Здоровье населения и методы его изучения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Здоровье населения и методы его изучения

2017-12-12 179
Здоровье населения и методы его изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диаграмма 1.

Динамика демографических показателей (рождаемости, смертности и естественного прироста) города Б. (на 1000).

Вывод:

1. Удельный вес детей (0-14 лет) 13,4%, удельный вес возрастной группы населения 15-49 лет равен 54,3%, а лиц в возрасте 50 лет и старше 32,3%, что указывает на то, что в городе Б. регрессивная структура населения (т.к. удельный вес лиц в возрасте 50 лет и старше превышает удельный вес детей).

2. Анализируя данные с 1990 года, можно отметить повышение показателей рождаемости до изучаемого года, рост показателей смертности, наблюдается убыль населения (естественный прирост -9,1).

3. В то же время выявлено снижение младенческой смертности, что может быть следствием повышения качества медицинского обслуживания в гинекологических отделениях и роддомах города Б.

 

Таблица 3 Динамика общей и повозрастной фертильности в городе Б (в абс. числах и ‰)

Возраст матери 2005 г. Изучаемый год
    Фертильность Число женщин Число родившихся детей
            Абс. на 1000 женщин соответствующего возраста
Всего 15-49 лет 56,0     35,0
15-19лет 39,0     26,7
20-24 года 130,0     90,9
25-29 лет 120,0     74,7
30-34 года 70,0     44,3
35-39 лет 30,0     16,0
40-44 года 10.0     2,9
45-49 лет 1,0     0.9

 

Диаграмма 2.

Динамика общей и повозрастной фертильности в городе Б. (на 1000 женщин соответствующего возраста).

 

Вывод: самая высокая фертильность наблюдается у женщин в возрасте 20-24 лет, чуть ниже у женщин 25-29 лет. Фертильность женщин во всех возрастных категориях в 2005 г. была выше, чем в изучаемом году.

 

Самая болевая проблема медико-демографического развития города — высокий уровень смертности населения (Табл. 4, 5).

Таблица 4. Распределение умерших города Б. по причинам смерти в сравнении с областными показателями.

  Город Б. область в %
Наименование класса заболеваний   Число случаев В %    
Новообразования   13,3 12,0
Болезни системы кровообращения   60,5 58,5
Болезни органов пищеварения   3,6 4,0
Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках   2,7 3,0
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин   13,9 11,5
Прочие   6,0 11,0
ВСЕГО   100,0 100,0

 

Диаграмма 3.

Диаграмма 4.1

Основные причины смерти детей на 1-ом году жизни в г. Б (в % к итогу)

Диаграмма 4.2

Основные причины смерти детей на 1-ом году жизни по области (% к итогу)

 

Вывод: В структуре причин смерти детей на 1-ом году жизни по городу Б. большая доля принадлежит состояниям, возникающим в перинатальном периоде. Немного меньшая доля приходится на врожденные аномалии, еще меньшие - на болезни органов дыхания; травмы и отравления. Наименьшая доля принадлежит инфекционным и паразитарным болезням.. По области доли, приходящиеся на каждую из причин смерти совпали с городом Б.

 

В связи с ухудшением демографической ситуации на фоне негативных изменений состояния здоровья населения городским управлением здравоохранения проведено углубленное изучение состояния здоровья граждан. Полученные результаты представлены ниже.

В изучаемом году в городе Б было зарегистрировано 300000 случаев заболеваний, из которых 180000 случаев были с впервые в жизни установленным диагнозом. У детей в возрасте от 0 до 18 лет (численность которых 50000 человек) было зарегистрировано 110000 случаев заболеваний, в том числе с впервые в жизни установленным диагнозом 85000 случаев (Табл. 7, 8).

 

Таблица 7. Показатели общей заболеваемости среди населения г. Б и области по возрастным группам (‰)

Показатели Возрастные группы Все население  
    от 0 до 17 лет 18 лет и старше  
    город Б обл. город Б. обл. город Б. обл.
Первичная заболеваемость            
Распространенность            
               

 

Диаграмма 5.1

Диаграмма 5.2

Диаграмма 5.3

Диаграмма 5.1

Первичная заболеваемость

Вывод: На диаграмме 5.1 наглядно проиллюстрировано распределение причин первичной заболеваемости в городе К.: наиболее распространёнными причинами являются болезни органов дыхания (41%), болезни системы кровообращения (15%), прочие (6,0%), наиболее же редкие причины – психические расстройства (1%), болезни кожи и подкожной клетчатки (1%).

Диаграмма 5.2

Распространенность.

Вывод: среди всех заболеваний в городе Н. наиболее часто встречаются болезни органов дыхания (23,0%), болезни системы кровообращения (18%), болезни органов пищеварения (8%) и болезни костно-мышечной системы, наиболее редко же встречаются – Психические расстройства и расстройства поведения (1,5%).

Таким образом, в структуре как и первичной заболеваемости, так и распространённости заболеваний первое место принадлежит БОД, что может быть связано с высокой загрязнённостью атмосферного воздуха (из-за большого количества промышленных предприятий). Второе место в структуре первичной заболеваемости и распространённости принадлежит БСК – за счёт хронических больных, число которых растёт с каждым годом за счёт стареющего населения.

 

 

В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в городе была проведена дополнительная диспансеризация работающих граждан, направленная на раннее выявление социально-значимых заболеваний, что не могло не отразиться на общей заболеваемости по обращаемости в лечебно-профилактические учреждения. В изучаемом году у мужчин зарегистрировано 32000 случаев и 403200 дней временной нетрудоспособности, у женщин, соответственно, 36900 случаев и 506800 дней временной нетрудоспособности. Средняя годовая численность работающих мужчин составила 64000, женщин - 66000 человек.

Таблица 9. Динамика заболеваемости с ВУТ на 100 работающих в городе Б. в зависимости от пола

Показатели ЗВУТ 1995г. 2000г. 2005 г. изучаемый год
Число случаев на 100 работающих всего        
    муж.        
    жен.       55,9
Число дней нетрудоспособности на 100 работающих всего        
    муж.        
    жен.       767,8
Средняя длительность случая всего   12,7 13,3 13,2
    муж. 14,6 12,3 12,4 12,6
    жен 15,4 13,1 14,1 13,7

 

Диаграмма 6.1

 

Диаграмма 6.2

Диаграмма 6.3

 

 

Вывод: Из полученных данных видно, что в городе Б. у женщин и число случаев больше, чем у мужчин. Это может быть связано со слабым здоровьем у женщин города Б., или также с тем, что женщины часто берут больничный лист для ухода за больным ребенком. По числу дней нетрудоспособности и по средней длительности случая максимальный показатель у женщин, что может быть связано с более высокой степенью тяжести заболевания (т.к. они поздно обращаются в поликлинику, и с более тяжёлыми условиями труда).

 

Специалистами областной медицинской клиники в изучаемом году проведено углубленное обследование состояния здоровья работников железнодорожного транспорта, как одной из базовых отраслей экономики, где в проблеме безопасности «человеческий фактор» достигает 90%. Сочетание производственных вредностей с выраженным психоэмоциональным фактором (работники локомотивных бригад, диспетчерско-операторских профессий, руководящий состав) с увеличением возраста ведет к нарастанию заболеваемости с ВУТ в несколько раз быстрее, чем у лиц других производственно профессиональных групп.

Цель исследования - разработка мероприятий по снижению сердечнососудистой заболеваемости среди рабочих железнодорожного транспорта. Для этого была изучена и дана оценка влияния стажа работы на возникновение сердечнососудистых заболеваний (ССЗ) у лиц психоэмоциональных (операторских) профессий - машинистов, помощников машинистов (Табл. 10). Результаты исследования показали влияние профессионального стресса на развитие сердечнососудистых заболеваний у работников железнодорожного транспорта.

Таблица 10 Распределение работников железнодорожного транспорта городов Б. и М. по стажу работы и наличию сердечнососудистых заболеваний (ССЗ).

Стаж работы железнодорожники города Б железнодорожники города М
    общее число работников из них число работников, страдающих ССЗ общее число работников из них число работников, страдающих ССЗ
до 5 лет        
5-9 лет        
10 лет и более        
Всего        

 

I этап. Определение общих и частных показателей заболеваемости железнодорожников города Б.:

Железнодорожники города Б. (А): 230*100/480 = 47,9 на 100 работающих.

Железнодорожники города М. (Б): 260*100/550 = 47,2 на 100 работающих.

 

Показатели заболеваемости в зависимости от стажа работы:

 

До 5 лет:

Железнодорожники города Б.: 14*100/110 = 12,7%

Железнодорожники города М.: 30*100/170 = 17,6%

 

5-9 лет:

Железнодорожники города Б.: 60*100/130 = 46,1%

Железнодорожники города М.: 70*100/150 = 46,6%

 

10 лет и более:

Железнодорожники города Б.: 156*100/240 = 65%

Железнодорожники города М.: 160*100/230=69,5%

 

III этап. Вычисление ожидаемого числа железнодорожников с ССЗ по каждой группе стажа работы среди железнодорожников города Б., и железнодорожников города М., с учетом соответствующих показателей заболеваемости.

 

Стаж до 5 лет:

Железнодорожники города Б.: 12,7*280/100 = 35,56

Железнодорожники города М.: 17,6*280/100 = 49,28

 

Стаж 5-9 лет:

Железнодорожники города Б.: 46,1*280/100 = 129,08

Железнодорожники города М.: 46,6*280/100 = 130,48

 

Стаж 10 лет и более:

Железнодорожники города Б.: 65*470/100 = 305,5

Железнодорожники города М.: 69,5*470/100 = 326,65

 

Сумма ожидаемых чисел железнодорожников с ССЗ:

Железнодорожники города Б.: 35,56+129,08+305,5 = 470,14

Железнодорожники города М.: 49,28+130,48+326,65 = 506,41

 

 

Таблица 10.1

Стаж работы Железнодорожники города Б. Железнодорожники города М. I Этап II Этап III Этап
Общее число работников из них число работников, страдающих ССЗ Общее число работников из них число работников, страдающих ССЗ
До 5 лет         12,7 17,6   35,56 49,28
5-9         46,1 46,6   129,08 130,48
10 лет и более           69,5   305,5 326,65
Всего         47,9 47,2   470,14 506,41
IV этап Определение стандартизованных показателей   45,6 49,1

 

V этап. Сопоставление соотношения интенсивных и стандартных показателей заболеваемости железнодорожников города Б. и М.:

Показатели Железнодорожники города Б. (А) Железнодорожники города М. (Б) Соотношение А и Б
Интенсивные 47,9 47,2 А>Б
Стандартизованные 45,6 49,1 А<Б

 

 

Выводы:

1. Уровень заболеваемости железнодорожников города Б. выше, чем железнодорожников города М.

2. Если бы стаж работы железнодорожников был бы одинаков, то заболеваемость железнодорожников города М. также была бы выше.

3. Следовательно, на различия в уровнях заболеваемости ССЗ среди железнодорожников (в частности, на «завышение» ее в городе Б. и «занижение» в городе М.) оказала влияние неоднородность состава работающих, а именно, преобладание в городе Б. железнодорожников со стажем работы 10 лет и более с относительно высоким показателем заболеваемости, и на оборот, в городе М. — железнодорожников со стажем работы до 5 лет, имеющих низкие показатели заболеваемости.

 

Специфика профессии работников локомотивных бригад (управление быстродвижущимися объектами в условиях гипотонии; постоянная готовность к экстренному действию; высокая ответственность за жизнь пассажиров) способствует их пребыванию в условиях хронического нервно-эмоционального стресса, который создает предпосылки для реализации предрасположенности к соматическим заболеваниям, в том числе и артериальной гипертензии.

Внезапная сердечная смерть среди машинистов в условиях рейса - это фактор, представляющий угрозу безопасности железнодорожного движения и жизни пассажиров. Исследования ВНИИ железнодорожной гигиены показали, что в 94% случаев причиной внезапной смерти машинистов и их помощников были сердечнососудистые катастрофы. Результаты расследования этих случаев выявили, что в ряде случаев внезапная сердечная смерть развивалась на фоне мягкого течения АГ или бессимптомного течения ИБС.

Проведенные Институтом исследования показали, что у работников локомотивных бригад с артериальной гипертонией выявлена более высокая частота абдоминального ожирения.

С целью формирования групп риска для эффективной профилактики сердечнососудистых заболеваний врачами-специалистами проведено выборочное репрезентативное обследование 550 машинистов и их помощников:

• по определению индекса массы тела (ИМТ) - таблица 11;

• по выявлению «гипертонии на рабочем месте» с помощью метода суточного мониторирования артериального давления - выявлено у 500 человек.

 

Таблица 11. Результаты измерения ИМТ среди работников железнодорожного депо города Б.

Индекс массы тела (ИМТ) 17-18,49 18,5-24,99 25,0-29,99 30,0 -37
Число работников        

 

На железной дороге Z проведено аналогичное исследование по изучению состояния здоровья работников локомотивных бригад. При определении индекса массы были получены следующие результаты: М=27,0; s=±2,0; СV=7,4%; m=±0,1.

 

Индекс массы тела (ИМТ) V Середина интервала (центральная варианта) V1 Число работников p Vp d=(V-M) d2 d2p
17-18,49 17,7   35,4 -8,3 68,89 137,78
18,5-24,99 21,75   3153,75 -4,25 18,0625 2619,0625
25,0-29,99 27,5     1,5 2,25  
30,0-37 33,5   100,5 7,5 56,25 168,75
    n=550 åVp=14289,65     åd2p=3825,5925

 

 

M = åVp/n = 14289,65/550 = 26

СV = s/М*100% = 2,63/26*100 = 10,1%

 

Выводы: Полученный коэффициент вариации (10,1%) говорит о среднем разнообразии признака, следовательно, полученная средняя величина достаточно типична для данной совокупности.

Таким образом, можно считать, что полученная средняя величина массы тела является достаточно представительной (типичной) для изучаемой совокупности. По сравнению с железной дорогой Z в железнодорожном депо города Б. отмечается более значительная вариабельность индекса массы тела у работников (2,63 против 2,0). Аналогичный вывод вытекает и из сопоставления коэффициентов вариации (CV на железной дороге Z равен 7,4%).

 

Узнаем, действительно ли средний индекс массы тела работников железной дороги Z больше среднего индекса массы тела, работников железнодорожного депо города Б., или это лишь ошибка, вызванная недостаточно большой выборкой в железнодорожном депо.

Для совокупности работников железной дороги Z, известно, что s = ±2,0, m =±0,1.

Для совокупности работников железнодорожного депо города Б. s = ±2,63.

Ошибка средней арифметической:

 

Теперь определим доверительный интервал (интервал, в пределах которого с определенной вероятностью (возьмем вероятность 95,5%) лежит средняя величина всей генеральной совокупности):

где М - средняя величина всей генеральной совокупности, А - средняя данной выборки, m - ошибка репрезентативности (средней арифметической), t - критерий Стьюдента (для вероятности 95,5% он равен 2).

Вывод:

Следовательно, с вероятностью безошибочного прогноза в 95,5% мы можем утверждать, что средний ИМТ работников железнодорожного депо города Б. всей генеральной совокупности будет не меньше 25,78 и не больше 26,22.

 

Оценим достоверность разности средних ИМТ совокупности работников железной дороги Z и совокупности работников железнодорожного депо города Б.:

Вывод:

Так как t=6,73>2, то различие в средних значениях ИМТ, работников железной дороги Z и работников железнодорожного депо города Б. достоверно. Следовательно, средний ИМТ работников железной дороги Z действительно больше ИМТ работников железнодорожного депо города Б. Отсюда можно сделать вывод, что риск развития сердечнососудистых заболеваний у работников железной дороги Z выше, чем у работников железнодорожного депо города Б.

 

Врачами-специалистами проведено выборочное репрезентативное обследование 550 машинистов и их помощников по выявлению «гипертонии на рабочем месте» с помощью метода суточного мониторирования артериального давления - выявлено у 500 человек.

 

1. Вычисляем среднюю ошибку относительной величины m%:

где Р - вероятность наличия данного признака (90,9%), n - число наблюдений (550).

2. Определяем доверительный интервал (критерий Стьюдента возьмем равным 2, тогда вероятность нахождения средней генеральной совокупности в доверительном интервале будет равна 95%):

Вывод:

С вероятностью безошибочного прогноза 95,5% можно утверждать, что число машинистов и их помощников с "гипертонией на рабочем месте" в генеральной совокупности машинистов и их помощников наблюдается не реже 88,46% и не чаще 93,34%.

 

По результатам обследования была проведена оценка влияния длительности воздействия профессионального стресса на развитие ожирения (Табл. 12).

 

Таблица 12 Влияние стажа работы на возникновение избыточной массы тела у работников железнодорожного транспорта города Б. (по ИМТ).

Стаж работы Частота ИМТ>25,0 на 100 работников
до 5 лет 12,5
5-9 лет 43,3
10-14лет 65,4
15 лет и более 72.7

Обоснования выбора метода: для решения задачи может быть выбран только метод ранговой корреляции, так как первый ряд признака «стаж работы в годах» имеет открытые варианты, что не позволяет использовать для установления связи между сопоставляемыми признаками более точный метод —метод квадратов.

 

Стаж работы Частота ИМТ>25,0 на 100 работников Порядковые номера (ранги) Разность рангов Квадрат разности рангов
x y d d2
до 5 лет 12,5        
5-9 лет 43,3        
10-14лет 65,4        
15 лет и более 72,7        
          åd2=0

 

Расчёт коэффициента корреляции:

ρxy = 1

Вывод: установлена прямая, полная связь между стажем работы и возникновением избыточной массы тела у работников железнодорожного транспорта города Б.

 

Для планирования мероприятий по социальной защите инвалидов в городе Б были изучены показатели первичного выхода на инвалидность взрослого населения (среднегодовая численность взрослого населения - 180000 человек) в связи с заболеваниями и травмами (Табл. 13, 14, 15). Всего было впервые признано инвалидами 1630 человек, из них: инвалиды 1 группы составили 430; 2 гр. - 800; 3 гр. - 400.

 

Таблица 13. Динамика показателей первичного выхода на инвалидность взрослого населения города Б.

Годы         итоговый год
Первичный выход на инвалидность на 10 000 взрослого населения 70,6 79,1 86,4 90,5 90,5

 

Динамика показателей в соотношениях наглядности:

 

Годы         итоговый год
Первичная инвалидность, %   112,7 122,3 128,1 128,1

 

Диаграмма 7

Диаграмма 9.1

Основные заболевания, приводящие к первичной инвалидности в городе Б. (в % к итогу).

 

 

Диаграмма 9.2

Основные заболевания, приводящие к первичной инвалидности в области (в % к итогу).

 

Вывод:Основной причиной, приводящей к первичной инвалидности населения как в городе Б., так и в области, являются болезни системы кровообращения. В городе Б. и в области среди основных причин инвалидности также можно назвать злокачественные новообразования. Несколько выше удельный вес последствий травм отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности в области по сравнению с показателями в городе Б., что подтверждает высокий уровень травматизма в области. Вклад в первичную инвалидность психических расстройств и расстройств поведения, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, в области и городе Б. одинаков.

Можно также отметить, что, как в области, так и в городе Б. причины, определяющие обращаемость больных в поликлинику, коррелируют с основными причинами инвалидности и основными причинами смертности населения.

 

Медицинскую помощь жителям города Б. оказывают 37 ЛПУ, коечный фонд которых составляет 2010 коек, из них 1700 коек круглосуточного пребывания. В ЛПУ юрода работают 2346 медицинских работников (физических лиц), из них 713 врачей, 1633 средних медицинских работников (Табл. 16).

 

Таблица 16. Динамика обеспеченности коечным фондом и медицинским персоналом населения города Б (на 10000 человек).

Наименование показателей 2000г. 2005г. изучаемый год область
Обеспеченность круглосуточными койками 81,0 76,0 84,5 77,0
Обеспеченность врачами 30,0 33,0 30,3 32,4
Обеспеченность средним медперсоналом 70,0 67,0 69,7 72,4

 

Диаграмма 10.

Таблица 16.1

Диаграмма 13.1

Таблица 1

Распределение болезней органов кровообращения среди мужчин, проживающих в городе Б. (в абс. числах и % к итогу)

Диагноз Всего жителей с БСК
Абс. число В % к итогу
ИБС    
Гипертоническая болезнь    
Мерцательная аритмия    
Хроническая сердечная недостаточность    
Инфекционный эндокардит    
Приобретенные пороки сердца    
Миокардит    
Ревматизм    
Прочие    
Итого   100,0

 

Групповая таблица

Таблица 2

Распределение длительности и частоты возникновения заболеваний органов кровообращения (в% к итогу)

Диагноз Длительность заболевания Частота возникновения заболевания
До 1 года 2-3 года 4-5 года 6 лет и более Каждый месяц Несколько раз в год 2 раза в год 1 раз в несколько лет
ИБС                
Гипертоническая болезнь                
Мерцательная аритмия                
Хроническая сердечная недостаточность                
Инфекционный эндокардит                
Приобретенные пороки сердца                
Миокардит                
Ревматизм                
Прочие                
Итого                

Комбинационная таблица

Таблица 3

Здоровье населения и методы его изучения

Цель работы: уметь изучать, анализировать и оценивать состояние здоровья населения, используя статистические методы.

 

Город Б. - крупный железнодорожный узел и промышленный центр, расположенный на реке К. в центральной части Центрального Федерального округа По уровню производства занимает 2-ое место в области.

Экономику города определяют предприятия:

• химико-фармацевтический комбинат, обеспечивающий на 80% отечественными лекарственными средствами жителей своего региона и близлежащих территорий;

• завод топливной аппаратуры, производящий для тракторных и дизельных двигателей топливные насосы и распылители;

• завод железобетонных изделий и комбинаты стройиндустрии и керамических изделий, обеспечивающие потребность области и близлежащих регионов кирпичом, керамической плиткой, сантехстройизделиями, железобетоном;

• текстильный комбинат - старейший отечественный производитель тканей, швейных и ковровых изделий, текстильной галантереи из хлопчатобумажной, полушерстяной пряжи, эластика, а также различных сочетаний натуральных и синтетических волокон; нефтебаза с резервуарами ёмкостью свыше 5 тыс. м3;

• мясокомбинат, хлебозавод, рыбокомбинат, молокозавод, макаронная акционерная компания;

• крупная электрическая подстанция.

В городе имеются железнодорожный и автовокзалы. Через город проходят магистральная ЛЭП 500 Кв и две крупные федеральные автодороги (автомагистраль и транзитная кольцевая автодорога). Несмотря на наличие над рекой К. путепровода, федеральные автодороги проходят прямо через центр города без каких-либо развязок, создавая серьезные проблемы организации движения.

Город выходит на есть железных дорог и на его территории, на стыке с федеральной кольцевой транзитной автодорогой, находится контейнерная железнодорожная станция, где осуществляется перегрузка контейнеров с железнодорожного транспорта на автотранспорт. В результате центр города перегружен грузовым транзитным автотранспортом.

Экологическая обстановка на территории города характеризуется как неблагоприятная. Регулярные выбросы предприятий промышленности и энергетики, автомобильного и железнодорожного транспорта в атмосферу вредных веществ ухудшают качество воздушного, водного бассейнов и почвы. Существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха наиболее опасными веществами (выбросы пятиокиси ванадия и свинца) вносят химико-фармацевтический и текстильный комбинаты, а также предприятие по производству керамических изделий.

Рост автомобильного парка и автотранспортных (особенно транзитных) перевозок постоянно увеличивают валовые выбросы в атмосферный воздух, превышая объем выбросов предприятий в 3 раза. В результате содержание вредных веществ в атмосферном воздухе значительно превышает ПДК.

Наблюдается стойкая тенденция к ухудшению качества воды. Река К., на которой стоит город, является одним из наиболее загрязненных притоков реки О. На качество ее воды оказывают влияние сбросы ливневых сточных вод промышленных предприятий, а также хозяйственно-бытовые стоки. Из всего объема сточных вод сбрасываются в водоемы недостаточно очищенными 84% и 3,2% вообще без очистки.

Долгое время промышленность города находилась в состоянии глубокого кризиса. В настоящее время промышленные предприятия наращивают мощности, осложняя экологическую обстановку, но при лом укрепляя экономику юрода, одновременно активно привлекая приток рабочей силы, как из других регионов страны, так и стран ближнего зарубежья. Мигранты обеспечиваются местами в заводских общежитиях, санитарное состояние которых не всегда отвечает санитарным требованиям (скученность, перебои с водоснабжением и теплоснабжением). Темпы жилищного строительства постепенно наращиваются, однако потребность населения в жилье не снижается.

В городе имеются два крупных парка отдыха, на левом берегу реки К. расположен дендрологический парк, действуют 2 спортивных комплекса с бассейнами, стадион с футбольным полем, беговыми дорожками и бетонным велотреком, два крытых здания для проведения тренировок и соревнований, малое футбольное поле.

Среднегодовая численность населения в городе Б. в изучаемом году составила 230000 человек, в том числе в возрасте до 15 лет-31000, от 15 до 49 лет- 125000 (в том числе женщин -63000), 50 лет и старше - 74000 человек (Табл. I).

Таблица 1. Распределение среднегодовой численности населения города Б. по возрасту и полу.

Возраст Численность населения (человек)
    оба пола мужчины женщины
Всего      
0-14 лет      
15-49 лет      
50 лет и старше      

 

В изучаемом году в городе у женщин в возрасте 15-49 лет родилось живыми 2200 детей, из них вне зарегистрированного брака родились 600 детей (2005г. - родилось 1700 детей, из них 400 - рождены вне зарегистрированного брака). Больше половины внебрачных детей были рождены женщинами в возрасте 20-29 лет.

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, родила бы одна женщина на протяжении всего детородного возраста) в городе - 1,128 (по области - 1,226).

Умерло за год 4300 человек, в том числе в возрасте до 1 года - 20 детей (Табл. 2).

В изучаемом году было зарегистрировано 1600 браков (2005г. - 2000 браков), при этом 1000 браков были расторгнуты (2005г. - расторгнуто 700 браков). Отмечается увеличение числа детей, рожденных женщинами, не состоящими в браке (особенно в возрасте старше 30 лет). Произошли изменения в показателях общей и повозрастной фертильности (Табл. 3).

Таблица 2. Динамика демографических показателей города Б. в сравнении с областными показателями (‰)

Показатели Годы Оценка уровней ИГ показателей Область
            Изучаемый год (ИГ)        
Рождаемость 7,0 8,0 8,0 9,0 9,5 Очень низкий 9,5
Смертность 19,0 18,0 18,0 17,0 18,6 Высокий 16,0
Младенческая смертность 12,0 11,0 9,0 7,0 9,8 Низкий 8,0
Естественный прирост (убыль) -12 -10 -10 -8 -9,1 Убыль -6,5
Фертильность 35,0 36,0 45,0 56,0 35,0 - 50,0

 

Диаграмма 1.

Динамика демографических показателей (рождаемости, смертности и естественного прироста) города Б. (на 1000).

Вывод:

1. Удельный вес детей (0-14 лет) 13,4%, удельный вес возрастной группы населения 15-49 лет равен 54,3%, а лиц в возрасте 50 лет и старше 32,3%, что указывает на то, что в городе Б. регрессивная структура населения (т.к. удельный вес лиц в возрасте 50 лет и старше превышает удельный вес детей).

2. Анализируя данные с 1990 года, можно отметить повышение показателей рождаемости до изучаемого года, рост показателей смертности, наблюдается убыль населения (естественный прирост -9,1).

3. В то же время выявлено снижение младенческой смертности, что может быть следствием повышения качества медицинского обслуживания в гинекологических отделениях и роддомах города Б.

 

Таблица 3 Динамика общей и повозрастной фертильности в городе Б (в абс. числах и ‰)

Возраст матери 2005 г. Изучаемый год
    Фертильность Число женщин Число родившихся детей
            Абс. на 1000 женщин соответствующего возраста
Всего 15-49 лет 56,0     35,0
15-19лет 39,0     26,7
20-24 года 130,0     90,9
25-29 лет 120,0     74,7
30-34 года 70,0     44,3
35-39 лет 30,0     16,0
40-44 года 10.0     2,9
45-49 лет 1,0     0.9

 

Диаграмма 2.

Динамика общей и повозрастной фертильности в городе Б. (на 1000 женщин соответствую


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.558 с.