Назначение и задачи, решаемые по обзорным топографическим картам — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Назначение и задачи, решаемые по обзорным топографическим картам

2017-12-12 392
Назначение и задачи, решаемые по обзорным топографическим картам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Назначение и задачи, решаемые по обзорным топографическим картам

1. Изучение и оценка местности;

2. Планирование и предварительные расчеты при проектировании и строительстве круп­­н­ых сооружений.

3. Планирование и инженерные изыскания при разработке природных ресурсов.

4. Планирование и проведение военных операций.

5. Ориентирование на местности при быстрых способах перемещения.

6. В качестве источника для карт более мелких масштабов, тематических и специ­альных карт.

 

История создания

1:200 000. Начало — 1918-е г.г. Создавалась смешанным способом (частично наземная съемка, частично — по одно-верстовым картам).

Недостатки:

§ Не было единых условных знаков и руководств;

§ Большой разнобой в высотах сечения рельефа (5, 10, 20, 40, 50, 80, 100, 200 м);

§ Разная классификация дорожной сети;

§ Разные проекции.

Наиболее удачный вариант — для Ленинградской области.

Во время Великой Отечественной войны 1:200 000 наиболее удобный масштаб для создания оперативной дорожной карты.

1942 г. — создана инструкция. Основное внимание уделено дорогам, переправам. Указывалась про­пускная способность, даты проходимости.

Недостатки:

§ hсечения = 40 м

§ Рельеф с исходного изображения брался не обобщенный;

§ Грубо генерализованы НП;

§ Широкий условный знак дорог;

§ Растительность и элементы ландшафта показаны слабо.

Эта карта не устраивала гражданские ведомства.

1963 г. — вышел новый сборник УЗ для карты м-ба 1:200 000. Карту переработали и приблизили к 1:100 000.

Принят региональный подход к высоте сечения:

20 м — равнина;

40 м — низкогорье;

80 м — высокогорье.

На карте сохранили дорожную специализацию:

1. Основные характеристики дорог сохранены;

2. На оборотной стороне дается справка о местности (отражаются те особенности местности, которые нельзя отобразить на карте):

§ Для населенных пунктов: административное, промышленное и транс­портное значение, характер планировки и застройки, ширина и покрытие улиц;

§ Для дорожной сети: высота и густота обсадки, проходимость во время снеготаянья и дождя, наличие дорожных сооружений;

§ Для растительности: наличие и густота подлеска в лесу, проходимость просек для разных видов транспорта, климат по сезонам.

3. Схема грунтов (на основе почвенной карты 1:1 000 000).

В настоящее время карта создается в соответствии с условными знаками 1983 года.

 

1:500 000. Предшествующий масштаб: в 1 дюйме — 10 верст (специальная карта Европейской России 1:420 000) 1968–1871 г.г. Ее переиздавали вплоть до 1935 г.

Основные работы по 1:500 000 — во время войны. Называлась Генеральной картой.

В настоящее время карта создается в соответствии с условными знаками 1983 года.

Впервые появляется два варианта издания:

§ основной — с отмывкой рельефа и гипсометрической окраской;

§ бланковый — без отмывки и гипсометрической окраски, с бледными цветами, с сеткой ПВО.

Эти карты предназначены для с/х, авиации, на них впервые появляются изогоны и линии аномалий.

 

1:1 000 000. Является завершающей картой. Из топографических карт сохранила деталь­ность и точность, из общегеографических — достаточную обзорность.

Территория СССР покрывается 183 листами. Начало создания: 20 г.г в основном на пограничные территории. Перед войной принято решение о создании Государственной карты масштаба 1:1 000 000, создаются наставления по составлению. Карта создавалась по разным источникам (экспедиционные материалы и др.).

1-ое издание 1941–1945 г с белыми пятнами. Второе издание, завершенное в 60 годы уже не имело белых пятен.

Варианты издания:

§ основной — с гипсометрической окраской и отмывкой;

§ бланковый — без гипсометрической окраски, со слабыми красками, с сеткой ПВО;

§ гипсометрический — как общегеографические (физические) карты (нет отмывки).

 

Разграфка и номенклатура

N – 32

1:1 000 000

 

N – 32 – Г 1:500 000

 

N – 32 – XXXIV 1:200 000

 

В номенклатуру южного полушария доба­вляется указание «ю. п.» [например, N – 32 (ю. п.)] для карт 1:1 000 000

Для территорий севернее 60˚ листы сдваиваются (P, Q, R, S): Q – 39, 40; Q – 39 –А, Б, Q-39-I-II

Для территорий севернее 76˚ листы счетверяются (T, U): Т – 37, 38, 39, 40; Т – 45 – А, Б 46 – А, Б

Листы 1:200 000 страиваются: Т – 45 – IV, V, VI

 

Отбор населенных пунктов.

1:200 000 — все населенные пункты;

1:500 000 — 30%;

1:1 000 000 — 5–6%

Выделено 5 районов по типу населенности:

Район Нормы нагрузки населенными пунктами на 1 дм2
1:500 000 1:1 000 000
густонаселенный 120–140
среднезаселенный 80–120
малозаселенный 25–80 60–80
редкозаселенный все 20–60
малообжитой все

 

Нормы нагрузки устанавливаются редактором.

Максимальная нагрузка составляет 140 населенных пунктов для равнинного густонаселенного района с мел­кими и средними населенными пунктами. Это число можно уменьшить на 10–15%, если населенные пункты представлены крупными сельскими или городами.

Последовательность отбора:

1) В первую очередь показываются все административные центры, до райцентров включительно;

2) Показываются все города и поселки городского типа. В густонаселенных районах поселки городского типа можно показывать с отбором (например в Московской и Ленинградской области, Донбассе);

3) Из сельских населенных пунктов в первую очередь показываются:

§ более крупные по численности и площади;

§ с местными органами власти;

§ с промышленными предприятиями;

§ имеющие важное положение на местности (в узлах дорог, у слияния рек, у переправ, у важных объ­ектов, государственных границ, железнодорожных станций, аэродромов).

4) Прочие сельские населенные пункты даются в объеме, предусмотренном нормами нагрузки, чтобы от­разить относительную густоту их размещения.

 

 


18. Порядок составления НП, типы планировок.

1) Социально-экономические объекты и объекты имеющие значение ориентиров;

2) Магистральные и главные улицы; прочие улицы;

3) Отрабатывается внутренняя структура кварталов (для карт крупных масштабов);

4) Отрабатывается внешний контур населенных пунктов;

5) Отрабатывается растительность внутри населенного пункта и на его окраинах.

Масштаб Минимальный изображаемый элемент и (или) способ отображения
1:1 000 Деление на жилые и нежилые строения. Объект картографирования — здание. Существует понятие огнестойкости.
1:2 000
1:5 000
1:10 000  
1:25 000 Кварталы со строения ми внутри. До 1987 г. разделение кварталов по огнестойкости с помощью цвета. С 1987 г. цветом выделяются плотно застроенные кварталы.
1:50 000
1:100 000 Кварталы без строений. Незначительный отбор улиц.
1:200 000 Значительный отбор улиц.
1:500000 Общая планировка.
1:1 000 000 Пунсон + общий контур.

По планировке населенные пункты делятся:

А) Города и поселки городского типа:

1) Регулярная планировка — правильный рисунок улиц и кварталов:

§ радиальная — характер для старых городов, сформировавшихся вокруг единого центра;

§ прямоугольная — характерна для более молодых городов;

§ комбинированная;

2) Нерегулярная;

3) Смешанная;

Б) Сельские населенные пункты:

1) Квартальная;

2) Рядовая;

3) Рассредоточенная;

4) Бессистемная;

В) Планировка дачного типа — на карте дается зеленой заливкой с редкими строениями.

 

19. Подписи названий населенных пунктов:

1) Принадлежность названия не должна вызывать сомнения;

2) Сокращение названий не допустимо за исключением случаев, оговоренных в руководстве;

3) Не допускается перенос названий;

4) Иностранные названия транскрибируются и пишутся по правилам русского языка;

5) Названия не должны пересекать государственные границы и важнейшие дороги;

6) Названия населенных пунктов должны располагаться на территории той страны, где расположен насе­лен­ный пункт;

7) Если населенный пункт режется рамками карты, то принцип такой же, как и для крупных озер (см. выше);

8) Для карт масштаба 1:200 000 разрешается не подписывать отдельные сельские населенные пункты с числом жителей менее 100 человек. Для карт масштаба 1:200 000 и 1:500 000 разрешается не под­писывать сельские населенные пункты примыкающие к крупным городам. Для карт масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 разрешается не под­писывать отдельные поселки городского типа расположен­ные вблизи крупных городов в промышленных районах;

9) На карте масштаба 1:200 000 в условных знаках для сельских населенных пунктов предусмотрено по одному типу шрифтов на каждую градацию. Эти размеры даются для средненаселенного района. Для густонаселенного района все размеры можно уменьшить на 0,2–0,3 мм, а для слабонаселенного — уве­ли­чить на ту же величину. На карте масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 предусмотрено 2 размера на каждую градацию. Более крупным подписываются узловые населенные пункты, обладающие большей численностью, с политико-административным значением, с промышленными предприятиями и из­вестные или исторически важные населенные пункты;

10) Если название сложное, состоит из основной и пояснительной части (например, Франкфурт-на-Майне), то основная часть может быть подписана как положено, пояснительная часть — облегченным шрифтом (остовным) с высотой на 1/3 меньшим, чем основная часть (ФРАНКФУРТ -НА-МАЙНЕ);

11) Если два и более населенных пункта имеют общую часть названия, общее название дается между ними шрифтом соответствующим общей численности населения в этих двух населенных пунктах, а та чать названия которая относится непосредственно к отдельному населенному пункту дается разме­ром, соответствующим численности населения в этом населенном пункте;

12) На картах 1:500 000 и 1:1 000 000 часть мелких сельских населенных пунктов печатается оливковым цветом. Процент таких подписей — не более 40%. Для горных, пустынных и малообжитых территорий оливковые подписи не даются.

 

Требования к отображению дорожной сети, отбор дорог.

Требования:

1) Выделить главные дороги;

2) Показать относительную густоту дорожной сети;

3) Показать местоположение, класс и состояние дорог;

4) Показать дорожные сооружения и их характеристики.

Отбор дорог осуществляется по значимости; при этом учитывается:

1) Транспортное значение дорог — обязательно даются все ширококолейные железные дороги, ав­то­страды и усовершенствованные шоссе (для России также все шоссе);

2) Развитость транспортной сети — всегда показываются горные дороги и тропы, дороги любого класса к источникам в засушливой пустынной местности;

3) Связь дорожной сети и населенных пунктов:

§ населенные пункты соединяются по кратчайшим расстояниям; изолированный показ насе­лен­ных пунктов допускается в отдельных случаях в хорошо обжитой местности;

§ к населенным пунктам, за исключением тех, к которым подходит только одна дорога, долж­но подходить две и более дорог;

§ дороги должны подходить к главным проездам населенных пунктов;

4) Увязка дорог разных классов и различных видов транспорта между собой — дороги должны идти к мостам, переправам, перевалам, железнодорожным станциям, портам, пристаням и аэродромам;

5) При выборе дорог отдают предпочтение дорогам с лучшей проходимостью и более плавным про­фи­лем;

6) Не следует исключать дороги, идущие к государственной границе или вдоль нее.

 

Орографические подписи.

Подписываются горы, равнины, возвышенности, плато, отдельные вершины, вулканы и т.д.

Порядок выполнения:

1) Подписываются все орографические единицы при длине от 3–5 см или площадью от 10–15 см2, объекты меньшего размера подписываются в случае их известности или важности;

2) Если объект занимает 4 и более листов, то он не подписывается. Если занимает 2–3 листа, то возможны следующие варианты:

1) подписывается на каждом листе;

2) подпись дробится (для двух листов) — часть названия на одном листе, часть на другом, «недостающие» для каждого листа части названия даются за рамкой;

3) Орографические названия устанавливают по основному картографическому материалу. Если на основном материале название отсутствует, то его устанавливают по общегеографическим картам (для РФ — по базовой общегеографической карте масштаба 1:2 500 000);

4) Орографические подписи, как правило, следуют с номенклатурными терминами; без него, в виде исключения, даются названия отдельных горных районов (Алтай, Памир и др.);

5) Подписи отдельных вершин и вулканов приурочиваются к их отметкам высот.

 

Проектирование карты

- проектирование математической и геодезической основы (выбор карт. проекции, масштаба, компоновки)

- проектирование содержания карты (определение основных эл-ов, которые будут показываться на карте и с какой подробностью, разработка классификации объектов)

- проектирование оформления карты (выбор системы КЗ, разработка легенды, проектирование художественного оформления карты)

5) разработка ред. документов (см билет № 31).

 

Составительский оригинал. Требования, предъявляемые к нему

СО - рукописный оригинал, который выполнен с соблюдением всех требований к матоснове создаваемой карты и точно воспроизводящий её штриховую нагрузку в принятых усл. обозначениях, но без тщательной графической проработки.

На СО размещаются легенда, необходимые заголовки, графики, таблицы и т. п., на полях дают размеры рамок: теор. и практические.

На СО допускаются отступления от принятых УЗ:

- разреженная обстановка заполняющих значков в контурах или замена их фоновой окраской;

- упрощение зарамочного оформления;

- если в кач-ве осн. содержания исп-ся фон, можно заменить его оцифровкой.

СО должен удовлетворять требованиям:

1. УЗ и цвета д. б. близки к принятым для издания, причём цвета штриховых элементов д. хорошо воспроизводиться при фоторепродуцировании, а цвета фоновых эл-тов, наоборот, не воспроизводиться.

2. Рисунок д. б. чётким и ясным, все линии хорошо налитыми.

3. УЗ д. не перекрывать друг друга, а промежутки между ними не д. б. меньше 0,2 мм.

4. Должны соблюдаться установленные форма и размеры УЗ и подписей.

 

Назначение и задачи, решаемые по обзорным топографическим картам

1. Изучение и оценка местности;

2. Планирование и предварительные расчеты при проектировании и строительстве круп­­н­ых сооружений.

3. Планирование и инженерные изыскания при разработке природных ресурсов.

4. Планирование и проведение военных операций.

5. Ориентирование на местности при быстрых способах перемещения.

6. В качестве источника для карт более мелких масштабов, тематических и специ­альных карт.

 

История создания

1:200 000. Начало — 1918-е г.г. Создавалась смешанным способом (частично наземная съемка, частично — по одно-верстовым картам).

Недостатки:

§ Не было единых условных знаков и руководств;

§ Большой разнобой в высотах сечения рельефа (5, 10, 20, 40, 50, 80, 100, 200 м);

§ Разная классификация дорожной сети;

§ Разные проекции.

Наиболее удачный вариант — для Ленинградской области.

Во время Великой Отечественной войны 1:200 000 наиболее удобный масштаб для создания оперативной дорожной карты.

1942 г. — создана инструкция. Основное внимание уделено дорогам, переправам. Указывалась про­пускная способность, даты проходимости.

Недостатки:

§ hсечения = 40 м

§ Рельеф с исходного изображения брался не обобщенный;

§ Грубо генерализованы НП;

§ Широкий условный знак дорог;

§ Растительность и элементы ландшафта показаны слабо.

Эта карта не устраивала гражданские ведомства.

1963 г. — вышел новый сборник УЗ для карты м-ба 1:200 000. Карту переработали и приблизили к 1:100 000.

Принят региональный подход к высоте сечения:

20 м — равнина;

40 м — низкогорье;

80 м — высокогорье.

На карте сохранили дорожную специализацию:

1. Основные характеристики дорог сохранены;

2. На оборотной стороне дается справка о местности (отражаются те особенности местности, которые нельзя отобразить на карте):

§ Для населенных пунктов: административное, промышленное и транс­портное значение, характер планировки и застройки, ширина и покрытие улиц;

§ Для дорожной сети: высота и густота обсадки, проходимость во время снеготаянья и дождя, наличие дорожных сооружений;

§ Для растительности: наличие и густота подлеска в лесу, проходимость просек для разных видов транспорта, климат по сезонам.

3. Схема грунтов (на основе почвенной карты 1:1 000 000).

В настоящее время карта создается в соответствии с условными знаками 1983 года.

 

1:500 000. Предшествующий масштаб: в 1 дюйме — 10 верст (специальная карта Европейской России 1:420 000) 1968–1871 г.г. Ее переиздавали вплоть до 1935 г.

Основные работы по 1:500 000 — во время войны. Называлась Генеральной картой.

В настоящее время карта создается в соответствии с условными знаками 1983 года.

Впервые появляется два варианта издания:

§ основной — с отмывкой рельефа и гипсометрической окраской;

§ бланковый — без отмывки и гипсометрической окраски, с бледными цветами, с сеткой ПВО.

Эти карты предназначены для с/х, авиации, на них впервые появляются изогоны и линии аномалий.

 

1:1 000 000. Является завершающей картой. Из топографических карт сохранила деталь­ность и точность, из общегеографических — достаточную обзорность.

Территория СССР покрывается 183 листами. Начало создания: 20 г.г в основном на пограничные территории. Перед войной принято решение о создании Государственной карты масштаба 1:1 000 000, создаются наставления по составлению. Карта создавалась по разным источникам (экспедиционные материалы и др.).

1-ое издание 1941–1945 г с белыми пятнами. Второе издание, завершенное в 60 годы уже не имело белых пятен.

Варианты издания:

§ основной — с гипсометрической окраской и отмывкой;

§ бланковый — без гипсометрической окраски, со слабыми красками, с сеткой ПВО;

§ гипсометрический — как общегеографические (физические) карты (нет отмывки).

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.