Понятие инновации и их классификация. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие инновации и их классификация.

2017-12-12 264
Понятие инновации и их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инновации – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и др. видов эффекта.

Нововведение – это освоение новой техники и технологии, улучшение методов организации и управления.

Инновации – это нововведение в комплексный процесс создания, распространения и использования новшества для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые и дополненные товары, или товары с новыми качествами.

Научно-технический прогресс (НТП) – существенный фактор производства продукции, обеспечивающий повышение производительности труда за счет совершенствования средств производства к технологии на базе открытия наукой новых закономерностей и явлений из окружающего мира.

 

Составляющие НТП

Эволюционная составляющая – совершенствование науки и техники идет планомерно, без скачков.

Революционная составляющая – развитие имеет скачкообразный характер, происходит переход к новым поколениям техники и принципиально новым технологическим системам.

Повышение производительности труда на основе НТП является одним из основных факторов экономического роста. Если экономический рост носит инновационный характер, то он называется развитым. Экономическое развитие происходит неравномерно, носит циклический характер.

Классификация инноваций

1.По распространенности:

- единичные;

- диффузионные

2.По преемственности:

- замещающие;

- отменяющие;

- возвратные;

- открывающие

3.По месту в производственном цикле:

- сырьевые;

- продуктовые;

- обеспечивающие

4.По охвату ожидаемой доли рынка:

- локальные;

- системные;

- стратегические

5.По инновационной потенциальности и степени новизны:

- радикальные;

- комбинированные;

- совершенствующие

Формы инновационного процесса

1.Простой (внутриорганизационный) – создание и использование новшества внутри одной организации.

2.Товарный – новшество выступает как предмет купли-продажи.

3.Расширительный – появление новых производителей, нововведение, нарушение монополии производителя-пионера.

Фазы инновационного процесса:

1.Разработка инновации;

2.Материализация инновации;

3.Коммерциализация инновации.

 

Бизнес планирование.

Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инвестиционного проекта.

Бизнес– план помогает потенциальным инвесторам составить представление о задачах проекта и его эффективности, т.е. оценить вероятную доходность и надежность вложений. Деловой практикой выработаны определенные требования составления бизнес-плана, который позволяет свести единую необходимую информацию о проекте, принципах его воплощения в жизнь и факторах, влияющих на конечные результаты проекта.

Характерной особенностью грамотно составленного бизнес-плана является краткость изложения, который достигается за счет четкого структурирования раздела бизнес-плана, который отражает разные аспекты достижения поставленной цели. Состав и степень детализации бизнес-плана зависит от масштаба инвестиционного проекта и отраслевой принадлежности реализуемого предприятия. Бизнес-план можно составить в двух вариантах: в сжатом и в развернутом.

Краткий служит официальным документом, а подробный – рабочей программой и руководством действий. Подбор информации, который составляет основу бизнес-плана, должен продемонстрировать глубокое понимание цели и задач инвестиционного проекта предприятия или той отрасли, которой принадлежат предприятие и специфике рынка, на которой намечено продвигать продукцию или услугу.

Бизнес-план включает в себя следующие разделы:

1.Резюме. Представляет собой аннотацию бизнес-плана и основное назначение состоит в том, чтобы привлечь внимание того, кто знакомиться с бизнес-планом.

2.Анализ рынка. Назначение состоит в том, чтобы определить основные характеристиками потенциальных рынков сбыта новых продуктов, а также определить способы продвижения новых продуктов потребителю и достижению требуемых объемов сбыта. Данный раздел включает в себя описание продуктов, оценку спроса и анализ конкурентов.

3.План маркетинга (~ анализ рынка).

4.Производственный план, здесь приводится описание технологии, оценка потребности материально- технических ресурсах, а также определение предполагаемого местоположения предприятия с точки зрения его близости к рынку.

5.Организационный план. Содержит описание организационной структуры предприятия, сведения об организационно- правовом статусе предприятия, форме собственности предприятия и потребности в персонале.

6.Финансовый план. Данный раздел осуществляет прогнозную оценку экономической эффективности проекта на основе притоков и оттоков денежных средств.

7.Анализ рисков. Здесь рассматривается вероятность возникновения рисков при реализации проектов, приводится причина, обуславливающая их возникновение, и описываются способы предотвращения или снижения перечисленных рисков.

Способы минимизации рисков:

-отказ от проекта;

-страхование;

-диверсификация рисков - разделение рисков;

-хеджирование - разновидность страхования (страхуется цена продукции);

-передача риска другой компании за определенную плату.

Тема: Организация и планирование технического контроля и управления качеством продукции

 

Центральным звеном управления качеством продукции на предприятии является планирование, оно осуществляется по следующим показателям:

· Объем и удельный вес производства перспективных видов продукции

· Доля выпуска конкурентоспособных изделий в общем объеме реализованной продукции

· Доля изделий, снятых с производства

 

Контроль

С этой целью на предприятиях организуется отдел технического контроля (ОТК). Начальник ОТК назначается и отстраняется от свой должности вышестоящей организацией и подчиняется непосредственно директору предприятия.

В функции отдела входят:

· Контроль качества материала, деталей и агрегатов, получаемых со стороны

· Контроль за ходом технологического процесса по всем стадиям и операциям

· Контроль за соблюдением требований технической документации

· Учет и анализ брака и рекламаций потребителя

 

По времени выполнения контрольные операции подразделяются на:

· Предварительные

· Промежуточные

· Окончательные

 

Предварительный контроль (входной) осуществляется за качеством материалов, комплектующих, полуфабрикатов до начала обработки, готовых деталей до сборки.

Промежуточный осуществляется непосредственно на рабочих местах по операциям технологического процесса.

Окончательный осуществляется над продукцией полностью законченного производства в цехе.

ОТК

 

            1. директор
            2. начальник ОТК
          3. бюро внешней приемки материалов и комплектующих
          4. бюро цехового контроля
            5. сменный контрольный мастер
            6. контролеры
    9   7. бюро учета и анализа брака и рекламаций
          8. центр измерительной лаборатории  
        9. контрольно-проверочные пункты

 

Операционный контроль качеством продукции фиксируется контрольно-маршрутной операцией, при этом основными документами являются:

· Маршрутный лист

· Паспорт контроля

· Контрольно-маршрутные карты

 

Эти документы сопровождают деталь или партию деталей по всем технологическим операциям от запуска до выпуска изделия.

Рабочим листом контролера м.б.:

· Стационарные (располагаются по ходу производства)

· Передвижные (по технике выполнения)

 

Контрольные операции м.б.:

По технике выполнения:

- по лабораторным анализам

- измерение геометрических размеров

- наружный осмотр

- техническим изменениям на стендах

- контрольно-сдаточным испытаниям

По объему продукции контроль м.б.:

- сплошным

- выборочным

 

Благодаря высокой однородности продукции в основном используется выборочный контроль.

Статистический метод контроля

Информационной базой статистического контроля являются контрольные карты (схемы). Общее число контрольных изделий обычно не превышает 50% от партии, а частота контроля колеблется от 1 часа до 3 часов в зависимости от устойчивости процесса и качества оборудования.

Если в результате выборочного контроля выявляются отклонения параметра нормы, то м.б. сделан один из 2-х выводов:

1. требуется подналадка оборудования, т.к. число деталей попавших в предупредительную зону больше предельно допустимой

2. вся партия д.б. подвергнута разбраковке (сплошной контроль). Вся партия д.б. подвергнута клеймению. Каждый контролер имеет свое клеймо и личный контрольный номер, место клеймения в чертежах.

 

Учет и анализ брака и внешних рекламаций:

для выявления причин и виновников брака существуют специальные классификаторы по всем технологическим процессам (литейного, кузнечного, механического и т.д.). Н-р, типовые виды брака при обработке деталей на металлорежущих станках группируются по 9 группам:

1. отступление от чертежных размеров и допусков

2. овальность, конусность, некруглость

3. эксцентричность, биение, не параллельность

4. отступление от заданной частоты поверхности

5. местная чернота

6. задиры, волнистость

7. срыв и срез резьбы

8. отступление от заданного профиля и толщины зуба

9. несоответствие материала детали требованиям чертежей или техническим условиям

 

Классификаторы виновников причин брака.

1. рабочий-исполнитель

2. рабочий-наладчик

3. администрация или ИТР цеха

4. отдел главного конструктора

5. отдел главного технолога

6. отдел главного механика

7. отдел главного энергетика

8. цеха инструментального производства

9. цеха горячей обработки

10. отдел технического контроля ОТК

11. внешние поставки

 

Брак продукции подразделяют на:

- окончательный

- исправимый

Различие между ними в величине потерь, которое несет производство.

 

Организация бездефектного изготовления продукции.

Это значит, что рабочие и мастера должны предъявлять продукцию отделу технического контроля, после того как они сами убедились, что в продукции нет дефекта. При этом контролеры ОТК проверяют качество продукции и если обнаружат хотя бы одну дефектную деталь из партии, то возвращают всю партию исполнителям. Повторное предъявление ОТК производится только с разрешения начальника цеха. Система бездефектной работы запрещает главному инженеру, начальнику ОТК, главному конструктору, главному технологу выдавать главное разрешение на сдачу отдельных партий, изготовленных с отступлением от требований технической документации. В этих условиях задача ОТК сводится не к выявлению брака, а к его профилактике.

 

Тема: Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия

1. Содержание и методы планирования

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

- по степени охвата (общее и частичное);
- содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности);
- предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);
- сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
- охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
- срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
- жесткое и гибкое;

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

- полнота (требуется учесть все);
- детализация (глубина ее определяется целью планирования);
- точность;
- простота и ясность;
- непрерывность;
- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
- выравнивание при планировании (учет "узких мест");
- экономичность.

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Следует четко определить:

- объект планирования (что планируется);
- субъект планирования (кто планирует);
- период (горизонт) планирования (на какой срок);
- средства планирования (в т.ч. ВТ);
- методику планирования (как планировать);
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

2. Видов планирования (виды планов)

Различают:

- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);
- скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.;
- жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);
- гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любое предприятие имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

- общее (долгосрочное основополагающее, концепция предприятия);
- стратегическое (долгосрочное развитие предприятия, сфер быта, производства, НИОКР, персонала);
- тактическое (условий хозяйственных операций — производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);
- оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования — долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели предприятия;
- носитель идеи планирования — высший менеджмент;
- проблемы планирования — отсутствие надежности и структурирования;
- горизонт планирования — долгосрочное;
- охват — глобальный, широкий спектр альтернатив;
- принципы — изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно важнейшие вопросы планирования — рынки сбыта.

Это планирование включает:

- выработку стратегии;
- стратегическое планирование производственной программы;
- планирование развития потенциала;
- планирование развития структуры потенциала.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1—5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами оперативного планирования являются:

- носитель идей планирования — средние и низшие уровни менеджмента;
- задача планирования — обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;
- горизонт;
- глубина;
- диапазон;
- основа;
- короткие и средние сроки;
- детализация планов;
- ограниченный спектр альтернатив;
- созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

- особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить);
- особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей);
- проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств);
- проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального);
- большое число лиц, участвующих в планировании;
- ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие);
- проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

3. Годовой план предприятия

Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов:

- план маркетинга;
- производственная программа;
- техническое развитие и организация производства;
- повышение экономической эффективности производства;
- нормы и нормативы;
- капитальные вложения и капитальное строительство;
- материально-техническое обеспечение;
- труд и кадры;
- себестоимость, прибыль и рентабельность производства;
- фонды экономического стимулирования;
- финансовый план;
- план охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
- социальное развитие коллектива.

4. Роль нормативов в планировании

Неотъемлемой частью планирования на предприятии являются нормы и нормативы. Под нормой понимается научно обоснованная мера затрат живого или общественного труда на изготовление единицы продукции или выполнение заданного объема работ. Норматив характеризует степень использования ресурса на единицу измерения продукции или работы (на единицу площади, веса и т.д.).

Различают нормы (нормативы):

- затрат живого труда;
- расхода предметов труда (сырья, материалов, топлива и т.д.);
- использования орудий труда (машин, оборудования и т.д.);
- движения (организации) производства (длительности производственного цикла, времени опережения, партионности и т.д.);
- издержек производства (в т. ч. НЗП);
- социально-экономические и т.д.

Совокупность норм и нормативов представляет собою основу для текущего и перспективного внутрифирменного планирования. На базе этих норм формируются балансы потребления материальных ресурсов, энергобалансы и т.д. По степени детализации различают нормы специфицированные и сводные. По методу разработки:

- расчетно-аналитические;
- опытные;
- опытно-статистические.

Вся совокупность норм и нормативов образует нормативное хозяйство предприятия, которое вводится в АСУ и используется для оперативного планирования и управления производством, планирования всех видов деятельности предприятия и организации подготовки производства.

Например, при планировании МТС используют удельные затраты материалов на единицу готовой продукции.

Норма расхода материала включает:

- полезный расход материала;
- дополнительные затраты, вызванные технологическим процессом;
- затраты, не связанные с технологическим процессом (например, из-за некратности длины при раскрое, боя, утечки и т.д.).

Важным показателем является коэффициент использования материала (отношение чистой массы изделия к норме расхода).

Норма запаса материалов служит для установления потребного завоза на планируемый период с учетом порядка их поступления от поставщиков, размеры складских помещений, допустимого расхода оборотных средств для создания материальных запасов.

Устанавливаются также нормы текущего, страхового запаса и их суммы (складского запаса).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.