Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

2017-12-12 315
Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дифференциация юридической ответственности за нарушения земельного законодательства на виды обусловлена системой права, степенью общественной опасности, кругом лиц, имеющих право применять наказания, спецификой дел о земельных правонарушениях.

3.1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Уголовная ответственность наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответ­ственность за следующие деяния:

1. Деяния, посягающие на отношения по рациональному исполь­зованию и охране земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд со­ставов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК Республики Беларусь), которые относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Объектом порчи зе­мель являются земельные отношения по рациональному использова­нию и охране земель.

С объективной стороны порча земель включает следующие деяния:

• уничтожение плодородного слоя почвы;

• невыполнение правил рекультивации земель;

• загрязнение земель химическими или радиоактивными вещест­
вами, отходами производства и потребления, сточными вода­
ми, бактериально-паразитическими вредными организмами;

• иное незаконное повреждение земель;
а также квалифицированные составы;

• порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

• порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном
размере.

Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за само­вольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлени­ям против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых, отношения по управлению землями в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование или передачей их в собственность, во-вторых, отношения собственности на землю.

Уголовная ответственность за вышеперечисленные деяния, как правило, наступает при условии административной преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земель.

Уголовная ответственность относится к числу карательных видов. Уголовное законодательство идет по пути ужесточения ответственно­сти за нерациональное использование и нарушение требований охра­ны земель.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения может сочетаться с применением гражданско-правовых и земельно-правовых мер воздействия.

3.2. Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и сте­пени общественной опасности не могут быть отнесены к преступле­ниям.

Перечень земельных правонарушений, за которые наступает ад­министративная, ответственность, содержится в Кодексе об админист­ративных правонарушениях Республики Беларусь.

Административное законодательство предусматривает ответст­венность за все виды земельных правонарушений.

Административная ответственность применяется к землевладель­цам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием земельных участков и не­выполнением требований по охране земель.

Должностные лица юридических лиц и государственных органов привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организация­ми земельных предписаний, касающихся использования и охраны зе­мель, а также порядка управления землями.

Составы административных правонарушений содержаться в главе 15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонару­шениях (нарушение порядка использования земель, подверг­шихся радиоактивному загрязнению, порча земель, нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда, самовольное производство изыскательских работ и иные).

Специально уполномоченные органы, которые имеют право рассматривать дела об административных земельных правонарушени­ях, указаны в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонару­шениях. Протоколы об административном земельном правонарушении со­ставляются должностными лицами соответствующих органов, на ко­торые возложено осуществление государственного контроля за ис­пользованием и охраной земель.

Для привлечения к административной ответственности за земель­ные правонарушения действует единый порядок наложения админи­стративных взысканий. В качестве административных взысканий пре­дусмотрено предупреждение и штраф. Административные взыскания за земельные правонарушения налагаются специально уполномочен­ными органами, осуществляющими контроль за использованием и ох­раной земель, районными, городскими судами, административными комиссиями, а в некоторых случаях и иными органами в соответствии с правилами подведомственности, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях.

3.3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Условиями наступления такой ответственности являются:

• противоправное поведение;

• виновность;

• наличие имущественного вреда;

• причинная связь между нарушением и последствиями.

Возможность применения гражданско-правовых способов воздей­ствия к нарушителям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.

Субъекты земельного правонарушения - юридические лица не­зависимо от форм собственности и физические лица - обязаны возмес­тить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного за­конодательства. Вред возмещается в полном объеме в соответствии с общими правилами гражданского законодательства (ст. 933 ГК).

Причиняемый вред можно представить как приведение земель в состояние, непригодное для использования по основному целевому назначению незаконное удержание земельного участка.

Под понятием ущерба в земельном праве можно понимать утрату каких-либо ценностей (плодородного слоя почвы); дополнительные расходы, стоимость работ по устранению тех или иных неблагоприятных последствий, неполученные доходы из-за тех или иных действий (например, из-за несвоевременного возврата земельного участка).

Ущерб, как основание имущественной ответственности, должен быть документально доказан.

При определении размера ущерба используются данные обследо­вания земель, выполненные лабораториями аналитического контроля территориальных органов Минприроды, гидрометеослужбой, кон­трольно-токсикологическими лабораториями Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также лабораториями других мини­стерств и ведомств, имеющими право на выполнение таких работ.

Экономический ущерб от загрязнения земель химическими веще­ствами, деградации и нарушения земель измеряется совокупными за­тратами на восстановление загрязненных земель и приведение этих земель в прежнее состояние. Такие затраты определяются исходя из конкретных видов работ по восстановлению загрязненных земель, их объемов и действующих расценок.

При невозможности определить экономический ущерб по суще­ствующим методикам убытки, причиненные нарушением законода­тельства об охране земель, возмещаются в общегражданском порядке.

Особенность имущественной ответственности за нарушение земель, порчу плодородного слоя состоит в отсутствии степени износа земель, чем и отличает дела этой категории от дел о взыскании ущерба, причиненного обычному имуществу.

Противоправность причинения ущерба выражается в поведении виновного лица, которое противоречит нормам действующего законодательства. Например, использование земельного участка способами, приводящими к порче плодородного слоя (действии), и невыполнении мероприятий по охране земель (бездействии).

Причинная связь как условие применения гражданско-правовой ответственности предполагает непосредственное наступление вредных последствий от конкретных действий.

К имущественной ответственности привлекается лишь виновное лицо, действиями которого причинен ущерб.

 

3.5. Земельно-правовые меры воздействия за нарушения земельного законодательства

Наличие специальной земельно-правовой ответственности обусловлено тем, что земля обладает специфическими чертами, которые не позволяют обеспечить ее правовой режим общими видами юридической ответственности. Кроме того, будучи частью природы, земля взаимосвязана с другими природными объектами, а потому земельно-правовая ответственность тесно переплетается с видами ответственности, направленными на охрану этих объектов.

Земельно-правовая ответственность может применяться самостоятельно или как дополнительный вид ответственности к гражданско-правовой, административной или уголовной. Земельно-правовая ответственность выступает крайней мерой наказания виновных, а соответственно эффективным видом ответственности за нарушение земельного законодательства, поскольку ее меры непосредственно воздействуют на субъекта неправомерных действий в отношении земельного участка.

В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются специальные санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке, установленном земельным законодательством. Такие санкции заключаются в претерпевании виновным субъектом лишений земельно-правового характера, например, изъятии земельного участка.

Земельно-правовые меры воздействия могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.

Земельно-правовые санкции направлены на восстановление зе­мельного правопорядка путем определения судьбы земельного участ­ка, по отношению к которому были совершены противоправные дея­ния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Од­нако, если причинен вред земельному участку, он должен быть воз­мещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее зе­мельное законодательство Республики Беларусь предусматривает:

1) возврат самовольно занятых земельных участков - ст. 72 Кодекса о земле.

2) принудительное изъятие земельных участков за нарушение правил использования и охраны земель - ч.2 ст.60 Кодекса о земле.

Возврат самовольно занятых земельных участков по характеру сходен с истребованием имущества из чужого незаконного владения (ст. 282, 286 ГК), но для него установлен альтернативный порядок применения по требованию заинтересованного лица - по решению со­ответствующего исполнительного и распорядительного органа или суда.

Самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев, установленных Кодексом о земле.

Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, и по представлению соответствующего территориального органа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в срок, указанный в этом решении, либо по постановлению суда.

Возврат самовольно занятого земельного участка состоит в том, что самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время не­законного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление зе­мельных прав законных владельцев участков.

Приведение земельного участка в пригодное для использования состояние, включая снос возведенных на нем строений, производится за счет лица, самовольно занявшего земельный участок. Материальные затраты по приведению самовольно занятого зе­мельного участка в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя.

Стоит отметить важный нюанс: если земельный участок был самовольно занят, то здесь нет лишения права на земельный участок, то есть такой земельный участок не подлежит изъятию в силу того, что не было предоставления этого участка в предусмотренном законом порядке.

Принудительное изъятие земельных участков производится за не­правомерные деяния, которые рассматриваются земельным законода­тельством в качестве оснований прекращения прав на землю. Участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь и юридических лиц, изымаются в принудительном порядке по реше­нию суда.

Земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении и пользовании, изымаются по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов, которые предоставляли эти участки.

Принудительное изъятие земельного участка у лиц, допустивших земельные правонарушения, указанные в Кодексе о земле, произво­дится в особом порядке. Процедура изъятия предусматривает, что ре­шение об изъятии земельного участка за нарушение земельного зако­нодательства принимается на основании материалов, свидетельст­вующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь) не принял мер к устранению в ус­тановленный срок допущенных нарушений.

Владельцам земельных участков, изымаемых за нарушение пра­вил использования земли, не предоставляются гарантии, действующие при изъятии земельных участков для государственных нужд.

Возмещение убытков, причиненных нарушением правил исполь­зования земли, производится в гражданско-правовом порядке.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.