Тема 20. Правовой режим земель запаса — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 20. Правовой режим земель запаса

2017-12-12 306
Тема 20. Правовой режим земель запаса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.

Cуществование этой самостоятельной категории связано, в первую очередь, с отсутствием субъектив­ных прав юридических и физических лиц на земельные участки. Это земли, которые по тем или иным причинам оказались вне сфе­ры хозяйственного использования.

Принципиальное отличие от всех других категорий заключает­ся в том, что земли запаса — это земли, целевое назначение кото­рых еще не определено.

В этом смысле земли запаса не могут иметь общего целевого назначения, в соответствии с которым земельные участки будут включаться в эту категорию. Как часть земельного фонда земли запаса обладают определенными природными и хозяйственными свойствами, в соответствии с которыми впоследствии будет уста­навливаться их целевое назначение.

Критерии, по которым земельные участки переводятся в земли запаса, закреплены недостаточно четко. В состав земель запаса могут включаться неис­пользуемые и изымаемые в установленном порядке у землевла­дельцев, землепользователей и собственников земельные участки. Определения «неиспользуемые» и «изымаемые в установленном порядке» нужно понимать как самостоятельные критерии для пе­ревода земель в земли запаса.

Неиспользуемые земли — это земли, не вовлеченные в хозяй­ственное использование из-за их непригодности, неосвоенные зем­ли, земли, утратившие свои полезные свойства по различным при­чинам (например, в результате деградации, порчи, загрязнения). Эти земли, как правило, требуют проведения специальных мероприятий по их улучшению или освоению.

Законодательство не устанавливает полноценного механизма признания земель неиспользуемыми, кроме отнесения их к землям запаса.

Выявление неиспользуемых земель осуществляется в поряд­ке государственного контроля за использованием и охраной зе­мель, при разработке схем и проектов землеустройства, веде­нии государственного земельного кадастра и мониторинга зе­мель, осуществлении других функций по управлению землями. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня осно­ваний отнесения земель к неиспользуемым. Таковыми могут быть как земли, которые по объективным причинам выбыли из хозяйственного использования, так и земли, заброшенные закон­ными владельцами.

Однако не все земли, выбывшие на законных основаниях из хо­зяйственного оборота, могут быть отнесены к неиспользуемым для перевода в земли запаса. Например, земли отчуждения, которые в связи с радиоактивным загрязнением были изъяты у землевладель­цев, землепользователей, собственников земельных участков, ис­ключаются из хозяйственного использования, но приобретают осо­бый правовой режим. В составе земель населенных пунктов выде­ляются незастроенные земли, которые могут быть свободны опре­деленное время, оставаясь в этой категории.

Таким образом, неиспользуемые земли включаются в земли запаса, только если они не отнесены к какой-либо другой катего­рии земель.

Земельные участки, изъятые у прежних землевладельцев, зем­лепользователей и частных собственников земли, будут относить­ся к землям запаса, если они не перераспределены в установлен­ном порядке. Основания изъятия земельных участков установле­ны Кодексом о земле (ст. 49, 53) и ведут к прекращению прав на землю. Не все обстоятельства, указанные как основания прекра­щения, являются причиной для изъятия в юридическом смысле. Например, добровольный отказ от земельного участка или доб­ровольное отчуждение земельного участка в собственность го­сударства, истечение срока пользования могут привести к пере­воду этих земель в запас, если эти участки не переходят другим лицам. Изъятие земель для государственных и общественных нужд (ст. 39 Кодекса о земле) даже не предполагает их отнесения к землям запаса.

В земли запаса могут переводиться земли любой категории, но для каждой из них могут существовать определенные осо­бенности. Так, земли в пределах населенных пунктов в принципе не могут считаться землями запаса, однако при изменении гра­ниц населенных пунктов часть земель может попасть в эту ка­тегорию. Земли сельскохозяйственного назначения даже при пе­реводе в земли запаса могут сохранять свою принадлежность к этой категории по признаку пригодности для сельскохозяйствен­ной деятельности.

Земли запаса не являются бесхозными или ничейными. Не явля­ясь объектом собственности, землевладения или землепользования юридических и физических лиц, они состоят в государственной соб­ственности. На них распространяется государственное управление землями. Земли запаса находятся в ведении районных исполнитель­ных и распорядительных органов.

Учет земель запаса осуществляется в процессе ведения госу­дарственного земельного кадастра.

Распределение земель запаса заключается в их предоставле­нии для различных целей с учетом пригодности. Законодательство не закрепляет ограничений по предоставлению земель запаса. Они могут предоставляться любым субъектам для любых целей в по­жизненное наследуемое владение, частную собственность или по­стоянное пользование. В этих случаях требуется перевод земель запаса в соответствующую категорию.

Существует неясность относительно возможности временного использования земель запаса. Тем более, что законодательство не устанавливает срок пребывания земель в составе земель запаса.

Таким образом, под землями запаса понимаются все земли, которые в силу каких-либо причин оказались вне сферы пользования и наличия чьих-либо прав на них (права собственности, аренды и т. п.). Так, к землям запаса относятся зе­мельные участки, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по основаниям, предусмотренным законом. Эти земли принадлежат на праве собственности государству.

Данные земли не могут считаться ничейными, бесхозными и т. п., по­скольку:

1)они продолжают числиться в земельно-кадастровой документации, где относительно объективно закреплена вся необходимая правовая, эко­номическая и хозяйственная информация о них;

2)землю запаса недопустимо самовольно занимать, совершать с ней сделки, которые законны лишь при наличии регистрации их в местной ад­министрации;

3)в отношении этих земель, как и земель, находящихся в собственнос­ти, пользовании, обороте и т. д., государственные органы планируют и со­ставляют программы повышения плодородия, охраны и иные мероприя­тия, осуществляемые в любом цивилизованном государстве.

Государственные органы (местная администрация) обязаны держать на учете эти земли, как перспективу обеспечения людей, желающих вести хо­зяйство на земле и для организаций, нуждающихся в получении земли для других целей.

В определенной мере правовой статус земель запаса имеет сходство с землями консервируемыми, а также исключенными из хозяйственного оборота. Однако при глубоком сравнении оказывается, что правовой статус этих земель различен, поскольку:

1) под землями запаса подразумеваются земельные участки, пригодные для использования по целевому назначению, в то время как деградирован­ные и исключенные из сельхозоборота земли для использования не при­годны;

2) земли запаса находятся в ведении местных администраций, в то вре­мя как законсервированные и деградированные земли находятся под до­полнительным контролем со стороны государственных органов, ответст­венных за экологическую безопасность государства;

3) для включения законсервированных и деградированных земель в хо­зяйственный оборот необходимо проведение специальных мероприятий, возможно, длительное время, в то время как для земель запаса подобных мероприятий не требуется.

Не могут считаться землями запаса и бросовые земли, собственники (да и другие пользователи земель) которых остаются еще по кадастровой до­кументации титульными владельцами этих земель. Лишь после того, как в документацию будут внесены изменения и произойдет фактическая сдача угодий представителю местной администрации, данные угодья можно от­носить к числу земель запаса, распространяя на них режим свободного хо­зяйственного оборота.

 

УМ-14 Тема 21. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.