Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

2017-12-12 409
Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Участие в соревнованиях. Соревнования по спортивному туризму заключаются в выявлении сильнейших туристских групп и туристов – спортсменов при прохождении туристских маршрутов и дистанций. Соревнования проводятся по двум группам дисциплин: «маршрут» и «дистанция» в соответствии с утвержденным Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта Всероссийским реестром видов спорта (ВРВС).

 

Группа дисциплин Название дисциплины
Лыжная дистанция – лыжная
  дистанция – лыжная – группа
  дистанция – лыжная – связка
Пешеходная дистанция – пешеходная
  дистанция – пешеходная – группа
  дистанция – пешеходная – связка

 

Обозначения:

· Дистанция – участок естественного и (или) искусственного рельефа между стартовой и финишной линией с комплексом судейского оборудования. Преодоление дистанции заключается в прохождении группой (связкой, участником) всех этапов в заданном по Условиям прохождения дистанции порядке. Дистанция считается пройденной, если при соблюдении Условий прохождения дистанции и до истечения общего контрольного времени дистанции группа (связка, участник) и их основное снаряжение пересекли финишную линию.

· ­ «…- группа» означает, что участники одной команды стартуют и проходят дистанцию одновременно, взаимодействуя между собой, используя тактические и технические приемы, обеспечивающие совместное прохождение дистанции всеми участниками.

· ­ «… -связка» означает, что стартуют два участника команды и проходят дистанцию одновременно, взаимодействуя между собой, используя тактические и технические приемы, обеспечивающие их совместное прохождение дистанции.

· ­в остальных случаях участники команды стартуют и проходят дистанцию индивидуально, используя технику и тактику одиночного (личного) прохождения дистанции.

 

Соревнования по спортивному туризму проводятся в возрастных группах

Возрастная группа Возраст (лет)
Мальчики/девочки младше 14
юноши/девушки 14-15
юниоры/юниорки 16-21

 

Уровень и ранг соревнований определяется в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК).

Класс дистанций зависит от количества, категории трудности и разнообразия препятствий или факторов. Каждый класс дистанции должен иметь свой минимальный набор определяющих технически-сложных элементов препятствий (требующих строго определенных специальных технических навыков у спортсмена для их прохождения), требования к которому приведены в регламенте каждой группы спортивных дисциплин.

 

Класс дистанции Минимальный возраст участников (лет) Спортивная квалификация (не ниже)
    б/р
    2 юн
  б/р
     
   
     
   
    КМС
   
    КМС

Инструкторская и судейская практика. Привитие инструкторских и судейских навыков можно начинать с первого года тренировок на тренировочном этапе. Формы проведения занятий: беседы, семинары, самостоятельное изучение литературы, практические занятия. На первом году тренировок занимающиеся должны овладеть принятой в виде спорта терминоло­гией и командным языком для построения, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений.

Необходимо развивать способность спортсменов наблюдать за выпол­нением упражнений другими учениками, находить ошибки в технике исполнения ими отдельных приемов. Занимающиеся должны уметь со­ставить конспект занятий и провести вместе с тренером разминку в груп­пе. Следить за соблюдением правил техники безопасности в группе.

Постепенно занимающиеся должны шире привлекаться в качестве помощников при проведении разминки, при разучивании отдельных приемов со спортсменами младших возрастов. Привитие су­дейских навыков осуществляется путем изучения и проверки знаний правил соревнований, привлечением занимающихся к непосредствен­ному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и дру­гих группах. Во время проведения контрольных соревнований занимающиеся знакомятся с документацией - стартовым протоколом, регла­ментом, итоговым протоколом и т.д.

На четвертом-пятом году в тренировочных груп­пах занимающиеся должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технические приемы, замечать и исправ­лять ошибки при выполнении упражнений другими занимающими­ся, помогать тренеру в разучивании отдельных упражнений и при­емов с юными спортсменами младших возрастных групп. По судей­ской практике спортмсены должны знать основные правила соревнований, вести протокол соревнований, уметь выполнять обязанности секрета­ря, секундометриста, страховщика, судьи по технике.

Группы совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства. Спортсмены уровня этап совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства регулярно при­влекаются в качестве помощников тренеров для проведения тренировочных занятий и спортивных соревнований в ГНП и ТГ. Они должны уметь самостоятельно проводить разминку, занятия по физической подготовке, обучение основным техническим элементам и приемам. Занимающиеся в группах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства должны уметь составлять комп­лексы упражнений для отдельных тренировочных приемов, правиль­но вести дневник тренировок, регистрировать объем и интенсивность выполняемых тренировочных нагрузок, привлекаться к проведению занятий и соревнований.

Занимающиеся в группе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства долж­ны хорошо знать правила соревнований и систематически привле­каться к судейству в городских и областных соревнованиях, должны уметь организовать и провести соревнования внутри спортивной школы.

 

Рекомендации по проведению психологической полготовки

Рекомендации А. Голдберга о некоторых направлениях психологической подготовки

Шаг первый

Начинайте психологическое взаимодействие с первого занятия.

Обучение методам психологического воздействия не должно быть связано с кризисными ситуациями. Учите постоянно ваших атлетов концентрироваться и отвлекаться от посторонних воздействий, а так­же избегать ошибок и преодолевать возможное напряжение.

Шаг второй

Научите спортсменов концентрироваться.

Концентрация - основа предварительного обучения, способность фокусировать свое внимание на наиболее важных вещах и не заме­чать все остальное. Обучайте, объясняя два последовательных дей­ствия: сфокусируйте свое внимание на чем-либо определенном, а за­тем спокойно вернитесь в исходное состояние.

Шаг третий

Не обвиняйте спортсменов в отсутствии концентрации. Каждый атлет концентрируется перед выполнением какого-либо Действия. Проблема в том - как? Если ваш спортсмен выполняет движение недостаточно эффективно, то, возможно, он концентрируется не на тех вещах. Не говорите атлету: «концентрируйся», а укажите точно, на что он должен обратить внимание.

Шаг четвертый

Практикуйте концентрацию ежедневно.

Учите ваших атлетов в процессе занятия концентрировать свое внимание и возвращаться в исходное состояние. Постоянное повто­рение поможет овладеть этой способностью.

Шаг пятый

Учите пониманию взаимосвязей умственных и физических действий.

Помогите атлетам понять, что различие в лучшем и худшем ис­полнении движения прежде всего определяется собственным проговариванием действия и мыслями о нем.

Команды мозга определяют действия мышц и их координацию, расслабление и скорость сокращения.

Шаг шестой

Учите различию между практикой и возможной реализацией мыс­ленных команд.

При хорошо выполненном движении атлет не думает о нем, а ав­томатически реализует свои усилия. При нечетком выполнении спорт­смен сомневается, слишком много думает, как выполнить движение, анализирует, оценивает и действует слишком зажато.

Шаг седьмой

На занятиях напоминайте спортсмену, что он подготовлен к ра­боте, должен расслабиться и выполнять упражнение.

Для достижения этой цели вы ставите перед спортсменом одну или две задачи для концентрации, не более. Сужая поле концентрации, спортсмен имеет больше шансов выполнять движение автоматически.

Шаг восьмой

Будьте осторожны с собственными приказами: «Ты должен, ты обязан» и т.д. Такой саморазговор может приводить к излишнему напряжению.

Шаг девятый

Преподайте две главные причины стресса.

Мысли спортсмена о соревновании, результате, болельщиках не приводят к успеху. Также лучше не вспоминать прошедшие соревнования, поражения и победы, уровень подготовленности соперников, родителей, условия соревнований и т.д.

Шаг десятый

Учите спортсмена концентрироваться на одном, на том, что on способен контролировать.

Вы должны всегда учить спортсмена концентрироваться только на возможных контролируемых действиях.

Шаг одиннадцатый

Учите спортсмена думать конкретно по правилу «здесь и сейчас».

Легче управлять стрессом и избежать психологической перегрузки, если вы конкретно мыслите о настоящей ситуации. Отрицательные вос­поминания о поражениях, а также предвкушения предстоящих побед не принесут психологической устойчивости. Опора на собственную силу и скорость, а также контроль непосредственно «сейчас и здесь».

Шаг двенадцатый

Учите спортсмена контролировать свое зрение и слух.

Учите спортсмена видеть только то, что позволяет ему быть спо­койным и уверенным, слушать только то, что не тревожит. Если что-либо раздражает спортсмена, необходимо переключиться на что-ни­будь нейтральное или успокаивающее.

Шаг тринадцатый

Поощряйте определенные предсоревнователъпые ритуалы.

Помогите спортсмену разработать несложные, удобные и компак­тные предсоревновательные ритуалы. Они помогут ему не обращать внимание на раздражающие воздействия и избежать беспокойства, так как привычны для него и могут проводиться в любом месте перед соревнованиями.

Шаг четырнадцатый

Поощряйте желание спортсмена бороться с самим собой.

Сосредоточение спортсмена на возможности превзойти соперни­ка обычно ведет к отрицательному стрессу. Лучше концентрироваться на своих действиях, т.е. настраиваться на улучшении собственного результата и выступлении наилучшим образом.

Шаг пятнадцатый

помогайте спортсменам концентрировать свое внимание па том, что должно случиться.

Обычно победители перед соревнованиями думают о том, что должно случиться, в то время как проигравшие боятся, как бы чего не случилось. Поощряйте спортсменов, если они меняют свои мыс­ли, при размышлении «что, если...». Практикуйте совместный ана­лиз того, как спортсмены готовились и что получили в результате.

Рекомендации А. Голдберга по привитию спортсменам адекватной самооценки

 

Личные и командные результаты напрямую зависят от того, как спортсмены оценивают лично себя. Ваши спортсмены будут учиться быстрее, повышать спортивные результаты и иметь меньше проблем в тренировке, если вы поможете им более критично оценивать себя.

Шаг первый

Уважайте спортсменов.

Уважайте ваших спортсменов и они будут уважать вас. Если они вас уважают, они с удовольствием будут учиться у вас и достигать выдающихся результатов ради вас. Ругайте их только при достаточ­ном основании - тогда они не будут бояться вас и полюбят спорт.

Шаг второй

Избегайте сравнений.

Слишком часто тренеры делают ошибку, сравнивая спортсменов из одной и той же команды. Такие сравнения вызывают у них чув­ство недовольства и порождают нездоровую конкуренцию внутри команды. Если вы желаете сравнивать спортсменов, то делайте это на позитивном примере.

Шаг третий

Осознавайте вашего спортсмена как личность.

Если вы видите в своем спортсмене не только человека с опреде­ленными физическими задатками, и если атлет знает, что вы заботи­тесь о нем как о человеке, он всегда вознаградит вас высокой моти­вацией, старанием и хорошими результатами.

Шаг четвертый

Не затрагивайте чувство собственного достоинства спортсмена при анализе результатов.

Когда спортсмены снижают свои результаты или сильно проиг­рывают, они не становятся в меньшей степени людьми. Они нужда­ются в поддержке. Если же тренер будет выражать негативные взгляды в последующем спортсмены будут иметь неприятности в сорев­нованиях.

Шаг пятый

Поощряйте спортсменов, не угрожайте им.

Если вы хотите, чтобы ваши спортсмены перешли на следующий уровень мастерства, призывайте их к успеху. Поощряйте их и дайте им понять, что вы верите в успех, это позволит им больше верить в себя. Угрозы потенциально уменьшают чувство собственного досто­инства и настраивают спортсменов на неправильные отношения с вами.

Шаг шестой

Знайте личные проблемы спортсменов - это позволит вам развить лучшие отношения с ними.

Когда ваши спортсмены приходят с личными проблемами на тре­нировку, не рассматривайте это как помеху работе. Вместо этого ис­пользуйте шанс, чтобы узнать спортсмена лучше и, возможно, по­мочь ему. Если вы сочувствуете их трудностям, то автоматически поднимаете их чувство собственного достоинства.

Шаг седьмой

Обсуждайте.

Будьте открыты, прямы и честны в ваших отношениях со спорт­сменами. Дайте им понять, что вы знаете, что происходит. Если вы рассержены или расстроены поведением спортсмена, позвольте ему знать это непосредственно. Не ожидайте, что они сами догадаются о вашем состоянии, обсудите непосредственно с ними, и они в буду­щем будут делать то же самое.

Шаг восьмой

Слушайте.

Способность слушать - основа взаимоотношений. Способ помочь спортсмену чувствовать себя лучше - слушать, когда он говорит о себе. Не планируйте, что ответить спортсмену, просто спокойно слу­шайте.

Шаг девятый

Сопереживайте вместе со спортсменом.

Нет ничего более приятного, чем знание того, что человек, ко­торого вы уважаете, понимает вас. Сочувствуйте вашим спортсменам, когда они приходят к вам со своими проблемами. Смотрите на проблемы их глазами. Обсуждение с сочувствием - ключевой инструмент, чтобы поднять чувство собственного достоинства в ваших спортсменах.

Шаг десятый

Признание успехов.

Признание успехов - тоже один из способов сильной мотивации. Каждый день давайте спортсменам понять, что вы постоянно оцени­ваете их. Даже простые фразы «хорошо сделано», «удачно выполне­но» или просто «приятно видеть тебя сегодня» - один из способов дать почувствовать спортсменам, что работать с вами приятно. Это все достаточно просто, но может по-новому повернуть тренировоч­ный день спортсмена.

Шаг одиннадцатый

Будьте положительны.

Ничего хорошего не будет от вашего отрицательного отношения к различным вещам. Позитивная тренерская работа более эффектив­на, чем негативная. Принижение ваших спортсменов не дает им воз­можности почувствовать себя хорошо, да и вам не прибавит хороше­го отношения.

Шаг двенадцатый

Не теряйтесь при ошибках. Исправляйте их конструктивно.

Учите спортсменов, что ошибки и неудачи - необходимая часть процесса обучения, а не причина впадать в уныние и растерянность. Объясните им, что они имеют дело с проявлением риска, и не всегда это заканчивается благополучно. Просто расскажите им, что они сами должны стараться избегать ошибок.

Шаг тринадцатый

Хвалите спортсмена, критикуйте группу.

Когда спортсмен совершил ошибку, не выводите его перед всей группой. Объясните всей группе возможные ошибки в такой ситуации не называя конкретных имен, но если спортсмен действительно сделал что-то хорошее, похвалите его перед строем. Если вам необходимо критиковать кого-либо, лучше сделать это в индивидуальной беседе.

Шаг четырнадцатый

Имейте высокое чувство собственного достоинства. Если вы хотите, чтобы ваши спортсмены имели высокое чувство собственного достоинства, убедитесь, что вы сами обладаете таким качеством. Это не означает, что вы должны относиться к спортсме­нам со снисхождением или панибратски. Вы всегда должны оста­ваться самим собой, и это будет лучшим фактором вашей тренер­ской карьеры.

ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Общая психологическая подготовка к соревнованиям

 

№ п/п Содержание подготовки Частные задачи
1. Морально-этическое воспитание Воспитание дисциплинированности и организованности. Развитие способности произвольно управлять своим поведением в аффектирующих условиях соревнований
2. Волевая подготовка Преодоление пробелов в развитии волевых качеств
3. Подготовка к преодолению неожиданно возникающих препятствий Развитие умения быстро овладевать собой, трезво оценивать ситуацию, принимать адекватные решения и реализовывать их в необходимые действия
4. Совершенствование интеллектуальных качеств Развитие аналитико-синтетического мышления и критичности ума. Развитие наблюдательности, глубины, устойчивости и гибкости мышления
5. Повышение помехоустойчивости при неблагоприятных внешних условиях соревновательной обстановки Развитие интенсивности и устойчивости внимания. Развитие выдержки и самообладания
6. Настройка на выполнение соревновательной деятельности Совершенствование приемов идеомоторной подготовки к выступлению в конкретном виде. Уточнение индивидуальных особенностей настройки на соревнование
7. Саморегуляция неблагоприятных психических состояний Овладение приемами адекватной самооценки внешних проявлений эмоциональной напряженности, произвольного расслабления и коррекции психического состояния  

 

Непосредственная психологическая подготовка к конкретному соревнованию

№ п/п Содержание подготовку Частные задачи
1.   Формирование уверенности в своих силах, стремление к мобилизации психофизического потенциала доя достижения высокого результата   Сбор и анализ информации об условиях предстоящего соревнования, особенно о противниках. Уточнение данных о собственной готовности. Определение цели и формирование мотивов участия в соревнованиях
2.   Совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами, мыслями в соответствии с условиями предстоящего соревнования   Вероятностное программирование деятельности в предполагаемых условиях соревнования с использованием методов регуляции психического состояния и моделирования будущего соревнования. Определение оптимального варианта вероятной программы действий в условиях соревнования. Оптимизация способов настройки непосредственно перед стартом    
3.   Создание оптимального уровня возбуждения и помехоустойчивости перед стартами и во время стартов   Устранение или ограничение всякого рода негативных влияний на эмоциональное состояние спортсмена. Определение наиболее адекватных методов регуляции нервно-психического напряжения, времени и места их применения

Планом могут предусматриваться методы и решения частных за­дач, организационно-методические указания к их решению и сроки выполнения.

В примерном плане психологической подготовки не приводятся средства решения частных задач, так как их сложно обобщить и для каждого спортсмена они должны подбираться индивидуально с при­влечением специалистов-психологов.

Планы применения восстановительных средств

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют спе­циальные восстановительные мероприятия, которые делятся на че­тыре группы средств: педагогические, психологические, гигиеничес­кие и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными, так как при нера­циональном построении тренировки остальные средства восстанов­ления оказываются неэффективными. Педагогические средства пре­дусматривают оптимальное, способствующее стимуляции восстано­вительных процессов построение каждого тренировочного занятия, рациональное построение тренировок и на отдельных этапах трени­ровочного цикла.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда и отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам заня­тий, бытовым помещениям, снаряжению, инвентаря.

Особое место гигиенических средств восстановления надо учиты­вать в тренировочной работе летних спортивных лагерей в районах скальных массивов.

Психологические средства. Обучение приемам психорегулирующей тренировки обучают квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера в управ­лении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения (эти факторы оказывают значительное влияние на ха­рактер и течение восстановительных процессов). Важное значение имеет определение психологической совместимости спорт­сменов.

Медико-биологическая группа восстановительных средств вклю­чает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические сред­ства восстановления. При организации питания на сборах необходи­мо руководствоваться принципами сбалансированного питания. Дополнительное введение витаминов осуществляется в весенне-зимний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежа­ние интоксикации прием витаминов целесообразно начинать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.

Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физичес­ких средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практи­ке широко используются различные виды ручного и инструменталь­ного массажа (подводный, вибрационный), душ, ванны, сауна, ло кальные физиотерапевтические методы воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и т.п.), локальные баровоздействия, электрости­муляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур при­водит к угнетению реактивности организма, поэтому для детей школь­ного возраста в течение дня не следует применять более одного сеанса с одной процедурой. Средства общего воздействия (массаж, ванны, сауна) целесообразно назначать не чаще 1-2 раз в неделю.

Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Средства восстановления используются при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировоч­ных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособно­сти осуществляется естественным путем, дополнительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности. В группах начальной подготовки и учебно-трени­ровочных группах следует избегать применения медико-биологичес­ких средств.

В группах начальной подготовки общий объем нагрузки сравни­тельно небольшой, поэтому восстановление работоспособности происходит главным образом естественным путем. Для данного эта­па подготовки наибольшее значение имеют педагогические средства восстановления, которые предусматривают оптимальное построе­ние педагогического процесса, рациональное сочетание игр, упраж­нений и интервалов отдыха в тренировочных занятиях. Все это со­здает условия благоприятному протеканию восстановительных про­цессов. Из дополнительных средств восстановления рекомендуется систематическое применение гигиенического душа, а также водных процедур закаливающего характера. Витаминизация должна про­водиться с учетом возрастных и сезонных особенностей, а также ко­личества витаминов, поступающих в пищевой рацион. В плане пси­хологического восстановления рекомендуется частая смена трени­ровочных средств и проведение занятий, когда это возможно, в игровой форме.

Учебно-тренировочные группы. С ростом тренировочных нагру­зок в учебно-тренировочных группах в полном объеме следует при­менять педагогические средства восстановления, т.е. рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена. Необходимо оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном тре­нировочном занятии, так и на этапах годичного цикла, где особое внимание следует уделять индивидуальной переносимости нагрузок. В качестве критериев переносимых нагрузок могут служить объективные ощущения, а также объективные показатели (ЧСС, частота глубинадыхания, цвет кожных покровов, потоотделение). Из психологических средств восстановления используются педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы. Медико-биологические средства восстановления вклю­чают: гигиенический душ, все виды массажа, витаминизацию, физио­терапию, гидротерапию, русскую парную баню, сауну и т.д.

Группы совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства. С ростом объема специ­альной физической подготовки и количества соревнований увеличи­вается время, отводимое на восстановление организма. Особое вни­мание при применении педагогических средств восстановления дол­жно быть уделено чередованию упражнений различного характера и направленности с тем, чтобы не вызывать перегрузки мышечных групп ифункциональных систем, чередованию тренировочных на­грузок различного объема и интенсивности, изменение характера пауз отдыха и их продолжительности. Из дополнительных средств следу­ет применять ванны, парную и суховоздушные бани, спортивный массаж, витаминизацию. Из психологических средств восстановле­ния рекомендуется применять аутогенные тренировки, организацию культурного досуга, создание хороших бытовых условий, активный отдых - бассейн, велосипед, прогулки на лыжах и т.д. Комплексное использование разнообразных восстановительных средств в полном объеме (для этапов ССм и ВСМ необходимо после больших трениро­вочных нагрузок и в соревновательном периоде).

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.