Классический и неклассический типы философствования: сравнительная характеристика. Становление иррациональной традиции в философии. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Классический и неклассический типы философствования: сравнительная характеристика. Становление иррациональной традиции в философии.

2017-12-12 585
Классический и неклассический типы философствования: сравнительная характеристика. Становление иррациональной традиции в философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неклассическая философия возникает во второй половине XIX века и представлена такими направлениями, как иррационализм, позитивизм и марксизм. Будучи, на первый взгляд, противоположными течениями, их объединяет общее недоверие к предшествующей классической философии.

Для классического типа философствования характерны: четкое выделение онтологии, гносеологии, философской антропологии, философии истории и т.п.; логоцентризм; наличие субъект – объектной оппозиции; четкие дефиниции и определенность используемых понятий; традиционная онтология; понимание человека как познающего субъекта. Неклассический тип философствования характеризуется: формированием своей проблематики на стыке проблемных областей; сомнением в наличии метафизического принципа; размыванием субъект – объектной оппозиции; сомнением в строгости и определенности понятий; «плюрализмом онтологий»; интерпретацией человека в контексте социокультурных и физиологических составляющих.

Основная особенность иррационализма XIX века заключается в критике разума, науки, системности, поскольку они разрушают саму жизнь. Представители данного направления Сёрен Кьеркегор,Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.

Артур Шопенгауэрутверждает, что основой человека является не разум, а некая слепая, бессознательная жизненная сила, неразумная воля. Разум в жизни человека играет второстепенную и зависимую от воли роль. Мир, в котором живет человек, объявляется философом неподлинным миром представления. Здесь все является видимостью, миражом. Подлинный смысл мира скрыт и представляет собой иррациональную волю. Воля – сердце мира, она проявляет себя во всех предметах и явлениях. Воля не подчиняется силе разума, она безрассудна, вечна и бесконечна, не подчиняется закону причинности, абсолютно свободна. Высшим проявлением воли, по А. Шопенгауэру, оказывается человек, поэтому в его натуре также можно обнаружить вечное стремление к неизведанному, постоянные конфликты и борьбу с миром и самим собой. Все это является постоянным источником бесконечных страданий человека.

Для Сёрена Кьеркегора проблема человеческой личности, ее неповторимости и уникальности, ее трагической судьбы становится важнейшей темой всей философии. Главное в человеке не разум, а экзистенция. Разум и экзистенция – противоположны. Экзистенция – это глубинная мистическая сущность человека, его ядро, тайна, которую нельзя описать или рационально определить в понятиях. Проникнуть в сущность человеческого существования, обнаружить смысл своей жизни человек может только в переломных ситуациях жизненно важного выбора. «Встреча» с собственным существованием происходит в трудности, риске и выборе «или-или». Пытаясь раскрыть сущность экзистенции и обнаружить смысл человеческой жизни, С. Кьеркегор рассматривает различные стадии человеческого существования. На эстетической стадии (символ – Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в жизнь чувств. На этической стадии (символ – Сократ) господствует чувство долга. Только на религиозной стадии (символ – Авраам), спасти человека может только абсурдная вера.

Критика рационализма предшествующей классической философии наблюдается и в философии Фридриха Ницше. Ницше рассматривает мир как изначальную нерасчленимую целостность, в основе которой лежит вечно подвижная, становящаяся Жизнь, «воля к власти». «Воля к власти» – фундаментальная характеристика мира и всего существующего. Еще одной характеристикой мира является «вечное возвращение», его вечное движение, становление, развитие. Европейская культура находится в состоянии кризиса, разрушения, деградации и умирания. Причина, по мнению Ф. Ницше, заключается в господстве в европейской культуре «морали рабов», то есть ценностей слабых, каковыми являются христианские ценности. Шанс на спасение для европейской цивилизации в «переоценке всех ценностей» и возвращении религии и «морали господ», аристократов духа, с их ценностями суровой мужественности, воли, благородства духа. Установить эти новые ценности способен не изнеженный и слабый европейский человек, а новый тип человека – сверхчеловек.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.