Артериальное давление у детей в зависимости от возраста — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Артериальное давление у детей в зависимости от возраста

2017-12-12 212
Артериальное давление у детей в зависимости от возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

возраст Систолическое АД, мм. рт. ст Диастолическое АД, мм. рт. ст.
Новорожденный 1 год 5 лет 10 лет 15 лет 80-84 Составляет 1/2 или 1/3 систолического во всех возрастах

1.5.Органы пищеварения:

· полость рта новорожденного невелика, язык относительно большой, его движения снизу вверх, перистальтические, при закрытой ротовой полости язык соприкасается со щеками и твердым небом. Губы и щеки сравнительно толстые, с достаточно развитой мускулатурой и плотными жировыми комочками Биша. На деснах имеются валикообразные утолщения, также играющие роль в акте сосания;

· слюнные железы выделяют мало слюны; после 4-5 мес. слюноотделение становится обильным, приобретает способность к ослизнению пищи, возрастает её бактерицидность;

· слизистая полости рта ярко красная, из - за большого количества кровеносных сосудов и относительно сухая. Сухость обусловлена недостаточным развитием слюнных желез и дефицитом слюны у детей до 3-4-го месяца жизни. На слизистой оболочке по средней линии неба можно увидеть узелки Бона – желтоватые образования, представляющие собой ретенционные кисты слюнных желез, исчезающие к концу первого месяца и не имеющие патологического значения. Развитие слюнных желез заканчивается к 3-4 мес. слюна выделяется в это время усиленно (физиологическая саливация). Реакция слюны у новорожденных нейтральная или слабокислая. С первых дней жизни в ней содержится амилолитический фермент;

· пищевод невелик, воронкообразен, анатомические сужения пищевода у новорожденных и детей первого года жизни выражены относительно слабо, недостаточное развитие мышечно-эластической ткани, слизистая оболочка его нежна и богато снабжена кровеносными сосудами, вне акта глотания переход глотки в пищевод закрыт;

· желудок у детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, но как только ребенок начинает ходить, он постепенно принимает более вертикальное положение; к рождению ребенка дно и кардиальный отдел желудка развиты недостаточно, пилорический отдел – удовлетворительно (чем объясняются частые срыгивания); в 1-й день его объем 5 мл с ежедневным увеличением достигая к году 250 - 300 мл, к 8 годам до 1 л. Желудок приобретает пластический тонус; кислотность желудочного сока возрастает;

· возрастает выработка панкреатических ферментов, с возрастом у части детей снижается активность лактазы;

· микрофлора кишечника ребенка постепенно (1-3 мес.) приближается к составу микрофлоры взрослого;

· печень у детей раннего возраста относительно велика, край её выступает на 1-2 см ниже реберной дуги, после 5 лет – у края реберной дуги;

· мышечная и эластичная ткань в стенках желудка и кишечника развита недостаточно;

· кишечник относительно длиннее, стенки легко проходимы для микробов и токсинов (особенно при долактаформном питании);

· нервная регуляция ЖКТр. развита не полностью, в результате чего ослаблена необходимая функциональная слаженность между различными отделами пищеварительного тракта, поэтому у новорожденных часто встречаются: срыгивания, рвота, вздутие живота;

· в первые дни после рождения, у ребенка выделяется меконий - темно- оливковая, тугая масса без запаха, состоящая из выделений пищеварительного тракта, эпителия и фильтрата проглоченных околоплодных вод (при раннем прикладывании к груди, молозиво способствует освобождению кишечника от мекония).

 

1.6. Мочевыделительная система:

· почки развиты хорошо, у детей раннего возраста - дольчатые;

· до 2-х лет нефрон недостаточно дифференцирован; наиболее интенсивно клубочки увеличиваются в период 2-3, 9-10 и 16-19 лет;

· к моменту рождения морфологическое и функциональное созревание почки ещё не закончено: относительно низкая клубочковая фильтрация (особенно на первом году жизни), что связано с меньшей, чем у взрослых, фильтрующей поверхностью, большей толщиной фильтрующих мембран (они выстланы кубическим и цилиндрическим эпителием) и более низким фильтрационным давлением. К концу первого года жизни этот показатель приближается к уровню взрослых, но еще не обладает достаточной амплитудой колебаний. В первые 3-6 мес. ограничены реабсорбционная и секреторная функции почек вследствие недостаточной зрелости ферментных (энзиматических) систем канальцев. Это обусловливает низкую способность почек подкислять мочу (экскретировать водородные ионы и аммиак), концентрировать её при хорошей способности к разведению;

· сниженная концентрационная функция объясняется незрелостью осморецепторов, низкой чувствительностью дистальных канальцев и собирательных трубочек к антидиуретическому гормону, малой длиной петли Генле, низкой гломерулярной фильтрацией и несовершенством регуляторных влияний надпочечников. Концентрационной способности, аналогичной взрослым, почки детей достигают к 9-12 мес;

· канальцы у новорожденных короче, просвет их в 2 раза уже, чем у взрослых, этим объясняется снижение реабсорбции провизорной мочи в раннем возрасте;

· после рождения возрастает почечный кровоток и почка берет на себя гомеостатические функции;

· в первые дни количество мочи 6- 55 мл. Суточное количество мочи у детей до 10 лет можно рассчитать по формуле: 600 + 100 х (n - 1), где 600 – суточный диурез годовалого ребенка, а n – возраст в годах; моча у новорожденного бесцветная или желтоватая;

· с 4- 5 дня моча становится более светлая;

· число мочеиспусканий 4-5 до 3 дня, к концу первой недели до 20-25 раз в сутки, с 6 мес. до 1 года – 15-16, в 3 года - 7 – 8 раз;

· мочевыводящие пути у детей младшего возраста отличаются недостаточным развитием в их стенках мышечной и эластической ткани;

· лоханки почек относительно шире, чем у взрослых, и располагаются у детей до 5 лет преимущественно внутрипочечно, так как почечный синус выражен слабо;

· мочеточники отходят от лоханок под прямым углом, более извиты, гипотоничны, имеют относительно большой диаметр. Анатомические особенности лоханок и мочеточников предрасполагают к нарушению уродинамики, застою мочи и к последующему присоединению микробно - воспалительного процесса;

· мочевой пузырь у детей грудного возраста расположен выше, чем у взрослого, с возрастом он постепенно спускается в малый таз, имеет овальную форму и хорошо развитую слизистую оболочку;

· физиологическая емкость мочевого пузыря у новорожденных составляет около 50 мл, в возрасте 1 года – 100 мл, в 5-9 лет – 150 – 200 мл, в 12-14 лет – 300 – 400 мл;

· мочеиспускательный канал у девочек во все возрастные периоды короче и шире, чем у мальчиков, его кривизна у детей грудного возраста выражена сильнее, чем у взрослых. Акт мочеиспускания в первые месяцы жизни осуществляется на основе врожденных безусловных спинальных рефлексов. По мере роста и развития ребенка он превращается в произвольный процесс, регулируемый подкоркой и корой головного мозга;

· наружные половые органы к рождению сформированы;

· относительная плотность мочи составляет от 1008 до 1025;

· реакция мочи слабокислая (pH 4,5 - 8);

 

Рис.5. Почка новорожденного (a) и взрослого (б) человека.

Почка новорожденного весит 11-12 г (менее 1/10 массы почки взрослого), имеет выраженное дольчатое строение с тонким слоем коркового вещества (1/4 - 1/5 мозгового), тогда как у взрослого -1/2-2/3 мозгового вещества. Почки новорожденного характеризуются незрелостью основных структур. Число почечных телец относительно велико, их размер мал, а длина капиллярных петель значительно меньше, отростки подоцитов короткие слабо ветвятся или отсутствуют.


1.7.Кроветворение и кровь:

· к рождению кроветворение происходит в большинстве костей, особенно трубчатых. Постепенно кроветворная функция красного костного мозга в большинстве костей угасает, к 18 годам активное кроветворение происходит только в телах позвонков, ребрах, грудине, костях черепа и таза;

 

Рис.6. Локализация кроветворных тканей во внутриутробном развитии и к моменту рождения. По оси абсцисс - доля участия органа в кроветворении (%), по оси ординат - срок внутриутробного развития (мес.), Р - момент рождения, ЖМ - желточный мешок, П - печень, С - селезенка, КМ - костный мозг.

 

Кровь новорожденного ребенка:

· функциональная лабильность и быстрая истощаемость костного мозга;

· объем крови составляет около 14,7% массы тела (140-150 мл на 1 кг массы), у взрослого – соответственно5-5,6% (50-70 мл/кг);

· в периферической крови здорового новорожденного повышено содержание гемоглобина (170-240 г/л), фетальный гемоглобин основной тип Нв пренатального и раннего постнатального периода, к 9 - 12 годам составляет 2% от общего Нв. Уровень Нв в пубертатном возрасте как у взрослых;

· количество эритроцитов (5-7 х 1012 /л), цветовой показатель колеблется от 0,9 до 1,3. С первых часов жизни после рождения начинается распад эритроцитов, что клинически обусловливает появление транзиторной желтухи;

· эритроциты полихроматофильны, имеют различную величину (анизоцитоз), преобладают макроциты;

· ретикулоцитоз в первые дни достигает 22-42‰, у взрослых и детей старше 1

· встречаются ядерные формы эритроцитов – нормобласты;

· лейкоциты составляют 10-30 х 109 /л, со второй недели жизни – 10-12 х 109 /л. в первые дни жизни имеет место подъем содержания лейкоцитов до 20-22х109/л, а к 5-12 суткам постнатального развития снижение до 9-12х109/л. В последствии наблюдается плавное уменьшение количества лейкоцитов.;

· нейтрофилез со сдвигом влево до миелоцитов (67-68%) начинает быстро снижаться, а число лимфоцитов нарастает, на 4-6 день жизни число нейтрофилов и лимфоцитов выравнивается (первый перекрест). До 1 месяца жизни число нейтрофилов уменьшается;

· колебания со стороны остальных элементов белой крови сравнительно невелики, число тромбоцитов в период новорожденности в среднем составляет 150-400х109/л;

· СОЭ – 0-3 мм/час;

· продолжительность кровотечения по Дюке - 2 – 4 мин;

· время свертывания у новорожденных может быть ускоренным или нормальным, а у детей с выраженной желтухой – удлинено;

· гематокритное число более высокое, чем у детей старшего возраста и у взрослых, и составляет около 54%

 

Рис.7. Мегалобласты (внизу) по сравнению с эритроцитами взрослого (вверху)

 

В эмбриональном развитии часть стволовых кроветворных клеток дифференцируется в первичные эритробласты, характеризую-щиеся крупными размерами (мегалобласты). В мегалобластах накапливается эмбриональный гемоглобин, часть из них утрачивает ядра и превращается в первичные эритроциты (мегалоциты). Они крупнее вторичных эритроцитов (рис.7), содержат больше гемоглобина, обладающего большим сродством к кислороду (эмбриональный гемоглобин).

 

 

Рис.8. Возрастная динамика белой крови: количество (в мкл) лейкоцитов (1), гранулоцитов (2), лимфоцитов (3), моноцитов (4).

Число лейкоцитов у новорожденных существенно выше, чем у взрослых - 10-15x109/л ( рис.8 ). В первые дни жизни имеет место подъем содержания лейкоцитов до 20-22x109/л, а к 5-12 сут постнатального развития - снижение до 9-12x109/л. Впоследствии наблюдается плавное уменьшение количества лейкоцитов до нормы взрослого к 14-15 годам.

 

 

Рис.9. Возрастная динамика белой крови: процентное содержание нейтрофилов (1) и лимфоцитов (2).

 

Кровь недоношенных детей:

· после рождения у недоношенных детей выявляются очаги экстрамедулярного кроветворения, главным образом в печени, в меньшей степени в селезенке;

· повышенное количество молодых ядросодержащих форм эритроцитов, более высокое содержание фетального гемоглобина в них, причем он тем выше, чем менее зрелым родился ребенок. Высокие показатели гемоглобина и эритроцитов при рождении уменьшается значительно быстрее, чем у доношенных детей, что приводит в возрасте 1,5-2 мес. к развитию ранней анемии недоношенных, обусловленной несоответствием быстрого увеличения объема крови и массы тела, недостаточному образованию эритроцитов. Второе снижение концентрации гемоглобина у недоношенных начинается в 4-5 мес. жизни и характеризуется признаками гипохромной железодефицитной анемии (поздняя анемия недоношенного ребенка);

· СОЭ замедлена до 1-3 мм/час.

Кровь детей первого года жизни:

· продолжается постепенное снижение числа эритроцитов и уровня гемоглобина;

· к концу 5-6-го месяца наблюдаются наиболее низкие показатели. Гемоглобин снижается до 115-120 г/л, а количество эритроцитов – до 4,5-3,7 х 1012 /л. Цветовой показатель при этом 1,0 (физиологическое явление, обусловленное быстрым нарастанием массы тела, объёма крови, недостаточное поступление с пищей железа, функциональной несостоятельностью кроветворного аппарата);

· полихроматофилия после 2-3 мес. не выражена;

· величина гематокрита уменьшается параллельно снижению количества эритроцитов и гемоглобина до 36% к концу 5-6 мес.;

· количество лейкоцитов колеблется в пределах 8-10 х 109/л, в лейкоцитарной формуле преобладают лимфоциты.

С начала второго года жизни до пубертатного периода морфологический состав периферической крови ребенка постепенно приобретает черты, характерные для взрослых; в лейкограмме после 3-4 лет выявляется тенденция к умеренному нарастанию числа нейтрофилов и уменьшению количества лимфоцитов. Между 5 и 6 годами жизни наступает второй перекрест числа нейтрофилов и лимфоцитов;

В последние десятилетия выявляется тенденция к снижению количества лейкоцитов у здоровых детей и взрослых до 4,5-5 х 109/л.

С 12 лет гемограмма практически такая же, как у взрослого человека.

СОЭ: 6 – 8 мм/час

 

1.8. Нервная система:

· головной мозг у новорожденного велик, но его отделы, нервные клетки, составляющие ткань мозга развиты недостаточно;

· спинной мозг у новорожденного более развит;

· периферическая нервная система слабо миелинизирована, миелинизация завершается к 1 году (черепные нервы к 3-4 мес.);

· подкорковые образования двигательного анализатора, интегрирующие деятельность экстрапирамидной системы (стриопаллидарная система), формируется уже к рождению. Движения новорожденного хаотичны, не целенаправлены, имеют атетозоподобный характер. При этом наблюдается мышечная гипотония с преобладанием тонуса в сгибателях;

· при рождении отмечаются только безусловные рефлексы;

· хорошо развиты: глотательный, сосательный, мигательный, защитный, хватательный, опоры, шаговый, ползание;

· новорожденный реагирует на яркий свет, слух понижен, реагирует только на сильный звук;

· хорошо развиты вкусовые, обонятельные, осязательные рецепторы;

· по мере роста ребенка, развития ЦНС ребенка и взаимодействия его с внешней средой появляются условные рефлексы.

2. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА:

2.1. неонатальный:

ранний (от рождения до 7-го дня жизни),

поздний (от 8 до 28 дня жизни);

· прекращается внутриутробная гемодинамика:

· резко снижается количество эритроцитов с фетальным гемоглобином,

· исчезают очаги экстрамедулярного гемопоэза,

· появляется легочное дыхание;

· начинает функционировать малый круг кровообращения:

· возрастает кровоток в сосудах головного мозга,

· изменяется энергетический и водный обмен,

· в ином режиме совершается терморегуляция;

· начинается энтеральное питание;

· адаптация организма к новым условиям жизни:

· физиологическая потеря массы 5-7% на 3-4 день;

· физиологический катар кожи;

· транзиторная лихорадка;

· физиологическая желтуха;

· половые кризы: увеличение молочных желез, слизистые или кровянистые

выделения из половой щели у девочек, отек половых органов у мальчиков;

· развиваются анализаторы (прежде всего зрительный);

· начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.

2.2. Грудной период (от 1 месяца до 12 мес.):

· завершение основных процессов адаптации к внеутробной жизни

интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное

развитие,

· недостаточная морфологическая и функциональная зрелость всех органов и систем, исчезновение пассивного иммунитета, полученного от матери, высокая интенсивность обмена веществ;

· формируется режим питания и сна;

· усиливается двигательная активность: держит голову, поворачивается, начинает сидеть (6 мес.), стоять (10-12 мес.), ходить (к 1 году);

 

 


· новорождённый

 

· ребёнок 3 мес. хорошо держит головку, фиксирует взгляд


 


ребёнок 6 мес. хорошо сидит, интересуется окружающим

ребёнок 9 мес. стоит с поддержкой, стремится к общению

 


· закрываются роднички (малый к 3-4 мес., большой к 1-1,5 годам);

· угасают врожденные рефлексы;

· появляются зачатки речи (гуление, лепет);

· крик имеет эмоциональную окраску;

· начало прорезывания зубов (5-6 мес.).

2.3. Преддошкольный период (Ранний детский возраст) 1-3 года;

· замедление темпов прибавки массы и длины тела;

· значительное повышение двигательной активности, улучшение координации движений и дальнейшее развитие моторных функций;

· быстрое развитие моторной речи; к концу второго года формируется фразовая речь, связно говорит, быстрое развитие психических функций;

· все органы укрепляются, повышается их работоспособность;

· развиваются и укрепляются мышцы, скелет;

· заканчивается прорезывание молочных зубов;

· усиливается деятельность пищеварительных ферментов;

· отношение к окружающей среде и опасности несознательное, ребенок нередко подвергается большому риску и получает повреждения (ушибы, падения);

· основные физиологические системы обладают большей степенью зрелости: частота дыхания урежается до 35-25 в 1 мин, частота пульса – 120-100 в 1 мин, мочеиспускание произвольное, стул 1-2 раза в день.

 

2.4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет):

· более медленное, по сравнению с предыдущими периодами, увеличение массы тела;

· первое физиологическое вытяжение (6-8 лет), значительное увеличение длины конечностей;

· начало замены молочных зубов на постоянные (5-7 лет);

· достижение иммунной системы определенной степени зрелости, значительное улучшение памяти;

· совершенствование речи: правильное построение фраз, правильное произношение звуков родного языка, увеличение запаса слов;

· появление различий в поведении детей разного пола, возникновение сложных взаимоотношений с разными детьми и взрослыми, формирование самолюбия,

· появление сдержанности эмоций;

· к концу данного периода по уровню интеллекта, развитию речи, произношению звуков родного языка, развитию моторики, в том числе и тонкой пальцев рук, ребенок готов к обучению в школе;

· организм продолжает укрепляться;

· интенсивный рост лимфоидной ткани;

· завершение формирования придаточных пазух носа.

2.5. Младший школьный период (7-11 лет):

· завершена структурная дифференцировка тканей, усиленно развивается скелет и увеличивается мышечная сила;

· молочные зубы сменяются постоянными;

· ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит к школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками;

· возрастает влияние сверстников;

· к 12 годам появляется способность к абстрактному мышлению;

· формируются вторичные половые признаки к концу периода.

2.6.Старший школьный период (подростковый 12-18 лет):

· ускорение роста (пубертатный скачок роста);

· значительная перестройка эндокринного аппарата: усиление функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза;

· время полового созревания;

· более развивается абстрактное мышление;

· чаще выявляются эндокринные нарушения, нарушения осанки, ВСД;

· значительно повышается мышечная сила, работоспособность;

· для каждого ребенка характерен индивидуальный темп биологического развития.


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.