Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX В. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX В.

2017-12-12 554
Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В начале XIX в. правительство Александра I пыталось осуществить реформы системы образования в духе идей Просвещения. О заинтересованности государства в этом процессе говорил уже факт создания в 1802 г. Министерства народного просвещения (МНП). Первые документы, определявшие реорганизацию национальной системы образования, подтверждали идей светского образования, преемственность ступеней обучения, гуманистические задачи воспитания. Несмотря на определенный консерватизм политики МНП, система образования постепенно развивалась: росло число студентов в университетах и учащихся в школах. Одновременно с государственной системой образования существовали частные пансионы и домашнее воспитание дворянских детей. Действовали также государственные закрытые учебные заведения для дворянства.

Новые школьные реформы 60-х гг. XIX в. изменили систему женского образования. Появились государственные женские училища I и II разрядов, дававшие среднее образование. В 1870 г. было издано «Положение о женских гимназиях», по которому в них создавались дополнительные восьмые педагогические классы.Была проведена также реформа системы начального и среднего образования, которой предшествовало активное обсуждение общественностью идей преобразования. Многие видные философы и педагоги XIX в. указывали на возрастающую социальную функцию школы. В рассматриваемый период довольно острой считалась проблема несовершеннолетних правонарушителей. До середины 60-х гг. XIX в. к данной социальной категории детей относились как к взрослым преступникам. После отмены крепостного права Судебный устав 1864 г. отмечал, что применительно к детям наказание должно быть не столько возмездием, сколько преимущественно средством воспитания добрых качеств и исправления дурных зачатков. К концу века, в соответствии с законом от 2 июня 1897 г., предусматривалась передача осужденных детей под надзор родителей или лиц, их заменяющих. Одновременно сокращались для них сроки заключения, а отбывать наказания они отправлялись в приюты и колонии. В XIX в. получает дальнейшее развитие общественное воспитание. Воспитательные дома, появившиеся в XVIII в., находились в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. Помимо внебрачных детей в воспитательные дома начинают принимать сирот, а также (за некоторую плату) детей, имеющих родителей. Девочки и мальчики находились в воспитательных домах до 19 — 21 года. Причем их учили не только чтению, письму, счету, но и ремеслу.

В воспитательных домах были открыты латинские классы, где преподавались иностранные языки (немецкий и латинский); выпускников готовили к поступлению в Медико-хирургическую академию и в университет на медицинское отделение. Для наиболее способных воспитанниц были открыты французские классы, где обучали будущих воспитательниц частных домов. Кроме латинских и французских классов создавались немецкие с целью подготовки нянь и акушерок, а также музыкальные — для подготовки учительниц музыки.

В первой половине XIX в. возникают сиротские институты — Александровский (в Москве) и Гатчинский (в Петербурге). При воспитательных домах создавались сиротские отделения.

В конце столетия в деятельности воспитательных домов начали принимать активное участие земства. В некоторых таких учреждениях открывались школы, где обучали ремеслам с целью дальнейшего трудоустройства воспитанников. Предпринимались попытки создавать воспитательные дома в провинции, но из-за большой смертности детей они были закрыты..

В XIX в. были созданы и такие воспитательные учреждения, как детские приюты. Считается, что первый немонастырский приют был открыт фабрикантом-горнозаводчиком А.Демидовым при доме призрения трудящихся. Он предназначался для дневного присмотра за детьми работниц его промышленных предприятий. Для руководства такими учреждениями был создан Комитет главного попечительства детских приютов. Вскоре было разработано и «Положение о детских приютах» (1839), которое определяло содержание воспитания и порядок их деятельности. Основная задача приютов состояла в том, чтобы предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Впоследствии в них разрешался ночлег, а затем и постоянное проживание для наиболее обездоленных.

Создавались также приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 16—17 лет. Здесь они готовились к самостоятельной жизни, получая начальное образование и обучаясь ремеслам или сельскохозяйственному труду.

В период с 1839 по 1899 г. открывалось более двух приютов в год и к концу этого 60-летнего периода их насчитывалось в стране около 160. На полном содержании в приютах находилось примерно 6,5 тыс. человек, а с приходящими — более 13 тыс. Можно говорить об активном участии общественности в создании воспитательных учреждений для детей беднейших слоев населения.

Определенную известность приобрела Школа для общего образования и профессионального обучения детей, организованная братьями Прохоровыми при Трехгорной мануфактуре. По сути, это было первое в России профессиональное училище. В 1830 г. оно объединяло около 1000 учащихся. Купцы братья Набилковы основали приют-училище с подготовительной школой и пансионом. В разные годы здесь воспитывалось от 50 до 200 человек.

Следует отметить довольно гуманные методы воспитания в детских приютах. Здесь запрещались телесные наказания и использовались такие методы, как порицание, разъяснение неправильности действий. В качестве крайней меры объявляли выговор. Содержание и формы воспитательной работы были разнообразными: использовались игры, посиделки, рыбалка, участие в хоре и т.д. Дети дежурили на кухне, убирали комнаты, стирали белье, занимались рукоделием, работали в приютских огородах и садах, обучались ремеслам. Таким образом, широко использовалось самообслуживание и профессиональное обучение, с помощью которых детей готовили к будущей самостоятельной жизни.

В целом такие учебно-воспитательные заведения, как приюты для детей бедных родителей и сирот, обеспечивали в XIX в. бесплатное первоначальное образование и воспитание, готовили детей к получению ремесленного и специального образования.

Кроме детских приютов, воспитательных домов призрением детей занимались профессиональные школы и мастерские, ясли и лечебные детские заведения и т.д. Их учредителями являлись благотворительные общественные организации, церковь, частные благотворители, государство. Большой вклад в развитие воспитательных домов и детских приютов внес известный общественный деятель, педагог, философ В. Ф.Одоевский. Именно он занимался созданием первых детских приютов в России, разработал Положение о них, подчеркивая необходимость гуманистического характера воспитания. Заметное влияние на развитие общественного воспитания оказали революционные демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, II. П. Огарев.

Немалый вклад в развитие понимания задач и методов социального воспитания внесли первые славянофилы, и прежде всего А. С.Хомяков, рассматривавший воспитание как подготовку одним поколением другого. Большое внимание он придавал общественному воспитанию, утверждая, однако, что оно должно быть тесно связано с воспитанием в семье и школьным обучением.

А.С.Хомяков предложил свои оригинальные подходы к делу социального воспитания. В частности, он говорил, что общественное воспитание ребенок должен получать в школе, где оно должно контролироваться государством, для того чтобы не допускать вредных влияний, противоречащих нравственным законам, лежащим в основе общества. В своей работе «Об общественном воспитании в России» он пишет: социальное воспитание должно быть различным в каждой стране и в каждую эпоху.

Против ранней специализации детей выступал Н. И. Пирогов. В известной статье «Вопросы жизни» он развивает идею общечеловеческого воспитания, цель которого — подготовка высоконравственного человека к будущей социальной жизни, воспитание граждан, способных реформировать общество. Причем характер общественных преобразований, по мнению Н. И. Пирогова, должен быть протяженным по времени, эволюционным. Школа призвана не только выполнять сиюминутные потребности общества, но и осуществлять общечеловеческое воспитание. Для этого нужна реорганизация существующей системы образования на основе отмены принципа сословности в ее построении.

Значительный интерес для характеристики развития социального воспитания представляют взгляды крупнейшего представителя русской педагогики XIX в., основателя научной педагогики в России К. Д. Ушинского. Он считал важным определить предмет и цель воспитания, разработать модель образования, обосновать воспитательную идею. Творчество К. Д. Ушинского охватило такие важнейшие аспекты педагогической теории, как закономерности и принципы воспитания. К.Д.Ушинский утверждал, что духовное воспитание человека совершается не только школой, но и такими великими воспитателями, как природа, семья, общество, религия, язык, другими словами, — природой и историей в широком смысле этих понятий.

Раскрывая один из основных принципов воспитания — принцип народности, К.Д.Ушинский считал, что народность укрепляет общественное воспитание, содействуя развитию народного самосознания, оказывая влияние на развитие общества и всю его историю

Среди целой плеяды известных педагогов 60 —90-х гг. XIX в. особое место занимает В. Я. Стоюнин, который считал, что только человек, живущий общественными нуждами и проблемами, активный участник общественного движения может быть настоящим гражданином своей страны. Он настаивал на внесении в школу идеала гражданина. В своих статьях «Мысли о русском воспитании», «Записки о классических и реальных школах», «Наша семья и ее исторические судьбы», «Наши школьные вопросы» В.Я. Стоюнинписал, что основным назначением школы должно быть воспитание «гражданина и человека, в нравственном значении этого слова». Однако он считал, что ребенок проводит в школе лишь часть своего времени, другая часть выпадает на не менее важное звено воспитания человека — семью. Следовательно, школа не может отстраниться от семьи, наоборот, она должна опираться на семью в своей работе, втянуть ее в круг школьных интересов, привлечь к обсуждению педагогических вопросов, заинтересовать родителей проблемами воспитания. Развитие школы и социального воспитания автор рассматривал в тесной связи с социально-политическим состоянием России.

Известно, что на рубеже XIX—XX вв. получило развитие свободное воспитание. Сторонниками этих идей в России были К. Н. Вентцель, И. Н. Горбунов-Посадов и др. Они выступали за создание такой воспитывающей среды, которая не только эффективно обеспечивала бы физическое, умственное и нравственное развитие детей, но и готовила их к широко трактуемой практической деятельности. Одной из таких новых школ в России была школа, созданная Е. С.Левицкой в 1890 г. в Царском Селе.

В целом многие выдающиеся педагоги конца XIX в. возлагали надежды на общественное воспитание «нового» человека и гражданина. Отмена крепостного права, развитие капиталистических отношений, изменения в системе социальных отношений создавали определенные условия для активизации социального воспитания: усложнения его содержания, появления новых форм, включения в этот процесс различных возрастных групп населения. Именно в этот период складываются принципы социального воспитания, определяются его условия и средства. В их разработке приняли участие такие видные педагоги, как Н. И. Пирогов, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский и др.

К этому времени относится также возникновение общественно-педагогического движения, развитие которого способствовало широкому обсуждению коренных вопросов воспитания. Наряду с содержанием, целями, задачами, принципами воспитания решался вопрос и о важности общественных и государственных форм обу-чения и воспитания, была выдвинута идея общечеловеческого, бессословного образования. Особое внимание теоретиков и практиков привлекали проблемы реформирования системы образования и воспитания, а также определения их роли в жизни общества в этом процессе. На страницах периодических изданий бурно обсуждались вопросы расширения прав учебных заведений в решении многих жизненных аспектов учебно-воспитательной работы, облегчения условий для проявления частной инициативы в области народного образования, сосредоточения всех общеобразовательных учебных учреждений в одном государственном ведомстве Министерства народного просвещения.

Важно отметить, что именно во второй половине XIX в. в социально-педагогической мысли России продолжался процесс формирования понятийного аппарата социальной педагогики. В научный оборот вошли такие термины, как «социальная педагогика» (А. П. Щапов), «среда» (К.Д.Ушинский), «воспитательная система» (В.Я.Стоюнин) и др.

Даты

Пётр IВели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) —

Екатери́на II Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы.

Иван И в а н о в и ч Б е ц к о й (1704—1795)

Н и к о л а й И в а н о в и ч Н о в и к о в (1744—1818)

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765),

Александр I (1777-1825), российский император с 1801. Старший сын российского императора Павла I.

Николай Иванович Пирогов (1810- 1881) родился в Москве, окончил Московский университет, в возрасте 26 лет стал профессором хирургии.

К.Д. Ушинский (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск.универ, юридфак-т.

Станисла́вТеофи́ловичШа́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог.

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939),

Васи́лийАлекса́ндровичСухомли́нский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — выдающийся советский педагог-новатор.

В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.)

Аристотель ( 384-322 гг до н.э.)- древнегреческий философ классического периода, воспитанник Платона

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Сокра́т ( др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ,

Томазо Кампанелла (1568 – 1639).

Томас Мор (1478 – 1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил великолепное образование.

Яну Амосу Коменскому (1592 – 1670Основные работы: «Открытая дверь к языкам» – 1631,«Материнская школа» – 1657 (написана в 1628 г.),«Великая дидактика» – 1657 (написана в 1632 г.)

«Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» – 1658

Английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 – 1704),

Основные работы «Опыт о человеческом разуме» - 1690,«Мысли о воспитании» - 1693

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) - один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века

В 1762 г. Руссо опубликовал свой главный педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании»,

Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу.

Песталоцци автор многих педагогических трудов, которые принесли ему мировую известность и признание, - «Лингардт и Гертруда» (1781 – 1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).

Практическая реализация идей Песталоцци получила в педагогической деятельности английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771 – 1858),

Свои педагогические взгляды Оуэн обобщил в очерках «Об образовании человеческого характера» (1813 – 1814), где развил идею о соединении обучения с производительным трудом, которую применил на практике.

Фридрих Вильгельм Фребель (1782 – 1852) также занимался вопросами создания системы дошкольного воспитания.Фребель ввел в педагогический лексикон понятие «детский сад» (1840)

Р.Оуэн (1771-1958) родился в семье ремесленников и рано начал жить своим трудом.

Заметное место в ряду педагогов-реформаторов когнца XIX – начала XX веков занимали Г. Кершенштейнер, А.Лай, Дж. Дьюи, Э. Мейман, Э. Торндайк, У. Килпатрик, А. Бине, Х. Паркхерст, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер, Я. Корчак и др.

Педагогика прагматизма (Д. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик)

американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952). В своем труде «Школа будущего»

Считается, что термин «социальная педагогика» был введен Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним из создателей социальной педагогики немецкого философа и педагога П. Наторпа (1854—1924).

Первым его педагогическим сочинением стала работа" «К школьному вопросу» (1893).

Основной педагогический труд П. Наторпа «Социальная педагогика» был издан в 1898 г.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.