Экономические системы и их структура на макро- и микроуровнях. Типы и модели экономических систем, их преимущества и недостатки. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Экономические системы и их структура на макро- и микроуровнях. Типы и модели экономических систем, их преимущества и недостатки.

2017-12-09 340
Экономические системы и их структура на макро- и микроуровнях. Типы и модели экономических систем, их преимущества и недостатки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модели экономических систем. Современный рынок экономики.

а) Американская модель

Основные черты (характеристики):

- ориентация на достижение экономического успеха;

- всестороннее развитие и поддержка предпринимательства;

- высокий уровень производительности труда, научно-технического прогресса;

- не ставится, не рассматривается задача социального равенства;

- для необеспеченных и малообеспеченных модель предусматривает создание за счет льгот и пособий более или менее приемлемого уровня существования;

- предусматривает государственное вмешательство на макроуровне. Задача государства - обеспечение макроэкономического равновесия и поддержание стабильной рыночной конъюнктуры.

б) Шведская модель.

- ориентация на социальное равенство (сильная социальная политика);

- высокий уровень производительности труда.

Модель получила название "функциональной социализации". Здесь функция производства ложится на частные предприятия, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

в) Модель социального хозяйства ФРГ.

Основные черты:

- акцент на развитие мелкого и среднего производства и на развитие фермерского хозяйства (в последующем - на крупное производство);

- курс на сильную социальную защищенность (но не на выравнивание социальных доходов);

- развитая система медицинского страхования;

- развитая система образования

- развитая система пенсионного обеспечения.

г) Японская модель <<

Главная черта, характеризующая эту модель, заключается в значительном отставании роста заработной платы от роста производительности труда, что позволяет резко снизить себестоимость товаров и обеспечить высокую конкурентоспособность японских товаров на мировых рынках. Такая модель возможна только при высоком уровне национального самосознания, готовность населения к самопожертвованию, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека

д) Южно-корейская модель <<

Эта модель имеет много общего с Японской, в то же время ей присущи и свои специфические особенности:- упор на крупное производство;- большая роль иностранного капитала;- четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями.

Неотъемлемыми предпосылками современной рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной

4.2. Рыночная экономика: сущностные особенности и этапы развития. Субъекты рыночных отношений. Основные модели рыночной экономики. Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется исключительно государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.С позиции истории бизнеса: Рыночная экономика — экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных транзакций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов.

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах:предпринимательства;многообразия форм собственности на средства производства;рыночного ценообразования;договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

 

Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

Субъекты рыночных отношений

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, ^то юридические лица, к которым относятся разного рода. предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государст­во.

Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственнос­ти — на субъекты, функционирующие в рамках государ­ственной собственности: на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, част­ной собственности.

В состав рынка входят и предприниматели, и работни­ки, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашние хозяйства являются собственниками и по­ставщиками факторов производства в рыночной экономи­ке. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяй­ства потребляются конечные продукты сферы материаль­ного производства и сферы услуг.

Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполага­ет вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.

Правительство представлено главным образом раз­личными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме тою, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности госу­дарства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного уч­реждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительствен­ной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на пели личного потребления, он является членом домаш­него хозяйства.

Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематери­альные блага и услуги, факторы производства — средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), техничес­кие новшества и идеи.

Основные модели рыночной экономики.

Известные вам типы экономических систем отличаются конкретными моделями экономической жизни. Основные модели современной рыночной экономики: модель свободного предпринимательства, модель согласованного свободного предпринимательства, модель социальной рыночной экономики, модель перераспределения доходов.

Ст 2.. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Ст.17 Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления

Ст.18Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4.4. Законодательные основы деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Частные и государственные организации. Интеграция организаций: корпоративные организации, предпринимательские союзы, виртуальные организации.

Коммерческими называются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно ГК РФ, к их числу относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, данный список является исчерпывающим, то есть не может быть расширен иначе, кроме как путем внесения изменений в кодекс.

Соответственно некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы; данный список в отличие от предыдущего является открытым

Российское законодательство определяет хозяйственные товарищества и общества как коммерческие организации с разделенным на доли участников уставным (складочным) капиталом. Во всех странах рыночной экономики представители этой группы играют ведущую роль в хозяйственной деятельности, в том числе связанной с выходом на мировые рынки. При их изучении надо иметь в виду следующее обстоятельство (которое, впрочем, относится и к другим видам организаций).

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Когда извлечение прибыли является основной целью организации, а когда — побочной, в реальной жизни определить бывает довольно трудно; одна цель может специально прикрывать другую, поэтому данный признак остается малопригодным для отграничения некоммерческих организаций от коммерческих. С другой стороны, неясно, что может означать разрешение "осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствующую этим целям" (абз.2 п.3). Речь здесь, по-видимому, должна идти просто об ограничении свободы распоряжаться полученной прибылью и праве использовать ее только в соответствии с уставными целями некоммерческой организации. Таким образом, признаком, отличающим коммерческие организации от некоммерческих, по ГК, практически остается право первых распределять полученную прибыль между своими участниками и отсутствие такого права у вторых.

Лишь в одном случае некоммерческой организации фактически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно п.1 ст.121 ГК ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельностью, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. по организационно-правовой форме превращается в коммерческую организацию, но тогда уже приобретает и право делить прибыль между участниками.

К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено.

юридические лица могут создаваться только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом. Этот неизвестный нашему законодательству до Основ ГЗ принцип замкнутого круга организационно-правовых форм юридических лиц, прямо противоположный принципу отсутствия замкнутого круга договоров и сделок вообще, является необходимым условием устойчивости оборота.

Для коммерческих организаций такой исчерпывающий перечень дал сам ГК в п.2 коммент. статьи. Что касается некоммерческих организаций, то они согласно п.3 этой статьи могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных как самим ГК, так и другими законами.

В полном соответствии с этой нормой Законом о некоммерческих организациях предусмотрены две новые, в ГК отсутствующие организационно-правовые формы юридического лица для некоммерческих организаций — некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация. Обе конструкции даны в законе лишь в общих чертах и подробно не разработаны. Неясно, чем автономная организация отличается от предусмотренного ГК фонда. Закон о некоммерческих организациях содержит правила, позволяющие обойти некоммерческий характер некоммерческого партнерства, поскольку оно вправе предусмотреть в своих учредительных документах, что в случае ликвидации (решение о которой может быть принято им самим — п.3 ст.29) все нажитое некоммерческим партнерством имущество распределяется между его членами (п.3 ст.8 и п.2 ст.20). Этот Закон содержит норму о запрете выплаты вознаграждения участникам высшего органа управления автономной некоммерческой организации, о лимите участия в этом органе наемных работников, а также правила о так называемом "конфликте интересов", по существу относящиеся к любому юридическому лицу (ср. ст.81-84 Закона об акционерных обществах). Он содержит также статью об экономической поддержке некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления и о контроле со стороны этих органов.

Согласно ст.11 Закона о рынке ценных бумаг фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства.

Как указано в п.1 ст.6 Вводного закона, правило о создании коммерческих организаций только в одной из предусмотренных Кодексом организационно-правовых форм действует со дня официального опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994г. Согласно п.5 ст.6 того же Закона предприятия, существующие в иных, не предусмотренных ГК формах, подлежат преобразованию в предусмотренные ГК (хозяйственные товарищества, общества или кооперативы) до 1 июля 1999г. либо ликвидации. До этого срока к ним применяются нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители.

П.4 коммент. статьи допускает образование объединений как коммерческими, так и некоммерческими организациями — юридическими лицами и не исключает образования объединений, в которые входили бы и те, и другие организации. Однако ст.121 ГК заставляет решить этот вопрос иначе. Она говорит об объединениях коммерческих (п.1) и некоммерческих (п.2) организаций по отдельности и смешанных объединений, по-видимому, не допускает.

Антикризисное регулирование -- это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Как известно, регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

Технология антикризисного регулирования - совокупность способов, приемов, форм и методов (далее по тексту -- меры), с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий.

Все меры антикризисного регулирования несостоятельностью предприятий можно объединить в две группы.

Популярные профилактические меры по антикризисному регулированию

Консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве.

Создание специализированных компаний по антикризисному управлению.

Обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий, а именно: осуществление институциональных преобразований, разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях пустующих объектов и объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов.

Разработка Министерством экономики РФ совместно с администрациями регионов и консультационной фирмой «Про-Инвест Консалтинг» при участии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ Программы подготовки предприятий регионов к привлечению инвестиций и содействия в мобилизации капитала.

Формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, создание имиджа благополучного в финансово-экономическом отношении региона, повышение инвестиционной привлекательности региона, подготовка предприятий к взаимодействию с потенциальными инвесторами.

Льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.

Совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением.

Предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов.

Приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям.

Анализ рыночной конъюнктуры на перспективу.

Создание условий для добросовестной конкуренции.

Целевая переподготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования; обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров; социальная дифференциация кадров.

Формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства.

Выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности.

Налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий.

Предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.

Меры по внесудебной санации состояния предприятия в системе антикризисного регулирования

Реструктуризация предприятия, предполагающая проведение его реформирования в целом путем разработки эффективной снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой, инвестиционной, кадровой политики.

Направлениями реструктуризации предприятия являются ликвидация отдельных нерентабельных производств, демонополизация в сочетании с диверсификацией производства и приватизация.

Реструктуризация имущества предприятия, т.е. изменение структуры предприятия таким образом, чтобы его функционирование в целом обеспечило достаточный уровень рентабельности.

Такая реструктуризация производится по следующей технологии. Объектом ее являются все активы предприятия. Определяется объем выпуска продукции каждого вида по рыночным ценам. Затем выявляется часть имущественного комплекса, обеспечившего выпуск продукции каждого вида. Далее выявляются центры ответственности за эффективное использование каждой части имущественного комплекса и разрабатываются соответствующие стратегии. И наконец, проводится распродажа излишнего и неэффективно используемого имущества.

Поддержка Правительства РФ и территориальных органов в виде разработки бизнес-планов по техническому перевооружению и снижению коммунальных платежей.

Работа с несостоятельными предприятиями в рамках межведомственных балансовых комиссий с участием представителей всех фискальных органов, внебюджетных фондов, банков территориального образования.

Обеспечение взаимодействия лиц, участвующих в проведении процедур банкротства предприятий, с лицами, занимающимися антикризисным управлением.

Приватизация несостоятельных предприятий.

Коммерциализация на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности.

Оказание помощи в осуществлении социально значимой деятельности нерентабельным и убыточным предприятиям.

Все меры антикризисного регулирования деятельности предприятий должны быть соотнесены с государственными программами по содействию занятости населения, реализации миграционной политики, решению экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4.7 Понятие инфляции. Причины инфляции: внутренние и внешние. Виды и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.

Противоположным процессом является дефляция — снижение цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Однако, дефляция характерна для экономики

Инфляция в общем – обесценивание денег. Во время инфляции растут цены, но не качество товаров и услуг. Причин у инфляции много, основная – переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, причем товарная масса не увеличивается. Различают несколько видов инфляции. Административная инфляция происходит из-за административного управления ценами. Галопирующая инфляция – это резкий, скачкообразный скачок цен. Гиперинфляция – это инфляция с высоким темпом роста цен. Инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, и как следствие – увеличение издержек на производство и цен на конечную продукцию. Импортируемая инфляция вызвана обычно чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и другими внешними факторами. Индуцированная инфляция обуславливается какими-либо другими экономическими факторами. Кредитная инфляция вызвана чрезмерной кредитной экспансией. Непредвиденную инфляцию можно констатировать, если уровень инфляции за определенный период оказался выше ожидаемого. Ожидаемая инфляция – это предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода. Открытая инфляция – это инфляция за счет роста цен на потребительские товары и производственные ресурсы. Скрытая, или подавленная, инфляция возникает вследствие товарного дефицита, причем государство пытается удерживать цены на прежнем уровне. Ползучая инфляция проявляется в постепенном, длительном росте цен. Инфляция спроса возникает, когда спрос превышает предложение, следовательно, растут цены.

Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост цен. Для инфляции характерна постоянная повышательная тенденция в динамике среднего уровня цен.

Причины инфляции: внутренние и внешние Механизм возникновения инфляции:Общий объём товаров, которые можно приобрести на имеющуюся в данной экономической системе денежную массу, может расти медленнее, чем объём денежной массы, или даже уменьшаться — в таком случае, стоимость товаров растёт, а стоимость денег уменьшается.

Соотношение объёма товаров и объёма денег связано не напрямую, а с учётом скорости оборота денежной массы в данной системе. При увеличении скорости оборота денег, это будет эквивалентно увеличению денежной массы без изменения товарной массы.

На уровень инфляции существенное влияние оказывает объём денежной массы, выведенной из непосредственного потребления путём осуществления долгосрочных инвестиций, не предусматривающих быструю отдачу, уровень вкладов, находящихся в банках, величина ставки рефинансирования и так далее.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;

виды инфляции / Инфляция есть процесс обесценивания денег в результате, например, переполнения каналов товарного обращения денежной массой. Инфляция является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор). Существуют современные теории инфляции, позволяющие определить ее виды: открытая инфляция и подавленная инфляция. Открытая инфляция характеризуется макроэкономическим неравновесием в сторону спроса, при котором падает реальная стоимость денег. Виды открытой инфляции:

Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.(Дефицит товара) Инфляция предложения (издержек) — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга./ Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Адаптированные ожидания потребителей — явление, связанное с деформацией потребительской психологии. Сверх повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар. (Спрос рождает предложение).

Подавленная инфляция характеризуется внешней стабильностью цен (при активном вмешательстве государства), но росту дефицита товаров, что так же снижает реальную стоимость денег.

В зависимости от темпов роста различают:

Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч процентов в год, или свыше 100 % в месяц). Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Она так же свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

Агфляция Экономисты из инвесткорпорации Goldman Sachs для обозначения резкого роста цен на аграрную продукцию придумали новый термин: «Агфляция»[1] (аграрная инфляция). Высокие темпы агфляции зафиксированы уже два года подряд. В 2006 году индекс цен на продовольствие, рассчитываемый Goldman Sachs, увеличился на 26 процентов. В 2007 году его рост составил 41 процент.

Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — снижение индекса цен. Это повышает покупательную способность местной валюты. Однако в рыночных условиях возникновение дефляции свидетельствует о дефиците денег в обороте и расценивается как менее благоприятный фактор, чем инфляция.

К дефляции может приводить изъятие из обращения денежной массы, проводимое правительством страны с целью снижения темпов инфляции посредством увеличения налогов, повышения учётной ставки, предотвращения роста заработной платы или её замораживания, снижения расходов государственного бюджета, кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов) за счёт увеличения продажи государственных ценных бумаг и т. д.

Галопи́рующая инфля́ция (англ. galloping inflation) — инфляция, развивающаяся стремительными темпами.[1] Реже употребляется несколько другое по смыслу определение — инфляция, нарастающая скачкообразными темпами.

Гиперинфляция — инфляция с крайне высокими темпами. Гиперинфляцией, по разным определениям, признаётся годовой рост цен, превышающий 10 раз (900 % в год)[1] или превышающий 50 % в месяц (то есть 130 раз, 12 900 % в год)

Агфля́ция (от аграрная инфляция) — процесс опережающего увеличения цены продовольствия и технических культур сельскохозяйственного происхождения по сравнению с общим ростом цен или с ростом цен в несельскохозяйственной сфере.

На практике это выражается в быстром увеличении цен на продовольствие на фоне сокращения его запасов и при относительно низком общем уровне инфляции и незначительном росте заработной платы. В результате этого на одинаковую сумму денег можно купить существенно меньше продуктов питания, ухудшается качество питания населения. Особенно тяжело это проявляется в странах и в группах населения с низким общим уровнем дохода, бо́льшая часть которого идет именно на покупку продовольствия. При дальнейшем ухудшении положения с возможен продовольственный кризис и голод неимущих слоёв населения.

Стагфляция (стагнация + инфляция) — термин, используемый в современной макроэкономике. Обозначает состояние экономики, характеризующееся застоем (низкими темпами экономического роста), ростом инфляции, увеличением безработицы.

Причинами стагфляции являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов, а также антикризисные мероприятия, проводимые государством, «по управлению спросом» (например, гос. закупки) и «регулируемому» росту цен.

Последствия инфляции /Последствия инфляции могут быть разнообразными. В основном они носят негативный характер, особенно при ее высоких уровнях. С позиции людей (бюджетников, пенсионеров), имеющих фиксированные или медленно растущие номинальные доходы, инфляция — крайне нежелательное явление. Индексация доходов таких категорий населения, сглаживая негативные последствия, как отмечалось, может привести к гиперинфляции и тем самым к еще большему отставанию увеличения заработной платы и социальных выплат от роста цен. В меньшей степени инфляция сказывается на лицах, ведущ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.