Экономика и предпринимательство в СКС и Т — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Экономика и предпринимательство в СКС и Т

2017-12-09 291
Экономика и предпринимательство в СКС и Т 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономика и предпринимательство в СКС и Т

Классификация факторов, воздействующих и определяющих развитие туризма

1) По Бертону (америк.социолог): а. Технологические (развитие массовых коммуникаций) б. Инстициональные (законодательные) в. соц-экономические (демографич, величина доходов, профессии туристов)

2). а. Статичные (природно-географические, культурно-историч) б.динамичные (демограф, доходы и т.д)

3). А. внешние (экзогенные):

а. демографич и соц.развитие (половозврастная структура нас-я, рост числа работающих женщин, рост доли одиноких, эмиграционные ограничения, сроки выхода на пенсию, рабочее и свободное время, командировки);

б. экономич и финансовые (эк ситуация в стране, доходы семьи, доля средств на развитие туризма в бюджетах регионов, страны, общественные вложения в туризм)

в. соц-экономические (уровень образования, культуры, эстетические потребности нас-я)

г. политические (политико-правовое регулирование, условия безопастности, развитие транспорта и торговли)

Б. внутренние (эндогенные) – непосредственно в сфере туризма

а. материально-технические факторы (развитие инфраструктуры)

б. факторы туррынка (спрос и предложения, сегментация рынка)

в. роль СМИ и ПР – стимулирование спроса

г. роль кадрового обеспечения в туризме

4). а. экстенсивные (рост количества) – рост числа рабочих мест, рост вовлекаемых материальных ресурсов, строительство объектов тур назначения.

б. интенсивные (улучшение качества) – рост квалификации персонала, совершенствование мат-технической базы, компьютеризация

в. сдерживающие- кризисы, рост внешнего долга, милитаризация эк-ки, политич нестабильность, инфляция, безработица, криминогенная обстановка, неблагополучие экологии, ужесточение тур формальностей, нарушение контрактов т/фирмами.

5). Сезонность (устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет)– значительный удельный вес неполной занятости; сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки; низкий удельный вес квалифицированного персонала; ограниченные возможности профессионального роста; значительный удельный вес женского труда, дифференциация цен, конгресный и деловой туризм ей не подвержены.

6). Факторы влияющие на спрос на туррынке ( влияют на «черный ящик сознания покупателя») –

А. Общеэкономические факторы: -уровень материального благосостояния;соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения

Б. Социо-демографические факторы: возраст; пол; профессия; образование; социальная группа; семейное положение; имущественное положение; состав семьи; регион проживания; город/сельская местность; величина населенного пункта; род занятий.

В. Факторы культурного и общественно-психологического характера: приоритеты в системе духовных ценностей общества; психология потребления.

Г. Личностно-поведенческие: личные особенности, стиль жизни, интересы в свободное время, система духовных ценностей, целевые установки, мотивы. е эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который в конечном счете является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.

Совокупность факторов определяет следующ.показатели: предпочтения в выборе географии туризма; предпочитаемая форма организации тура; представления туриста о цене тура и т. д.

 

Туристская документация

Туристская документация –методическое обеспечение тура, описывает сам тур, процессы его производства и услуги, предоставляемые туристам. Нужна для гибкой и оперативной работы, возможности контроля за содержанием, качеством, выполнением тура, его совершенствования. Состав документации определен гостами и законами РФ, должна отвечать требованиям по защите прав потребителей. Контролируются с помощью сертификации.

В состав обязательно включается:

-технологическая карта турпутешествия по маршруту (док-т, дающий все сведения и данные для работы по туру),

-график загрузки турпредприятия группами туристов (позволяет отслеживать и контролировать загрузку),

- лист бронирования (предварит. договор м/у туристом и организатором поездки, реквизиты: сведения об организ-ре и туристе, стоимость тура, порядок оплаты, протокол описания тура, дата, пункт отправл, наименов. и класс гостиницы, вид пит., перечень экск-ий, трансферт, доп услуги, подписи)

-информационный листок к путевке (указание вида и типа турпут-я, основное содержание программы обслуж-я, протяженность и продолж-ть маршрута, категория похода; описание трассы – пункты пребывания, продолж-ть пребывания, условия размещения; описание района путеш-я – достопримеч-ти, особенности рельефа, программы обслуж-я в каждом пункте; перечень дополнительных услуг, характеристика спорт сооружений, площадок, аттракционов, кинозалов; адрес турпредприятия и проезд к нему; доп информ-я – о возврастных ограничениях, спец информация исходя из особенностей тура, страны, составу групп)

-бланки путевок типовой формы ТУР-1 (бланк строгой отчетности, корешки отрывные, остаются у фирмы, служит основанием для льгот НДС)

- бланки договоров с клиентами –турагентами (в письменной форме (инф об исполнителе (фирме), о лицензии на осуществл. турдеят-ти, его юр адрес и банк реквизиты; сведения о заказчике (клиенте) в объеме, необходимом д/ реализации туристского продукта; достоверная информация о потребительских свойствах турпрод, включая инф-ю о программе пребывания и маршруте путеш., об условиях безоп. тур-ов, о результатах сертифик. турпродукта; дата и время начала и окончания путеш., его продолжит.; порядок встречи, проводов и сопровожд. туристов; права, обязанности и ответств. сторон; цена турпродукта и порядок оплаты; мин количество туристов в группе, срок информир.туриста о том, что путеш. не состоится по причине недобора группы; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулир. споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом (20 дней, и 10 на расмотрение).

-бланки договоров с партнерами – поставщиками услуг

- калькуляция себестоимости

-график движения по маршруту (в табличной форме, с указ-ем дат и времени прибытия и отправления)

-карта-схема маршрута

-текст путевой информации

-описание тухнологических особенностей тура (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии, бронь гостиниц и предприятий общепита, бланки заявок, возможные пересадки на маршруте)

-тексты памяток туристам (по снаряжению, карантину, о опасностях в месте назначения)

- справочные материалы по маршруту (справочники, расписание движения транспорта, работы музеев, адреса и проезды к гостиницам)

-рекламные проспекты и буклеты (для ознакомления, информирования, рекламы,)

-прайс-листы (листовки, буклеты – кратко, лаконично, каталоги – развернутое ценовое предложение с перечнем сезонных расценок, перечнями необходимых документов для оформления туров, визы, брони, описаниями гостиниц)

-паспорт автобусного маршрута (на автобус.турах)

Все документы комплектуются в «папку тура»

ГОСТ Р 53997-2010

Настоящий стандарт устанавливает требования к информации, предоставляемой потребителям туристских услуг.

Положения настоящего стандарта применяются юридическими лицами, оказывающими туристские услуги, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере туризма без образования юридического лица. На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты организаций, устанавливающие требования к информации для потребителей туристских услуг

Наименование документа: ГОСТ Р 53997-2010

Тип документа: стандарт

Статус документа: действующий

Название рус.: Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

Название англ.: Тourist services. Consumer information. General requirements

Дата актуализации текста: 01.08.2013

Дата введения: 30.06.2011

Дата актуализации описания: 01.08.2013

Кол-во страниц в основном тексте документа: 12 шт.

Дата издания: 19.05.2011

Переиздание:

Дата последнего изменения: 22.05.2013

10. Проектирование туров,Основные требования к документации

Турпродукт – право на тур как комплекс услуг поперевозке, питанию, размещению, экскурс.обслуж-ю и т.д, кот-ый является объектом купли/продажи и подлежит продаже туристу / другой орг-ии.

Последовательность формирования туристских услуг в России регламентирует ГОСТ «Тур-экскурс обслуживание». Основа разработки туруслуги - ее краткое описани -набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком услуг и учитывающих возможности исполнителя услуги. Руководство туристского предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретной услуги, организации предоставления услуги и определяет ответственность каждого участника процесса проектирования услуги.

Этапы проэктирования: 1 установление нормируемых характеристик услуги; 2 установление технологии процесса обслуживания туристов; 3 разработка технологической документации; 4 определение методов контроля качества;5 анализ проекта; 6. представление проекта на утверждение.

Конкретные характеристики услуги должны быть не ниже требований госстандарта на соответствующий вид услуги.

Документация к процессу обслуживания туристов: -описания процессов, форм и методов обслуживания туристов; -значения характеристик процесса обслуживания туристов;- требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;- количество необходимого персонала и уровень его профессиональной подготовки; -договорное обеспечение поставок изделий и услуг;- гарантии;

-необходимые согласования (с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, госавтоинспекцией и др.).

Разработка программы обслуживания: маршрута путешествия; перечня туристских предприятий — исполнителей услуги; периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги; состава экскурсий и достопримечательных объектов; перечня туристских походов, прогулок; комплекса досуговых мероприятий; продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута; количества туристов, участвующих в путешествии; видов транспорта для внутримаршрутных перевозок; потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки; необходимого количества транспортных средств; форм и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.

Результат проектирования туруслуги - технологические документы (технологическая карта, график загрузки предприятия, информационный лист к турпутевке, программы обслуживания).

Требования к услуге по госту: обязательные (безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туриста, охрана окружающей среды); рекомендуемые (соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность персонала, комфортность, эстетичность, эргономичность)

Контроль качества включает: -определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги; -определение методов корректировки характеристик услуги; -определение методов оценки контролируемых характеристик.

Методы контроля: визуальные, аналитические (анализ документации), социологические (опрос персонала, туристов и т.д.)

Анализ проекта – заверш. этап проектирования, должен подтвердить, что: -характеристики услуги обеспечивают безопасность для жизни и здоровья туристов и охрану окружающей среды; -требования к процессам обслуживания туристов соответствуют запроектированным характеристикам услуг; -методы контроля качества обеспечивают объективную оценку характеристик процессов обслуживания.

Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

Различают два основных вида тура: 1. пэкидж-тур, комплексная туристская услуга, включающая в себя размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги. Стоимость этого тура указывают в каталогах и прайс-листах. 2. эксклюзив-тур, то есть отдельные туристские услуги, по выбору.

ГОСТ Р 50681-2010

Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт.

Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма

Наименование документа: ГОСТ Р 50681-2010

Тип документа: стандарт

Статус документа: действующий

Название рус.: Туристские услуги. Проектирование туристских услуг

Название англ.: Tourist service. Projection of tourists service

Дата актуализации текста: 01.08.2013

Дата введения: 30.06.2011

Дата актуализации описания: 01.08.2013

Кол-во страниц в основном тексте документа: 20 шт.

Взамен: ГОСТ Р 50681-94

Дата издания: 06.04.2011

Переиздание:

Дата последнего изменения: 22.05.2013

 

11. Программа обслуживания туристов:

Программа обслуживания – набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и теметикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура.

Подходы к разработке п.о:

А. при заключении договора м/у т/о и т/а (либо при реализации индивидуального тура) – п.о. составляется в виде набора услуг (списком), без распределения по конкретным дням обслуж-я, т.к. трудно заранее определить конкретные даты работы музеев, проведения экскурсии, спектакля, концерта и т.д. Оговаривают размещение (номера, класс гостиницы), питание (тариф – пансион, полупансион), экскурсии (обзорные городские, музейные и т.д), дополнительные мероприятия (жопинг, театр), трансферт (встреча и отправка). Эта программа прикладывается к договору м/у партнерами или в виде листа бронирования.

Б. непосредственно перед заездом, за 3 дня до фирмы дополнительно согласуют конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы. Указывают сроки (с 1ого-по 8 февраля). Размещение в гост-це «Дружба», питание – полный пансион в ресторане гостинице.

Уровень обслуживания зависит от составляющих услуг: проживание, питание, экскурсионное, транспортное обслуживание, их соответствии цели.

Технология организации и проведения тура определяется оптимальностью обслуживания, которая заключается в комплексном подходе к формированию п.о. и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ.

Технология обслуживания –процесс обслуживания основанный на принципа гостеприимства (на первом плане – интересы туриста, принцип освобождения туриста от обреминитульных организационных работ)

Оптимальная программа обслуживания – такая п.о, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления. (соответствие услуг мироваому уровню, тематике тура, адресная направленность на опред-ую целевую группу, гибкость программы, ненавязчивость услуг)

Разработка программы обслуживания: маршрута путешествия; перечня туристских предприятий — исполнителей услуги; периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги; состава экскурсий и достопримечательных объектов; перечня туристских походов, прогулок; комплекса досуговых мероприятий; продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута; количества туристов, участвующих в путешествии; видов транспорта для внутримаршрутных перевозок; потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки; необходимого количества транспортных средств; форм и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.

Требования к услуге по госту: обязательные (безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туриста, охрана окружающей среды); рекомендуемые (соответствие назначению и тематике, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность и квалификация персонала, комфортность, эстетичность, эргономичность)

Виды стратегий

1. по отношению к рыночной цене: выше, ниже, такая же.

2. на новом сегменте рынка: а. Стратегия престижных цен (на сегменте обеспеченных лиц, высокие цены); б. Стратегия «снятия сливок» (новый турпродукт, нет конкурентов, мах возможная цена); проникновение на рынок (низкие цены, чтобы конкуренты не успевали реагировать); следование за лидеров

3. стратегии на сформировивавшемся рынке: а. Скользящей падающей цены- продолжение стратегии снятия сливок, но цена последовательно скользит по кривой спроса; б. Стратегия преимущественных цен- продолжение стратегии цен проникновения на рынок, применяется в случае опасности проникновения конкурента (достижение преимущества по качеству т/п.); в. Стратегия цены сегмента рынка- учет спроса в различных сегментах и учет ожидания потребителей по цене.

Налогообложение в туризме

Система налогообложения – система налогов, сборов, пошлин, других платежей, взимаемых с плательщиков в соответствии с нал.законодательством.

Нал законод-во – свод законов, определяющих виды и правила сбора налогов, их начисления, рередачи гос.органами.

Принцыпы налоговой системы: обязвтельность, легальность, точность определения размиера и способа уплаты налога, удобство уплаты, оптимальность, справедливость, всеобщность, стабильность, гибкость.

Налог – обязательный взнос, кот-ый осуществл-ся платедбщиком в бюджет какого-либо уровня или внебюджетные фонды на условиях налогового законодательства.

Сбор – целевой платеж, плата гос-ву за определенные услуги.

Свойства налогов: односторонний характер установления налогов, безвозмездность и безвозвратность, принудительный характер, обязательность.

Функции налогов: фискальная (формирование бюджетных и внебюджетных фондов), регулирующая, контролирующая (бух и налог. учет), распределительная (гос перераспределяет часть прибыли предприятий).

Классификация:

1. по объекту обложения: косвенные (включены в стоимость, оплачиваются потребителем, НДС, акцизы, на пользование автодорогами), прямые (изымаются с дохода, на прибыль, подоходный, имущество);

2. по месту поступления: закрепленные (в полном объеме в один бюджет, на рекламу), регулирующие (распред-ся м/у бюджетами, нал. на прибыль); 3. по уровню управления: федеральные (НДС), субфедеральные (на имущ-во), местные (на рекламу). 4. по срокам взымания: регулярные (чаще 2 раза в нал период, н.на прибыль, на имущ-во), разовые 5. по цели использ-ия: общие (в бюджет), целевые (в целевые небюджет фонды).

Элементы налога: источник платежа, налоговая база, ставка, льготы, метод налогооблажения (прогрессивное= с ростом ставки увелич-ся база, регрессивное= с уменьшением ставки база растет), способ уплаты (на основе декларации=НДС, имущ-во, из источника дохода =подоходный, кадастровый способ).

Планирование, его виды и роль в СКС и туризме

Планирование –это один из этапов процесса управления, на кот. определяются цели любой туристической структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других становятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Роль планирования –изучение новых путей и методов совершенствования деятельности туристической фирмы за счет выявленных возможностей, условий и фактов. Применительно к конкретному региону речь должна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирование включает в себя следующие виды работ: -участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона, -текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль); -разработку стратегий конкурентоспособности региона, его особой позиции; -претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона – прежде всего оказание консультаций туристическим предприятиям, проведение инновационного менеджмента.

План-е- это систематический информационно обработанный процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей предприятия, средств и методов формировании, управления и развития предприятия.

3 уровня планирования: 1. Стратегическое планирование –высший уровень- это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя на рынке туристических услуг. Стратегическое планирование – это набор действий и решений предпринимаемых руководителем с помощью кот. вырабатываются специфические стратегии д/ достижения организацикй долгосрочных целей. Виды управленческой деятельности: -распределение ресурсов (материальные, челов., технологич-е.); -адаптация к внешней среде (изучение возможностей и угроз); -внутренняя координация (выявление сильных и слабых сторон организации). Функции стратегического планирования: 1) определение миссии организации, 2) определение целей, 3) оценка и анализ внешней среды, 4) управленческие исслед-я сильн. и слаб. сторон. 5) выбор стратегий, 6) анализ стратегических альтернатив. 2. Тактическое планирование- средний уровень – определяет промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути схоже со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации например есть три начальника различных подразделений, то каждый их них должен координировать свою деятельность с остальными двумя. И это должно быть отражено в плане. В связи с этим их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идей, рожденные при стратегическом планировании. Гл. задача –обеспечить продвижение к намеченным целям. 3.Оперативное планирование- нижний уровень- Это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при кот каждый направляет свои усилия на достижения общих и главных целей организации.

В основе эффективности планиров-я лежат след. критерии: точность, ясность (простая и ясная формулировка целей и задач предприятия), полнота, непрерывность и экономичность план-я.

Валютные формальности.

Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операции:- контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей;- контроль за валютными операциями;- контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

Валютный контроль осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании_и валютном контроле», а также другими нормативно-правовыми актами. Под действие валютного контроля попадают:1. Валюта РФ2. Ценные бумаги в валюте РФ 3. Иностранная валюта4. Валютные ценности: Страховые формальности. Страховой полис – именной документ,

 

 

Схема 1

Перед экскурсоводом стоит задача переместить определенные знания по теме к экскурсантам. Делается это в связи с определенными памятниками, но без их экскурсионного анализа. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один — экскурсовод, как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не «заговорил».

Схема 2

На этой стадии поставленная перед экскурсией задача сколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурс; там, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь (свои пояснения) и зрительный ряд (объект - памятник, памятное место). Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые пизнаки активности экскурсантов. (Схема 3)

Показывая экскурсантам объекты (памятники, памяти места) и сопровождая это пояснениями по теме, экскурсовод пытается использовать методические приемы, способствующие пониманию и запоминанию экскурсионного материала. Экскурсовод не только передает свои знания экскурсант; но и создает у них объективно правильное представление объекте и событиях, с ними связанных. Опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод за­ставляет экскурсантов наблюдать объект, экскурсанты становят­ся более внимательными.

Схема 4

На этой стадии возникает экскурсионная ситуация. Роль Э-да еще более возрастает. Показ становится главным элементом Э. Сочетая методику показа и рассказа, экскурсовод приковывает внимание Э-нтов к объекту, заставляя их изучать памятник, где все три компонента активны. Появляется треугольник, где все 3 компонента активны.

Схема 5

Каждая из приведенных пяти схем дает представление об определенной стадии раз­вития экскурсии. Однако, для того, чтобы получить правиль­ное представление о процессе развития экскурсии в целом, необходимо проследить, как происходит активизации каждого из компонентов экскурсии. Например, рать экскурсовода на всех пяти стадиях становления экскурсии повышается сле­дующим образом. На первой стадии (схема I) руководитель экскурсионного мероприятия (пока еще на экскурсии) — это лектор, который, раскрывая тему, рассказывает о событиях и только незначительно привлекает зрительный ряд, но на этой стадии зрительного ряда может вообще и не быть. На вто­рой стадии (схема 2) руководитель экскурсии выступает в роли лектора. Он подтверждает выдвинутые в рассказе положения зрительными доводами (аргументами). При этом несколько усиливается наглядность проводимого мероприятия. На третьей стадии (схема 3) руководитель экскурсион­ного мероприятия по характеру своей деятельности псе еще лектор. Однако в его речи появляются первые методические приемы экскурсионного рассказа. На четвертой стадии {схема 4) руководитель экскурсион­ного мероприятия перестает быть лектором. Устная речь (рас­сказ) и зрительные доказательства к выдвигаемым положе­ниям (показ) обмениваются своими местами. На пятой стадии это уже не лектор, а экскурсовод в полном смысле этого слова. Экскурсовод доносит до аудитории зна­ния по экскурсионной теме на основе показа с максимальным использованием принципа наглядности. Рассказ играет вто­ричную роль, он становится комментарием к зрительному ряду.

7. Методика подготовки новой экскурсии. Три ступени: 1. Предварительная работа (состоит из двух частей: организационное вступление или знакомство, информационное вступление), 2. Разработка экскурсии (кол-во подтем от 5 до 12), 3. Заключительная(прием экскурсий, итог по экскурсии. информация о других экскурсиях по этой тематике). Этапы подготовки экскурсий (1976 г.): определение целей и задач Э, выбор темы, отбор лит-ры и составление библиографии, определение источников экс-го материала, подбор и изучение экс-х обьектов. Классификация экс обьектов: 1.по содержанию: одноплановые, многоплановые. 2.по функциональному назначению: основные и доп-ные. 3.по степени сохранности: полностью сохр-еся, дошедшие до нас с изменениями, частично сох-еся, утраченные. Критерии оценки экс объектов, включенных в Э: познавательная ценность, известность, необычность, выразительность, сохранность, местонахождение, временные ограничения показа объекта. Карточка экс объекта: наименование объекта, историческое событие, место нахождения, описание объекта, источник сведений, сохранность, охрана, в каких э он используется, дата составления карточки, ФИО составителя. (1) Составление маршрута-наиболее удобный путь следования группы. Показ – в логическом порядке. Варианты построения маршрута. Хронологический, тематический, тематико-хронологический. Требования к маршруту: 1.показ экс объекта в определенной логической последовательности без петель,2.доступность объекта, 3.переезд не более 15 мин., 4.наличие благоустроенных остановок, 5.объезд или обход маршрута. Задачи: 1.познакомиться с планировкой улиц, 2.уточнить место остановок, 3.освоить подъезд к местам остановок, 4.провести хронометраж, 5.проверить целесообразность использования объектов, 6.выбрать методику ознакомления с экс объектом, 7.выявить опасные места. (2) Подготовка текста Э: краткость, четкость формулировок, наличие ин-фы по теме, полное раскрытие темы, лит-ый язык. (3) Комплектование портфеля экс-вода. (4) Определение методических приемов проведения Э. (5) Определение техники ведения Э. (6) Составление методической разработки (документ, который определяет как провести данную Э, как лучше показать памятники): 1.Тит лист (тема, вид, протяженность, продолжительность, категория экс-тов, ФИО), 2.цель Э, 3.схема маршрута, 4.технологическая карта (маршрут, остановки, объекты показа, продолжительность, наименование подтем, организ-ые указания, методич. указания). (7) Составление индивидуального текста. (8) Прием, сдача Э. (9) Утверждение Э. Техника ведения Э: 1.знакомство с группой, 2.выход из автобуса, 3.расстановка группы, 4.передвижение группы от объекта к автобусу, 5.ответы на вопросы. 6.паузы в Э (смысловые, кратковременный отдых), 7.использование портфеля.

8. Методика подготовки и проведения экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсий предпо­лагает умение наиболее убедительно раскрыть тему экс­курсии, правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства. Различают две группы методических приемов прове­дения экскурсий: приемы показа и приемы рассказа. По­каз и рассказ должны вестись экскурсоводом в соответствии с требованиями контрольного текста и методической разработки, с учетом особенностей данной конкретной экскурсионной группы. Основой для проведения экскурсии на любую тему является ряд методических документов. В число таких документов входят: контрольный текст экскурсии, методическая разработка, схема маршрута следования экскурсионной группы, карточки (паспорта) экск.объектов, включенных в экскурсию, «портфель экскурсовода», паспорт маршрута (для автобусной экскурсии), список литературы по теме, материалы к экскурсии (рефераты, справки, статистические данные, доп.фотографии, репродукции, копии документов, адреса учреждений, где хранятся материалы по теме), список экскурсоводов, которые допущены к проведению данной экскурсии. Большую роль играет хорошо составленный текст экскурсии. Существуют два вида текстов: контрольный и индивидуальный. Контрольный текст составляется творческой группой при разработке новой темы экскурсии. Он выполняет контрольные функции. Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем входящих в экскурсию, содержит факты и примеры, характеризующее основные вопросы каждой из подтем. Индивидуальный текст каждый экскурсовод состав­ляет самостоятельно после ознакомления с объектами, изучения литературы и других источников, рекомендованных по теме. При этом он использует положения, фактический материал и выводы, которые содержатся в контрольном тексте. Требования к любому тексту: краткость, четкость фор­мулировок, необходимое количество фактического мате­риала (даты, цифры, факты, названая, фамилии и др.), наличие информации по теме, обязательное полное рас­крытие темы, хороший литературный язык. Методическая разработка — документ, который опре­деляет, как провести данную экскурсию, как лучше орга­низовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наи­более успешно. В методической разработке содержатся советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и когда именно нужно продемонстрировать. Здесь же даются ре­комендации по технике проведения экскурсии — располо­жению группы у объектов, темпу движения экскурсантов па маршруте, пути следования от объекта к объекту. Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение располагаются до и после материалов, изла­гаемых в схеме по следующей форме: 1) маршрут экскурсии, 2) остановки, 3) объекты показа, 4) продолжительность, 5) наименование подтем, 6) организац.указания (о передвижении группы, обеспечении безопас­ности экскурсантов па маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правил поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников исто­рии и культуры, а также требований к экскурсантам по охране природы и противопожарной безопасности), 7) методические указания (конкретные указания по методике проведения экскурсии). Методические приемы показа: предваритель­ный осмотр, зрительный анализ, зрительная реконструк­ция, зрительный монтаж, локализация событий, зритель­ное сравнение, прием заданий. Прием абстрагирования - представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо его частей с целью их отвлеченного наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки конкретного предмета (памятника истории и культуры, монумен­тальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием зрительной аналогии - основан действии одного из общих методов научного познания — тода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении: а) сходных при­знаков или сторон двух или нескольких экскурсионных объектов; б) данного объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее (до начала экскурсии). Прием аналогии более сложен, чем методический прием зрительного сравнения, когда сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памят­ных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Прием зрительного монтажа - является вариантом использования методического приема зрительной реконструкции — восстановления несохранившегося объекта в его первоначальном виде. Прием предварительного осмотра - ставит своей задачей дать экскурсантам возможность: а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события; б) определить в пространстве и представить себе место данного объекта на местности; в) дать оценку объекту, особенно, если это архитектурный памятник или обелиск: г) выявить наиболее существенные пр<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.