Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-12-12 | 315 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дифференциация юридической ответственности за нарушения земельного законодательства на виды обусловлена системой права, степенью общественной опасности, кругом лиц, имеющих право применять наказания, спецификой дел о земельных правонарушениях.
3.1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
Уголовная ответственность наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.
Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность за следующие деяния:
1. Деяния, посягающие на отношения по рациональному использованию и охране земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК Республики Беларусь), которые относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель.
С объективной стороны порча земель включает следующие деяния:
• уничтожение плодородного слоя почвы;
• невыполнение правил рекультивации земель;
• загрязнение земель химическими или радиоактивными вещест
вами, отходами производства и потребления, сточными вода
ми, бактериально-паразитическими вредными организмами;
• иное незаконное повреждение земель;
а также квалифицированные составы;
• порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
• порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном
размере.
Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлениям против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых, отношения по управлению землями в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование или передачей их в собственность, во-вторых, отношения собственности на землю.
|
Уголовная ответственность за вышеперечисленные деяния, как правило, наступает при условии административной преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земель.
Уголовная ответственность относится к числу карательных видов. Уголовное законодательство идет по пути ужесточения ответственности за нерациональное использование и нарушение требований охраны земель.
Уголовная ответственность за земельные правонарушения может сочетаться с применением гражданско-правовых и земельно-правовых мер воздействия.
3.2. Административная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям.
Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная, ответственность, содержится в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Административное законодательство предусматривает ответственность за все виды земельных правонарушений.
Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием земельных участков и невыполнением требований по охране земель.
Должностные лица юридических лиц и государственных органов привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся использования и охраны земель, а также порядка управления землями.
|
Составы административных правонарушений содержаться в главе 15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, порча земель, нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда, самовольное производство изыскательских работ и иные).
Специально уполномоченные органы, которые имеют право рассматривать дела об административных земельных правонарушениях, указаны в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Протоколы об административном земельном правонарушении составляются должностными лицами соответствующих органов, на которые возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.
Для привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения действует единый порядок наложения административных взысканий. В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф. Административные взыскания за земельные правонарушения налагаются специально уполномоченными органами, осуществляющими контроль за использованием и охраной земель, районными, городскими судами, административными комиссиями, а в некоторых случаях и иными органами в соответствии с правилами подведомственности, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях.
3.3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Условиями наступления такой ответственности являются:
• противоправное поведение;
• виновность;
• наличие имущественного вреда;
• причинная связь между нарушением и последствиями.
Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушителям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.
Субъекты земельного правонарушения - юридические лица независимо от форм собственности и физические лица - обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Вред возмещается в полном объеме в соответствии с общими правилами гражданского законодательства (ст. 933 ГК).
|
Причиняемый вред можно представить как приведение земель в состояние, непригодное для использования по основному целевому назначению незаконное удержание земельного участка.
Под понятием ущерба в земельном праве можно понимать утрату каких-либо ценностей (плодородного слоя почвы); дополнительные расходы, стоимость работ по устранению тех или иных неблагоприятных последствий, неполученные доходы из-за тех или иных действий (например, из-за несвоевременного возврата земельного участка).
Ущерб, как основание имущественной ответственности, должен быть документально доказан.
При определении размера ущерба используются данные обследования земель, выполненные лабораториями аналитического контроля территориальных органов Минприроды, гидрометеослужбой, контрольно-токсикологическими лабораториями Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также лабораториями других министерств и ведомств, имеющими право на выполнение таких работ.
Экономический ущерб от загрязнения земель химическими веществами, деградации и нарушения земель измеряется совокупными затратами на восстановление загрязненных земель и приведение этих земель в прежнее состояние. Такие затраты определяются исходя из конкретных видов работ по восстановлению загрязненных земель, их объемов и действующих расценок.
При невозможности определить экономический ущерб по существующим методикам убытки, причиненные нарушением законодательства об охране земель, возмещаются в общегражданском порядке.
Особенность имущественной ответственности за нарушение земель, порчу плодородного слоя состоит в отсутствии степени износа земель, чем и отличает дела этой категории от дел о взыскании ущерба, причиненного обычному имуществу.
Противоправность причинения ущерба выражается в поведении виновного лица, которое противоречит нормам действующего законодательства. Например, использование земельного участка способами, приводящими к порче плодородного слоя (действии), и невыполнении мероприятий по охране земель (бездействии).
|
Причинная связь как условие применения гражданско-правовой ответственности предполагает непосредственное наступление вредных последствий от конкретных действий.
К имущественной ответственности привлекается лишь виновное лицо, действиями которого причинен ущерб.
3.5. Земельно-правовые меры воздействия за нарушения земельного законодательства
Наличие специальной земельно-правовой ответственности обусловлено тем, что земля обладает специфическими чертами, которые не позволяют обеспечить ее правовой режим общими видами юридической ответственности. Кроме того, будучи частью природы, земля взаимосвязана с другими природными объектами, а потому земельно-правовая ответственность тесно переплетается с видами ответственности, направленными на охрану этих объектов.
Земельно-правовая ответственность может применяться самостоятельно или как дополнительный вид ответственности к гражданско-правовой, административной или уголовной. Земельно-правовая ответственность выступает крайней мерой наказания виновных, а соответственно эффективным видом ответственности за нарушение земельного законодательства, поскольку ее меры непосредственно воздействуют на субъекта неправомерных действий в отношении земельного участка.
В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются специальные санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке, установленном земельным законодательством. Такие санкции заключаются в претерпевании виновным субъектом лишений земельно-правового характера, например, изъятии земельного участка.
Земельно-правовые меры воздействия могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.
Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако, если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает:
1) возврат самовольно занятых земельных участков - ст. 72 Кодекса о земле.
2) принудительное изъятие земельных участков за нарушение правил использования и охраны земель - ч.2 ст.60 Кодекса о земле.
Возврат самовольно занятых земельных участков по характеру сходен с истребованием имущества из чужого незаконного владения (ст. 282, 286 ГК), но для него установлен альтернативный порядок применения по требованию заинтересованного лица - по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа или суда.
|
Самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев, установленных Кодексом о земле.
Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, и по представлению соответствующего территориального органа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в срок, указанный в этом решении, либо по постановлению суда.
Возврат самовольно занятого земельного участка состоит в том, что самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев участков.
Приведение земельного участка в пригодное для использования состояние, включая снос возведенных на нем строений, производится за счет лица, самовольно занявшего земельный участок. Материальные затраты по приведению самовольно занятого земельного участка в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя.
Стоит отметить важный нюанс: если земельный участок был самовольно занят, то здесь нет лишения права на земельный участок, то есть такой земельный участок не подлежит изъятию в силу того, что не было предоставления этого участка в предусмотренном законом порядке.
Принудительное изъятие земельных участков производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются земельным законодательством в качестве оснований прекращения прав на землю. Участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь и юридических лиц, изымаются в принудительном порядке по решению суда.
Земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении и пользовании, изымаются по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов, которые предоставляли эти участки.
Принудительное изъятие земельного участка у лиц, допустивших земельные правонарушения, указанные в Кодексе о земле, производится в особом порядке. Процедура изъятия предусматривает, что решение об изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь) не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.
Владельцам земельных участков, изымаемых за нарушение правил использования земли, не предоставляются гарантии, действующие при изъятии земельных участков для государственных нужд.
Возмещение убытков, причиненных нарушением правил использования земли, производится в гражданско-правовом порядке.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!