Понятие о чрезвычайных ситуациях, признаки и классификация — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятие о чрезвычайных ситуациях, признаки и классификация

2017-12-12 225
Понятие о чрезвычайных ситуациях, признаки и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о чрезвычайных ситуациях, признаки и классификация

Под ЧС понимают – внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся резким нарушением установленного процесса,оказывающую отрицательное воздействие на деятельность людей и работу предприятий.

ЧС по признакам классифицируют:

1) По причинам возникновения.

2) По скорости распространения.

3) По масштабам распространения.

 

По причинам возникновения различают 4 вида:

1) Техногенного характера:

1)Аварии – внезапно возникшая остановка производства или нарушение нормального режима работы, приводящее к повреждению или уничтожению материальных ценностей

2)Катастрофа – аварии + гибель людей.

Причины аварий и катастроф - нарушение ТБ при эксплуатации сложной техники и низкая надежность техники.

2) Природный характер:

1) Стихийные бедствия:

· Наводнение.

· Бури, ураганы, смерчи.

· Пожары.

· Снежные заносы, обледенения.

3) Биологический характер:

· Изменения состава воз духа, воды и почвы.

4) Социально политический характер

· Военные конфликты

 

По скорости распространения:

· Внезапные – землетрясения, взрывы, аварии на всех видах транспорта.

· Стремительные - пожары, аварии на химически опасных объектах.

· Умеренные - наводнение, затопление, аварии на радиационных объектах

· Плавный - Изменения состава воздуха, воды и почвы, засухи.

 

Чрезвычайные ситуации по масштабам распространения:

1) Объектовые ЧС - Ограничиваются территорией объекта, локализацией занимается невоенинзированные отряды ГО. Руководит работами - начальник ГО объекта (руководитель предприятия).

2) Местные ЧС – ограничиваются территорией города, района. При локализации привлекаются силы и средства министерства обороны, невоенизированные формирования ГО, внутренних дел, МЧС, руководят – комиссии по ЧС города, района, области

3) Региональные ЧС – ограничиваются территорией нескольких областей ликвидацией занимаются аналогичные группы, что и при местных ЧС, руководят комиссии по ЧС областей

4) Национальные ЧС – территория государства, республики – руководят работой республиканские комиссии по ЧС

5) Глобальные – такие ЧС, последствия которых, выходят за пределы границ СНГ, те же силы для ликвидации, в порядке помощи могут привлекаться силы и средства дальнего зарубежья. Руководители - комиссии по ЧС государств, на которых возникло ЧС.


Понятие о ядерном реакторе типа РБМК и принципе его работы

Ядерный реактор - это устройство, в котором осуществляется управляемая ядерная цепная реакция деления, сопровождающаяся выделением тепла, используемого для производства электроэнергии.

 

Ядерное топливо в активной зоне периодически должно меняться в связи с тем, что происходит стравление или шлакование реакторов.

ВВЭР – водо-водяной энергетической реактор.

РБМК – реактор большой мощности канальный

Различия: у ВВЭР – 2 водяных канала (водоноситель и канал поглотитель нейтронов). ВВЭР имеют биологическую защиту, мощные экраны, которые поглощают нейтроны.

РБМК – практически не имеют технической защиты.

Эти реакторы различаются еще и тем, что у ВВЭР топливо загружается 80 тонн, у РБМК – 190 тонн.

У ВВЭР топливо оксид урана, который обогащен ураном 235 3%. У РБМК – 4-5%.

Оба этих реактора работают на тепловых нейтронах. Бывают быстрые нейтроны, опыт их применения не нашелся.

РБМК позволяет менять топливо не останавливая его.

Характеристики РБМК:

Высота активной зоны: 7 м; Мощность: 1000 МВт; Диаметр активной зоны: 11,8 м; Масса топлива: 150 т; Число топливных кассет: 300; Число твэлов в кассете: 36; Обогащенность топлива: 2%. Топливо 236-ё уран диоксид.


Организация дозиметрического контроля за облучением населения.

 

Дозиметрический контроль за облучением населения производится следующими приборами ДП-22, ДП-24, ИД-1(2). Для ДП22 и ДП24 – тип ДКП-50А (дозиметр карманный прямопоказывающий) в комплекте 50 и 5 штук. ИД-1 – шкала до 500Р (смертельная доза).

 

Различают 2 способа контроля:

2) Индивидуальный контроль – каждому человеку дается персональный дозиметр.

3) Групповой или коллективный – на группу людей.

Полученная доза заносится в карточку и храниться всю жизнь.


Радиационная гигиена

Рекомендации Минздравоохранения для населения:

1) Употреблять в пищу калий, кальций и фосфор. Употреблять фасоль, горох, томаты, редька, овсянка.

2) Ограничить употребление лесных продуктов

3) По возможности проводить кулинарную обработку продуктов (варить)

4) Употреблять вторичные бульоны и отвары

5) Очистка корнеплодов от земли

6) Засаливать и мариновать овощи и грибы

7) Употреблять овощи, фрукты, соки и аптечные препараты

8) Личная гигиена

9) Производить ежедневную влажную уборку

10) В лесу использовать спец одежду, но не вносить её в жилье

11) Мясомолочные продукты должны проходить санэпидемконтроль

 

СМ с. 37


Требования строительных норм и правил по защите населения к размещению хозяйственных объектов

 

Под устойчивостью объекта понимают способность его производить продукцию в заданном объеме и номенклатуре, а также восстанавливать своими силами нарушеное производство и объектов в зоне поражения. Влияние на устойчивость работы оказывают:

1) Возможность объекта защитить производственный персонал

2) Способность здание и сооружение физически противостоять поражающим факторам оружия массового поражения

3) Противостоять вторичным факторам

4) Надежность снабжения всех видов систем объекта

5) Надежность системы управления

6) Готовность объекта к восстановлению производства своими силами при попадании объекта в зону слабых и сильных разрушение.

Повышение работоспособности объектов достигается проведением комплекса инженерно и организационными мероприятиями.

 

 

Нормы проектирования инженерно-техническими мероприятиями ГО.

 

Строительные нормы и правила были утверждены в 2.01.51 – 90.

Требовании норм распростроняются на администрации крупных городов, мелких городов где расположены наиболее важные обекты, администрации прилегающие к 1и 2 пункту.

По ЗН требование норм действуют на всей территорией РБ.

Под зоной возможных сильных разрушений понимают территорию, в пределах которой давлениея взрыва дельтаР более 0,3

Понимают территорию на которой не превысит 0,1кг/с на км2.

 

 

Требование норм к ЗН.

Городское население должно укрываться в убежищах не ниже 4-го класса, а селллльское население в радиационных укрытиях не ниже 5-й группы (Р = 0,1кгс/см2).

Требование норм к размещению промышленных-хозяйственных объектов. Должны размещаться за пределами границ возможных сильных разрушений. В пределах границ города разрешается размещать объекты которые обслуживают население. Склады неприкосновенного запаса, санатории, склады горючесмазочных материалов и другие должны размещаться за пределами границ возможных разрушений.


Содержание и задачи обучения населения по гражданской обороне

 

Задачи обучения населения по ГО в наиболее общем виде следующие: все население страны обучается практическому строительству в короткие сроки противорадиационных, а также простейших укрытий типа щелей и приспособлений под них, подвалов и других заглубленных помещений; правилам поведения и действиям по сигналам гражданской обороны; умению пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказанию самопомощи и взаимопомощи в очагах поражения; способам защиты и обеззараживания одежды, продуктов питания и воды. Трудоспособное население, в первую очередь рабочие и служащие объектов народного хозяйства, входящие в формирования ГО, обучается, кроме того, ведению спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (ведению радиационной и химической разведки, тушению пожаров, ликвидации производственных аварий, обеззараживанию техники и местности, а также ведению других работ, связанных со спасением и оказанием помощи пораженным).

Население сельской местности обучается самозащите, защите сельскохозяйственных животных и растений, фуража, воды и водоисточников от радиоактивного, химического и бактериологического заражения, а также СиДНР в пораженных городах.

Все население республики условно делится на пять категорий: руководящий и командно-начальствующий состав; личный состав невоенизированных формирований ГО (НФГО); работающее население, но не входящее в состав формирований ГО; население, не занятое в сфере производства и обслуживания; учащаяся молодежь.

Обучение населения организуется и производится по территориально- производственному принципу.

Наиболее действенными формами практической подготовки являются различные виды учений: тактико-специальные, командно-штабные и комплексные. Их особенностями является то, что при их проведении в процесс обучения вовлекается значительное число людей, различные категории населения.

Руководящий и командно-начальствующий состав обучается: на курсах ГО, на учебно-методических сборах, проводимых территориальными и ведомственными органами ГО; на курсах повышения квалификации; непосредственно на объектах.

На курсах ГО обучаются один раз в 3-5 лет. На районных и межрайонных курсах ГО обучается командно- начальствующий состав ежегодно 1-5 дней.

Непосредственно на ОНХ руководящий и командно-начальствующий состав обучается по программе, рассчитанной на 15 часов в год. Весь командно-начальствующий состав невоенизированных формирований ГО проводит и участвует в тактико-специальном учении.

Исполнительные органы власти районов, городов, областей обычно проводят командно-штабные учения один раз в 1-5 лет. В них обычно участвуют руководители соответствующих органов власти, руководители ОНХ, штабов и служб ГО, командно-начальствующий состав формирований ГО и др.

В высших звеньях управления республики наиболее эффективной формой обучения являются командно-штабные игры. Они могут проводиться по картам, с использованием вычислительной техники и развивают у руководителей инициативу, оптимальность в принятии решений, творчество.

Невоенизированные формирования ГО обучаются на объектах ежегодно и обучение состоит из общей и специальной подготовки, т.е. занятия проводятся по общим и специальным темам.

Основу обучения личного состава НФГО составляет практическая подготовка, а основным видом занятий являются тактико-специальные. Основная задача подготовки – научить личный состав НФГО проведению СиДНР в чрезвычайных ситуациях.

Завершается подготовка проведением тактико-специального учения продолжительностью до 8 часов. С формированиями повышенной готовности они проводятся ежегодно, с остальными – один раз в 3 года.

Личный состав НФГО участвует в комплексных тактических учениях один раз в 3-5 лет. Обучение рабочих и служащих, не входящих в формирования, проводится ежегодно в объеме 15 часов. При этом используются различные виды обучения: занятия в составе учебных групп; самостоятельная работа; участие в обязательных практических тренировках; итоговый зачет по знаниям и практическим навыкам.

Для отработки нормативов проводятся обязательные тренировки; действия при возможной аварии на объекте; заполнение защитного сооружения и выход из него; герметизация помещений; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; получение СИЗ и т.д.

В конце учебного года специальная комиссия принимает у каждого человека итоговый зачет. Рассматриваемая категория населения может участвовать в комплексном тактическом учении.

В общеобразовательных школах ГО изучается:

- во 2 классе – 2 часа;

- в 5 классе – 6 часов.

Кроме того проводятся тренировки по надеванию респираторов, противогазов и действиям в чрезвычайных ситуациях. Тематика по ГО в школе предусматривает изучение СИЗ, средств коллективной защиты и простейших способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях. В 9 и 10 (10 и 11) классах занятия проводятся военруком в объеме 18 и 14 часов соответственно.

Учащиеся СПТУ, ПТУ, техникумов и колледжей обучаются по аналогичным программам.

Студенты высших учебных заведений ГО изучают дифференцировано в зависимости от категории вуза и профиля подготовки
53. Организационная структура гражданской обороны в РБ

 

Схема

руководства гражданской обороной
Республики Беларусь



Гражданская оборона является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение комплекса специальных мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства в ЧС мирного и военного времени.

Гражданская оборона представляет собой совокупность специально созданных органов управления, служб и сил, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности населения РБ при возникновении различных ЧС в мирное время, а также по заблаговременной подготовке к действиям в военное время.

Основными задачами гражданской обороны являются: защита населения от последствий ЧС различного характера в мирное время и применения средств поражения в военное время; повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства (ОНХ) в условиях ЧС мирного и военного времени; организация и проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения; обучение различных категорий населения способам защиты от ЧС.

Гражданская оборона организуется в соответствии со следующими основными принципами:

а) территориально производственный принцип. Это значит, ГО формируется в границах административного деления республики (ГО республики, области, города, района), а реализация через производственные объединения, учреждения, ведомства, учебные заведения и т.д.;

б) общенародность. ГО опирается на материальные и людские резервы всей республики;

в) тесное взаимодействие между органами ГО и органами Министерства обороны республики.

Для руководства подготовкой и проведением мероприятий гражданской обороны создаются штатные органы управления: в областях, категорированных городах и городских районах, сельских районах – управления, отделы, секторы по ГО соответственно при главах исполнительных органов власти, а на предприятиях, в учреждениях – отделы или штабы ГО.

Опираясь на изложенные принципы, гражданская оборона Республики Беларусь имеет следующую организационную структуру. Общее руководство гражданской обороной осуществляет начальник гражданской обороны республики, которым является Премьер-министр Республики Беларусь. Органом, посредством которого начальник гражданской обороны Республики Беларусь осуществляет управление гражданской обороной республики, является Штаб гражданской обороны Республики Беларусь.

Заместителем Начальника гражданской обороны Республики Беларусь является Министр внутренних дел Республики Беларусь – начальник Штаба гражданской обороны Республики Беларусь. Функции этого Штаба выполняет Главное управление Командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Повседневное руководство гражданской обороной Республики Беларусь осуществляет Начальник штаба гражданской обороны Республики Беларусь через Штаб гражданской обороны Республики Беларусь. Руководство гражданской обороной в областях, городах, районах осуществляют соответствующие исполнительные и распорядительные органы, а на территории поселковых и сельских Советов – соответствующие местные Советы депутатов. Начальниками гражданской обороны областей, городов, районов, являются руководители соответствующих исполнительных и распорядительных органов, а на территории поселковых и сельских Советов – председатели соответствующих Советов депутатов. Начальниками ГО промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений являются их руководители.

Весь комплекс мероприятий по защите рабочих и служащих, членов их семей, по обеспечению устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях, по мобилизации сил и средств, а также организации и проведению спасательных работ выполняется на объектах народного хозяйства.

К объектам народного хозяйства относят самостоятельные организации, такие как: заводы, фабрики, колхозы, совхозы, учебные заведения и др.

Начальником ГО ОНХ является руководитель объекта. Он подчиняется вышестоящим начальникам гражданской обороны по месту расположения объекта и по производственному признаку. Начальник ГО объекта несет ответственность за организацию и состояние гражданской обороны.

На крупных объектах назначаются заместители начальника ГО: по эвакуации, инженерно-технической части, материально-техническому снабжению. На всех объектах создаются штабы ГО. На крупных предприятиях штабы комплектуются освобожденными работниками, на небольших – лицами, не освобожденными от своих обязанностей. В состав штаба входят: начальник штаба, его заместители (помощники) по оперативным вопросам, боевой подготовке и другие должностные лица. Штаб ГО объекта является органом управления начальника гражданской обороны объекта. На него возлагается вся организационная работа. ля организации и проведения специальных мероприятий ГО на базе имеющихся отделов ОНХ создаются службы гражданской обороны для выполнения специальных мероприятий. Начальником службы является руководитель подразделения объекта. Такими службами могут быть: служба оповещения и связи, медицинская служба, служба охраны общественного порядка, противопожарная служба и др
54.Характеристика очага химического поражения. Параметры зоны химического заражения.

В рез-те аварий или воен. конфликтов на местности образуются зоны хим. заражения и очаги хим. поражения. Зоны хим. заражения представляют сосбой территорию, над которой распространилось облако с отравляющими (ядовитыми) веществами или рассеяны пары этих веществ с поражающими концентрациями. Границы зоны определяются значениями пороговых токсодоз СДЯВ или ОВ, т.е. такими концентрациями этих вещ-в, кот. вызывают нач. симптомы поражения.

Очаг хим. поражения – это тер-рия, участок зоны хим. заражения, в пределах кот. произошло массовое поражение людей, с\х животных, растений. В зависимости от кол-ва вылившегося СДЯВ, масштаба применения хим. оружия формируются разл. Размеров зоны заражения, в кот. могут быть 1 или неск-ко очагов поражения.

Зона заражения хар-ся видами СДЯВ или ОВ, степенью зараженности воздушной среды, их размерами по отношении к объектам народного хозяйства. Параметры зоны заражения: это глубина, ширина, площади очагов химического заражения, т.е. площади населенных пунктов. Очаг поражения опр-ся видом СДЯВ, их количеством, вертикальной устойчивостью приземных слоев атмосферы, характером растительности, рельефом местности, температурой окружающей среды. При повышении t испарение СДЯВ увеличивается, а продолжительность действия уменьшается. При сильном ветре облако быстрее рассеивается, и наоборот, при слабом ветре медленнее распространяется, сохраняя поражающие свойства длительное время на значительной глубине. Оценка химической обстановки включает определении параметров зоны заражения (глубина,. Ширина, площадь), определение времени подхода зараженного воздуха к объекту, определение продолжительности поражающего действия СДЯВ и оценку возможных потерь в очаге поражения.


Содержание, задачи и организационная структура гражданской обороны в РБ

ГО - комплекс мероприятий, направленных на защиту населения в ЧС в мирное и военное время.

Основными задачами являются:

1) защита населения в ЧС мирного и военного времени.

2) ведение спасательных и др. неотложных работ в очагах поражения.

3) участие в мероприятиях по повышению устойчивости работ промышленных объектов в военное время.

4) обучение населения.

Для успешного решения всех выше перечисленных задач предусматривается разработка необходимых документов, создание группировки сил ГО всех уровней, решение задач мат. и тех. обеспечения мероприятий по ГО.

В 1987 г. были созданы комиссии по ЧС, которые постоянно функционируют в области и республике и создаются на время ликвидации ЧС в районах и городах. На комиссии по ЧС возложены 3 задачи:

1) орг-ция работ по ликвидации последствий ЧС в интересах Мин-в(ведомств) на территории, где произошла ЧС.

2) контроль за работой руков. состава при ведении спасательных работ.

3) контроль за снижением мат.ущерба, имеющего место при ЧС.

ГО на территории РБ создаются по 4 принципам:

ГО организация на всей территории РБ. По тер.-произв. принадл.

1) ГО орг-ся исполн. Комитетами всех уровней.

2) Мероприятия по ГО орг-ся и план-ся во взаимодействии с Мин-вами обороны, МВД, здравоохранения, по ЧС (МЧС).

3) ГО явл-ся общенародной задачей и базируется на чел. и мат. ресурсах всей РБ.

Орг.-штатная структура ГО.

За организацию ответственность несёт председатель СовМина РБ. Решением ежедневных задач по ГО занимается штаб ГО РБ. В области ответ-ет за штаб ГО отвечает председатель штаба ГО области. В городе (районе) отвечает председатель гор.(районного) исполкома.Повседневными задачами занимаются начальники штабов ГО, произв. объектов ГО.

Штабы ГО от района до республики комплектуются кадровыми офицерами. На объектах – гражд. лицами. На крупных объектах гражд. лица освобождены от др. работ, а на мелких по совместительству.

На хоз.объектах создаются невоен.. форм-я ГО


Световое излучение.

Характеризуется энергией светового импульса (U [кал/ см²]).

При воздействии светового излучения на промышленные здания и сооружения возникают пожары:

1) вблизи эпицентра – зона горения и тления в завалах – световая волна идёт первой. После розжига здания идёт ударная, которая разбрасывает здание по территории, образуя завал.

2) сплошных пожаров.

3) зона отдельных пожаров.

Электро-магнитные импульсы.

Возникают в результате ядерного взрыва вблизи эпицентра или в центре в результате высокого напряжения и тока. Приводит к пробою силовых кабелей.

Оценка радиационной обстановки:

1) путём прогнозирования 2) по данным радиационной разведки

  1. На рабочую карту наносятся зоны радиоактивного заражения в зависимости от ветра:

А – зона умеренного заражения (зелёный цвет).

Б – зона сильного заражения (синий цвет).

В – зона опасного заражения (коричневый).

Г – зона чрезвычайно опасного заражения (чёрный).

Все они характеризуются 2 параметрами:

1) величина экспоз.дозы (Ренген);

2) мощность экспоз.дозы (Р/ч).


Понятие о чрезвычайных ситуациях, признаки и классификация

Под ЧС понимают – внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся резким нарушением установленного процесса,оказывающую отрицательное воздействие на деятельность людей и работу предприятий.

ЧС по признакам классифицируют:

1) По причинам возникновения.

2) По скорости распространения.

3) По масштабам распространения.

 

По причинам возникновения различают 4 вида:

1) Техногенного характера:

1)Аварии – внезапно возникшая остановка производства или нарушение нормального режима работы, приводящее к повреждению или уничтожению материальных ценностей

2)Катастрофа – аварии + гибель людей.

Причины аварий и катастроф - нарушение ТБ при эксплуатации сложной техники и низкая надежность техники.

2) Природный характер:

1) Стихийные бедствия:

· Наводнение.

· Бури, ураганы, смерчи.

· Пожары.

· Снежные заносы, обледенения.

3) Биологический характер:

· Изменения состава воз духа, воды и почвы.

4) Социально политический характер

· Военные конфликты

 

По скорости распространения:

· Внезапные – землетрясения, взрывы, аварии на всех видах транспорта.

· Стремительные - пожары, аварии на химически опасных объектах.

· Умеренные - наводнение, затопление, аварии на радиационных объектах

· Плавный - Изменения состава воздуха, воды и почвы, засухи.

 

Чрезвычайные ситуации по масштабам распространения:

1) Объектовые ЧС - Ограничиваются территорией объекта, локализацией занимается невоенинзированные отряды ГО. Руководит работами - начальник ГО объекта (руководитель предприятия).

2) Местные ЧС – ограничиваются территорией города, района. При локализации привлекаются силы и средства министерства обороны, невоенизированные формирования ГО, внутренних дел, МЧС, руководят – комиссии по ЧС города, района, области

3) Региональные ЧС – ограничиваются территорией нескольких областей ликвидацией занимаются аналогичные группы, что и при местных ЧС, руководят комиссии по ЧС областей

4) Национальные ЧС – территория государства, республики – руководят работой республиканские комиссии по ЧС

5) Глобальные – такие ЧС, последствия которых, выходят за пределы границ СНГ, те же силы для ликвидации, в порядке помощи могут привлекаться силы и средства дальнего зарубежья. Руководители - комиссии по ЧС государств, на которых возникло ЧС.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.