Особенности воображения детей с нарушением cлуxa — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности воображения детей с нарушением cлуxa

2017-12-12 732
Особенности воображения детей с нарушением cлуxa 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности воображения детей с нарушением слуха обусловлены замедленным формированием их словесной речи и абстрактного мышления. Хотя зрительные образы глухих детей достаточно полноценны, в то же время наблюдаются трудности отвлечения от конкретных ситуаций, трудности творческой переработки имеющихся представлений, создания новых образов.

В процессе воссоздающего воображения обнаруживаются у неслышащих детей нарушения пространственных отношений между объектами, расположение объектов в рисунках детей относительно друг друга оказывается искаженным, не соответствующим описанию. Прежде всего, это объясняется недоразвитием речи неслышащих детей, неумением перестраивать имеющиеся в своем прошлом опыте представлений в соответствии со словесным описанием.

В результате многими детьми в рисунки к текстам вносятся объекты, знакомые из прошлого жизненного опыта, но не соответствующие тексту.

В связи с упрощенным пониманием текстов наблюдаются трудности выделения существенного, главного в изображении ситуации, часто на первый план выступают детали, возникают недостаточно обобщенные образы.

Бедность и недостаточная обобщенность имеющихся представлений, недостаточная свобода оперирования ими приводит к повторению глухими детьми младшего школьного возраста в игровых ситуациях виденного ранее почти без изменений.

Основные трудности обнаруживаются в создании глухими школьниками образов далекого прошлого, исторических событий.

Творческое воображение неслышащих развивается со значительным своеобразием, что выражается в трудностях реконструкции словесных текстов, отвлечения от конкретных ситуаций, трудности понимания образных выражений.

Отмечается неумение выполнять замены объектов, описанных в тексте, в соответствии с их глубинным смыслом. В подавляющем большинстве случаев также замены осуществляются по внешним признакам, изменения в ситуацию, как правило, не вносятся.

Значительные трудности испытывают глухие школьники при необходимости вообразить ситуации со звучащими объектами, что отражается в минимальном числе высказываний о звучащих объектах.

Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления приводит к большим трудностям отвлечения от конкретного содержания метафор, пословиц, образных выражений, которые глухие школьники в большинстве случаев понимают и передают буквально. Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображения достигается неслышащими с трудом.

В собственных сочинениях, письмах глухие школьники опираются, преимущественно, на образы памяти, элементы выдумки занимает в них меньшее место.

Способность с помощью воображения проникать во внутренний мир другого человека формируется у глухих школьников позднее, чем у слышащих.

Отрицательно сказывается на развитии воображения обеднение сенсорного опыта ребенка в связи с нарушением деятельности слухового анализатора, а также недостаточная сформированность в способности к переконструированию, комбинированию этого опыта.

Наблюдается большая стереотипность, шаблонность воображения неслышащих школьников, большая привязанность к заданным моделям, образцам действий, трудности трансформации операциональных компонентов воображения.

В процессе коррекционного обучения потенциальные возможности развития воображения детей с нарушением слуха реализуются в значительной степени

 

Вопрос 13. Умственная отсталость, как форма дизонтогенеза - ее причины, виды и характеристики.

Ответ:
Определение. «Умственная отсталость» - термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией (МКБ-10). Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Исаев Д.Н. дает следующее определение умственной отсталости как психическое недоразвитие. Психическое недоразвитие - это совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуально дефицита.

Дизонтогенез – нарушенное развитие организма. Рассмотрим причины возникновения умственной отсталости.

Все причинные факторы условно можно разделить на две группы:

1. Эндогенные (внутренние), чаще всего наследственные;

2. Экзогенные (внешние), врожденные или рано приобретенные (до возраста 3 лет).

К эндогенным причинам (внутренним), мы относим – изменения наследственных структур, то есть мутации. Мутации бывают:

· генные – изменение внутренней структуры генов;

· хромосомные – изменение структуры хромосом;

· геномные – изменение количества хромосом.

Мутации происходят под влиянием физических воздействий (ионизирующая радиация, электромагнитные излучения и т.д.), под воздействием химических веществ (инсектициды, фунгициды, гербициды, ароматические углеводороды и т.д.). Опасно также действие некоторых биологических факторов (вирусов гепатита, гриппа, краснухи, кори, ветряной оспы, свинки и т.д.). Помимо этого, для появления мутаций имеет значение возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток.

Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка.

Перезревание половых клеток. Это понятие включает комплекс изменений в яйцеклетках и сперматозоидах, происшедших от момента их полного созревания до момента образования зиготы. Эти изменения могут быть связаны, в частности, с увеличением срока между овуляцией и оплодотворением, гормональными расстройствами, нерасхождением половых хромосом.

Возраст родителей. Чем старше родители, тем выше риск родить ребенка с умственной отсталостью. Основной причиной возрастного фактора является старение половых клеток, увеличение частоты мутаций.

Экзогенных факторов очень много. К ним мы относим, хронические заболевания матери во время беременности и в период кормления грудью (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков, бронхиальная астма, эмфизема и другие заболевания, ведущие к гипоксии плода; приемы некоторых лекарственных препаратов, профессиональные интоксикации и др.). Все эти вредности нарушают развитие плода.

Патологически протекающая беременность (тяжелый токсикоз, угроза выкидыша), патологические роды, недоношенность и переношенность, все это может быть причинами у.о.

Перенесенные матерью во время беременности различные инфекции: вирусные (коревая краснуха, СПИД, грипп); микробные (гноеродная инфекция, сифилис), заболевания, вызванные простейшими микроорганизмами (токсоплазмоз, листериоз и др.).

Многие из названных причин умственной отсталости имеют значение и после рождения ребенка, примерно, до трех лет его жизни, так как в это время интенсивно развивается мозг. Ушибы головного мозга, инфекции, интоксикации, могут быть причинами умственной отсталости. А также причинами у.о. могут быть социальные и культурные факторы (личный опыт, среда и семейное окружение), депривация.

Виды. Умственная отсталость делится по глубине интеллектуального дефекта на четыре степени:

  1. легкая степень умственной отсталости (дебильность) IQ = 69-50, встречается в 75-89% случаев, самая распространенная форма.
  2. умеренная (средняя) степень умственной отсталости (легкая имбецильность) IQ = 49-35, встречается в 10% случаев от всего числа выявляемых в населении у.о.
  3. тяжелая (резко выраженная) степень умственной отсталости (выраженная имбецильность) IQ = 34-20, примерно 4 % от всех у.о.
  4. глубокая степень умственной отсталости (идиотия) IQ = 20 и ниже,

примерно 5%.

Рассчитать интеллект и его IQ, можно по тесту интеллекта Векслера.

Характеристика. Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Недостаточность познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмечается многими исследователями, что связано с недоразвитием волевых качеств у таких детей. Для них характерна неспособность распределения внимания между различными объектами.
Для умственного отсталого ребенка свойственна узость зрительного восприятия. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы. Нарушение пространственной ориентировки – одно из ярко выраженных дефектов. Процессы памяти умственно отсталых детей характеризуются многими особенностями. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием. Не имея ни повреждений слуха, ни отклонений в строении речевых органов, эти дети овладевают речью
замедленно. Для умственно отсталых детей характерно использование
наглядно-действенной формы мышления. Детям свойственно резкое
отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, крайний характер
проявлений радости, огорчения, веселья.

 

Вопрос 10. Психологическая характеристика нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью и пути их коррекции.

Ответ:

Прежде чем говорить о нарушениях эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью, нужно определиться, что же такое «интеллектуальная недостаточность»?

К интеллектуальной недостаточности мы относим все формы умственной отсталости.

«Умственная отсталость» - термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией (МКБ-10). Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Исаев Д.Н. дает следующее определение умственной отсталости как психическое недоразвитие. Психическое недоразвитие - это совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуально дефицита.

При умственной отсталости происходит недоразвитие практически всех психических проявлений, эмоционально-волевая сфера тоже имеет свои особенности.

Особенности потребностей и развития интеллекта, определяющие незрелость личности, проявляются в своеобразии эмоциональной сферы. Эмоции умственно отсталых индивидов недостаточно дифференцированы, т.е. тонкие оттенки эмоций и чувств им недоступны, они могут испытывать только удовольствие или неудовольствие (радость – горе, т.е. полярность эмоций). Эмоции лиц с интеллектуальной недостаточностью часто бывают неадекватными, непропорциональными воздействиям внешнего мира по своей динамике, т.е. у одних наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу.

Наиболее выражено недоразвитие сложных эмоций, высших чувств, таких как совесть, чувства долга, ответственности. Характерна косность и тугоподвижность эмоций.

Воля у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, что проявляется в несамостоятельности, безынициативности. Недостаточность волевой сферы проявляется в трудностях целенаправленной деятельности, двигательной возбудимости и расторможенности. Характерна слабая мотивационная готовность, связанная с познавательной деятельностью.

Таким образом, произвольная активность лиц с интеллектуальной недостаточностью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, импульсивностью, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных мотивов. Поступки недостаточно целенаправленны, отсутствует борьба мотивов.

В связи с такими особенностями эмоционально-волевой сферы у многих умственно отсталых индивидов отмечается повышение и извращение влечений, в том числе и расторможение сексуальности.

Пути коррекции и рекомендации:

  1. Работать по развитию эмоций и эмоциональной сферы, преимущественно затрагивая сложные эмоции и различные оттенки.
  2. Развивать произвольную регуляцию деятельности, самоконтроль.
  3. Рекомендуется двигательная и когнитивная коррекция
  4. Соблюдение режима дня
  5. Оптимизация учебных нагрузок

 

№22. Современные классификации отклонений в психическом развитии

 

Любая наука, изучая сущность своего объекта, пытается внести определенный элемент упорядоченности в собственные представления о нем. Исследуемые явления объединяются в разнообразные группы, типы, классифицируются. И чем они многообразнее, тем больше возникает различных классификаций. Тем самым появляется возможность понимания внутренних законов исследуемых явлений. Таким образом, классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета.

Классификации отличаются друг от друга в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Могут использоваться одновременно несколько критериев — тогда классификация приобретает более дробный характер.

Говоря об отклонениях в развитии, мы можем акцентируя разные стороны, поочередно разделять их на разные группы, т. е. осуществлять различные классификации. Например, по времени их возникновения, или выбрав в качестве основы классификации обратимость возникающих явлений. Часто при создании классификации используется этиологический критерий. Таким образом, классификации могут быть разными, смотря от чего мы отталкиваемся, какую сторону акцентируем.

В настоящее время у нас наибольшую популярность, судя по числу ссылок, приобрела классификация отклонений в раз витии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.

 

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.

 

2. Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

 

З. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

 

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

 

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

 

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

 

Данная классификация является эмпирической. Она достаточно компактна в силу того, что представленные в ней группы велики по своему качественному составу (полиформны). Но именно поэтому она удобна в использовании.

Эта классификация построена на основе других, в частности, включает в себя классификации Сухаревой, Каннера и Я Лутца. Такой ход в науке весьма распространен. Не всегда удается разработать принципиально новую систему. Чаще ученые идут по пути уточнения и расширения прежних группировок, делая их более дифференцированными. Примером этому может служить недавно предложенная классификация отклонений в развитии Н. Я. Семаго и М. М. Семаго.

Авторы несколько видоизменили систему Лебединского введя в нее новые группы. Так все многообразие отклонений в развитии разбито ими на четыре больших класса:

  • Недостаточное развитие
  • Асинхронное развитие
  • Поврежденное развитие
  • Дифицитарное развитие

 

Недостаточное развитие делится на:

 

1)Тотальное недоразвитие простой уравновешенный тип

аффективно-неустойчивый тип

тормозимо-инертный

 

2) Задержанное развитие гармонический инфантилизм

дисгармонический инфантилизм

парциальная несформированность ВПФ

 

Асинхронное развитие делится на:

 

1)тотальное недоразвитие экстрапунитивный тип

интрапунитивный тип

апатический тип

 

2) парциальная несформированность ВПФ преимущественное искажение

эмоционально-аффективной сферы

 

 

преимущественное искажение

когнитивной сферы

 

мозаичные типы искаженного раз-ия

 

Поврежденное развитие делится на:

1) Тотальное недоразвитие 2) парциальная несформированность

 
 

 


позднее дефицитарное В заключении, отметим, что для современной

развитие психологии характерно преобладание эмпирико-

феноменологических (описательных)

классификаций. Таковыми являются современные

классификации типов личности, темперамента,

раннее дефицитарное акцентуаций, психопатий и т. д.

развитие

________________________

дефицитарное развитие

________________________

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.