Анфилада - в садово-парковом искусстве - ряд отдельных разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Анфилада - в садово-парковом искусстве - ряд отдельных разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.

2017-12-12 935
Анфилада - в садово-парковом искусстве - ряд отдельных разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Целью курса «История садово-паркового искусства» является формирование у студентов представления о многообразии методов и принципов планировки, организации садово–парковых ансамблей в историческом аспекте на примере лучших мировых и российских образцов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление об историческом ходе развития ландшафтного и садово-паркового искусства, смене стилевых приемов, освоении растительного материала и характера преобразования ландшафта;

- знать историю развития, объемно-пространственную структуру, композиционные особенности и художественные принципы ряда выдающихся исторических и современных парков и других объектов ландшафтной архитектуры, а также их взаимосвязь с архитектурой, градостроительной ситуацией и ландшафтом;

- владеть профессиональной терминологией;

- уметь вычленить основные характерные черты регулярного и пейзажного парка.

В методических указаниях представлены 26 планов выдающихся исторических объектов садово-паркового искусства, которые довольно полно дают представление о развитии стилей и приёмов ландшафтной архитектуры в различных странах в разные временные периоды. На примере конкретных исторических парков студенты могут проследить развитие основных стилевых направлений от более простых планировок садов до сложных и изысканных композиций и форм. Изучая планы парков, их композицию, отдельные приёмы и ландшафтные элементы, студент должен уметь составить мнение об особенностях естественного природного ландшафта и климатических факторах.

Знание планов парков лучших мировых образцов садово-паркового искусства, историю их создания, неповторимый художественный образ каждого послужит той незаменимой базой, которая позволит будущим специалистам ориентироваться в современных приёмах ландшафтного искусства, сформирует истинную систему ценностей, основанную на опыте прошлых столетий, и поможет найти верные ориентиры при непосредственном проектировании современных объектов ландшафтной архитектуры.

 

 

Словарь терминов

Аграф - стилизованный растительный мотив в оформлении садовых партеров XVII-XVIII вв. Обычно аграф имел вид пучка ветвей, листьев, лепестков, исходящих из одной точки у края партера.

Аллея - пешеходная или транспортная дорога, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями, кустарниками или их группами. В парках аллея образует узкое пространство, направленное на фокус или доминанту композиции.

Аллегория - передача отвлеченного понятия при помощи образа. Это один из способов сообщения посетителю о программе сада, о вкусах и убеждениях владельца.

Альтанка -парковое сооружение легкой ажурной конструкции, изначально высокий балкон или выступ.

Ансамбль - в садово-парковом искусстве - пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водоемов и других элементов ландшафта, образующая целостную архитектурно-художественную композицию.

Анфилада - в садово-парковом искусстве - ряд отдельных разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.

Амфитеатр – зрелищное сооружение в форме эллипса или полукруга со ступенчато расположенными рядами сидений.

Аптекарский -травник, огороженный сад для выращивания лекарственных и плодовых растений (душистых трав, цветов, овощей, кустарников).

Арабеска - в садово-парковом искусстве - цветник в виде неширокой (извилистой) линии на фоне зеленого газона. Арабеска образует в своих сочетаниях нарядный узор. Арабески могут входить в состав клумб, ими украшают откосы.

Арка - в садах и парках - сводчатое сооружение; перекрытие из камня, железа, дерева, обвитое вьющимися растениями.

Атриум - закрытый внутренний дворик в древней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили все остальные помещения.

Ах-ах - в парках и садах XVII-XVIII вв. - неожиданное раскрытие границы парка на окружающий ландшафт, создаваемое с помощью глубокого рва и подпорной стены.

Бига - скульптурное изображение на здании или на арке колесницы, запряженной парой лошадей.

Готика - художественный стиль средневекового искусства, характерный для Европы 12-16 веков, проявившийся в строительстве устремленных ввысь храмовых зданий с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, сложным орнаментом (витражами).

Катаракты - крупные водопады, где большая масса воды низвергается широким фронтом с относительно небольшой высоты, образуя над пропастью одну отвесную струю. Катаракты - серия крутых быстрин в большой реке.

Кенконс - способ посадки деревьев сдвинутыми рядами с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами, образующими один объем, и обеспечивающий видимость по диагональным направлениям между стволами.

Малые формы садово-парковой архитектуры - беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, урны, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие искусственные элементы садово-парковой композиции, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции.

Обманка, Обманный вид - в русских парках XVII в. - живописное изображение, помещаемое в торце прогулочной аллеи и создающее иллюзию далекой перспективы, фасада пышного архитектурного сооружения и т.п.

Огибная дорога - в русских садах и парках XVIII в. - крытая аллея, устроенная на каркасе из деревянных дуг, соединенных продольными связями. Ветви деревьев, привязанные проволокой к каркасу, образуют зеленый свод огибной дороги.

Огород - одно из названий сада при русской усадьбе, в котором обычно выращивались плодовые деревья и кустарники, овощи, лекарственные и пряные растения.

Окно - проем в стене, предназначенный для объединения нескольких пейзажей или просвет в массиве (куртине) для придания пейзажу декоративности.

Орнамент предназначен: для заполнение поверхностей; для обрамления, разделение частей; для украшения внутренних стен, потолков и фасадов зданий. По характеру композиции выделяют ленточный и центрический орнамент. По используемым мотивам орнамент подразделяют на геометрический, растительный, зооморфный, геральдический, гротескный и арабесковый.

Парк - обширная озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. В парке элементы ландшафта, сооружения и посаженная растительность организуются в определенную объемно пространственную систему в соответствии с законами композиции.

Партер - декоративная, геометрически построенная композиция из низких растений. Партер:

- образует парадную, открытую часть парка или сада;

- характеризуется строгостью линий и форм;

- разбивается на главных аллеях, у монументальных сооружений и памятников, а также у общественных и административных зданий.

Пальметта - стилизованный пальмовый лист, один из элементов художественного оформления садового партера.

Парк-памятник - старинный парк, имеющий мемориально-историческое, архитектурно-художественное, научное значение. Парки-памятники подлежат охране и восстановлению методами консервации, реставрации или реконструкции.

Пергола - садово-парковая постройка, состоящая из деревянного или металлического каркаса, с плоской или сферической поверхностью, поддерживаемой столбами или каменными колоннами. Пергола обвивается вьющимися растениями, и образует закрытую галерею. Перголы устраиваются у входа в сад над частью аллей.

Русский стиль - стилевое направление в архитектуре и декоративном искусстве 18-20 веков, стремившееся освоить и приблизить к современности наследие средневекового русского искусства и зодчества 11-17 веков.

Трельяж - элемент вертикального озеленения; вертикальная плоскостная опора для вьющихся растений: роз, клематисов и др. Трельяж выполняется в виде ажурной обрешетки из дерева или металла с различными размерами гнезд. Трельяж устанавливается в садах, на улицах и одновременно служат ограждением.

Хаос - нагромождение диких скал, крупных каменных глыб в романтических парках XVIII - XIX в.в. Символизирует бездну, начальное состояние материального мира.

Чердак - в русских садах XVII века открытая садовая беседка, обычно опирающаяся на столбы.

Чинампас – плавучий сад в Мексике, представляющий один из вариантом малых садов.

Чор - бак (чор – баг) - принцип планировки исламских садов, в основе которого лежат четыре квадрата. Широко применялся в Древней Персии и Индии.

Сад Древнего Египта


1 - вход; 2 - пергола, увитая виноградом; 3 -жилое здание; 4 - бассейны.

 

План строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.


Афинский Акрополь.

Комплекс храмов (крепость, где жители могли прятаться во время осады). Расположен он на окраине Афин, на возвышающемся скалистом уступе размером 130 на 300 метров.

 

 

План Акрополя: I — пропилеи римского времени; 2 — храм Ники Аптерос; 3 — постамент памятника Агриппе; 4 — Пинакотека; 5 — «Пропилеи Мнесикла»; 6 — южное крыло пропилей; 7 — остатки древнейших стен; 8 — святилище Артемиды Бравронии; 9 — место статуи Афины Промахос; 10 — место храма Гекатомпедона; 11 — Эрехтейон; 12 — Парфенон; 13 — храм Ромы и Августа; 14 — музей Акрополя; 15 — Одеон Ирода Аттика; 16 — стоя Евмена 11; 17 — святилище Асклепия; 18 — театр Диониса; 19 — Одеон Перикла.

 


Генералиф

Местонахождение: Гренада (Испания), около Альгамбры, летняя резиденция Халифов

Период создания: 1302-1324 гг.

 

 

Генералиф и Альгамбра представляют собой дворцовые комплексы арабов в Испании с внутренними двориками, террасами и садами, оформленными в виде небольших двориков атриум-перистильного типа (патио) – с мощением декоративной плиткой вместо газона и пышной растительностью, расположенной не всегда чётко симметрично, часто довольно свободно, что видно на представленном плане. Вода является основным мотивом сада, она присутствует в каждом патио. Характерной является связь внутренних пространств с внешними видами, что достигается путём создания видовых точек. И в дальнейшем этот приём нашёл широкое распространение. Данные сады относятся к регулярному стилевому направлению и характеризуют испано-мавританский стиль.


Тадж-Махал

Местонахождение: Агра (Индия)

Создание: 1632–1653 гг.

Архитектор: предположительно Устад-Иса

 

 

Этот замечательный комплекс был создан шах Джеханом, как усыпальница для его любимой жены. Сад перед зданием спроектирован по принципу "чор-баг" – четыре квадрата. В виде главных осей расположены каналы, пересекающиеся в центре парка.


Вилла Ланте

Местонахождение: Баньяя, 84 км от Рима (Италия).

Создание: 50-ые годы XVI века.

Архитектор:Джакомо да ВИНЬОЛА.

 

 

Представленные 5 планов итальянских садов относятся к лучшим образцам парков эпохи Возрождения. Они относятся к регулярному стилевому направлению, но регулярность их не жёсткая, сады могут включать отдельные деревья и даже целые рощи, деревья могут иметь свободную форму кроны. Эти сады имеют архитектурный характер, что проявляется уже в тщательной обработке рельефа - обычно это террасирование.

Сады Боболи

Местонахождение: Флоренция (Италия)

Архитекторы:Боччини, Амманати, Триболо и др.

Период создания: XV-XVI вв.

 

 

 

Изысканная архитектура крупных форм - дворцов, а также малых архитектурных форм – скамьи, беседки, вазы формирует богатый архитектурой ландшафт, а в сочетании с разнообразным ассортиментом растительности мы получаем неповторимые роскошные ансамбли эпохи Возрождения. Огромную роль в парках играет вода. Она искрится, плещется, сверкает в фонтанах, каскадах, водотоках, часто служит основной темой и композиционной осью (виллы Ланте и Капрарола). Иногда композиция развивается не по одной оси, а в двух направлениях (сады виллы Боболи, сады Ватикана).

В итальянских виллах появляются необычные водные устройства – это великолепные архитектурные и инженерные сооружения – водяной орган, аллея 100 фонтанов. Итальянские парки этого периода отличает продуманность и целостность композиции.

 

 

Ватикан.

Местонахождение: Италия.

Период создания: XVI в.

Архитекторы: Рафаэль, Д. Браманте, П. Лигорио, Бернини, Д.Фонтана.

 


 

1 - Собор Св.Петра; 2 - площадь собора Св.Петра; 3 - Апостольский дворец с двором св.Домасо; 4 - Сикстинская капелла; 5-7 - Бельведерский дворец с дворами Бельведерским(5), Библиотечным (6) и Садом шишки Пинии (7); 8 - Апостольский сад и современные здания музеев; 9 - вилла Пиа с садом.

 


Вилла д’ Эсте

Местонахождение: г. Тиволи, Италия.

Период создания: 1550г.

Архитекторы: П. Лигорио.

 

1 - здание виллы; 2 - аллея Ста фонтанов; 3 - фонтан Овато (овальный фонтан); 4 - композиция "Торжествующий Рим"; 5 - фонтан Драконов; 6 - фонтан "Водяной орган" и бассейны водного партера, ведущие к нему; 7 - кольцо старых кипарисов.

Во-ле-Виконт

Местонахождение: г. Мелён, в 55 км к юго-востоку от Парижа, Франция.

Период создания: 1656-1661 гг.

Архитекторы: А. Ленотр и Л. Лево, художник Ш. Лебрен.

 

План: 1- вход; 2 - дворец; 3 - партеры; 4 - канал

 

 

Версаль.

Местонахождение: Франция.

Период создания: 1660-1700 гг.

Архитекторы: А. Ленотр, Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Мансар.

 


План центральной части ансамбля Версаль:

1 - почетные дворы; 2 - водные зеркала; 3 - северный партер; 4 - южный партер; 5 - оранжерейный партер; 6 - лестницы "со ступеней"; 7 - озеро Швейцарцев; 8 - аллея Детей и бассейн Нептуна; 9- фонтан Латоны; 10 - Зеленый ковер; 11 - бассейн Аполлона; 12 - начало Большого канала; 13 - Королевский пруд.

 


Территория Версаля огромна (Маленький парк -1738 га, Большой – 6600 га).

 

1 - дворец; 2 - площадь Армии и Почетные дворы; 3 - центральные партеры и боскеты; 4 -фонтан Латоны; 5 - Зеленый ковер; 6 - Колесница Аполлона; 7 - Большой канал; 8 - Звезда короля; 9 - Северный партер; 10 - Аллея детей; 11 - бассейн Нептуна; 12 - Южный партер; 13 - оранжерейный сад; 14 - озеро Швейцарцев; 15 - Большой Трианон; 16 - менажерия.

Шантийи

Местонахождение: Франция, 40 км от Парижа.

Период создания: замок - XVI, сады - конец XVII вв.

Архитектор: А. Ленотр

Французские парки – это регулярные парки, достигшие наивысшего совершенства и расцвета в ХVII в. Их отличают большие размеры, крупномасштабность, развитие композиции по главной продольной оси с раскрытием далёкой перспективы. В регулярных французских парках впервые стали применять «мёртвый материал» при создании кружевных партеров – бродери. Обязательным элементом этих парков являются каналы. Это не только декоративные водные элементы, они выполняют мелиорирующую роль на выровненных и пониженных элементах рельефа.

В планировке парков А. Ленотр активно использует диагональные дороги, трёхлучье дорог. Этот опыт в дальнейшем применялся не только в паркостроении, но и в градостроительной практике других европейских государств.

Вслед за Италией и Францией регулярные парки появляются и в других европейских странах. Яркий пример этому немецкий парк Херренхаузен. Здесь наблюдается строгая регулярность, симметричная композиция, наличие ярких партеров, зелёного театра и лабиринта в придворцовой части и многоцентровая композиция в боскетной части с образованием круглых площадок. По периметру парка, с трёх сторон расположен водный канал.


Херренхаузен.

Местонахождение: близ Ганновера, Германия.

Период создания: конецXVII- начало XVIII вв.

Начало строительства сада - 1666 год.

Архитектор: М.Шарбонье.

 


Парк Сансуси.

Местонахождение: г. Потсдам, Германия.

Период создания: XVIII-XIX вв.

Архитекторы: Г.Кнобельсфорд, П.Леннэ, К.Шинкель, Л.Персиус, И.Бюринг.

 

Схема генерального плана 1745-1864 гг.

1 - замок Сан-Суси с террасным садом, архитектор Г.Кнобельсфорд, 1745-1747 гг.; 2 - картинная галерея, архитектор И.Бюринг, 1755 г.; 3 - новая камера, архитектор Г.Кнобельсфорд, 1747 г.; 4 - Сицилийске сады, архитектор П.Леннэ, 1857 г.; 5 - оранжерея; 6 - Новый дворец 1763-1769 гг., архитекторы И.Бюринг и др.; 7 - Шарлоттенхоф, архитекторы П.Леннэ, К.Шинкель, Л.Персиус, 1826-1829 гг.; 8 - римские термы, архитекторы П.Леннэ, К.Шинкель, Л.Персиус, 1829-1835 гг.; 9 - Китайский чайный дом, архитектор И.Бюринг, 1757 г.

Однако другой немецкий парк Сансуси не имеет такой жёсткой регулярной композиции. Она прослеживается только в старой части парка с возвышенными террасами, на которых высажены виноградники, как символ беззаботности и веселья. Сан-суси в переводе с французского означает «без забот». Главная композиционная ось проходит через весь парк и соединяет район старого дворца с новым дворцом. Планировка большей части парка пейзажная с извилистыми дорожками, системой полян и рощ и включением других дворцов и отдельных элементов регулярной стилистики.

 


Сад мхов (Сайходзи)

Местонахождение: Киото, Япония

Период создания: XIV–XVI вв.

Сад камней (Рёандзи

)

Период создания: 1450 г.

19. Кацуро (Катсура)

Стоу

Местонахождение: Бекингемшир (около 100км от Лондона).

Измайлово


Схематический план садов Измайлова XVII в.

Реконструкция С. Палентреер: 1 –дворец; 2 - Виноградный сад; 3 - Аптекарский сад; 4 - Круглое озеро; 5 – Просянский сад; 6 – сад при Потешных палатах.


Измайлово

План Аптекарского сада. Около 1670 г. План сада с потешными палатами. Около 1670 г.

В российских садах допетровского периода декоративные функции сочетались с их утилитарным использованием. Об этом свидетельствуют названия садов Измайлова: Виноградный, Аптекарский, Просянский и др. Композиция этих садов сложна и многообразна. Отдельные регулярные сады умело вписаны в естественный ландшафт. Центр композиции садов – дворец на острове запруженной реки Серебрянки.

 


Петергоф

Летний сад

Периоды создания: с 1704 г.

Архитекторы: Я.Розен, Д.Трезини, Ж.Б.Леблон, М.Земцов, Ф.Б.Растрелли, Ю.М.Фельтен, Л.И.Шарлемань.

Летний сад в комплексе садовых ансамблей: 1 - Летний сад; 2 - Марсово поле; 3 - Кленовая аллея; 4 - Михайловский сад.

План садового мастера Яна Розена. 1714–1716 гг.


Павловский парк

Царское село.

Местонахождение: г. Пушкин.

Ораниенбаум.

Софиевка

Список рекомендуемой литературы

1. Основная литература

Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство: Учебник для вузов по спец. Лесное хозяйство. – М. Агропромиздат, 1988. - 220с.

Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. – 415с.

Вергунов А П., Горохов В.А. Вертоград. М., 1996. 430 с.

Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства. М.: ИНФРА-М, 2004 – 350 с.

Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. М: Эксмо, 2007. 736 с.

Нащокина М. В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. М., 2007. 256 с.

Нащокина М. В. Русские сады. Вторая половина XIX - начало XX века. М., 2007. 216 с.

Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура_С. 2003.- 203с.

Курбатов В.Я. Сады и парки. История и теория садового искусства. Петроград, изд-во т-ва М.О.Вольфа. 1916. – 752с.

2. Дополнительная литература

Зюилен Г. Все сады мира. М.: АСТ. Изд-во Астрель – 2004. - 232с.

Палентреер С.Н. Садово-парковое искусство вып. 1 и вып. 2, М.: МЛТИ, 1978, - 76с., 44с.

Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М. 1986. - 84с.

Николаева Н.С. Японские сады. М.: Изобразительное искусство, 1975. – 254с.

Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусство России (от истоков до начала ХХ века). М.: Культура. 1996 – 431с

Залеская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура: Учебник для студ. Вузов М.: Стройиздат, 1979. – 238с.

Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. М.: Стройиздат, 1989. – 341с.

Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. М.: Стройиздат,. 1985. – 328с.

Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982. – 343с.

Кючарианц Д., Раскин А. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. – СпБ.: «Паритет», 2003. – 448с.

Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. – М.: Дизайн Информация. Картография., Изд-во Астрель, 2000 – 448 с. Гл. 8 – Волшебство сада.

Горышина Т.К. Зеленый мир старого Петербурга. СПб., 2003. 416 с.

Боговая О.И., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест. М.: Агропромиздат, 1990. – 374с.

Рубцов Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Киев: Наукова Думка. 1977. – 272с.

Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М.: Стройиздат. 2004 – 238с.

Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. Л.: Стройиздат. 1003 – 160с.

Володина Т.И. Русские сады и парки. М.: Изд-во Архитектура. 2000 – 148с.

Стойчев Л.И. Парковое и ландшафтное искусство. София. 1960. – 483с.

Делиль Ж. Сады. Л., 1987. 231 с.

Сычева А.В., Титова Н.П. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды. Минск.: Вышейшая школа. 1984. – 125с.

Гусев Н.Н., Ермолаев А.Г., Миронов С.Н. Старинные парки (восстановление, содержание, охрана). М., 1993. 255 с.

Дворянские гнезда России. Сборник. М., 2000. 548 с.

Джекобсон Д. Китайский стиль. М., 2004. 240 с.

Дмитриева Е.А., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. М., 2002. 527 с.

Дубяго Т.Б. Летний сад. М.-Л., 1951. 158 с.

Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963. 341 с.

Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М., 1969. 144 с.

Зайцев А.К. Мемориальные ансамбли в городах-героях. М., 1985. - 208 с.

Зюилен Г. ван. Все сады мира. Пер. с франц. М., 2002. 176 с.

Каждан Е.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997. 320 с.

Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. Симферополь, 2003. 320 с.

Керн Г. Лабиринты мира. СПб., 2007. 432 с.

Кищук А.А. Парк Монрепо в Выборге. СПб., 2001. 152 с.

Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина и М.Е. Кулешовой. СПб., 2004. 620 с.

Курбатов В. Павловск. СПб., 1914. 244 с.

Лансере Н. и др. Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре. СПб., 1995. 352 с.

Лихачев Д. С. Поэзия садов. СПб., 1991. 372 с.

Мальгин А.В. Русская Ривьера: Курорты, туризм и отдых в Крыму в эпоху Империи. Конец XVIII — начало ХХ века. Симферополь, 2004. - 349 с.

Мурашова Н. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии. СПб., 2005. 350 с.

Нащокина М.В. Русская усадьба Серебряного века. М., 2007. 432 с.

Никитин Ю.А. Выставочный Петербург. Череповец, 2003. 156 с.

Никитин Ю.А. Промышленные выставки России XIX – начала ХХ века. Череповец, 2004. 272 с.

Николаева Н.С. Японские сады. М., 2005. 208 с.

Палентреер С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство. М., 2003. 308 с.

Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1983. 616 с.

Пастон Э.В. Абрамцево: Искусство и жизнь. М., 2003. 432 с.

Поленово. Автор текста и сост. Ф.Д. Поленов. М., 1989. 320 с.

Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. М., 2007. - 312 с.

Свирида И. И. Сады века философов в Польше. М., 1994. 215 с.

Три века русской усадьбы: Изобразительная летопись. М., 2004. 268 с.

Швидковский Д.О. Чарлз Камерон при дворе Екатерины II. М., 2001.-192с.

 

 

Введение

 

Целью курса «История садово-паркового искусства» является формирование у студентов представления о многообразии методов и принципов планировки, организации садово–парковых ансамблей в историческом аспекте на примере лучших мировых и российских образцов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление об историческом ходе развития ландшафтного и садово-паркового искусства, смене стилевых приемов, освоении растительного материала и характера преобразования ландшафта;

- знать историю развития, объемно-пространственную структуру, композиционные особенности и художественные принципы ряда выдающихся исторических и современных парков и других объектов ландшафтной архитектуры, а также их взаимосвязь с архитектурой, градостроительной ситуацией и ландшафтом;

- владеть профессиональной терминологией;

- уметь вычленить основные характерные черты регулярного и пейзажного парка.

В методических указаниях представлены 26 планов выдающихся исторических объектов садово-паркового искусства, которые довольно полно дают представление о развитии стилей и приёмов ландшафтной архитектуры в различных странах в разные временные периоды. На примере конкретных исторических парков студенты могут проследить развитие основных стилевых направлений от более простых планировок садов до сложных и изысканных композиций и форм. Изучая планы парков, их композицию, отдельные приёмы и ландшафтные элементы, студент должен уметь составить мнение об особенностях естественного природного ландшафта и климатических факторах.

Знание планов парков лучших мировых образцов садово-паркового искусства, историю их создания, неповторимый художественный образ каждого послужит той незаменимой базой, которая позволит будущим специалистам ориентироваться в современных приёмах ландшафтного искусства, сформирует истинную систему ценностей, основанную на опыте прошлых столетий, и поможет найти верные ориентиры при непосредственном проектировании современных объектов ландшафтной архитектуры.

 

 

Словарь терминов

Аграф - стилизованный растительный мотив в оформлении садовых партеров XVII-XVIII вв. Обычно аграф имел вид пучка ветвей, листьев, лепестков, исходящих из одной точки у края партера.

Аллея - пешеходная или транспортная дорога, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями, кустарниками или их группами. В парках аллея образует узкое пространство, направленное на фокус или доминанту композиции.

Аллегория - передача отвлеченного понятия при помощи образа. Это один из способов сообщения посетителю о программе сада, о вкусах и убеждениях владельца.

Альтанка -парковое сооружение легкой ажурной конструкции, изначально высокий балкон или выступ.

Ансамбль - в садово-парковом искусстве - пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водоемов и других элементов ландшафта, образующая целостную архитектурно-художественную композицию.

Анфилада - в садово-парковом искусстве - ряд отдельных разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.

Амфитеатр – зрелищное сооружение в форме эллипса или полукруга со ступенчато расположенными рядами сидений.

Аптекарский -травник, огороженный сад для выращивания лекарственных и плодовых растений (душистых трав, цветов, овощей, кустарников).

Арабеска - в садово-парковом искусстве - цветник в виде неширокой (извилистой) линии на фоне зеленого газона. Арабеска образует в своих сочетаниях нарядный узор. Арабески могут входить в состав клумб, ими украшают откосы.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.