Вопрос 36.Технологии социально-педагогической работы с детьми: диагностика, адаптация, реабилитация, помощь, обслуживание, защита, поддержка, попечительство, консультирование. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вопрос 36.Технологии социально-педагогической работы с детьми: диагностика, адаптация, реабилитация, помощь, обслуживание, защита, поддержка, попечительство, консультирование.

2017-12-09 603
Вопрос 36.Технологии социально-педагогической работы с детьми: диагностика, адаптация, реабилитация, помощь, обслуживание, защита, поддержка, попечительство, консультирование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные параметры любой технологии:. Детальное определение конечного результата;Разделение процесса его достижения на последующие взаимосвязанные этапы;Поэтапное выполнение определенных действий;Однозначность выполнения включенных в технологию операций;Воспроизводимость.

Соц–пед. технология -достижение определенной соц–пед. цели.Как правило, в каждом соц-пед. учреждении складывается своя технология деят-ти; каждый соц.педагог вырабатывает свою методику работы. Методика выбора оптимальной технологии определяется своеобразием целевой технологии, профессиональной компетентностью соц.пед-га, индивидуальными особенностями объекта, местом ее реализации.

Диагностическая технология применяется для оценки явления, уровня соц-пед. запущенности, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр. Включает:

Анализ исходной ситуации: определение степени трудности и опасности ситуации для реб-ка; входит ли она в круг проблем, решаемых соц. педгогом; выявление причин; постановка проблемы; определение степени переживания и осознания проблемы реб-ком; готовность или неготовность реб-ка к решению проблемы.

Постановку задачи соц-пед. защиты (проектирование).

Определение своей компетентности в оказание помощи или круга лиц, способных ее оказать: планирование деят-ти; оказание помощи реб-ку в осознании проблемы и ее причин; совместное проектирование решения ситуации; определение способов соц-пед. защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные); помощь реб-ку в нахождении способов разрешения проблемы и создание условий для поиска им этих способов; анализ результатов выхода из проблемы; оценка собственной деят-ти; последствия – формирование установки на самостоятельное преодоление подобных проблем; осуществление контроля за состоянием и развитием реб-ка.

Социальная адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям среды. Для реб-каэто может быть семья, дет.сад, школа.Может протекать с преобладанием активного воздействия на соц.среду или пассивным принятием целей, ценностей группы. Важным является принятие индивидом соц. роли. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию чел-ка в социуме, с одной стороны, а с другой – способность обособляться, то есть в определенной мере противостоять социуму – тому, что мешает его развитию, самореализации, самоутверждению. Проводится целенаправленная взаимосвязанная деят-ть родителей, педагогов, соц. педагога, психолога и реб-ка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного соц. опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации реб-ка в микросоциуме. Основное направление деят-ти - организация оперативной, конкретно-личностной помощи уч-ся при возникновении трудностей и проблем соц.плана, в конфликтных и кризисных ситуациях, отклонениях в поведении, обучении, общении, влияющих на качество обучения в школе.

Реабилитация - комплекс медиц., соц-экономич, пед-х, юридич. мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций, дефекта, соц.отклонения.Процесс нацелен не только на восстановле­ние способности к жизнедеятельности в соц.сре­де, но и на изменения среды, условий жиз­недеятельности.

Основные этапы индивидуальной реабилитационной работы с воспитанником (поКугану):

1. Определение исходного реабилитационного потенциала: оценка возможностей раз­вития соц-но-бытовых навыков;первичное мед.обследование, сбор анамнеза; выявление острых пси­хологических проблем, сбор пси. анамнеза, оказание пси. поддержки при наличии кризисного состояния, патопси-е исследование нарушений психич. развития; определение уровня образова­т-ой подготовки, составление рекомендаций по обучению, выявление пед. проблем;выявление отношений к трудовой деят-ти, определение профессиональных ин­тересов.

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации.

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:Ве­дущая роль отводится созданию ситуации успеха, уменьшению эмо­циональной значимости проблемной (конфликтной, кризисной) ситуации. Соц-пед. коррекция – деят-ть по исправлению тех особенностей психологич-­го, пед., соц. плана, которые не соответ­ствуют принятым в обществе нормам. Основные функции коррекции: восстановление тех положительных качеств, которые преобладали до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положит-му соц. опыту; формирование стрем­ления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей его деят-ти;активизация положительной социаль­но полезной деят-ти, оказание эмоц. поддержки, небезразличное отношение к личности реб-ка, его поступкам;исправление отрицат-х качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, психотерапевтич. методики, включение в группу поддержки).

Технол. консультирования. Задача к-я - предоставить возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удов­летворительной и полноценной жизни. Предметом соц-пед консультирования могут быть: решение проблем школьной дезадаптации; диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;

Технологии посредничества. Содействие до­стижению согласия м/усубъектами (личность, се­мья, коллектив) для решения соц. проблем одного из них.Задачи соц. пед-га, выступающего посред­ником: объяснять интересы и взгляды одной стороны другой; уста­навливать связи с субъектами, способными оказать необходимую поддержку подопечному; убедить соответствующие структуры, организации в необходимости оказания конкретной помощи. Виды посредничества в соц-пед деят-ти: в поиске соответствующих служб, способных оказать подопечному необходимую помощь;в решении межличностных, семейных конфликтов, правовых проблем (оформлении опеки (попечительства), взаимодействие с инстанциями при защите имущественных прав реб-ка, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям несовершеннолетних);


Вопрос 37. Коллектив: понятие, сущность, типы. Основные концепции воспитания коллектива. Учение Макаренко о коллективе. Роль социального педагога в формировании ученических коллективов. 1888-1939

Коллектив - организованная(социальная) группа людей, объединенных общими усилиями, проф-ми и соц-ми интересами, ценностными ориентациями, совместной деят-тью и общением, взаимной ответственностью.

Коллектив для человека – это:

· Сфера его жизнедеятельности, т.к. значительную часть жизни он проводит в рамках различ. коллективов;

· Сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации. Только в колл-ве чел-к может сопоставлять самоуважение с тем, как его оценивают другие, выразить индивидуальность, реализовать возможности;

· Сфера общения. Здесь реализуются естественные потребности в диалоге;

· Гарант защиты и поддержки;

· Модель общества – основная база накопления опыта взаимодействия с обществом, освоение соц-х ролей;

· Носитель социально-нравственных норм и ценностей, реализуемых в колл-ной деят-ти и кол-х отношений;

· Духовное, ценностно-ориентированное единство людей- средство достижения общих и личностных целей.

Роль кол-ва в социализации личности. Чел-к - существо соц-е, неосознанно стремиться к общ-ву, но осознает себя не составной частью общей массы, а яркой индивидуальностью. Ему важно, чтобы это видели и ценили.

Задачи: 1. Соц.адаптация. 2. Соц.индивидуализация –выделение себя из группы разл.средствами, осознание личностью. 3. Интеграция –достижение взаимод-вия м/у личностью и группой, соотнесение своих интересов с интересами общ-ва.

Социализация начинается практич. с рождения. Главную роль в ней играет детский кол-в. Опыт приобретается в семье, общении со сверстниками, в неформальных внешкольных условиях, через СМИ, книги. В ученич.к-ве освоение соц.опыта планируется и направляется педагогом. Реб-к в школе становится членом многих к-в, часть выбирает сам, членом др. становится в силу условий. Он принимает правила и нормы взаимоотношений, присущие этому кол-ву. К-вдает возможность накопления опыта колл-го поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства, что приводит к формированию гуманизма, инициативности, ответственности, справедливости. К-в дает возможность для самовыражения, самоутверждения; формирует самооценку, самоуважение, интеллектуально-нравственные ориентации, гражданскую позицию, развиваетчувства сопереживания,др. Незаменима роль к-ва в организации трудовой деят-ти, она стимулирует проявление взаимопомощи, взаимоответственности за результаты труда, включение в экономич.отнош-я. Дет.к-в – важный фактор целенаправленной социализации, восп-я. Его влияние на личность зависит от того,в какой мере цели и задачи к-ва осознаются членами и воспринимаются как свои.

Типы коллективов.

-По содержаниюдеят-ти: учебные, трудовые, научн., общественно-политич-е, художественно-творч-е,спортив.

-По внешне заданной функции (кол-в–инструмент, средство): производственная (решение соц-производственной задачи: кол-в предприятия, пед. к-в); воспитательная (реализация воспитат-х, образ-х задач:детский и пед. к-в).

- По структуре и опосредовательности межличностных отношений: первичные - небольшие, непосредственное межличностное взаимодействие (класс, группа); вторичные– состоят из ряда первичных, отсутствуют или ограничены прямые межличностные контакты;

- По юридическому (социальному) статусу: формальные (юридически фиксированный статус), неформальные (добровольные, на основе общих интересов).

- По длительности функционирования: постоянные; временные; ситуативные.

Концепции воспитания кол-ва по Макаренко. Опыт и теория Макаренко - фундамент теории и практики соц. педагогики. По его рекомендац. работают колонии для малолет. преступников за рубежом. Концепция соц. восп-я была основана на формировании личности в новых соц. условиях. Считал, что трудовая колония–наиболее подходящее соц-е учебно-воспит-е учрежд-е для воспит-я нового чел-ка, гражданина, общественника. Утверждал, что в едином пед.процессе объединяются воспитательные деятели, госуд-во, новая семья и ребячий первичный к-в. Егок-в решал педагог-е, хозяйственные, производственные проблемы. Все решали одни задачи, работали на свое благо: дети, взрослые, заведующий и пед.совет. Утверждал, что счастливый чел-к существует только в счастливом общ-ве. Сформировал основные принципы коллективистской педагогики: «как можно больше уважения к чел-ку, как можно больше требования к нему».Считал, что можно исправить чел-ка: необходимо воспитать его так, чтобы он стал активным деятелем новой эпохи. Индивидуальную работу видел не в «возне» с реб-ком, а в поиске и использовании таких его особенностей, которые способствуют активному включению в жизнь к-ва. «Люди - очень разный материал для воспит-я и выпускаемый нами «продукт» тоже будет разнообразным. Самое опасное-страх перед сложностью и разнообразием качеств личности».Недопустимо стричь всех под одну гребенку, недопустимо и пассивное следование за каждым. Наряду с общей программой восп-я личности в кол-ве необходим «индивидуальный корректив».Основной путь методики индивидуального воздействия - четкое определение целей воспитания, проектирование личности каждого воспитанника.

Роль соц. п-га в формировании ученического коллектива. Соц. п-гу необходимо знать, что более эффективно в социализации класса, он должен быть максимально информирован о др. факторах социализации, влияющих на развитие каждого уч-ся (семья, школа, социум), использовать их воспит-й потенциал, компенсировать недостатки, не допускать их отрицат. воздействия на уч-ся. Соц. п-г не может изменить окруж. среду, но может создать условия для успешной социализации уч-ся в классе. Необходимо знать возрастные особенности, уровень обучения, успеваемости, традиции и неформальное общение в классе. Классный рук-ль - самый авторитетный, поэтому является источником гуманных отношений, которые необходимо установить м/у детьми, носителем культурных норм и ценностей. Онсовместно с соц. п-гом должен сформировать сплоченный ученич.кол-в.
Вопрос 38.Сущность педагогической коррекции. Общепедагогические и социально-педагогические методы коррекции развития личности и коллектива. Коррекция поведения личности и группы.

Коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый пед. процесс, реализуемый с детьми, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум.

Целесообразность и необходимость проведения КПД в соврем-х условиях обусловлены внешними соц-пед. обстоятельствами, изменением соц.ситуации, сменой нравственных ценностей, моральных требований, особен-ностями внутренних психич.процессов, происходящих в духовном мире детей, их сознании, мироощущении, отношении к социуму. КПДстроится как целостная осмысленная деят-ть педагога и ребенка, органически вписывающаяся в систему их повседневной жизнедеят-ти и соц. отношений. КПД занимает центральное положение в едином пед. процессе. Система КП работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

В КПД выделяется группа методов: переубеждения, разъяснения, принуждения, приучения, переучивания, «реконструкции» характера, «взрыва», переключения, поощрения и наказания. Специфические методы корр-ции отклонений в поведении и развитии: самовнушение, педагогическое внушение; метод «сократического диалога»; обучение управлению собой, саморефлексии; методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций; метод разрушения конфликтов; арттерапия; метод социальной терапии; метод поведенческого тренинга и т.д.

Соц.среда оказывает влияние на всех этапах пед.процесса. Невозможно находиться в группе и быть свобод-ным от ее влияния. Необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Ее члены, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения. Давления могут быть чрезвычайно эффективными, влиять даже на индивидуальные убеждения, восприятие действительности.

Конформизм -приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, отсутствие собств. позиции, беспринципное, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение больш-ва, традиции).Большинство нормальных индивидуумов в соврем.общ-ве -конформисты. Пропадают чувство одиночества и тревожности, противоречия м/у «Я» и миром, но ч-к теряет самого себя.

Коррекция группового повед-я. Отклоняющееся повед-е уч-ка складывается не только вследствие внутреннего дискомфорта, но и отношений с др. людьми. Класс, товарищи, окружающие дети влияют на формирование его поведения значительно. Семья, др. дети и лишь потом учитель определяют отношение реб-ка к миру.

По особенностям поведения выделяется неск. групп детей, требующихцеленаправленной кор-ции поведения.

1. Дети, особенности поведения которых обусловлены несовпадением их собственной самооценки и оценки другими людьми — учителями, взрослыми, детьми, что ведет к чрезмерному эмоциональному напряжению. Дома реб-к хороший, способный, любимый, а в школе как все, а иногда и хуже других. Некоторые переживают тяжело. Реб-к становится привередливым, плаксивым, зависимым от учителя, привлекает к себе внимание, ожидает похвалы, а в случае неудачи печалится, уходит в себя. Он жалуется на учителя родителям, может мстить.

2. Дети, у которых недостаточный уровень подготовки к школьной жизни. Учитель требует одинаковых результатов от всех. Но не все могут их показать. Возникает напряжение из-за того, что не могут преодолеть школьные трудности, дискомфорт нарастает. Проявляется в невнимательности, неспособности усваивать элементарные знания, занятиях посторонними делами. Снижаются темпы развит.внимания, памяти, речи.

3. Дети, поведение которых обусловливается ситуацией: когда цели и содержание работы совпадают с их желаниями, она выполняется хорошо; когда цели и содержание неприятные или нежелательные - плохо. Если от них жестко потребовать выполнения обязанностей, наступает эмоциональный спад - усталость, бессилие, раздраженность, упрямство, конфликтность. Это естественный процесс подъемов и спадов, не бывает, чтобы реб-к был всегда хорошим. Нельзя «ситуативных» детей причислять к девиантным, т.к. коррекция идет им во вред.

4. Дети, выпадающие из совместной деят-ти. Нежелают и неумеют наладить отношения с одноклассни-ками. Возникает противостояние «Я - они». Реб-к хочет быть в центре внимания, а когда не удается, отказывается от всего. У него непредсказуемое поведение: может вымещать свое неудовольствие физическими действиями - бросаться камнями, портить имущество. Отвергнутые коллективом ожесточаются и впадают в деструктивное поведение. Характерны: неконтактность, неспособность ни с кем дружить; сильно завышенная (заниженная) самооценка;постоянная неудовлетворенность, плохое настроение; конфликтность, склонность к деструкт. повед.

5. Дети со сложностями адаптации. Их легко заметить: реб-к то с удовольствием идет в школу, то относится к ней нейтрально, то враждебно. Может убежать или остро конфликтовать с учителями и детьми.

Самое важное - сплочение коллектива класса. Осуществляя коррекц-ю работу по сплочению класса, нужно:

вести с каждым реб-ком индивид-ю целенаправленную работу, чтобы полнее раскрыть его возможности;закреплять положит.самооценку, чувства собственного достоинства, справедливости, уважения к другим;формировать «ресурс успеха» - уверенность в том, что все трудности будут успешно преодолены;регулярно организовывать разл. соревнования м/у детьми, чтобы каждый мог в чем-то проявить себя, показать способности и умения. Это усиливает статус, самооценку: дети видят, что каждый силен в чем-то;создавать положительную мотивацию для успешного выполнения предстоящей работы; использовать награды, поощрения, звания и титулы отличившимся, чтобы у каждого был титул.

Реб-к утверждает образ своего «Я» по реакции окруж-х людей. Формированием и развитием класса управляет учитель. Если коллектив достигнет высокого уровня, он сам станет воспитателем своих членов. Достичь значительных успехов в кор-й работе можно, если сочетать влияние на весь кол-в, отдельные подгруппы детей, выделенные по определенным признакам, и индивидуальное воздействие на каждого уч-ка.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.