Картина первая. Фея и Титьтиль — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Картина первая. Фея и Титьтиль

2017-12-12 154
Картина первая. Фея и Титьтиль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИНЯЯ ПТИЦА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Спектакль-мистерия по мотивам пьесы Мориса Метерлинка «Обручение»

 

 

Калининград, 2011


Пролог

 

Фея. Я пришла вовсе не ради себя самой. Тут есть кое-что поважнее. Понимаете, о чем я? А вы приглядитесь получше. Ну? Видите?

Вот поэтому я и пришла. Ибо вы не видите.

Нет, конечно, я все понимаю: у вас дела и все такое. Но это сильно меня расстраивает. Я огорчена, если не сказать больше. Возмущена. Как будто бы ваши дела в этой вселенной хоть что-нибудь значат!

Сказать вам, что вы не видите? Вы не видите Синюю птицу! Конечно, вы слышали, что Морис Метерлинк написал когда-то про нее пьесу. Вам даже понравилось это сочетание слов: «Синяя птица». Но поймите, что важно не сочетание слов, а сама эта птица.

О, как же она прекрасна! Здесь нет ничего, что могло бы сравниться с ней. Никакое солнце и никакое небо не затмят ее света! Она оставляет такой след в душе, что он сияет в вечности… Синяя птица – это и есть сама Красота, царица всех видимых и невидимых миров…

Семь лет назад, когда я пришла к Тильтилю, он впервые увидел ее. И уж не знаю, догадался ли, что любая попытка схватить руками и посадить в ее клетку, бесплодна и кощунственна? Во всяком случае, он смог дать ей свободу и подарить тому, кому она была нужнее всего на свете.

Увидеть можно лишь то, что даришь. Все остальное, увы, покрыто мраком.

Но вот прошли годы. И я снова здесь, чтобы напомнить Тильтилю о Синей птице. Интересно, какой он теперь? Не забыл ли о самом главном? Конечно, конечно, забыл. Люди так забывчивы и легкомысленны. Их увлекают детали и частности, в которых нет ни грамма смысла. Они сами связывают себе крылья этой веревкой. Этими жгутами обыденности: привычкой, повтором, рутиной. Они предпочитают тюрьму и клетку. Но ведь Синяя птица никогда не согласится на клетку! Ну, и что? У них есть планы отстроить новые уютные тюрьмы и скопить там побольше хлама, такого тяжелого, что корабль их души не двинется с места как бы сильно не дул попутный ветер...

Однако Тильтиль уже видел однажды Синюю птицу. Этого достаточно, чтобы не потерять надежду. Тем более что ветер с небес крепчает. Сердце подсказывает мне, что час настал. Пора! Тильтиль!

 


Картина вторая. Милетта

 

Музыка, на сцене появляются шесть девушек. Они кружатся в танце. Затем встают полукругом, словно статуи. Затем одна из них подходит к Тильтилю.

Милетта. Здравствуй, Тильтиль!.. Ты звал меня ‑ вот я и пришла!..

Тильтиль. Ты Милетта, дочка дровосека... Значит, ты меня любишь? Ты никогда мне не говорила...

Милетта. Разве в той жизни про это говорят? Ведь там же все под запретом... Да и нужно ли говорить?.. Я сразу, с первого дня догадалась, что ты меня любишь; тогда же и я полюбила тебя навсегда... Это было вечером, ты шел с отцом и нес охапку веток... Ты еще не знал, как меня зовут. Ты поздоровался со мной и посмотрел мне прямо в глаза... Я тебе ответила: «Добрый вечер!» — и опустила глаза, но твой взгляд проник в мое сердце, После этого я, не выходя из своего дома, стала часто сюда приходить, но ты, должно быть, меня не замечал...

Тильтиль. Да нет же, нет, это я приходил к тебе каждый вечер, чуть только, бывало, смеркнется... Мать спрашивала меня: «О чем ты все думаешь, Тильтиль?» А отец говорил: «Он опять на луне». Но я был не на луне, а у тебя, только ты не обращала на меня внимания, у тебя были свои заботы; печка, суп, кролики; ты преспокойно колола дрова, вязала хворост, как будто никого, кроме тебя, в лачужке не было...

Милетта. Да нет же, я была здесь и все время целовала тебя, а ты меня — нет...

Тильтиль. Это я все время целовал тебя, а ты ко мне ни разу не приходила...

Милетта. До чего же люди глупы! Ничего-то они не видят до тех пор, пока не прозреют... Зато теперь, когда мы все знаем, когда мы все видим, мы будем целоваться сколько хотим...

Тильтиль. Я еще никогда никого не целовал; и не представляю себе, что это такое!..

ПОЧТИ ПОЦЕЛУЙ.

Милетта. Так ты, правда, меня любишь, Тильтиль, ты любишь только меня?.. А это кто?

 

 


Картина шестая. Предки

 

На сцене – картина обители предков. Потом Великий предок поднимается на помост к Тильтилю.

Великий Предок. Здравствуй, Тильтиль!..

Тильтиль. Здравствуйте, сударь. Вы и есть мой предок? У меня к вам есть одно важное дело.

Великий Предок. Рад тебя видеть.Мы так давно знакомы!..

Тильтиль. Я вас не помню...

Великий Предок. А между тем мы всегда жили один в другом. Ты жил во мне, когда я еще был на Земле, а я теперь живу в тебе, пока ты еще на той самой Земле, которую мы как будто бы покинули... Ну, как тебе у нас нравится?.. Доставь мне удовольствие — позволь мне принять тебя здесь у тебя...

Тильтиль. Принять меня у меня?..

Великий Предок. Конечно... Ты здесь у себя... У тебя здесь очень славно... То, что ты видишь вокруг, — вся человеческая история, — все это находится не где-нибудь, а в тебе самом... Обыкновенно этого не видят, об этом даже и не подозревают, но это правда...

Тильтиль. Никогда бы я не поверил, что во мне столько места…

Великий Предок. Его гораздо больше, чем ты видишь... Однако ты пришел по делу. Мне предстоит выбрать ту, которую ты должен любить...

Тильтиль. Раз вы так добры, позвольте задать вам один вопрос.

Великий Предок. Сколько угодно!

Тильтиль. Почему я не имею права, как другие люди, сам выбрать себе ту, которую я люблю?

Великий Предок. Как — не имеешь? Имеешь. Зачем же ты сюда пришел, как не за тем, чтобы выбирать?

Тильтиль. А мне сказали, что выбирать будете вы.

Великий Предок. Да ведь я — это же и есть ты... Ты — это я, я — это ты, это одно и то же...

Тильтиль. А для меня не одно и то же... Мне все время велят молчать, говорят, что это не мое дело, что это меня не касается... Как видно, все, кому не лень, имеют право решать мою судьбу, только не я!.. Мне это надоело! В конце концов, это невыносимо!.. Какую роль вы мне отводите во всей этой истории?..

Великий Предок. Ту самую роль, какую играют все люди, хотя они убеждены, что действуют по своей собственной воле...

Тильтиль. Ну, а вас-то это с какой стороны касается?.. Я еще понимаю, что дети, которые у меня, вероятно, когда-нибудь будут, имеют некоторое право выбрать себе мать, но вы-то здесь при чем?..

Великий Предок. Да это одно и то же: те, что жили раньше, живут в тебе точно так же, как и те, что еще будут жить... Между нами нет никакой разницы, одно с другим связано...

Тильтиль. Я так ничего и не понял... Но если я не послушаюсь, если я полюблю на свой страх и риск, если я выберу себе не ту, которую мне станут навязывать, — что мне за это будет?

Великий Предок. Ничего особенного, кроме того, что выбор, который ты сделаешь на свой страх и риск, без моего согласия, будет выбор неправильный, то есть ты не будешь любить ту, которую, как тебя казалось, ты любил... Ты допустишь ошибку, ты сам будешь несчастен и нас всех сделаешь несчастными — нас вчерашних и нас завтрашних...

Тильтиль. А это иной раз случается?..

Великий Предок. Очень часто случается, даже слишком часто. Вот почему на земле так много несчастных...

Тильтиль. Что же нужно делать?..

Великий Предок. Где твои подружки?.. Я должен на них посмотреть.

 

Предок и Тильтиль сходят на сцену, где выстраиваются девушки. Предок их осматривает.

 

Великий Предок. Странно, очень странно... А ведь нам точно известно, что та, которая составит твое счастье, пришла сюда. Обыкновенно мы узнаем таких с первого взгляда...

Жаниль. Может быть, это я... Я так люблю его!..

Милетта. Если вы хотите знать, как я его люблю, загляните мне в глаза, и вы увидите...

Эметта. Разве вы не знаете, что я люблю его дольше, чем другие?.. Я как увидела его, так и полюбила... Я только не решалась сказать, но я чувствую, что не переживу, если вы изберете другую...

Великий Предок. Я не вижу среди вас той, которую ожидал... Тильтиль!..

Тильтиль. Что вам угодно?

Великий Предок. Ты привел сюда только тех, кого я вижу перед собой?

Тильтиль. Да, больше никого...

Великий Предок. А что это за белая тень — вон там, с краю?

Тильтиль. Право, не знаю... Она все время следует за нами, проникает всюду, никто ее не знает, отделаться от нее невозможно...

Великий Предок. Подойди. Кто ты?..

Тильтиль. Спрашивать ее бесполезно — она ничего не отвечает, она не умеет говорить...

Великий Предок. У нее как бы нет лица. Но кто она? А ну, Тильтиль, сделай над собой усилие, — все зависит от тебя... Ты должен припомнить...

Тильтиль. Да я уже старался... Сколько ни рылся в памяти — ничего не мог вспомнить...

Великий Предок. Есть только одно средство: надо, чтобы дети, которые должны от тебя родиться, открыли, кто она, надо, чтобы они назвали ее матерью... Дети видят гораздо дальше и гораздо глубже, чем мы... Но только нельзя терять время: это ожидание чрезвычайно для нее опасно... Не унывай же и торопись...

 

Свет на сцене гаснет.

 


Тильтиль

Вот тебе раз!.. Как же мне теперь быть?.. Чем же я виноват, что никак не могу вспомнить?.. Господи, но до чего же она хороша! Я думаю, что они правы... Я уверен, уверен, что это она...

 

 

Затемнение.

 

 


Картина восьмая. Развязка

 

Стук. Тильтиль потягивается, как после долгого сна.

 

Тильтиль. Кто там?..

Мать Тиль. Это я! Мы гостей ждем...

Тильтиль. Погоди, погоди, дай надеть штаны... Э, да я спал одетый!.. Как же так?..

Мать Тиль. Скорей, скорей!.. Помоги мне развести огонь в очаге и убрать в комнате...

Тильтиль. Да кого же это мы ждем: персидского шаха или японского микадо?..

Мать Тиль. Поднимай выше. Ни за что не догадаешься... Помнишь нашу Соседку?...

Тильтиль. Какую Соседку?

Мать Тиль. У нас их не так много... Ту, у которой был хорошенький розовый домик при дороге...

Тильтиль. Ах да!.. С ней еще жила внучка, и я отдал ей свою горлицу, свою синюю горлицу...

Мать Тиль. Она самая...

Тильтиль. Они же давно уехали...

Мать Тиль. А теперь опять переезжают к нам в деревню и теперь уже — насовсем... Они будут жить в том же хорошеньком домике — ведь это дом дяди маленькой Мажуа...

Тильтиль. Маленькой Мажуа?..

Мать Тиль. Ну да, той самой девочки — ее так зовут... Твой отец встретил ее вчера вечером, говорит ‑ не узнать... Тебя переросла и такая, говорит, красавица!..

Тильтиль. Может, мне надеть мой праздничный костюм?..

Мать Тиль. Не надо, ты и так чистенький... Я слышу, это они идут по дорожке...

 

Появляются Соседка и Мажуа.

 

Соседка (она же Фея). Да, да, это мы, это мы, госпожа Тиль!.. Здравствуйте. А этот милый молодой человек — это Тильтиль?..

Мать Тиль. Да, да, госпожа Берленго! А как ваша-то барышня похорошела!.. Ну, прямо ангел!.. Эй, Тильтиль, что это с тобой?.. Не узнаешь свою подружку?.. А ну поухаживай за ней. А мы пока с соседкой побеседуем.

 

С соседкой уходят, а Тильтиль приглашает Мажуа с себе.

 

Тильтиль. Скажи, это была ты?..

Мажуа. Конечно, я...

Тильтиль. Я тебя срезу узнал...

Мажуа. А я — тебя...

Тильтиль. Ты еще красивей, чем там...

Мажуа. Ты тоже...

Тильтиль. Как это странно, правда? Я никак не мог припомнить...

Мажуа. А я никогда не забывала...

Тильтиль. Какая ты славная!..

Этюд УЗНАВАНИЕ.

Тильтиль. А они даже и не подозревают...

Мажуа. Ты думаешь?..

Тильтиль. Я уверен... Они не знают того, что знаем мы... А вот Малыши знали!..

Мажуа. Какие Малыши?

Тильтиль. Тамошние Малыши. Они такие славные!.. Они тебя сейчас же узнали. Ты не очень горевала?

Мажуа. Из-за чего?

Тильтиль. Из-за того, что я не мог припомнить...

Мажуа. Ты же не виноват...

Тильтиль. Я понимаю, а все-таки мне было досадно... А ты была бледная-бледная и все молчала... Когда ты меня полюбила?..

Мажуа. С первого взгляда... Когда ты подарил мне Синюю Птицу...

Тильтиль. А я — тебя, а я — тебя, но только я потом забыл... Ну, ничего, все будет хорошо ‑ они же согласны, они же этого хотят!..

Мажуа. Ты думаешь, они это нарочно?..

Тильтиль. Уверен, нисколько не сомневаюсь... Все этого хотели, особенно Малыши!..

Но каков сон, а?..

Мажуа. Да...

Тильтиль. Такого красивого сна я еще никогда не видел, а ты?..

Мажуа. И я...

Тильтиль. Только никому про это не говори! Это наша тайна...

 

Занавес

СИНЯЯ ПТИЦА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Спектакль-мистерия по мотивам пьесы Мориса Метерлинка «Обручение»

 

 

Калининград, 2011


Пролог

 

Фея. Я пришла вовсе не ради себя самой. Тут есть кое-что поважнее. Понимаете, о чем я? А вы приглядитесь получше. Ну? Видите?

Вот поэтому я и пришла. Ибо вы не видите.

Нет, конечно, я все понимаю: у вас дела и все такое. Но это сильно меня расстраивает. Я огорчена, если не сказать больше. Возмущена. Как будто бы ваши дела в этой вселенной хоть что-нибудь значат!

Сказать вам, что вы не видите? Вы не видите Синюю птицу! Конечно, вы слышали, что Морис Метерлинк написал когда-то про нее пьесу. Вам даже понравилось это сочетание слов: «Синяя птица». Но поймите, что важно не сочетание слов, а сама эта птица.

О, как же она прекрасна! Здесь нет ничего, что могло бы сравниться с ней. Никакое солнце и никакое небо не затмят ее света! Она оставляет такой след в душе, что он сияет в вечности… Синяя птица – это и есть сама Красота, царица всех видимых и невидимых миров…

Семь лет назад, когда я пришла к Тильтилю, он впервые увидел ее. И уж не знаю, догадался ли, что любая попытка схватить руками и посадить в ее клетку, бесплодна и кощунственна? Во всяком случае, он смог дать ей свободу и подарить тому, кому она была нужнее всего на свете.

Увидеть можно лишь то, что даришь. Все остальное, увы, покрыто мраком.

Но вот прошли годы. И я снова здесь, чтобы напомнить Тильтилю о Синей птице. Интересно, какой он теперь? Не забыл ли о самом главном? Конечно, конечно, забыл. Люди так забывчивы и легкомысленны. Их увлекают детали и частности, в которых нет ни грамма смысла. Они сами связывают себе крылья этой веревкой. Этими жгутами обыденности: привычкой, повтором, рутиной. Они предпочитают тюрьму и клетку. Но ведь Синяя птица никогда не согласится на клетку! Ну, и что? У них есть планы отстроить новые уютные тюрьмы и скопить там побольше хлама, такого тяжелого, что корабль их души не двинется с места как бы сильно не дул попутный ветер...

Однако Тильтиль уже видел однажды Синюю птицу. Этого достаточно, чтобы не потерять надежду. Тем более что ветер с небес крепчает. Сердце подсказывает мне, что час настал. Пора! Тильтиль!

 


Картина первая. Фея и Титьтиль

 

Музыка. Этюд «Немощные»: проходят по сцене согбенно, хромая, медленно. Остается в центре один Тильтиль.

 

Фея. Тильтиль, я жду тебя!

Тильтиль. Что? Кто это?

Фея. Ты уже не помнишь меня? А ну, бегом сюда, бегом!

Тильтиль. Грешно смеяться над калекой…

Фея. Грешно прикидываться им. Или мне уйти? Зову тебя последний раз: подойди ко мне!

Тильтиль. Я постараюсь. (Медленно ковыляет, встает рядом с феей). Кто вы?

Фея. Я та, кто пришла разбудить тебя. Просыпайся, сапфир, просыпайся, сердце Тильтиля!

 

Музыка. Этюд «Пробуждение Тильтиля».

 

Я должна тебе сообщить чрезвычайно важную вещь... Кого ты любишь?..

Тильтиль. Кого я люблю?..

Фея. Ну да! Я, кажется, не по-латыни с тобой говорю... Я спрашиваю, любишь ли ты кого-нибудь?

Тильтиль. Ну конечно! Я всех люблю: отца с матерью, товарищей, сестру, соседей, всех моих знакомых...

Фея. Не прикидывайся дурачком. Ты отлично понимаешь, что я имею в виду... Кто из девушек, с которыми ты встречался, тебе больше всех нравится?

Тильтиль. Не знаю...

Фея. То есть как — не знаешь?.. А кто же за тебя знает?.. В твои годы об этом не думают только дурачки и растяпы. Нечего робеть!.. Вот когда не любишь, тут и, правда, впору сквозь землю провалиться... Мы с тобой перешли из области лживых слов в область истинных мыслей, а это совершенно разные вещи... Итак, из всех девушек, с которыми ты встречался...

Тильтиль. Я мало с кем встречаюсь...

Фея. Это не важно. Для этого вовсе не нужно встречаться с целой гурьбой... Часто бывает довольно остановить внимание на одной. Когда нет других, ты любишь эту — и больше тебе ничего не надо... Ну, так вот, среди тех, что тебя окружают...

Тильтиль. Меня никто не окружает...

Фея. У соседей...

Тильтиль. У нас почти нет соседей...

Фея. В деревне, в городе, в лесу, в любом доме... Когда сердце проснулось, их везде находишь... Кто из них самая красивая?..

Тильтиль. Да они все очень красивые...

Фея. Сколько их?..

Тильтиль. Четыре в деревне, одна в лесу, одна возле моста...

Фея. О! Для начало недурно! Скажи мне по секрету: они тебя тоже любят?

Тильтиль. Они не знают, что я их люблю...

Фея. Вовсе это не нужно знать. Кто живет в мире истины, тем это сразу видно... Достаточно взгляда — он не слукавит, а вот слова обычно скрывают то, что говорит сердце... Послушай, мне некогда. Хочешь, я их приведу сюда?..

Тильтиль. Приведете сюда?.. Да они не захотят... Мы почти незнакомы... Им известно, что я из бедной семьи... Они понятия не имеют, где я живу, особенно деревенские — они сюда не ходят...

Фея. Может, еще чего скажешь? Довольно! Мы — по ту сторону лжи... Они явятся по первому зову...

Тильтиль. Я даже не могу сказать, обратили они на меня внимание или нет...

Фея. А тына них поглядывал?

Тильтиль. Иногда...

Фея. А они на тебя?

Тильтиль. Иногда...

Фея. Больше ничего и не надо, в этом — вся истина. Так отдают друг другу сердце в том подлинном мире, куда я тебя поведу. Остальное несущественно... Твои девушки не ошибаются. Они знают все, что нужно знать; когда никого посторонних не будет, они тебе это докажут. То, что мы видим, не имеет никакого значения, миром правит невидимое...

И речь сейчас идет о выборе великой и единственной любви всей твоей жизни: ведь у каждого человека бывает только одна любовь... Если он ее упустит, то бродит потом по свету как неприкаянный... Он ищет ее до самой смерти, так и не исполнив своего великого долга по отношению к тем, что живут в нем самом... Но в большинстве случаев он об этом и не подозревает... Он идет с закрытыми глазами, случайно находит во мраке женщину и показывает ее своим близким с таким видом, точно ему удалось отомкнуть райские врата. Он думает, что он один во всем мире... Однако довольно... Ты готов?.. Они сейчас войдут...

Тильтиль. Но ведь я плохо одет!.. Подождите, подождите!.. Что же мне надеть?

Фея. Ну, скорей, скорей!.. Все это ни к чему. Они даже не глянут, как ты одет... Они же не дурочки... В другой жизни они, может быть, и правда ведут себя глупо, — в другой, но не в этой, а ведь только эта жизнь и важна... Здесь обнаружится их подлинная сущность...

Тильтиль. Они придут одновременно?.. Их всего, по-моему, шесть. Точно не помню... А если они поссорятся?

Фея. Говорят тебе, мы уже не в дольнем мире... Разве ты не замечаешь, что воздух стал чище, что свет совсем иной?.. В той сфере, где мы с тобой сейчас находимся, мужчины и женщины не ссорятся... Все это была одна видимость, на самом деле ничего этого нет...

Тильтиль. Откуда они войдут?..

Фея Право, не знаю... Кто откуда захочет. А вот и они. (Отходит).

 


Картина вторая. Милетта

 

Музыка, на сцене появляются шесть девушек. Они кружатся в танце. Затем встают полукругом, словно статуи. Затем одна из них подходит к Тильтилю.

Милетта. Здравствуй, Тильтиль!.. Ты звал меня ‑ вот я и пришла!..

Тильтиль. Ты Милетта, дочка дровосека... Значит, ты меня любишь? Ты никогда мне не говорила...

Милетта. Разве в той жизни про это говорят? Ведь там же все под запретом... Да и нужно ли говорить?.. Я сразу, с первого дня догадалась, что ты меня любишь; тогда же и я полюбила тебя навсегда... Это было вечером, ты шел с отцом и нес охапку веток... Ты еще не знал, как меня зовут. Ты поздоровался со мной и посмотрел мне прямо в глаза... Я тебе ответила: «Добрый вечер!» — и опустила глаза, но твой взгляд проник в мое сердце, После этого я, не выходя из своего дома, стала часто сюда приходить, но ты, должно быть, меня не замечал...

Тильтиль. Да нет же, нет, это я приходил к тебе каждый вечер, чуть только, бывало, смеркнется... Мать спрашивала меня: «О чем ты все думаешь, Тильтиль?» А отец говорил: «Он опять на луне». Но я был не на луне, а у тебя, только ты не обращала на меня внимания, у тебя были свои заботы; печка, суп, кролики; ты преспокойно колола дрова, вязала хворост, как будто никого, кроме тебя, в лачужке не было...

Милетта. Да нет же, я была здесь и все время целовала тебя, а ты меня — нет...

Тильтиль. Это я все время целовал тебя, а ты ко мне ни разу не приходила...

Милетта. До чего же люди глупы! Ничего-то они не видят до тех пор, пока не прозреют... Зато теперь, когда мы все знаем, когда мы все видим, мы будем целоваться сколько хотим...

Тильтиль. Я еще никогда никого не целовал; и не представляю себе, что это такое!..

ПОЧТИ ПОЦЕЛУЙ.

Милетта. Так ты, правда, меня любишь, Тильтиль, ты любишь только меня?.. А это кто?

 

 



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.