Порядок применения техники работы с мандалой. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Порядок применения техники работы с мандалой.

2017-12-12 345
Порядок применения техники работы с мандалой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Техника рисования мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например с музыкой.

Технику рисования мандал можно применять как при индивидуальной, так и при групповой арт-терапии. В частности, ее можно включить в работу с тематически ориентированными группами. В этом случае возможны не только рисование участниками индивидуальных мандал и их последующее обсуждение, но и коллективная работа с использованием разнообразных материалов и средств.

Каждая мандала - это композиция символов (см. Приложение к лекции) и цвета. Мандала работает наилучшим образом, если она создана самим клиентом. Мандала может отразить изменения внутреннего состояния клиента (взрослого или ребенка). В качестве подготовительного упражнения при создании мандалы может использоваться создание цветового круга.

2.1. Техника создания цветового круга.

Создание цветового круга помогает клиентам стать более чувствительными к цветам и их целительному эффекту, так как работа проводится с полным цветовым спектром и клиент может привести себя в состояние равновесия, просто создавая цветовой круг.

Каждому клиенту предоставляется набор гуаши не менее семи цветов - каждый набор должен иметь белую и фиолетовую краски. Каждый участник группы выбирает для себя наиболее комфортное место в помещении и подготавливает его для дальнейшей работы: берет приготовленный лист бумаги (на листе бумаги формата A3 нарисован круг диаметром 15-18 см, разделенный на 12 равных секторов), емкость с водой, кисти, бумажную салфетку и палитру.

Задание:

1. «Используя краски, закрасьте каждый сектор. Начните с красного цвета и двигайтесь к фиолетовому. Насладитесь этим процессом.

2. Обращайте внимание на то, что Вы чувствуете, закрашивая каждый сектор. Вы чувствуете, что некоторые цвета Вам нравятся, а некоторые нет? Доставляет ли Вам большее удовольствие использовать какие-то определенные оттенки? Эти и подобные вопросы могут дать ключ к тому, какие цвета будут полезны для вашего состояния здоровья.

Начните с сектора № 1 - это красный цвет.

Затем:

№ 2 - красно-оранжевый;

№ 3 - оранжевый;

№ 4 - желто-оранжевый;

№ 5 - желтый;

№ 6 - желто-зеленый;

№ 7 - зеленый;

№ 8 - сине-зеленый;

№ 9 - синий;

№ 10 - сине-фиолетовый;

№ 11 - фиолетовый;

№ 12 - красно-фиолетовый.

3. Не разговаривайте во время выполнения задания. Во время упражнения может звучать легкая спокойная музыка. После завершения задания происходит обсуждение упражнения, где каждый участник отвечает на поставленные в начале упражнения вопросы».

5. Особенности изотерапии с детьми.

В детском возрасте изотерапия особенно эффективна. Организуя изотерапевтические занятия, психолог реализует следующие функции психокоррекционного взаимодействия:

- эмпатическое принятие ребенка;

- создание атмосферы психологической безопасности;

- эмоциональную поддержку ребенка;

- постановку творческой задачи и обеспечение ее реализации ребенком;

- тематическое структурирование задачи;

- помощь в поиске формы выражения темы;

- отражение и вербализацию чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества.

Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме.

1) Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования, руководства поиском лучшей формы выражения темы.

2) При недирективной форме ребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка.

Основные этапы изотерапии

  1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение ограничений в их использовании.
  2. Выбор темы рисования, создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

При анализе продукта творчества уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.

Методика изотерапевтической работы с детьми

Предоставьте ребенку разнообразные материалы на выбор.

При использовании изобразительных материалов предлагайте детям при рисовании объектов применять линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные и матовые цвета, длинные, короткие, тонкие и толстые фигуры.

Просите детей работать быстро. Если вы заметили какой-либо стереотип, придумайте упражнения, в которых будут использоваться действия, противоположные тем, к которым дети привыкли [ Оклендер В. Окна в мир ребенка.Руководство по детской психотерапии. 2001 ].

Дети получают удовольствие от технических приспособлений. Во время упражнений можно применять секундомеры, песочные часы, которые требуют соблюдения временно го интервала.

Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом, чтобы тот делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, а также к самой работе и к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя [ Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. 2000 ].

Самопознание ребенка углубляется благодаря, например, обсуждению частей рисунка, акцентированию внимания на формах, цветах, образах предметов и людях.

Психолог просит ребенка описать рисунок так, как будто этим рисунком является он сам, с использованием слова «Я». Например: «Я - картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине находится голубой квадрат». Выбираются специфические предметы на рисунке, для того чтобы ребенок идентифицировал их с чем-нибудь: «Будь зеленым квадратом и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т.д.». В случае необходимости ребенку задаются вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?». Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.

На данном этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка и углубление осознавания при помощи выделения и детального рассмотрения одной или не скольких частей рисунка. Арт-терапевт побуждает ребенка на максимально углубленную работу со специфической частью рисунка, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается их необычный недостаток. Вопросы часто помогают в этом: «Куда она идет?», «Что она собирается делать?», «О чем думает этот кружок?», «Что произойдет с этим» и т.д. Если ребенок говорит: «Я не знаю», нужно не отступать, а перейти к другой части рисунка, задать другой вопрос, дать собственный ответ и спросить ребенка, верный он или нет.

Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его рисунка или двумя соприкасающимися либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль, линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная сторона образа).

Психолог просит ребенка обратить внимание на цвета. Пока ребенок сидит с закрытыми глазами, психолог излагает свои предложения о том, как нарисовать картинку, например: «Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать. Что ты подразумеваешь под яркими цветами? Что для тебя значат темные цвета? Будешь ли ты использовать яркие или неяркие цвета, светлые или темные тона?». Вопросы строятся таким образом, чтобы ребенок осознавал настолько, насколько это возможно, что именно он делал, даже если он не хочет разговаривать об этом.

Психолог работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части. Можно спросить ребенка: «Ты когда-нибудь испытывал что-нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?», «Относится ли это каким-либо образом к твоей жизни?», «Есть ли тебе что сказать в роли розового куста, из того, что ты мог бы сказать как человек?». Подобные вопросы можно задать в самой разнообразной форме. Необходимо задавать их очень осторожно и мягко.

Дети не всегда четко представляют себе свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои чувства, поскольку не готовы к этому. Случается и так, что вдруг оказывается, что дети готовы излить чувства, возникшие при рисовании. Они не переносят содержание картин на себя, но рассказывают таким образом, что становится ясно, что они хотели бы сказать. Они выражают то, в чем они испытывают потребность, то, чего они хотят, но в собственной манере.

Затем рисунок откладывается в сторону, и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из него. Иногда ситуация выясняется очень быстро с помощью прямого вопроса («Это относится к твоей жизни?»), а иногда у ребенка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями его жизни. Если ребенок внезапно замолкает или изменяется в лице, можно спросить: «Что случилось?», и ребенок начинает рассказывать о каких-либо событиях своей настоящей жизни или о своем прошлом, а иногда он отвечает: «Ничего».

Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на рисунках, и обращает на это внимание; останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, проявляя при этом большой интерес и настойчивость.

Прежде чем перейти к более сложным и неприятным разделам, рекомендуется работать с тем, что ребенку легче и приятнее, потому что, если начинать разговаривать с детьми о более легких вещах, они становятся откровеннее и в беседе о более сложных. Некоторым детям труднее поделиться своей печалью до того, как они выразят положительные эмоции. Однако это является верным не во всех случаях. Бывает так, что дети, которые держат гнев в себе, испытывают потребность дать ему выход до того, как они обнаружат положительные эмоции.

Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, па узами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, тревогу, страх или осознавание чего-либо. Можно использовать эти признаки в последующей работе [ Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. 2000 ].

Основные варианты инструкций для упражнений

1. Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, изобразить на листе бумаги те чувства, которые ты испытывал, когда смотрел на него.

2. Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется.

3. Нарисуй то, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым.

4. Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать.

5. Нарисуй себя - как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше (когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)).

6. Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым.

7. Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон.

8. Нарисуй то место, где бы ты хотел быть; идеальное место; любимое место или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить.

9. Нарисуй то, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество.

10. Нарисуй счастливые, мягкие, печальные, сердитые, испуганные линии и т.д.

11. Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый-сильный; счастливый-несчастный, печальный-веселый; любить не любить; хороший-плохой; счастье-несчастье; доверие-подозрение; отдельно-вместе.

12. Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. Что тебе хотелось бы подарить? Кто бы мог тебе его подарить? Кому бы ты мог его подарить?

Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать им быстро рисовать то, что представляют эти слова: «любовь», «красота», «тревога», «свобода», «милосердие» и т.д.

В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений и стихов [ Оклендер В. Окна в мир ребенка.Руководство по детской психотерапии. 2001 ].

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.