Психология взаимоотношений предпринимателей с наемными работниками. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Психология взаимоотношений предпринимателей с наемными работниками.

2017-12-12 527
Психология взаимоотношений предпринимателей с наемными работниками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие групповых норм и их характеристики. Понятие статуса и роли в группе. Феномен генерализации статуса.

Задача.

(ответ нашла в книге Филинковой страница 127)

На социальном уровне анализа выделяются следующие закономерности взаимоотношений предпринимателей с наемными работниками:

1. Производственная деятельность на большинстве малых предприятий характеризуется высокой трудоемкостью, используется труд со средним и низким уровнем квалификации. Для того, чтобы поддерживать конкурентоспособность предприятия, предприниматель вынужден экономить на заработной плате и повышать интенсивность труда.

2. Для малых предприятий характерно наличие тесных личных отношений предпринимателя и наемных рабочих. Возможность этих отношений обусловлена организационной структурой предприятия, когда нити управления находятся в одних руках – руках хозяина дела, что позволяет ему вникать во все производственные проблемы. Наличие постоянного непосредственного контакта хозяина и работников позволяет находить индивидуальные методы стимулирования и мотивирования труда для каждого сотрудника.

3. Теснота взаимоотношений предпринимателя и работников имеет негативную сторону: при необходимости сменить профиль производства руководитель, связанный неформальными отношениями, зачастую не может уволить тех, кто не в состоянии переквалифицироваться. В этом причина многих малых предприятий

4. Тем не менее, предприниматели сферы малого бизнеса предпочитают находить себе работников в основном через личные связи. Максимальное значение при приеме на работу имеет личное знакомство с кандидатом (49% опрошенных) или рекомендации партнеров (26%), используют объявления для поиска персонала только 6% предпринимателей.

5. Спецификой малых предприятий дружеские отношения внутри коллектива работников, что обусловлено производственной необходимостью – наиболее жизнеспособны те предприятия, где каждый готов при необходимости заменить другого. Отношения часто всего неконфликтны, так как коллектив формируется в основном из знакомых людей. Большинство работает постоянно, поскольку предприниматели в массе своей исповедуют принцип – не брать временных людей, для которых проблемы предприятия – не их личное дело.

6. Предприниматели крайне негативно относятся к профсоюзам, так как, по их мнению, объединения работников, неконтролируемые руководством, могут легко «раскачать» предприятие.

Предприниматели в основном грамотно выстраивают с сотрудниками и оценивают взаимоотношения с коллективом как хорошие или очень хорошие, плохие отношения с сотрудниками не более чем у 10 части предпринимателей. Высокая предпринимательская оценка в основном обусловлена достаточно дружеским характером взаимодействия с ними. Чисто дружеские отношения с сотрудником построены на тесных товарищеских связей и личной привязанности крайне редки (встречаются 1-2% случаев), основная масса предпринимателей предпочитают дружеско-деловой стидь взаимодействия с работниками. Определённая группа предпринимателей (12-16%) устанавливают только деловые отношения с сотрудниками.

Характеристиками наиболее распространенного дружеско-делового типа взаимодействия предпринимателей с сотрудниками являются доверие, сотрудничество, взаимопонимание, взаимоуважение и приверженность общему делу. Чисто деловые отношения понимаются предпринимателями как соблюдение работниками трудовой дисциплины, добросовестное и компетентное исполнение ими своих проф обязанностей. Равноправного сотрудничества и равной заинтересованности в общем результате здесь нет, а есть подчиненность деятельности исполнителей задачам, поставленных хозяином дела. При этом, чем больше стаж предпринимательства и возраст субъекта деятельности, тем скорее предприниматели склонны строить свои взаимоотношения с наемным работником как исключительно деловые. Возможным объяснением этому является то, что предприниматели с большим стажем деятельности прошли уже через неудачи (крупные финансовые потери или прекращение бизнеса), обусловленные дружеским характером отношений с сотрудниками или с совладельцеми (иногда в малых предприятиях это одни и теже лица). Поэтому, стремясь не повторить прошлых ошибок, более опытные предприниматели ориентируются только на деловой стиль взаимодействия внутри предприятия.

Понятие норма можно истолковывать по разному норма –это:

- оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования;

- исходное начало для сравнения или оценки данных;

- отсутствие отклонений;

- описательная характеристика объекта или явления.

В современной психологии используются два вида норм:

1. психическая норма;

2. социальная норма.

1. Психическая норма – это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявления психической активности человека. Здесь очень важно различать критерии, которыми пользуются люди, определяя отклонения от нормы.

Нормы психического здоровья:

- соответствие субъективных образов, отражаемых объектов действительности, а так же - соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий;

- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

- способность к адаптации в микро-социальных отношениях;

- способность к самоуправлению собственным поведением, планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении;

- критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за все происходящее.

Нормы групповые - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Наличие в группе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны социального окружения.

Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, тем самым выполняя своего рода консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке своей жизнедеятельности в необычных, например, экстремальных условиях.

Так, групповые нормы, принятые в корпоративных группировках, жестко и однозначно регламентирующие практически все без исключения действия членов группы, блокируют при этом процессы как группового развития, так и личностного становления подавляющего большинства членов такой общности.

В группе высокого уровня социально-психологического развития, напротив, многие групповые нормы, будучи достаточно гибкими и пластичными, определяют некоторый ряд допустимых и принимаемых вариантов активности ее членов. Одним из важнейших признаков развитости системы групповых норм является высокий показатель предметно-деятельностного и ценностно-ориентационного единства членов группы, особенно в нравственной и деловой сферах ее жизнедеятельности. При этом основанием подобной сплоченности в высокоразвитой общности является не конформная реакция индивидов на групповое давление, а подлинное самоопределение каждой личности, без чего не только невозможна успешная интеграция индивида в конкретной группе, но и крайне затруднена его адаптация в широком социуме. Связано это, прежде всего, с тем, что групповые нормы являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего сообщества в целом.

Групповые нормы делятся на кодифицированные и, так называемые, резидуальные.

Первые представляют собой официальный свод правил, регламентирующих поведение индивида в той или иной социальной группе либо ситуации и имеют четко определенный источник происхождения (законодательные органы государства, администрация предприятия и т. п.) Соблюдение кодифицированных норм, как правило, обеспечивается специально уполномоченными обществом лицами, а санкции за их нарушение опять-таки четко прописаны и определены заранее.

Резидуальные же нормы или правила, по определению Х. Гарфинкеля, представляют собой "..рутинные основания повседневной деятельности", то есть нормы, регулирующие деятельность человека, но остающиеся при этом некодифицированными и неэксплицированными. Эти нормы управляют теми сторонами человеческого поведения, которые не охвачены формальными, аналитически выверенными и упорядоченными социальными нормами.

. Социальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы — структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающ ие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемыми обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), — существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальными статусами являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с такими его характеристика ми, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т.д.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют это го кардинального положения.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он
занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким
образом, один и тот же человек должен вести себя в одной
ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношении

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Итак, социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

Возникая в связи с конкретной социальной позицией, заданной в общественной структуре, социальная роль вместе с тем — конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие социальные роли. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объективно-неизбежного характера. В совокупности социальные роли, выполняемые людьми, персонифицируют господствующие общественные отношения.

Феномен «генерализации статуса», впервые описанном М. Уэбстером и Д. Дрискеллом. Суть феномена состоит в том, что статусные характеристики индивидов, связанные с членством в других социальных группах и первоначально внешние к ситуации межличностного взаимодействия в какой-либо конкретной группе (так называемый «внешний» статус), будучи привнесенными в эту ситуацию, начинают оказывать значительное влияние на особенности разворачивающегося взаимодействия, в частности на «внутренний» статус самих его участников. По данным обзора Ц. Риджуэй, к числу характеристик носителя «внешнего» статуса, обусловливающих готовность членов группы к принятию его влияния, т. е. фактически признание его лидером, могут быть отнесены тендер, раса, возраст, учебные достижения, специальные умения. Причем влияние упомянутых характеристик имеет место лишь в случае их релевантности решаемым группой задачам.

Аналогичные данные приводятся также Д. Ливайном с соавторами в связи с анализом поведения новичков в малой группе. Ученые отмечают, что новички с высоким «внешним» статусом нередко привносят в жизнь группы важные для ее функционирования психологические ресурсы типа специальных знаний, опыта, мотивации и т. д. Вследствие этого они начинают рассматриваться как более полезные для достижения групповых целей члены, приобретают высокий «внутренний» статус, выдвигаются на лидерские роли.

 

 

6 принятие решения в группе: примеры использования. Сравнение эффективности группового и индивидуального принятия решения. Основные феномены группового принятия решения.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.