Философия как социокультурный феномен: предмет философии, структура философского знания, функции философии в культуре. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Философия как социокультурный феномен: предмет философии, структура философского знания, функции философии в культуре.

2017-12-12 277
Философия как социокультурный феномен: предмет философии, структура философского знания, функции философии в культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности и основные этапы развития античный философии

 

 

Когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Она зародилась в конце УII – начале УI до н.э.Это особый исторический исторический тип философствования, поражённый специфическими условиями рабовладельческого общества.

В самых общих итогах дело сводится к следующему.

Если восточная философия развивалась главным образом в лоне религии, путём её рационализации, то античная философия сразу же заняла по отношению к ней резко обособленную позицию. Если восточная философия тяготела в связи с этим к морально- этическому направлению, к поучениям и наставлениям, то античная мысль объясняла мировоззрение рационалистически. Если эмпирическое знание Востока развивается отдельно от философских воззрений, т о в Древней Греции тонные науки не отделены от философии, зарождаются и развиваются в месте с ней.

Выделяются три периода а развитии античных философии.

Первый этап – досократовский, эллинский. Связан со становлением и развитием греческих полисов. Это период называют также натурфилософским, так как философы главное внимание обращали на умозрительное познание природ.

Второй этап классический, Это время расцвета древнегреческой культуры, время создания первых философских систем (Сократ, Платон, Аристотель).

Третий период – эллинистический, греко – римский. Это время заката античной философии. Основные школы: киники, стоики, эпикурейцы.

Досократовский период –это первый период в античной философии. Это время когда философы своё главное внимание обращали на умозрительное познание природы. Уже первые греческие философы Фалес, Анаксимен, Гераклит были и первыми естествоиспытателями. В своих фил. учениях они объясняли природу и общество стихийно – материалистические. Основу многообразия вещей оны пытались найти в некой первоматерии, отождествляя её с конкретными чувственно – воспринимаемыми видами материи. То есть главная их идея – это идея пероначала мира. У Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь.

Сократ – первый (по рождению) афинский философ. Свои взгляды Сократ излагал в устной форме, в форме беседы, которые он проводил на улицах или площадях Афин. Поэтому философские идеи Сократа известны лишь из сочинений других авторов: Платона и Ксенофонта. В центре философии Сократа лежит проблема человека. По его мнению философия должна заниматься человеком «Человек, познай самого себя» - девиз Сократа. Другими словами, философия должна научить человека. Как нужно жить.Чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель, нужно различать и знать что такое добро и зло. Он считал, что дурные поступки – это результат невежества.Такие его рассуждения есть этический рационализм. Сократ – родоначальник диалектики, которую он понимал как искусство вести беседу.

Учеником Сократа был Платон, По мнению Платона, есть два мира.Есть чувственно воспринимаемый мир вещей, мир пещеры- это не подлинный мир. Помимо этого мира есть другой - мир чистых сущностей, мир идей, котьорый представляет собой обновременно мир благих сущностей. Мир идей иерархичен, высшая идея – идея Бога, идея всей идей, идея блага. Платон разработал проект(теорию) идеального государства, во главе которого стоят правители – философы. Этому идеальному типу государства он противопоставлял отрицательный тип государства- демократию.

Ученик Платона – Аристотель. Он автор многочисленных сочинений (сохранилось около 150). Их можно разбить на 4 группы: логика, метафизика, физика, социально – политические трактаты.

 

 

Программа социального действия М. Вебера

Философия как социокультурный феномен: предмет философии, структура философского знания, функции философии в культуре.

Понятие «философия» восходит к Пифагору и буквально означает любовь к мудрости.

Философия – это универсальная наука. Универсальность заключается в том, что она рассматривает мир в целом.

Философия- это рационально- теоретическое мировоззрение. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, философское мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим. Идеализм- это философское мировоззрение, которое истинное бытие приписывает духовному началу. Материализм признает сущностной основой бытия материю.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия (онтология), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), этику, эстетику, теорию культуры и историю философии. Предмет философии --- не одна какая- нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Функции философии в современном обществе:

онтологическая (выработка общих теоретических представлений о бытии природной, социальной и культурной реальности);

гносеологичекая (создание обобщенной картины познания, разработка универсальных методов научного познания и логического мышления);

аксиологическая (критический анализ нравственно-эстетических идеалов, ценностных ориентаций и т.п.);

праксиологическая (оказание воздействия на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов действий).

 

2. Мировоззрение: сущность, структура, исторические типы (краткая сравнительная характеристика).

В самом общем виде мировоззрение можно определить как систему наиболее общих взглядов на мир и на отношение к нему человека.

В силу своей способности интегрировать знания, определять жизненную позицию и духовный облик людей, мировоззрение играет исключительно важную роль в жизни общества и человека.

Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов можно выделить знания, убеждения, принципы и идеалы.

Исходным элементом мировоззрения является система философских знаний, отражающих сущностные стороны внешнего мира. Это не знание конкретных, скажем, естественнонаучных или экономических наук, а предельно выраженная их обобщенность, интегрированная в целостность систематизированного взгляда на мир.

Без знаний нет мировоззрения. Вместе с тем истинное знание, воспринятое субъектом, еще не есть мировоззрение. Им оно становится в том случае, если превращается в убеждение. Следовательно, научным убеждением является не всякое, а только чувственно воспринятое и пережитое субъектом знание, ставшее побудителем его действий и поступков.

Убеждения выражают непоколебимую уверенность человека в правоте своих взглядов и идей, которые, овладев им, подчиняют себе его чувства и волю, определяя основную линию поведения.

Знания трансформируются в мировоззренческие принципы. Принципы – это фундаментальные базисные положения, в которых отражаются существенные стороны познавательной и практической деятельности и которыми человек руководствуется во всей своей многогранной деятельности. В качестве философских принципов можно выделить принцип материального единства мира, принцип первичности материи и вторичности сознания, принцип познаваемости мира.

Важное место в структуре мировоззрения принадлежит идеалам. Идеал выражает совершенное поведение личности в обществе.

Наряду со структурой мировоззрения существуют и различные его типы. В качестве их можно выделить материалистические мировоззрения, необходимой стороной которого является атеизм, и идеалистическое мировоззрение, необходимой стороной которого является теизм.

В современной философской литературе различают и такие типы мировоззрения, как житейское (обыденное), религиозное, мифологическое и философское.

Мировоззрение на обыденном уровне вытекает из непосредственной жизнедеятельности людей, оно основывается на их практическом опыте и носит, как правило, стихийный, несистематизированный характер.

Религиозное мировоззрение дает извращенную, далекую от реальности, картину мира и связано с признанием сверхъестественность мирового начала.

Мифологическое мировоззрение представляет собой фантастическое отражение действительности, представленное в вымышленных образах богов, героев, вождей и т.д.

Философское мировоззрение выражает предельно общий взгляд на мир, основанный на логических доказательствах. К нему не применимы данные чувственного опыта. В отличие от религии и мифологии это мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира.

 

3. Философская и религиозная мысль Древнего Востока: общая характеристика религиозно-философских учений Древней Индии и Древнего Китая

Философия Древней Индии. В IV – III тыс. до н.э. в долине реки Инд складывается древнеиндийская цивилизация. Древние инды почитали верховного бога: «владыку мира» и его супругу богиню-мать. Были широко распространены жертвоприношения, в том числе и кровавые. Царь совмещал в себе функции правителя и верховного жреца.

Древнейшим литературным памятником являются Веды. Возникновение философии в Др. Индии относится к середине I тыс. до н.э. и связано с появлением Упанишад. Философские школы делятся на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие Веды, считая их лживыми и многословными). Ортодоксальных школ шесть: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога, веданта. Они воспроизводят философские идеи Упанишад. К неортодоксальным школам относят: джайнизм, буддизм, локаята. Они используют понятия Вед, но их интерпретация не совпадает с принятой.

Буддизм (VI в. – V в. до н.э.)– одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и исламом. Учение Будды сосредоточено на земном страдании и избавлении от него. Все учение Будды выстраивается вокруг Четырех Благородных Истин: 1. жизнь есть страдание, 2. причина страдания – жажда желания, 3. существует состояние, в котором нет страдания – Нирвана, 4. существует путь достижения этого состояния – восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь предлагает способ покончить со всеми прошлыми недостатками и не накапливать новые, а приобретать достоинства для благоприятного нового рождения. Восьмеричный путь – путь освобождения от колеса Сансары и Кармы. Карма – моральное воздаяние – сознательные поступки человека, определяющие его дальнейшие перерождения. Колесо Сансары – перерождение; проживание жизни за жизнью. После смерти Будды происходит разделение буддизма на Махаяну (большую колесницу - широкий путь спасения) и Хинаяну (малую колесницу - узкий путь спасения).

Философия Древнего Китая. Древнекитайская цивилизация формируется в середине 2 тыс. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен». Школы и течения китайской философии объединяет единый корень - культура Дао.

Философские школы: Даосизм (основатель Лао цзы). Философские основания даосизма излагаются в трактате Дао дэ цзин. В центре даосского учения находится Дао - мистическая реальность, которую нельзя охватить умом. Хотя человек не может познать Дао, он может жить в согласии с ним. Жизнь в гармонии с Дао предполагает следование основным принципам: 1. переживание запредельного единства всех вещей, а не их разобщение, 2. у-вэй, т.е. несовершение действий идущих в разрез с природой, 3. социальная пассивность. Конфуцианство (основательКун Фу цзы). Конфуцианство сосредотачивается на добродетелях, следуя которым, люди могут жить в гармонии друг с другом и создавать справедливое и упорядоченное общество. Это Жэнь ( человеколюбие, гуманность); Ли (правила, церемонии, обряд, этикет). Вэнь ( воспитанность). Жэнь, Ли, Вэнь – черты идеальной личности, именуемой благородным мужем. Благородному мужу противостоит низкий человек. Моизм (основатель Мо-цзы). Суть учения моистов заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе. Легизм (основатель Хань Фэй) стремился создать централизованное государство. Спасение заключается исключительно в создании сильного и деспотического государства, где все дела осуществляются на основе награды и наказания. Для осуществления этих целей должна быть сильная армия и глупый народ. Школа Инь и Ян — школа натурфилософии. Разрабатывает вопросы сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека, на основе сил Инь и Ян и циклическом взаимодействии «пяти стихий. Школа имен ориентировалась на решение проблем языкового выражения действительности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.