Понятие и Общая характеристика источников земельного права — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие и Общая характеристика источников земельного права

2017-12-12 244
Понятие и Общая характеристика источников земельного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

ПРЕДМЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

1) право собственности и иные вещные права на землю;

2) управление земельными ресурсами РФ;

3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

4) правовую охрану земель;

5) управление в сфере использования и охраны земель;

6) правовое регулирование платы за землю;

7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Татья 20

Статья 21

Статья 23

Аренда земельных участков

Аренда – это предоставление какого- либо имущества, в нашем случае, земельного участка во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды. Это одна из самых распространенных и наиболее эффективных форм использования земель во всем мире. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Основными признаками аренды земель являются:

- срочность, т.е. аренда – право, действующее определенный период времени, определяемый в договоре. Действующим законодательством не определены сроки аренды земель, однако по сложившейся практике аренда земельных участков не может превышать 49 лет.

- платность, т.е. возмездность арендных отношений, проявляющаяся в арендной плате, выплачиваемой арендатором арендодателю;

- возвратность, т.е. по истечении срока аренды арендованное имущество – земля, подлежит возврату арендодателю, т.е. собственнику земельного участка.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом России.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 ЗК РФ.

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные Земельным кодексом РФ.

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять (5) лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 23 ЗК РФ, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

Изъятые из оборота земельные участки, указанные в статье 27 ЗК РФ, не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Под общим названием «платность использования земли» в ст. 65 Зе­мельного кодекса РФ и Законе РФ «О плате за землю» упоминается зе­мельный налог и арендная плата. При этом не указывается на различия этих платежей. Между тем правовая природа их имеет принципиальные различия. Арендная плата устанавливается договором, т. е. соглашением сторон по добровольному желанию участников этого договора. На­лог — властное предписание пользователям земли со стороны государст­ва, и они не вправе изменить размеры этих платежей, которые идут в бюджет. Льготы по налогу могут быть установлены только в законе.

Применяется также нормативная цена (в случаях, установленных за­коном) при выкупе в частную собственность земельных участков, нахо­дящихся в государственной собственности, а также для получения под залог земли банковского кредита по ставкам, устанавливаемым Прави­тельством РФ (периодически пересматриваемым). При сделках куп­ли-продажи определяется рыночная цена земли.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хо­зяйствования (инфляция, финансовая реформа и т. п.).

Плательщиками земельного налога являются все

ПЛАТЕЛЬЩИКИ физические и юридические лица, которым пре-

НАЛОГА доставлена земля в собственность или пользова-

ние (включая аренду) на территории России.

Объектами обложения земельным налогом служат конкретные зе­мельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование. К ним относятся:

— сельскохозяйственные угодья, предоставленные для сельскохозяйст­

венного производства;

земельные участки, предоставленные гражданам для ведения лич­

ного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства,

индивидуального садоводства, животноводства и огородничества;

земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для

садоводства, огородничества, животноводства;

служебные земельные наделы;

земельные участки, предоставленные для жилищного, дачного, га­

ражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей;

земли промышленности, связи, транспорта, радиовещания, теле­

видения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

земли лесного фонда, занятые лесами эксплуатационного назна­

чения, предоставленных для заготовки древесины;

земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной дея­

тельности;

— земли лесного и водного фондов, предоставленные для рекреаци­

онных целей.

В облагаемую налогом площадь включается весь предоставленный в собственность или пользование земельный участок независимо от того, чем он занят, если иное не установлено в законе. Например, участок,

 

а также государственные унитарные предприятия и государственные учреж­дения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных сис­тем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взи­мается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Рос­сийской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для от­дельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоря­жении соответствующего органа местного самоуправления.

В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом произ­водится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

В случаях перехода в течение года права собственности, права по­жизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика к другому зе­мельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собст­веннику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января текущего года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому — начиная с месяца, следующего за ме­сяцем возникновения права на земельный участок.

За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строе­ния и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог уплачи­вается наследником с момента (времени) открытия наследства. Момен­том (временем) открытия наследства является день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим — день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Наследникам, приняв­шим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисля­ется с учетом налоговых обязательств наследодателя.

УСТАНОВЛЕНИЕ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО

НАЛОГА НА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕН-

НОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Налог за земли сельскохозяйственного назначе­ния устанавливается и взимается только за ту их часть, которая числится по государственному ка­дастровому учету сельскохозяйственными угодья­ми (пашня, сенокос, пастбища, многолетние на­саждения). Остальная часть земель сельскохозяй­ственных предприятий и граждан, занимающихся несельскохозяйственным производством (несельскохозяйственные угодья), земельным налогом не облагается. Земельный налог за сельскохозяйственные угодья взимается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Законом «О плате за землю» установлены фиксированные значения средних ставок налога в расчете на 1 га немелиорированной пашни в раз­резе субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, диффе-

 

."ренцируются ими по видам и подвидам угодий, исходя из их кадастровой оценки. При этом к показателям кадастровой оценки вводятся поправоч­ные коэффициенты на местоположение земель. Конкретная методика дифференцирования ставок земельного налога, а также минимальные раз­меры ставок за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

За участки, предоставленные гражданам для ве-НАЛОГ ЗА ЗЕМЛИ дения личного подсобного хозяйства, садоводст-

НАСЕЛЕННЫХ ва> огородничества, животноводства, сенокоше-

ПУНКТОВ ния и выпаса скота (как в пределах границ на-

селенного пункта, так и вне их), земельный налог взимается со всей площади участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйствен­ного назначения данного административного района. Для этого устанав­ливаются средние ставки налога по району.

Законом РФ «О федеральном бюджете на 2002 год»1 установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.

Основанием для установления и взимания зе-

ВЗИМАНИЕ мельного налога является документ о праве на

И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ землю.

СРЕДСТВ Учет налогоплательщиков и начисление налога

ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Контроль за правильностью учета налогоплательщиков, а также правильностью и своевременностью его начисления и уплаты осуществ­ляют органы государственной налоговой инспекции. Налог уплачивается в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября каждого года равными долями. При неуплате налога в указанные сроки начисляется пеня в раз­мере 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки.

Указанные сроки уплаты налога являются рекомендательными и мо­гут изменяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в зависимости от кон­кретных условий.

Налог за земли лесного фонда взимается одновременно с взиманием платы за древесину.

Суммы платежей за землю зачисляются на бюджетные счета соответ­ствующих органов местного самоуправления: сельских, поселковых, рай­онных - в зависимости от подведомственности облагаемых земель. Часть указанных средств централизуется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Средства, образуемые в бюджетах за счет взимания платы за землю, имеют строго целевое назначение.

В соответствии со ст. 24 Закона «О плате за землю» указанные сред­ства используются исключительно на следующие цели:

финансирование мероприятий по землеустройству, земельному када­стру и мониторингу земель;

финансирование мероприятий по охране земель, повышению их пло­дородия и освоению новых земель;

на компенсацию собственных затрат землепользователя или собст­венника земли по охране земель и повышению их плодородия, а также

РГ. 2001. 31 дек.

 

освоению новых земель, включая погашение ссуд под указанные меро­приятия и процентов за их использование;

инженерное и социальное обустройство территорий.

Эта цена земли является одним из способов уча-

НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА сгтя государства в регулировании рыночныхзе-

ЗЕМЛИ мелъных отношений. Она представляет собой

фиксированную, нормативно устанавливаемую цену на землю, применяе­мую в определенных законодательством случаях с целью обеспечения госу­дарственных интересов. Она применяется как нижний предел стоимости земли при продаже земель, находящихся в государственной или муници­пальной собственности. Так, например, она применяется в качестве цены земли при выкупе незастроенных земельных участков в населенных пунк­тах, при продаже участков для индивидуального предпринимательства и т. д.

Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполни­тельной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по специально установленным оценочным зонам. В качестве таковых мо­жет быть принята территория административного района, населенного пункта или их группы. Границы и размеры оценочных зон устанавлива­ются органами исполнительной власти субъектов РФ по предложению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановле­нием Правительства РФ от 15 марта 1997 г. «О порядке определения нор­мативной цены земли», в соответствии с которым нормативная цена, уста­новленная органом исполнительной власти субъекта РФ, не должна превы­шать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Таким образом, нормативная цена земли имеет региональное значение и действует в пределах территории ка­ждого субъекта РФ. Но и в пределах территорий субъектов РФ норматив­ная цена может дифференцироваться в зависимости от местной специфики. Такое дифференцирование может осуществляться органами местного само­управления, которые по мере развития земельного рынка могут своими ре­шениями уточнять количество и границы оценочных зон и повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Официальная выдача заинтересованным лицам документа о норматив­ной цене земли конкретных земельных участков возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Земельный налог

Земельный налог является формой платы за землю и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует в городах федерального значения.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.