Для специальности – Психология — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Для специальности – Психология

2017-12-12 246
Для специальности – Психология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для направления – Психология

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра Социальной психологии и психосоциальных технологий

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Специальная психология

Для специальности 030301 психология цикл ОПД

Для подготовки бакалавра по направлению 030300 психология цикл ДН

 

 

Кемерово 2008 г.

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан социально-психологичекого факультета Морозова Н.И.___________________ «»____________2008 г. Первый проректор КемГУ Б.П. Невзоров _____________ «»_______________ 2008.г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом факультета Протокол № 1 от «15» сентября 2008 г.   УМК обсуждено и одобрено Научно-методическим советом КемГУ Протокол № ___«»_____2008 г. Председатель НМС, первый проректор КемГУ Б.П. Невзоров______________ «»_________________2008 г.

 

 

ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО;
Зав. кафедрой Яницкий М. С.____________________ «»_____________________2008 г. Председатель методической комиссии Морозова И.С. ___________________ «»_________________2008 г.  
УМК обсуждено и одобрено на заседании кафедры Протокол № 1 от «29» августа 2008 г. Зав. кафедрой социальной психологии и психосоциальных технологий Яницкий М. С. «»______________________2008 г.   УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией факультета Протокол № 1 от «4» сентября 2008 г.

 

 

 

Содержание

 

Рабочая программа курса 6

Словарь терминов и персоналий 35

Оценочные и диагностические средства итоговой государственной

аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения 72

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Социальной психологии и психосоциальных технологий

 

«Утверждаю»

Декан факультета

______________________

«_____» ____________2008__г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030301 «Психология» цикл ОПД

курс 3

лекции 16 (часов) семестр 6

сем. занятия 14 (часов) зачет 6 семестр

самостоятельные занятия 30 (часов)

Всего часов 60 (часов)

Для подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология» цикл ДН

курс 3

лекции 17 (часов) семестр 6

сем. занятия 13 (часов) зачет 6 семестр

самостоятельные занятия 30 (часов)

Всего часов 60 (часов)

СОСТАВИТЕЛЬ: канд. пед. наук, старший преподаватель Симкин Михаил Филиппович

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена

на заседании кафедры социальной психологии и психосоциальных

технологий КемГУ

Протокол № 1 «29» августа 2008 г.

Зав. кафедрой

д-р психол. наук, профессор ______________________ Яницкий М.С.

 

 

Кемерово 2008

Пояснительная записка

Проблема развития детей имеющих те или иные врожденные или приобретенные дефекты является непреходящей для психологической науки и практики. На сегодня деятельность психолога работающего с детьми подростками невозможна без глубокого знания аспектов связанных с дезонтогенезами разных типов. Именно ранняя и точная диагностика, понимание психологических закономерностей и механизмов аномального развития лежат в основе адекватных коррекционно-образовательных мероприятий, создания условий для как можно более полной социализации детей с дезонтогениями. Это тем более актуально, что отмечается постоянный рост числа детей со стойкими нарушениями здоровья. По разным данным из 10 новорожденных детей 6-8 имеют различные отклонения в здоровье, в т.ч. со стороны нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата.

На сегодня в РФ насчитывается более 8 миллионов инвалидов, число людей с ограниченными возможностями не учитывается и может превышать число инвалидов в несколько раз. В современных условиях крайне актуально стоит вопрос о физической, социальной, трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями и инвалидов, которая невозможна без научно выверенных, современных психологических подходов, без кропотливой, грамотной работы психологов-практиков.

Целью курса является раскрытие природы, психологических механизмов и закономерностей аномального развития, обучение методам диагностики отдельных типов дезонтогений.

Задачи курса:

Определить основные причины виды и типы дезонтогенеза.

Раскрыть общие механизмы аномального развития.

Изучить отдельные виды дезотогений.

Изучить медоты и отдельные методики диагностики аномального развития.

В ходе курса слушатели должны освоить основные подходы в психологической реабилитации к людям с ограниченными возможностями, направленные в первую очередь на предупреждение становления врожденного или приобретенного дефекта в центре становления и формирования личности, помощь людям с дефектом так организовать свою жизнь, чтобы развить другие способности и компенсировать инвалидность.

Тематика курса актуальна и неразрывно связана с целым рядом дисциплин, в том числе возрастная психология, психология развития, патопсихология, социальная психология и использует достижения смежных наук в преломлении особенностей людей с ограниченными возможностями: развитие глухого или слепого ребенка, возрастные психологические особенности умственно отсталого ребенка, психопатология больных с психическими нарушениями, приведших к инвалидности и др.

Также в ходе курса затронуты вопросы олигофрено-педагогики, сурдо - и тифлопедагогики.

Комплексный подход позволяет дать слушателям наиболее полное представление о динамике и статике психических процессов у людей с ограниченными возможностями.

Прохождение курса должно выработать также у студентов нравственное отношение к инвалидам и людям с ограниченными возможностями, сформировать активную позицию в защите их прав и интересов.

В результате прохождения курса «Психология людей с ограниченными возможностями» слушатели должны свободно владеть следующими понятиями:

дефект, отклонение в развитии;

ограничение возможностей;

социализация, инкультурация, интеграция.

психическая, социальная, трудовая реабилитация;

дезоттогенез, дезонтогения;

гетерохрония, асинхрония, ретардация, акселерация;

реакция личности на дефект;

коррекционная педагогика.

Дополнительно слушатели должны владеть рядом узкоспецальных понятий в разрезе каждой формы ограничения возможностей (слепота, слабовидение, глухота, снижение слуха и т.п.)

Курс «Психология человека с ограниченными возможностями» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 60 час. изучается в течение одного семестра, его изучение завершается зачетом.

 

 

Тематический план курса

для студентов дневного отделения

 

Тема Всего Лек Сем Сам Контроль
специалист
1. Введение в учебный курс «Специальная психология»          
2. Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость         Собеседование
3. Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР         Собеседование
4. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции         Собеседование
5. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка         Собеседование
6. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка         Собеседование
7. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм         Собеседование
8. Диагностика нарушений в развитии         Собеседование
9. Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.         Собеседование
ИТОГО         ЗАЧЕТ
бакалавр
10. Введение в учебный курс «Специальная психология»          
11. Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость         Собеседование
12. Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР         Собеседование
13. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции         Собеседование
14. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка         Собеседование
15. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка         Собеседование
16. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм         Собеседование
17. Диагностика нарушений в развитии         Собеседование
18. Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.         Собеседование
ИТОГО         ЗАЧЕТ

 

Тематический план

для студентов заочного отделения

Тема Всего Лек Сем Инд. раб. Сам Форма контроля
  Введение в учебный курс «Психология человека с ограниченными возможностями»            
  Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость           Собеседование
  Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР           Собеседование
  Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка           Собеседование
  Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка           Собеседование
  Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм           Собеседование
  Диагностика нарушений в развитии           Собеседование
  Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.           Собеседование
Итого:           зачет

 

Тематический план

для студентов обучающихся по сокращенной программе

Тема Всего Лек Сем Инд. раб. Сам Форма контроля
  Введение в учебный курс «Психология человека с ограниченными возможностями»            
  Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость           Собеседование
  Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР           Собеседование
  Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка           Собеседование
  Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка           Собеседование
  Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм           Собеседование
  Диагностика нарушений в развитии           Собеседование
  Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.           Собеседование
Итого:           зачет

Содержание курса


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.