Социальная адаптация: сущность, функции, методы. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Социальная адаптация: сущность, функции, методы.

2017-12-09 1713
Социальная адаптация: сущность, функции, методы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio - приспособление.если "социализация" представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие "социальная адаптация" подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Профессиональная адаптация — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Молодежь - социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет - от наступления физической зрелости до достижения трудовой и социальной стабильности (приобретение профессии, экономической самостоятельности), создания семьи и рождения детей.

Роль молодежи в обществе определяется характерными чертами этого социального слоя:

- большая потенциальная общественная энергия;

- способность видеть и остро воспринимать все негативные черты общества на каждом этапе его развития;

- потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвести их;

- максимализм и несклонность к компромиссам;

- отсутствие жизненного опыта;

- потребность в сильном лидере;

- неумение адекватно и объективно оценивать себя и других.

Молодежь составляет 41 % трудоспособного населения РФ. В связи с рыночной экономикой и слабой, сокращающейся материальной базой возникают следующие проблемы:

= социальная незащищенность молодежи в сфере труда, безработица (молодежь до 30 лет первая попадает под сокращение и составляет 38 % всех безработных); не востребованность молодежи со средним специальным и высшим образованием (наиболее престижной является работа в сфере торговли, посредническая деятельность);

= отставание уровня образования от современного уровня наиболее развитых стран, падение престижа профессионально-технического образования, неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях, слабая материально-техническая база; экономическая незащищенность молодых ученых (приводит к снижению стремления дальнейшей учебы молодых специалистов-аспирантов); большой отток талантливой молодежи за рубеж;

= низкие заработки, стипендии, трудности с вторичной занятостью, отсутствие качественных недорогих товаров (одежды, обуви, предметов первой необходимости). Лишь небольшая часть молодежи имеет возможность без особых усилий следовать модным стереотипам в одежде. Остальные на этой почве страдают комплексами неполноценности, что деформирует взаимоотношения в молодежной среде;

= сокращение материальной базы для организации культурного досуга молодежи. Платные зрелищные мероприятия- платные кружки и спортивные секции, дорогой транспорт, трудности с отпуском, туризмом и т.д.;

= изменение образа жизни молодежи и брачно-семейных отношений, слабые репродуктивные установки, рост свободных отношений, не связанных с браком, ранняя половая жизнь, серьезный разрыв между временем половой зрелости и социально-гражданским созреванием.

Факторы, влияющие на формирование личности молодого человека, на его воспитательный потенциал:

- целенаправленное влияние общества;

_ социальная среда, в которой молодой человек постоянно находится, воспитывается и формируется, в том числе и факторы психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием в семье;

активность самой личности, ее самостоятельность в отборе знаний, их усвоении и осмыслении, ее нравственные и духовные принципы.

Недостатки современной системы воспитания:

- недостаточна гибкость и оперативность;

- преобладание учебной деятельности;

- несамостоятельность молодежи;

- подмена деятельного подхода словесным воспитанием;

- нежелание считаться с изменениями в сознании и поведении молодежи.

Можно выделить следующие основные направления деятельности:

обеспечение соблюдения прав молодежи;

обеспечение гарантий в сфере труда и занятости;

государственная поддержка молодой семьи;

гарантированное предоставление социальных услуг;

поддержка талантливой молодежи:

формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

- содействие международным молодежным обменам.

Таким образом, система формирования и реализации государственной молодежной политики включает:

- специальное законодательство;

- государственное регулирование;

- плановое и финансовое обеспечение.

Отдельные аспекты государственной молодежной политики можно выделить в принятых в 1995 г. Федеральных законах «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Семенном кодексе РФ и окаю 20 его законах, федеральной целевой программе «Молодежь России»(2011-2015г)

В поле их деятельности находятся программы:

- занятость молодежи (выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих)

- предпринимательская деятельность:

формирование системы служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью (психолого-педагогическая, юридическая помощь и т.д.):

- профилактика преступности и безнадзорности:

-поддержка социально значимых программ молодежных и детских организаций:

- участие в организации досуга, развития творчества, летнего отдыха детей и подростков. Организуются социальные службы для несовершеннолетних и молодежи с целью обеспечения условий социального, духовного становления личности молодого человека.

Основными проблемами по организации служб, центров, консультативных пунктов по оказанию помощи молодежи являются:

- недостаточное финансирование;

- слабая обеспеченность кадрами;

- необходимость разработки новых методов подхода к проблемам планирования семьи.

Формы осуществления соц терапии:

- индивидуальные

- групповые

Социальная терапия – это определенная форма вмешательства (интервенция) в интересах клиента, может быть рассмотрен как метод «лечения», влияющий на психологические и соматические функции организма; как метод влияния связан с обучением и профессиональной ориентации; как инструмент соц контроля; как средство коммуникации. Эмоциональный компонент – выражение лица, голос, жест.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволят клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии. В практической социальной работе могут быть использованы некоторые методы групповой терапии: метод групповой дискуссии, ролевую игру, проективный рисунок, психогимнастику и др.

В зависимости от характера терапевтического воздействия выделяют следующие три группы методов психотерапии: методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии; методы суггестивной терапии, ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психической жизни человека; методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.

Методы личностно-ориентированной терапии имеют широкое распространение не только в психотерапевтической практике, но и в практической психологии, в социально-педагогической работе, в деятельности специалистов по социальной работе. К числу этих методов можно отнести: психотерапевтическую беседу, разговорную терапию; психотерапевтические тренинги; трудотерапию, терапию физической культурой; библиотерапию, сказкотерапию; эстет терапию, смех терапию; гештальттерапию.

Использование методов суггестивной терапии предполагает активное применение техник внушения путем целенаправленного воздействия на уровни сознания и подсознания. Для работы с такими методами в профессиональной деятельности психолог должен иметь медицинское образование или осуществлять это терапевтическое воздействие совместно с врачом-психотерапевтом. К числу суггестивных методов терапии относят: метод аутогенной тренировки; метод активной релаксации; метод медитации; плацебо терапию (имитацию лекарственного воздействия); внушение в состоянии гипнотического сна, и др.

Цель – определить сущность и роль социальной терапии в социальной работе.

Соц.поддержка- система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом.положении (безработные, учащаяся молодежь) путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, права защиты и т.д. Соц. работа - совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Соц. Раб.как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака. В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. Всего с 1991 г. по 1992 г. принято 25 законов, направленных на защиту граждан. В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас. В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области соц.политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В этом же году утверждается федеральная программа «Дети России». Она включала в себя серию целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы— «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций. В мае 1995 г. выходят ФЗ«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре — «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в субъектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся. Концепция развития системы социальной защиты населения СПБ на 2006-2010г. базируется на Конституции РФ, ФЗ"Об основах социального обслуживания населения в РФ", ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ ", ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ ", ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Государственная соц. политика СПб и его соц. развитие строятся исходя из сложившейся соц.-демографической ситуации. Главными целями реализации соц. политики СПб являются сокращение масштабов бедности, стабильное повышение качества жизни всех слоев населения СПб и снижение социальной напряженности в обществе. Соц.-экономические изменения, происходящие на современном этапе в стране, диктуют необходимость развития отраслей соц.сферы на всех уровнях. Основными задачами развития системы соц. защиты населения СПб являются: совершенствование законодательства СПБ в области соц. защиты населения; формирование системы стандартов, норм и нормативов соц. обслуживания населения СПБ развитие системы учреждений соц. обслуживания населения СПБ; создание механизмов, регулирующих деятельность соц. служб СПБ независимо от форм собственности; совершенствование взаимодействия субъектов правоотношений в системе соц. защиты населения СПБ.Развитие системы соц. защиты населения СПБ строится на следующих принципах: гарантированность получения населением СПБ соц. услуг и мер соц. поддержки; доступность (организационная, территориальная, финансовая, транспортная и так далее) соц. обслуживания населения СПБ, равенство граждан, имеющих место жительства в получении соц. услуг и мер соц. поддержки; ответственность органов государственной власти СПБ за обеспечение прав граждан на соц. защиту. Современные этапы: пенсионные фонды, фонды соц. Страхования, фонд обязательного страхов.

1. О посредничестве в работе с клиентом социальных служб до середины 70-х годов ХХ века было известно немного. Выделение ее в 60-х годах в качестве отдельной области социальной работы было связано с увеличением числа программ по социальному обслуживанию населения, государственное финансирование которых осуществлялось из различных источников. Это привело к созданию сети услуг, считавшейся слишком сложной, обрывочной, запутанной и нескоординированной. В результате, например, пожилой клиент мог получать денежную помощь из одного источника, помощь по дому – из другого, продовольственную помощь – из третьего, уход в случае болезни – из четвертого или пятого, социальную поддержку – из шестого. Усложнение системы социального обслуживания населения привело к тому, что количество клиентов, обращающихся по одному и тому же поводу то в одну, то в другую социальную службу, стало весьма большим – от 25 до более чем 50%.

В настоящее время термин “посредничество” используется в социальной работе и как отражение ее сути, и как обозначение одной из базовых ее функций, и как метод вмешательства. Именно в последнем смысле и будет применяться данный термин в нашем тексте. Заметим, что в словаре русского языка посредничество определяется как “содействие соглашению, сделке между сторонами”. Специалисты по урегулированию конфликтов относят посредничество к традиционным методам разрешения споров, определяя его как вмешательство в спор с целью помочь конфликтующим сторонам найти компромиссы, достичь взаимоудовлетворяющих договоренностей. Например, целями посредничества во взаимодействии социального работника с разводящимися супругами является помощь в достижении взаимоприемлемых компромиссов, понять характер осложнений брачной жизни, достичь договоренности на справедливое распределение собственности, уладить формальности, касающиеся опеки над детьми, снять эмоциональное напряжение, возникающее из-за нездоровых отношений.

Посредник в социальной работе – это связующее звено между клиентом и разного рода социальными институтами. Необходимость обращения к посреднику возникает тогда, когда человек не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием посредник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека или группы лиц. Социальные работники помогают найти компромиссы, достичь взаимоудовлетворяющих договоренностей, используя свои уникальные навыки и ценностные ориентации в разных формах.

2. При этом специалисты призваны руководствоваться рядом принципов. К основным из них принято относить следующие:

– гарантирование непрерывности процесса оказания услуг по уходу за клиентами (будь то помещение больного в случае необходимости в лечебное заведение или, наоборот, обслуживание его на дому);

– обеспечение полного соответствия этих услуг потребностям клиента с учетом их изменений в различные периоды его жизни;

– помощь в получении доступных и необходимых услуг;

– предоставление услуг надлежащим образом и своевременно, не дублируя их без надобности.

Разумеется, в практике социальной работы используется большее разнообразие принципов посредничества, нежели названные выше. Разнообразны и классификации этих принципов. Нами обозначены лишь чаще всего используемые в практике социальной работы. Объем функций посредничества также различен и зависит от ряда факторов. Но самыми важными из них в социономической деятельности считаются следующие: оценка, планирование, связь и оперативный контроль.

Оценка предполагает, что посредники должны быть в курсе всех без исключения нужд клиента, знать его возможности, видеть его сильные и слабые стороны в настоящее время и в перспективе. Они должны быть уверены, что располагают полной, достоверной и свежей информацией. Более того, посредники являются “единственными во всей цепочке помощи, кто отвечает за “всего” клиента”104.

Планирование предусматривает круглосуточное обеспечение клиента всеми видами услуг. План должен быть сфокусирован на возможности дальнейшего расширения сферы услуг в сочетании официальных и неофициальных форм оказания помощи. При этом посредники подготавливают список организаций, оказывающих соответствующие услуги, определяют их линию поведения и способы ведения дел, объясняют цели и функции плана тем, кто должен оказывать услуги. Более того, согласно практикам лучших организаций, они так планируют свою деятельность, что к посреднику можно обращаться за помощью 24 часа в сутки.

Связь. Посредники связывают клиентов с теми структурами по оказанию помощи, которые отвечают их нуждам. Данная функция включает в себя помощь клиентам в преодолении барьеров при пользовании услугами и при реализации своих прав.

Оперативный контроль, наконец, состоит в контроле качества и своевременности предоставления услуг клиенту. Это требует контактов не только с клиентом, но и с соответствующими службами. Эффективны контакт с глазу на глаз и визиты к клиенту домой в момент оказания ему услуг. Личный контакт способствует улучшению отношений посредника со службами и самим клиентом, дает ему возможность влиять на эти отношения. Подразумевается, что функция контроля является и оценивающей, поскольку посредник контролирует и фиксирует выполнение каждого пункта плана. Информация, собранная в ходе контроля, может привести к переоценке старых и составлению новых планов или установлению новых связей.

Разумеется, посредники осуществляют и другие функции, часто действуют как уполномоченные по урегулированию конфликтов на разных уровнях. В этой связи подчеркнем, что обычно выделяют несколько направлений осуществления посреднической деятельности:

– между клиентом и разного рода социальными институтами;

– между клиентом и другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, юристами и др.);

– между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;

– между клиентами (межличностное посредничество).

3. В процессе осуществления посредничества принято выделять ряд этапов. На первом этапе посредничества социальный работник призван уточнить проблему, стоящую перед клиентом. Если специалист не может предложить средства решения данной проблемы в своей службе, он обязан помочь клиенту найти другое подходящее учреждение, которое может это сделать. Чтобы определить, отвечают ли запросы клиента критериям этих других учреждений, социальному работнику важно овладеть процессами сбора точной и хорошо документированной информации о той организации, к услугам которой он прибегает, осуществляя посредничество.

На втором этапе посреднического процесса социальный работник изучает и оценивает вместе с клиентом все возможные варианты того выбора, который делает клиент, обращаясь в то или иное учреждение. Важно хорошо взвесить все преимущества и недостатки тех учреждений, которые имеются в данном районе, городе, регионе. Их сравнительные возможности должны дать клиенту реальное представление о потенциальных выгодах, чтобы он мог принять решение – прибегнуть к их помощи или отказаться от таковой. Хотя процесс выбора осуществляется совместно клиентом и социальным работником, специалист призван “бежать” от раздачи советов-рекомендаций клиенту, насколько это возможно. Клиент все же нередко желает знать, что именно посоветует ему специалист. Социальный работник должен в таких случаях быть весьма осторожным, памятуя о том, что дать совет фактически означает взвалить груз ответственности за ситуацию клиента на свои плечи. Тем не менее если ресурсы клиента ограничены или проблематичны, то специалист обязан дать четкую рекомендацию, основанную на профессиональной оценке проблемы клиента и всех имеющихся возможностей.

На третьем этапе посредничества оказывается помощь клиенту в установлении контакта с избранной им организацией. Подчеркнем, что, по некоторым данным, лишь менее двух третей клиентов доходят до избранных ими организаций. А из тех, кто сделал это, только половине были оказаны услуги, за которыми они обращались. Некоторые специалисты считают, что сам факт направления клиента в избранную организацию за необходимой помощью решает проблему ее предоставления. Однако это иллюзия. Дело в том, что социальные службы могут быть перегружены работой, недоукомплектованы кадрами или имеет место и то и другое одновременно. Они вовсе не нуждаются в новых клиентах, поэтому попасть к ним – проблема. Да и сам клиент может быть недостаточно напористым, плохо владеть информацией относительно тех услуг, которые ему могут предоставить в избранной им организации. Словом, главная задача, решаемая специалистом на данном этапе посредничества, повторим это вновь, – довести клиента до избранной им организации.

Завершается процесс оказания посреднической помощи лишь тогда, когда социальный работник убедится, что клиент начал получать необходимую помощь в избранной им организации. Поэтому при расставании с клиентом специалисту рекомендуется попросить его позвонить и сообщить о результатах вхождения в данное учреждение и оценить их. Социальный работник призван убедиться в том, что контакт клиента с избранной им организацией работает на благо клиента и что тот действительно воспользовался необходимой ему помощью. Пока контакты клиента с избранной им организацией не стали прочными, специалист должен поддерживать с ним связь, интересуясь, как идут дела. При этом важно избегать давления на клиента для получения информации и принимать то, чем клиент желает поделиться.

4. Посредничество, как и другие способы социономической деятельности, должно быть основано на доверии и уважении к человеку, ищущему помощь. Соционом может лишь помочь клиенту осознать альтернативы, которые обеспечат лучшие средства помощи в ситуации клиента. Выбор делает клиент, игнорируя или принимая имеющиеся источники помощи.

Использование “активных приемов” посредничества означает повышение шансов клиента на успех в получении посреднических услуг. Кподобного рода приемам относят выписку для клиента необходимых данных: название избранного им учреждения, адрес и номера телефонов избранной клиентом организации; как добиться там приема и как туда добраться. И что важнее всего – четкое объяснение того, чего именно клиент может ожидать в этой организации. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за самим клиентом.

Сопроводительное письмо работника социальной службы также является распространенным приемом посредничества. Данный прием нередко оказывает значительную помощь как клиенту, так и специалистам избранного клиентом учреждения. Клиент, таким образом, имеет на бумаге ясное, реальное описание той цели, с которой он обращается в учреждение, а учреждение – четкое представление о том, чего ожидает от него клиент.

Очень полезно сообщить клиенту имя специалиста, к которому ему следует в этом учреждении обратиться. Причем этот специалист должен быть не просто профессионалом в своей сфере деятельности, но и весьма коммуникабельным человеком.

Рекомендуется специалистам и использование такого приема посредничества, как позвонить в присутствии клиента в избранную им организацию и, сообщив необходимую информацию, договориться о первой встрече. Таким образом начало контакта клиента с этой организацией будет положено в присутствии самого работника социальной службы, выполняющего посреднические функции. Однако некоторые специалисты убеждены, что договариваться о первой встрече с сотрудниками избранной организации должен клиент. Тем самым он принимает на себя ответственность за получение дальнейшей помощи108. Порой клиент просит специалиста сообщить необходимую информацию в избранную им организацию. Рекомендуется делать это не в присутствии клиента. Часто такой контакт снижает тревогу клиента по поводу новой встречи со специалистами.

Иногда бывает необходимо сопроводить клиента в избранную им организацию. Такую функцию выполняет порой сам специалист, иногда же он привлекает к ее осуществлению родственников или друзей клиента.

Эффективное использование приемов посредничества предполагает хорошее знание социальным работником ключевых сотрудников избранного клиентом учреждения и его возможностей.

Исследования программ оказания посреднической помощи показали, что эффективность подобного рода деятельности в значительной степени зависит от окружающей обстановки. Порой специалисту недостаточно полномочий для такого рода работы. Так или иначе, необходимы специальные исследования факторов, способствующих и препятствующих осуществлению посредничества в социономической деятельности.

31. Исторические модели социальной работы. Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание социальной работы.Три группы современных моделей социальной работы: 1. психолого-ориентированные -связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.А)Психодинамическая модель -Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы: индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи. Б)Экзистенциальная - внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах.социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта.В)Гуманистическая модель -связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искренне сочувствие, умение выстроить собственную технологию2. социолого-ориентированные- социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. А)“Модели жизни” экологической - Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Б)Социально-радикальная модель. В её основе – положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.пВ)Марксистская модель-деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе3. комплексно-ориентированные. поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. А)Ролевая модель представление о личностных ролях: включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизниБ)Социально-педагогическая модель-может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы. В)Когнитивная – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование,разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п. Г)Витальное-ориентированная модель (концепция жизненных сил) представлена С.И. Григорьевым. В ее основе находится понятие “жизненные силы” как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа.

32. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОДВЕРГШИМСЯ НАСИЛИЮ. Существуют следующие формы домашнего насилия (насилие в семье): а) физическое (побои, другие формы причинения телесных повреждений); б) психологическое (словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.); в) экономическое (запрещение поступить на работу или принуждение оставить работу, полный контроль за расходами женщины); г) сексуальное (навязанный сексуальный контакт). Кроме того, по отношению к ребенку существует вид насилия, такой как пренебрежение, интересами и нуждами ребенка.В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяются три группы задач: - по их спасению;- по поддержанию социального функционирования; - по социальному развитию. В случае реальной опасности для жизни и здоровья жертвы домашнего насилия могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью. Социальная работа - вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально - правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно: 1)здравоохранения (реабилитационные, психотерапевт); 2)социальной защиты населения (социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания). Одну из важных ролей в предупреждении насилия в семье, играет специалист социальной работы. В его непосредственные функции входит проведение просветительской работы среди населения, выявление неблагополучных семей, социальный контроль над членами неблагополучных семей, в случае необходимости передача дела в правоохранительные органы, а так же органы опеки. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации. Так же, в ситуации домашнего насилия специалистам социальной работы приходится решать, как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов: - просветительские, - обучающие; - диагностические; - терапевтические; - консультативные; - организационные; - административные.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.