Законодательное регулирование деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Законодательное регулирование деятельности

2017-12-12 307
Законодательное регулирование деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Органов внутренних дел по обеспечению

Общественной безопасности

 

Правовая основа деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке формируется с учетом социально-политической ситуации в стране. При формулировании концептуальных проблем целесообразно исходить из понимания специальной деятельности ОВД как способа решения общих и специализированных задач по защите жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод каждого человека, законных институтов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Законность выступает в качестве одного из важнейших политико-юридических средств обеспечения стабильности и организованности в работе органов внутренних дел (как и в целом правоприменительных органов) и представляет собой одну из целей их деятельности по реализации права. Требования законности внутренне обусловливают и внешне ориентируют работников ОВД на выполнение своих функций.

Необходимость правового регулирования специальной деятельности ОВД вызвана требованием соблюдения законности при обеспечении общественной безопасности; правовой регламентацией их внутриорганизационной деятельности; необходимостью правовой защищенности сотрудников, как субъектов правоприменительной деятельности, и граждан, как объектов правового воздействия; сложностью и специфичностью решаемых задач, которые значительно отличаются от повседневных; характером деятельности ОВД в целом, их подразделений и отдельных сотрудников; спецификой объекта воздействия (вооруженные и особо опасные преступники, бандитские формирования и др.).

В основе государственного управления в различных сферах общественной жизни лежит право. Государство, в свою очередь, в отношении права является исполнителем конституционных требований. Социальные нормы с помощью государства приобретают общеобязательный характер, так как только государство может обеспечить юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Поскольку право регулирует все социальные отношения, следовательно, правоотношения, возникающие при деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки, являются продолжением социальных отношений.

В содержание концепции обеспечения общественной безопасности кроме теоретических положений организации и тактики деятельности ОВД входит и правовое регулирование. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайной обстановки регламентирует их правовые обязанности и ответственность, обязывает их принимать адекватные меры и применять различные методы действий.

Для обеспечения общественной безопасности сотрудники милиции выбирают самые эффективные средства и способы достижения целей, не выходя за рамки закона. Характер задач, решаемых органами внутренних дел в условиях чрезвычайной обстановки, постоянно меняется, привлекается значительное количество разнохарактерных сил и средств, что требует разностороннего правового обеспечения. Это придает правовому регулированию деятельности ОВД такую специфическую черту, как множественность ее субъектов и источников.

Необходимое организационное перестроение сил и средств органов внутренних дел для обеспечения общественной безопасности в чрезвычайной обстановке требует наличия законодательной базы, регулирующей выполнение поставленных задач. Методы специальной деятельности органов внутренних дел, разрабатываемые специальной тактикой, также нуждаются в четкой правовой регламентации, регулирующей возникающие правоотношения между гражданами, правоохранительными органами, органами власти и управления.

Правовыми основами деятельности органов внутренних дел при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.

Важнейшими международными нормами в указанной сфере являются Хартия прав человека, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., а также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября
1950 г.), в соответствии с которыми никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

К законодательным актам, регулирующим деятельность правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности, относятся: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О милиции», «О чрезвычайном положении», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О безопасности»,
«Об оружии», «О внутренних войсках», «Об обороне» и др.

В системе правовых мер, призванных обеспечить общественную безопасность, важная роль отводится уголовному законодательству, предусматривающему ответственность за ее нарушение.

Обеспечение общественной безопасности должно быть полным и всесторонним, что может быть достигнуто только при условии взаимодействия ОВД с другими правоохранительными органами.

Правовую основу управленческой деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности составляют их полномочия, определенные российским законодательством. Кроме того, она соответствует принципам, изложенным в Концепции национальной безопасности Российской Федерации[7].

Необходимость детального правового регулирования обеспечения общественной безопасности, как важнейшего средства укрепления российской государственности, подчеркнута в концепции Национальной безопасности Российской Федерации[8].

Демократия и режим законности предполагают строго зафиксированную в законодательстве компетенцию государственных органов и должностных лиц в рамках общепризнанных международных норм, относящуюся к правам человека, которые непосредственно порождают права и обязанности граждан России[9], права милиции как органа государственного управления при обеспечении общественной безопасности.

Правовому регламентированию вопросов обеспечения защиты прав и свобод человека посвящен ряд статей Конституции России[10]. Они являются базой для разработки системы правовых норм, регулирующих деятельность ОВД в чрезвычайной обстановке.

Конституция Российской Федерации возлагает обязанности по обеспечению национальной безопасности, укреплению и защите Отечества не только на Вооруженные Силы, но и на каждого гражданина России[11]. Следует подчеркнуть, что защита Отечества – обязанность всех государственных органов, включая и органы внутренних дел. Закон Российской Федерации «Об обороне» предписывает МВД России содействовать государственным органам в их деятельности по защите Отечества[12].

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками ОВД. В этом правовом акте закреплены их компетенция, права и обязанности, определены функции и задачи по осуществлению мер, обеспечивающих законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка[13].

Внутриведомственное регулирование получило развитие с принятием Закона РФ «О милиции», который является одним из первых актов законодательного решения вопросов правоохранительной деятельности Российского государства.

Закон регламентирует важнейшие стороны деятельности милиции в современных условиях, определяет назначение, основные задачи, обязанности и права по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке (ст. 10, 11). Здесь же определены условия и пределы, а также случаи применения и использования физической силы, специальных средств (ст. 12–14) и оружия (ст. 15) сотрудниками органов внутренних дел при выполнении своих обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Он наделяет ОВД правом применения мер принуждения (ст. 1). Закон излагает только общие требования, регулирующие деятельность милиции в повседневной жизни, не регламентируя всю совокупность общественных отношений, возникающих в различных условиях. Однако общие положения Закона распространяются на деятельность ОВД в любых условиях обстановки, в том числе чрезвычайной. Обозначенная правовая основа закона о применении физической силы, специальных средств и оружия относится и к субъектам их применения вне зависимости от обстановки.

В Законе сказано, что огнестрельное оружие может применяться в составе подразделений (ст. 15), а так как деятельность ОВД по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки проводится нарядами, группами, подразделениями и отрядами, то разработка специальной тактикой методов их деятельности, применения физической силы, специальных средств и оружия опирается на положения Закона РФ «О милиции».

Правительство Российской Федерации формирует и руководит Министерством внутренних дел. Оно издает постановления и распоряжения по обеспечению общественной безопасности, обязательные для исполнения органами внутренних дел, на основании законов и указов Президента России.

Постановления Правительства Российской Федерации по обеспечению общественной безопасности принимаются за основу специальной тактики при разработке методов действий ОВД.

Органы местного самоуправления субъектов Федерации, издавая соответствующие нормативные акты, осуществляют повседневное руководство милицией общественной безопасности, оказывая ей всемерную помощь, что определяется ст. 132 Конституции Российской Федерации и
ст. 7 Закона РФ «О милиции». Эти положения повышают роль местных органов власти в обеспечении государственного правопорядка в пределах административных территорий. Они издают акты, касающиеся деятельности ОВД по обеспечению общественной безопасности, в которых детализируются и конкретизируются правовые нормы, при соблюдении основных положений законов Российской Федерации с учетом местных нужд и особенностей. Эти акты не должны касаться основных положений по организации и тактике специальной деятельности ОВД по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке.

При разработке методов специальная тактика руководствуется положениями Уголовного и Уголовно-процессульного кодексов Российской Федерации.

Предметом уголовно-правового регулирования специальной деятельности ОВД являются общественные отношения, возникающие в ходе деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности. Предмет определяет метод правового регулирования, который представляет собой организационно-властное распорядительство. Основной объект посягательства при возникновении чрезвычайной обстановки – жизненно важные интересы личности, общества и государства. Дополнительным объектом могут стать основы государственного управления в области обеспечения общественной безопасности. Следовательно, в качестве родового объекта правоотношений выступают основы общественной безопасности. В новом Уголовном кодексе Российской Федерации (раздел 9) приведен перечень преступлений против общественной безопасности.

В правовом отношении специальная деятельность органов внутренних является особенной частью повседневной деятельности, так как здесь используются формы и методы, которые в правовом, организационном, методологическом и тактическом планах носят специальный характер.

Правовое регулирование специальной деятельности ОВД обеспечивается нормами особенной части административного права и административной деятельности органов внутренних дел.

Успешно решать задачи по обеспечению государственного правопорядка и общественной безопасности в рассматриваемых условиях невозможно без достаточной правовой подготовки сотрудников ОВД, поскольку вся их деятельность, связанная с применением правовых предписаний, должна быть не только обоснованной и целесообразной, но и законной.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.