Реальность социального пространства. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Реальность социального пространства.

2017-12-12 343
Реальность социального пространства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальным пространством следует назвать всю материальную и духовную сторону человеческого бытия наряду с общением, человеческими деятельностями и системой прав и обязанностей.

Реальность социального пространства развивается в процессе исторического движения человечества: язык знаков становится все более развернутой и все более разнообразно отражающей объективную реальность системой, определяющей существование человека.

Реальность социального пространства осваивается также, когда человек в своем индивидуальном развитии проходит через испытания разными видами деятельности. Именно благодаря созданию и сохранению орудий человечество выделилось из природы, сотворив рукотворный мир предметов - вторую природу человеческого бытия. Основные виды деятельности человека- общение, игра, ученье, труд - составляют реальность социального пространства.

Реальность социального пространства имеет организующее поведение человека, его образ мыслей и мотивов начало, выражаемое в системе обязанностей и прав. Каждый человек лишь в том случае будет чувствовать себя достаточно защищенным в условиях реальности социального пространства, если он примет за основу своего бытия существующую систему обязанностей и прав. Как у социального существа, у человека сформировалось в его историческом развитии могущественное чувство - регулятор его социального поведения в слове «должен». Социальное качество человека- чувство долга формировалось в процессе построения идеалов и реализации социального контроля.

Человечество при создании и освоении реальности социального пространства через своих мыслителей всегда стремилось создать нравственный идеал. Нравственный идеал- представление о всеобщей норме, образце человеческого поведения и отношений между людьми. В индивидуальном сознании людей они выступают в чувстве, называемом совестью, определяют поведение человека в обыденной жизни.

Социально-нормативное пространство вклячает в себя этнические традиции, психологию этноса и стиль межэтнических отношений. Ценностное отношение к традиции нарастает на фоне интернационализации жизни, глобализации деятельности.

Этническая идентичность социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах взаимодействия со своим и другим этносом. Глобализация тогда понимается как естественный исторический процесс. Чтобы сохранить свою самобытность этносы открыты к интеграции культур на мировом уровне.

3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ

Образы во внутреннем пространстве психики: образ –чувственная форма психического явления. Внутренняя жизнь человека может наполнятся разными содержаниями знаков в их культурной заданностию знак соединяется с образом в индивидуальном восприятии. Люди видят мир по разному, и разные образы доступны нашему сознанию. Обращенность к внешнему миру приводит к необходимости обращения к внутренним образам которые содействуют видению некой сущности вещей.

Человек постепенно в процессе онтогенетического развития формирует свою собственную внутреннюю позицию через систему личностных смыслов. Система личностных смыслов каждого человека определяет индивидуальные варианты его ценностных ориентации. Человек с первых лет жизни усваивает и создает ценностные ориентации, которые формируют его жизненный опыт. Эти ценностные ориентации он проецирует на свое будущее.

Для целостной, гармоничной личности, несомненно, важна способность не только к сознательному самоуправлению, но и к формированию мотивирующих систем. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение — это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода. Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее.

Предпосылки на каждой ступени психического развития создают личностные образования, которые имеют непреходящее значение, определяющее дальнейшее развитие личности. Стать человеком - значит научиться проявлять себя по отношению к другим людям, как подобает человеку. Чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть личностью.

На уровне первого рождения личности – каждый уподобляется каждому. Индивид присваивает человеческую культуру самосознания, он идентифицируется со своим имененм, притязает на признание других людей, соотносит свое Я со прошлым и будущим, к социальному надо и своим правам. На первом этапе личность актуализируется в рамках структуры самосознания. На первом этапе происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности. В первую очередь он выделяет себя как персону, как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физический облик). Психологически «Я-образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношечия к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание (имеющее как позитивное направление, так и негативное). В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Далее, у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе - для него открывается перспектива его собственного развития. Важнейшее значение для формирования личности ребенка имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права.

На уровне второго рождения – личность предстает перед другими и перед самим собой как личность когда он включен в ситуацию, в кот он должен активно и свободно отстоять свою позицию. В другие моменты человек может и не проявлять себя как личность, но каждый может поднятся на уровень второго рождения. Личностное в человеке – особоченность проблемамы человечества обращенность на себя с точки зрения требований личности Кто Я.

Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основы. Она принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями. Социально зрелая личность несет в себе постоянство установок на ценностные ориентации, органически сочетающие понимание не только независимости, но и необходимости зависимости. Социально зрелая личность является носителем идеологии, долга, самостоятельности, свободы и активности.

Подлинно человеческое бытие - в человеческой активности, которая состоит в «изменении обстоятельств» и «самоизменений». Свободное, индивидуальное бытие человека творит и изменяет обстоятельства, других людей и саму личность. Именно оно может поставить личность в положение социальной активности, т.е. активного воздействия на окружающую природу, общество, другого человека и на себя.

Истинная личность несет в себе способность к свободе. Только активная личность способна осуществлять действия свободно, вне стереотипов. Свободная личность неконформна, самостоятельна и активна. Личность социальна, поэтому она исторически и психологически зависит от социального как условия своего развития, как своего естественного человеческого бытия. Свобода личности выражается в принятии определенной мировоззренческой позиции и следовании ей, а наличие воли для следования долгу представляет личность в ее свободном бытии.

 

7. Закономерности психического развития на возрастных этапах.

Психическое развитие – закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский). В результате многостороннего психологического анализа онтогенеза можно выделить следующие закономерности возрастного психического развития человека, обоснованные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, К. К. Платонова, Б.Ф. Ломова:

1. Психическое развитие определяет деятельность, т.е. возрастные особенности определяют характер ведущей деятельности.

2. Деятельность определяет психическое развитие т. е. чем активнее деятельность, тем интенсивнее развитие. Появление нового связано с активностью самого человека.

4. Интеграция – все психические функции постепенно приобретают все большие связи друг с другом и все больше влияют друг на друга.

1) Для возрастного психического развития характерно качественное своеобразие каждого возраста, что означает появление новообразований развития. В каждом из возрастов складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психологическое развитие.

2) Возрастному психическому развитию присуща гетерохронность -разновременность развития - хронологический, биологический, социальный и психологический возраст могут не совпадать. Например, в психологии юности хорошо описано явление, характеризующее "детскость" мышления и поведения человека - инфантилизм.

3) Для возрастного психического развития характерна необратимость, т.е. развитие в направлении от прошлого к будущему.

4) Возрастному психическому развитию свойственна преемственность, т.е., все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь. Особенно показателен в этой связи процесс профессионального становления человека.

5) Возрастное развитие психики и личности характеризуется сензитивностью, которая определяется как присущее определенному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. человек на отдельных этапах развития наиболее чувствителен к некоторым педагогическим воздействиям, которые вызывают у него появление определенных качеств.

6) Для возрастного психического развития характерны кризисы развития. Психологическое содержание кризисов развития состоит в перестройке смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, дальнейшему становлению личности.

7) Возрастному психическому развитию присущи пластичность, компенсаторность - психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушенных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. постепенное ослабление или даже утрата некоторых психологических способностей компенсируется формированием и развитием новых.

8) Возрастное психическое развитие характеризуется по мере взросления и старения человека возрастанием индивидуализации, т.е. неповторимым своеобразием психики и личности. Человек приобретает в своем индивидуальном опыте самобытные способы профессиональной деятельности и общения. Начиная с юношеского возраста, потребность в индивидуализации нарастает.

9) Возрастное психическое развитие характеризуется многонаправленностью, что означает на каждом отрезке жизненного пути не только роста (приобретений, новых адаптивных возможностей), но и упадка, потерь, причем в течение жизни происходит изменение их соотношения.

10) Возрастному психическому развитию свойственна определенная вариативность, т.е. отсутствие жесткой предопределенности, конечные формы психического развития не заданы, однако, оно происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л.С. Выготскому, процесс-психического развития -это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Профессиональная задача психолога - проследить логику освоения идеальных форм.

 

8. Механизмы психического развития и развития личности.

В.С.Мухиной феноменология психического развития рассматривается как стремление к сопричастности с внешним миром и его объектами, либо как стремление к отчуждению, отторжению от них. внешняя среда, в которой происходит развитие личности, порождает два ведущих механизма развития детской психики – идентификацию и обособление.

Оба названных механизма действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях развития психики человека.

Идентификация и обособление здесь рассматриваются как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности. Мы рассматриваем идентификацию как механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым объектом. В свою очередь, обособление мы будем рассматривать как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Объективно идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление - как механизм индивидуализации личности.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.