло бы быть полезно… но это как посмотреть… сейчас это вообще ничего не значит… вон у меня знакомый без "вышки", а получает под сотню… Таких оправданий можно придумать бесконечное множество. Любая цель требует совершения определенных действий для её достижения. Когда человек собрался делать что-то для достижения цели, и в фокус его внимания попадает отвлекающий стимул, человек оказывается перед выбором – на что потратить время и силы. Сделать задуманное, относительно цели, или переключиться на то, что предлагает стимул. Именно в этот момент значимость проявляет себя в полной мере. Она влияет на то, как человек будет воспринимать стимул.

Вообразим себе нашего студента, для которого закончить институт где-то на уровне 3 по шкале значимости. Ему нужно делать курсач. Посади его в комнату, где есть только стол, ноутбук без интернета и куча учебников, он его напишет, потому как - а что еще делать? Но таких комнат специально никто не создает. Наоборот, вокруг много всего интересного. Вон, фильм новый вышел, нужно скачать, посмотреть. Трейлер был крутой. А курсач? Ну, завтра сяду, какая разница, день ничего не решит. Тут вдруг товарищ пригласил встретиться, посидеть, попить-покушать. Как здесь откажешься? А потом поиграть в компьютер с друзьями, а потом с ними же в клуб сходить. И так далее. Суть в том, что любое действие, сулящее маломальское удовольствие, сможет легко побороть цель с низкой значимостью. И наш студент будет всё время выбирать в пользу отвлекающих стимулов. Почему? Потому что эти стимулы будут подталкивать его избавиться от необходимости делать никому ненужную работу.

Посмотрим на этого же человека, но теперь образование сулит крутую работу, или своё дело. По сути, что такое крутая работа, или своё дело (ради справедливости уточним - успешное сове дело)? Это новые возможности. Фактически новая жизнь.

Тот же курсач, та же необходимость его делать. Те же отвлекающие стимулы – фильм, товарищ, компьютер, клуб. Что изменилось? Восприятие этих стимулов. Они больше не избавляют от ненужной работы. Они угрожают потерей крутой возможности. Возможности начать новую жизнь. Возможности стать хозяином своей судьбы. Стоит просмотр фильма того, чтобы из-за него не стать хозяином своей судьбы? Этот вопрос даже звучит нелепо. Сделаю курсач, и если останется время, посмотрю фильм. Или завтра посмотрю, один день ничего не решит. А что товарищу сказать? "Мне курсач нужно сделать, давай не следующей неделе встретимся, тебе же не принципиально?" Вот, и славно.

Вспомним, что значимость – это мера необходимости чего-либо. Или же, другими словами, мера того, как сильно ухудшится наша жизнь, если мы не получим желаемое.

Без просмотренного сегодня фильма жизнь не ухудшится. Без ненужной бумажки о высшем образовании, место которой на двери в туалете, жизнь не ухудшится. А вот без крутой работы, открывающей новые возможности – ухудшится. И без шанса открыть своё упешное дело – ухудшится.

Наконец, представим себе третий случай. Всё, то же самое, только значимость получения образования теперь максимальная. Выгонят из института – смерть. Любой стимул будет восприниматься человеком, как прямая угроза. Как думаете, удастся кому-то убедить такого студента посмотреть фильм вместо того, чтобы заниматься курсовой работой?

Работа над значимостью цели – это процесс связывания необходимых для реализации цели действий с фундаментальными жизненными ценностями.

Фактически это процесс выстраивания иерархии. Где вы движетесь вверх, от уровня простых понятных действий к уровню миссии и смысла жизни, постоянно раскрывая – ради чего большего я хочу это сделать? (более эффективная версия вопроса «зачем?»)

Пример подобной иерархии:

Получить высшее образование -> Зачем? -> чтобы получить необходимые знания и открыть свое дело -> Зачем? -> чтобы получить новые возможности -> Зачем? -> чтобы накопить денег и открыть однажды свою школу -> Зачем? -> чтобы дать возможность людям получать знания, которые могли бы им помочь стать успешными -> Зачем? -> чтобы сделать мир чуточку лучше -> Зачем? -> чтобы оставить след в истории, тем самым придав своей жизни смысл.

Представим, что человеку удалось связать всю его активность с фундаментальными личностными ценностями (для удобства допустим, что они у него именно такие, как в примере). Что получается? Любое действие, каким бы незначительным оно ни казалось, если оно часть плана, будет восприниматься, как непосредственный шаг к самому главному. Любое действие, которое не является таким шагом – будет восприниматься, как угроза самому главному. То есть, «я должен читать пятьдесят страниц каждый день, вместо того, чтобы смотреть интересные фильмы и развлекаться с друзьями, не потому что карма жестоко меня за что-то наказывает, а потому что я хочу стать великим, потому, что я хочу изменить мир». Чувствуете разницу? Хотя по факту действия не меняются, меняется их восприятие.

Мы проверяли силу таких связей на себе. Особенно полезно осознавать ради чего большего ты стараешься, когда нужно совершать нежелательные, или неприятные действия.

Например, если любому из нас сейчас вдруг предложат выбрать статусную работу с зарплатой в миллион, но без возможности заниматься социальным проектом[4], и работу сторожа с зарплатой пятнадцать тысяч, но с возможностью делать то, что сочтем нужным, мы не будем сомневаться ни одной секунды. Потому что мы будем воспринимать работу за миллион, как угрозу потерять самое главное (то, что стоит за проектом), а работу за пятнадцать – как шаг к реализации мечты. И это не просто громкие слова.

Когда связь выстроена, очень просто расставлять приоритеты. Пойти, или не пойти на тренировку? Но если пропустить тренировку, мы не сделаем шаг к мечте. Стоит один вечер безделья того, чтобы отдаляться от своей мечты? Почитать учебник, или поиграть в компьютер? Написать статью, или посмотреть фильм? И так далее. Как мы уже говорили неоднократно: проблема с мотивацией - это трата времени и энергии на цели, которые не являются важными. Можете прямо сейчас выписать на листок все дела, которые вы обычно делаете, когда не занимаетесь приоритетной целью. И увидите, что проблем с мотивацией как таковой у вас нет. Вы делаете. Просто вы делаете не то, что считаете важным.

Выбирать, чем заняться, нам приходится множество раз за день. Каждый день. И когда приоритетная цель связана с самым главным, то есть значимость её велика, очень просто делать правильный выбор.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.