Кафедра Бухгалтерского учета — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кафедра Бухгалтерского учета

2017-12-12 211
Кафедра Бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра Бухгалтерского учета

 

Основы бухгалтерского учета

 

Учебное пособие для студентов

 

Автор: преподаватель Щербанюк И.А.

Санкт-Петербург

Год

 

 

1. Хозяйственный учет и его виды.......................................................................................................................... 3

2.Бухгалтерский учет и его виды............................................................................................................................. 3

3.Нормативное регулирование бухгалтерского учета....................................................................... 3

4.Основные понятия бухгалтерского учета................................................................................................. 4

5.Измерители бухгалтерского учета.................................................................................................................... 5

6.Метод бухгалтерского учета................................................................................................................................... 5

7. Баланс............................................................................................................................................................................................ 6

8. Двойная запись и корреспонденция счетов.............................................................................................. 8

9. Счета бухгалтерского учета................................................................................................................................ 10

9.1 Классификация счетов по структуре и назначению........................................................................................ 10

9.2 Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию............................ 12

9.3 Классификация счетов по отношению к балансу и степени детализации.......................................... 12

9.4 Структура плана счетов бухгалтерского учета.................................................................................................. 12

10. Оборотные ведомости.............................................................................................................................................. 12

11. Понятие о документообороте........................................................................................................................... 14

12. Оценка объектов бухгалтерского учета................................................................................................ 15

13. Калькуляция, ее виды и содержание........................................................................................................... 16

14. Организация проведения инвентаризации............................................................................................ 17

15. Формы бухгалтерского учета. Общие положения......................................................................... 18

17. Понятие учетной политики................................................................................................................................. 26

Организация учетной политики на предприятии..................................................................................................... 26


Хозяйственный учет и его виды

Для ведения предпринимательской деятельности необходимо иметь систему наблюдения, измерения, регистрации и обобщения различных хозяйственных факторов с целью контроля и управления ими. Эта система и представляет собой хозяйственный учет организации. На его основе строится модель функционирования объекта управления, предполагающая взаимосвязь трех видов учета - оперативного, статистического и бухгалтерского. Они взаимно дополняют друг друга и часто используют одну и ту же информацию.

Оперативный учет является системой текущего наблюдения, контроля за отдельными хозяйственными операциями и управления ими в ходе их осуществления. Он ограничивается рамками организации, осуществляется непосредственно на рабочих местах в момент совершения определенных хозяйственных операций. Основная его особенность - быстрота обеспечения данными для оперативного руководства.

К функциям оперативного учета относятся:

· Наблюдение процессов и фактов хозяйственной жизни предприятия;

· Накопление и предоставление данных для оперативного управления и контроля.

Статистический учет (статистика) представляет собой систему регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений (в масштабе предприятия, отрасли, экономического региона, страны). Эти сведения необходимы для анализа результатов различных процессов и прогнозирования дальнейшего их развития.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систем сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций (п.1 ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ от 21.11.96 г. от 03.11.2006г.).

Для бухгалтерского учета характерно применение особых приемов и способов обработки экономической информации: счета бухгалтерского учета, двойная запись хозяйственных операций, бухгалтерский баланс и др.

Бухгалтерский учет имеет свои особенности, отличающие его от остальных видов учета, а именно:

· является документально обоснованным учетом;

· непрерывен во времени и сплошной по охвату всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

· применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.).

Основные понятия бухгалтерского учета

Для того чтобы уяснить сущность бухгалтерского учета необходимо знать основные понятия, экономические категории и термины, применяемые при его организации.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектом приложения бухгалтерского учета является предприятие (организация).

Методологические основы организации бухгалтерского учета и его принципы определены Федеральным законом Российской федерации "О бухгалтерском учете".

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

· Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации; а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью; наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

· Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;

· Оценка фактического использования внутренних резервов.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета:

· Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях;

· Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

· Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных с рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

· Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий;

· В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Предметом бухгалтерского учета являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение уставных обязательств. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы|:

· Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;

· Объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй – хозяйственные процессе и их результаты.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество предприятия, обязательства предприятия и хозяйственные операции, осуществляемые предприятиями в процессе их деятельности.

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия располагает необходимыми средствами. В зависимости от того, какую роль они играют в процессе производства и обращения, хозяйственные средства подразделяются на группы: внеоборотные и оборотные активы.

К внеоборотным активам относятся вложения во внеоборотные активы, основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности.

К оборотным активам относятся производственные запасы и затраты, денежные средства, средства в расчетах (дебиторская задолженность), финансовые вложения.

Хозяйственные средства, необходимые для деятельности предприятий, формируются за счет различных источников, которые делятся на собственные и заемные.

К собственным источникам относятся уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль.

К заемным источникам относятся кредиты банков, коммерческие кредиты, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность персоналу по оплате труда, задолженность по платежам в бюджет, задолженность перед прочими организациями и лицами.

Хозяйственные процессы следует рассматривать как совокупность составляющих элементов - фактов хозяйственной жизни.

Хозяйственные процессы, совершаемые на предприятии, включают в себя: процесс заготовления средств производства, процесс производства продукции (работ. услуг), процесс реализации (продажи) продукции, материальных ценностей, основных средств, нематериальных и других активов. Хозяйственные процессы состоят их множества хозяйственных операций.

Хозяйственная операция - факт хозяйственной жизни)внутренний или внешний), оказавший влияние на состояние капитала, имущества и финансовые обязательства предприятия, оформленный соответствующим документом.

Метод бухгалтерского учета

Методом бухгалтерского учета называется совокупность приемов и способов отражения хозяйственной деятельности предприятий, в основе которых лежит моделирование фактов хозяйственной жизни.

Отдельные приемы или способы называются его элементами. Различают восемь элементов метода бухгалтерского учета: документация, инвентаризация, бухгалтерские счета, двойная запись, баланс, оценка, калькуляция, бухгалтерская отчетность.

Документация - совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться документами.

Инвентаризация (от лат. - нахожу, обнаруживаю - способ определения фактического наличия материальных ценностей на предприятии и сверка с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Бухгалтерские счета - это способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства, доходов и расходов, на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат. Бухгалтерские счета - важнейший элемент бухгалтерской информационной системы, динамическая составляющая моделирования.

Двойная запись - метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов. Влияние хозяйственных операций на финансовое положение организаций (предприятий) в бухгалтерской информационной модели учитывается дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, другой - по кредиту одного или нескольких счетов. Суммы дебетового и кредитового оборотов по каждой операции всегда равны между собой.

Баланс - способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценке на определенную дату. Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия (его активы) с источниками его образования (капталом собственника и обязательствами, исчисленными в стоимостном выражении на определенную дату, как правило, на конец отчетного периода или в специально предусмотренных случаях).

Оценка - способ отражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем стоимостном измерителе, единицей которого является рубль. Бухгалтерский учет изучает разнообразные объекты - основные средства, нематериальные активы, денежные средства, капитал, различные обязательства и т.п., происходящие изменения в которых в результате имевших место хозяйственных операций описаны количественными показателями. Для формирования бухгалтерской информационной модели вся совокупность хозяйственных операций оценивается в рублях. Бухгалтерское наблюдение охватывает только те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалтерский учет представляется стоимостным учетом.

Калькуляция - способ определения себестоимости единицы продукции на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, представляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий за отчетный период. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

Баланс

Баланс предприятия представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: актив и пассив. В активе отражаются хозяйственные средства предприятия по составу и размещению, в пассиве - источники хозяйственных средств предприятия. Так как и в активе и в пассиве отражены одни и те же хозяйственные средства, то итоги актива и пассива всегда равны.

Влияние хозяйственных операций на баланс

Многообразие хозяйственных операций, совершаемых на предприятии, не должно вызывать затруднений у работников бухгалтерии с установлении корреспонденции счетов, так как все их можно объединить в четыре группы.

Счета бухгалтерского учета

Любое движение хозяйственных средств и их источников отражается на счетах бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете применяется значительное число счетов, которые используются для получения необходимой информации. Для правильного построения системы счетов необходимо ясное и четкое определение содержания, назначения и структуры различных видов счетов. Основное условие правильного использования счетов - их научно обоснованная группировка, классификация.

Используемая в настоящее время классификация счетов бухгалтерского учета основывается на экономической классификации средств, источников и процессов, является единой и строится по признакам содержания, назначения и строения счетов.

Единая классификация имеет большое практическое значение. Помогая понять экономическое содержание каждого счета, она облегчает правильное пользование счетами для группировки учитываемых объектов. Выясняя назначение каждого счета, его функции и характер показателей, она помогает правильно применять счета для текущего руководства и контроля.

Дебет Кредит

 
 

 


Начальное сальдо - остаток матери-

альных ценностей на начало периода

 
 


Оборот - поступление материальных Оборот - выбытие материальных

Ценностей ценностей

 
 


Конечное сальдо - остаток матери-

альных ценностей на конец периода

 

 

· денежные счета, предназначенные для учета и контроля за движением денежных средств ("Касса", "Расчетный счет", "Валютный счет" и др).

Структура денежного счета

 

Дебет Кредит
Начальное сальдо - остаток денежных средств на начало периода  
Оборот - поступление денежных средств Оборот - выбытие денежных средств
Конечное сальдо - остаток денежных средств на конец периода  

 

· счета фондов и капиталов, предназначенные для контроля за состоянием и изменением фондов предприятия ("Уставный капитал", "Добавочные капитал", "Резервный капитал" и др.).

Структура счета фондов и капитала

 

Дебет Кредит
  Начальное сальдо - остаток капитала на начало периода
Оборот - уменьшение фондов и капталов Оборот - увеличение фондов и капиталов
  Конечное сальдо - остаток на конец периода

· расчетные счета, предназначенные для контроля за состоянием расчетов с предприятиями, организациями и отдельными лицами. Расчетные счета могут быть активными, пассивными и активно-пассивными.

Структура активных расчетных счетов

Дебет Кредит
Начальное сальдо - остаток дебиторской задолженности на начало отчетного периода  
Оборот - увеличение дебиторской задолженности (+) Оборот - уменьшение дебиторской задолженности (-)
Конечное сальдо - остаток дебиторской задолженности на конец отчетного периода  

Структура пассивных расчетных счетов

Дебет Кредит
  Начальное сальдо - остаток кредиторской задолженности на начало отчетного периода
Оборот - уменьшение кредиторской задолженности (-) Оборот - увеличение кредиторской задолженности (+)
  Конечное сальдо - остаток кредиторской задолженности на конец отчетного периода

Для большинства расчетных счетов возможно изменение местоположения конечного сальдо: из дебетового оно может становиться кредитовым, и наоборот. Это связано с тем, что дебиторы могут становиться кредиторами в результате хозяйственных операций.

Например, сальдо на счете "Расчеты с бюджетом", показывающее задолженность предприятия по налогам в бюджет, может получиться дебетовым, если сумма начисленных налогов меньше уплаченных.

В бухгалтерском балансе дебиторско-кредиторскую задолженность показывают развернуто.

Регулирующие счета предназначены для уточнения оценки основного счета. Использование регулирующих счетов объясняется тем. что оценка отдельных хозяйственных средств и их источников в текущем бухгалтерском учете не совпадает с их фактической стоимостью. В текущем учете применяется неизменная оценка средств и их источников, а фактическая стоимость постоянно меняется. Чтобы получить сведения о фактической себестоимости средств или источников, применяются регулирующие счета. К ним относятся такие счета, как "Амортизация основных средств", "Амортизация нематериальных активов", "Торговая наценка".

Распределительные счета предназначены для учета и контроля отдельных видов затрат предприятия и обеспечения правильности их распределения по отчетным периодам и носителям затрат. Они подразделяются на собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные:

· собирательно-распределительные счет предназначены для "собирания" различных расходов и распределения их между различными объектами учета. Все собирательно-распределительные счета - активные. К ним относятся счета "Общепроизводственные расходы", "Общехозяйственные расходы

Структура собирательно-распределительного счета

Дебет Кредит
Начального сальдо нет  
Оборот- - собирание расходов к распределению (+) Оборот- распределение расходов и списание на другие счета (-)
Конечного сальдо нет  

· бюджетно-распределительные счета предназначены для распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами с целью равномерного включения расходов в издержки производства и обращения или отражения в учете полученных доходов. Например, счета "Расходы будущих периодов", "Доходы будущих периодов".

Калькуляционные счета предназначены для учета затрат, связанных с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг и определением фактической себестоимости продукции и выполненных работ и услуг (счета "основное производство", "Вспомогательное производство"). Все калькуляционные счета - активные.

Структура калькуляционных счетов

Дебет Кредит
Начальный остаток - наличие затрат по незавершенному производству на начало отчетного периода  
Оборот - собирание затрат - увеличение (+) Оборот - списание себестоимости - уменьшение (-)
Конечный остаток (если есть)- наличие затрат по незавершенному производству на конец отчетного периода  

 

Полученную информацию с рассматриваемого счета используют при выявлении финансового результата хозяйственной деятельности.

Сопоставляющие счета предназначены для получения показателей, отражающих финансовые результаты отдельных хозяйственных процессов или всей хозяйственной деятельности предприятия. Показатели определяются сопоставлением по дебету и кредиту счетов.

Все сопоставляющие счета активно-пассивные. Они подразделяются на операционно-результатные и финансово-результатные:

· операционно-результатные счета предназначены для контроля за отдельными процессами и выявления финансового результата от этих процессов ("Продажи", "Прочие доходы и расходы"). На данных счетах по дебету и кредиту отражаются одни и те же факты хозяйственной деятельности в разных оценках.

Структура операционно-результатного счета

Дебет Кредит
Оборот- фактическая себестоимость учитываемых объектов Оборот - отпускная стоимость учитываемых объектов
Остаток – убыток Остаток - прибыль
   

 

· Финансово-результатные счета предназначены для учета финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия в целях его контроля и управления им. Например, счет "Прибыли и убытки". На этом счете сопоставляются все валовые доходы и расходы, которые влияют на финансовый результат. Доходы отражаются по кредиту, а расходы по дебету. Превышение доходов над расходами образует балансовую прибыль. Если валовые расходы превышают валовые доходы, то финансовый результат - балансовый убыток.

Структура финансово-результатного счета

Дебет Кредит
Оборот - убытки и расходы Оборот - прибыли и доходы
Остаток - балансовый убыток Остаток - балансовая прибыль.
   

 

Структура Плана счетов

 

Счета бухгалтерского баланса Счета отчета о прибылях и убытках   Забалансовые счета (001-011)
Раздел 1 "Внеоборотные активы" (01-09)     Раздел II "Поизводственные запасы" (10-19) РазделIII "затраты на производство" (20-29 и 30-39) Раздел IY "Готовая продукция и товары" (40-49) РазделY "Денежные средства" (50-59) Раздел YI "Расчеты" (60-79) Раздел YII "Капитал" (80-89) Раздел YIII "Финансовые результаты" (90-99)
                 

 

Оборотные ведомости

Оборотная ведомость – способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. Оборотные ведомости составляются в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах за месяц.

Оборотные ведомости составляются по всем используемым на предприятии счетам синтетического учета. На каждый счет отводится отдельная строка, в которой указывается начальное сальдо, обороты и конечное сальдо по данному счету.

В этой ведомости имеется три пары колонок, в которых показываются сальдо и обороты по дебету и кредиту. При правильном ведении учета должно быть попарное равенство итогов:

Ø Итог дебетовых начальных сальдо по счетам должен равняться итогу кредитовых начальных сальдо;

Ø Итог дебетовых оборотов по счетам – итогу кредитовых оборотов;

Ø Итог конечных дебетовых сальдо – итогу кредитовых конечных сальдо.

 

Равенство итогов сальдо по дебету и кредиту обусловлено тем, что итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму средств предприятия, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этих же средств.

 

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Она предназначена для проверки правильности учетных записей, общего ознакомления с состоянием финансово-хозяйственной деятельности предприятия и составления нового баланса. Оборотная ведомость по синтетическим счетам имеет следующий вид.

 

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за апрель 200__ г.

 

Наименование счета Начальный остаток (С н) Обороты за месяц (О) Конечный остаток (С К )
Дебет кредит Дебет кредит дебет Кредит
             
             

 

В первой колонке записывают название всех счетов баланса, по которым имеются остатки. По данным каждого счета отражают соответствующие суммы по дебету и кредиту: 2 и 3 колонки (по данным на начало отчетного периода), 4 и 5 колонки (обороты по дебету и кредиту за отчетный период). Суммы в колонках 6 и 7 выводятся по счетам начальных остатков и оборотов.

Пример оборотной ведомости (ранее рассмотренный пример)а

 

Наименование счета Начальный остаток (С н) Обороты за месяц (О) Конечный остаток (С К )
Дебет кредит Дебет кредит дебет Кредит
             
Основные средства Товары Материалы Касса Расчетный счет Расчеты с покупателями Уставный капитал Прибыль Кредиты банка Расчеты с поставщиками Расчеты по оплате труда       - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Итого:            

 

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета используются отдельно в каждому счету аналитического учета, по которым введется аналитический учет. Они представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, объединяемых одним синтетическим.

Предназначены для проверки правильности учетных записей по этим счетам, а также для наблюдения за состоянием и движением отдельных видов средств.

 

Оборотная ведомость по счетам аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за апрель 200__ г.

 

№ п\п Наименование поставщиков Остаток на начало апреля Обороты за апрель Остаток на конец апреля
дебет кредит дебет Кредит дебет Кредит
               
  Завод 1 -       -  
  Завод 2 -       -  
  Итого -       -  

 

Понятие о документообороте

Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения их исполнения и передачи в архив. На предприятии должен разрабатываться документооборот по каждому виду документов в виде инструкций, таблиц, графиков.

Основные этапы документооборота:

1. составление и оформление документов;

2. движение документов по рабочим местам;

3. прием документов в бухгалтерии;

4. обработка документов в бухгалтерии;

5. сдача документов в архив.

 

Процесс документооборота регулируется графиком, который составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель предприятия.

График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении

Формы бухгалтерского учета. Общие положения

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяется формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета - определенная организация формирования информационной системы, обеспечивающая в строго установленной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета для целей текущего контроля за фактами хозяйственной жизни (экономических событий) и составления отчетности.

 

Основными признаками, определяющими ту или иную форму являются:

1. виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;

2. последовательность и способы записи в них;

3. применение средств вычислительной техники.

 

Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от других являются:

1. количество применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид;

2. взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;

3. последовательность и способы записей в учетные регистры;

4. степень использования средств механизации и автоматизации в бухгалтерском учете;

 

В современном бухгалтерском учете применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная (диалоговая) и упрощенная.

Учетные регистры

Процесс учетной регистрации хозяйственных операций можно представить в виде следующей схемы:

       
   
 
Документы
 

 

 


При этом в документах регистрируется каждая отдельная операция, в синтетических и аналитических счетах ведутся текущие учет и группировка средств и операций предприятия, в балансе периодически обобщается и отражается в денежной оценке на определенную дату состояние средств предприятия и их источников. Необходимо, чтобы каждая хозяйственная операция оформленная документом, была отражена в том или ином учетном регистре.

В первичных документах регистрируется только отдельные хозяйственные операции, поэтому в них не дается обобщения всех операций. На практике сведения из первичных документов переносятся в учетные регистры.

Учетные регистры представляют собой специальным образом разграфленные листы, в которые производятся текущие учетные записи хозяйственных операций. Запись хозяйственных операций в регистры называется учетной регистрацией.

Отражение хозяйственных операций в учетных регистрах - второй этап учетных работ. В учетных регистрах группируются и систематизируются по счетам данные о состоянии и движении хозяйственных средств и источников их образования. Записи в учетных регистрах могут делаться от руки чернилами или пастой шариковой ручки, печататься на пишущей машинке или с помощью ПЭВМ.

Записи в учетных регистрах используются для контроля за хозяйственной деятельностью предприятия, последующего экономического анализа и подготовки рекомендаций с целью принятия управленческих решений. По данным, приведенным в учетных регистрах, определяется финансовый результат работы предприятия.

Учетные регистры классифицируются по внешней форме, по видам учетных записей, по объему содержания.

Контокоррентная карточка

 

2000 год Проводка Наименование счета Карточка Стр. Шифр счета
Мясокомбинат      
Содержание записи Дебет Кредит  
  Остаток на 01.01      
02.01   04.01   06.01 По счету № 3 на оплату По счету № 6 на оплату Выписка банка 1-5 … Итого за январь Остаток на 01.02     …       …  

 

Параллельное ведение аналитического учета с регистрами синтетического учета создает много технической работы по обобщению и сверке счетных записей путем составления оборотных ведомостей по аналитическим счетам. Поэтому в последнее время стали применять такие регистры аналитического учета. в которых одновременно подготавливаются данные для итоговых записей в синтетические счета. Например, вместо контокоррентных карточек применяются накопительные ведомости.

 

Ведомость для аналитического учета расчетов

 

Объект аналитического учета Сальдо на начало Обороты по дебету с кредита счетов Обороты по кредиту с дебет счетов Сальдо на конец
Расчетный счет   Товары Тара
1. счет 5 Мясокомбинат            

 

2) регистры, записи в которые производятся с целью группировки и накапливания однородных хозяйственных операций по аналитическим счетам для последующего их переноса итогом за месяц в регистры синтетического учета;

3) регистры, которые совмещают синтетический и аналитический учет. Например, журнал-ордер "Расчеты с подотчетными лицами"

Способы исправления ошибок

При составлении первичных документов или учетных регистров могут быть допущены ошибки. Они должны быть выявлены и исправлены. При большом количестве данных в учетных регистрах для обнаружения в них ошибок используется сплошная проверка (пунктировка записей). Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, в которых обнаружены ошибки, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. <


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.